РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-3-166-172
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Е. Н. Мясникова, Т. В. Жубрева, И. В. Васильева
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
Качественное питание школьников выступает одним из самых важных факторов обеспечения здоровья и благосостояния нации. В статье представлены данные по охвату горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений Воронежской области, которая является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации. Она имеет свои региональные особенности, в том числе по характеру заболеваний. Так, в регионе у детей школьного возраста отмечается повышение заболеваний органов пищеварения, нарушение обмена веществ, включая ожирение; многие школьники состоят на учете в противотуберкулезном диспансере. Администрацией Воронежской области уделяется большое внимание организации питания в образовательных учреждениях. Показано, что охват горячим питанием школьников по области составляет в среднем 92,7%, при этом в 10 из 31 муниципального района этот показатель составляет 100%. Действует губернаторская программа, в рамках которой учащиеся с первого по девятый класс обеспечиваются молоком. В рационы питания включены йодированная соль, обогащенные йодказеином хлебобулочные изделия, витаминизированные напитки. Однако школьникам не предоставляется комплексное профилактическое и лечебное питание, соответствующее региональным особенностям по заболеваемости. В целом организация питания школьников осуществляется в соответствии с действующими законодательными регламентами на основе принципов государственной политики Российской Федерации и ее субъектов.
Ключевые слова: региональные условия, социальное питание, питание школьников, рационы питания, уровень заболеваемости школьников, государственный контроль (надзор).
REGIONAL PECULIARITIES OF SCHOOL CHILDREN NUTRITION IN THE VORONEZH REGION
Elena N. Myasnikova, Tatiana V. Zhubreva, Inna V. Vasilieva
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
High-quality nourishment of school children is an important factor of ensuring health and wellbeing of nation. The article gives information about providing hot meals to school children of comprehensive secondary institutions in the Voronezh region, which is one of the biggest entities of the Russian Federation. The region has its own specific features, typical illnesses included. For instance, school children in the region have a higher rate of illnesses of the digestion system, metabolism disorders, including overweight, some school children are registered in the TB prophylactic centers. The regional administration pays serious attention to organization of catering in education institutions. It was shown that provision of hot meals to school children in the region makes 92.7% on the average, while in 10 out of 31 municipal districts this figure reaches 100%. The governor's program is functioning in the region, according to which school children from the 1 to the 10 form are provided with milk. The diet of school children includes iodized salt, bakery enriched with iodine-casein, vitamin drinks. However, school children have no opportunity to get complex prophylactic and medical nutrition, which corresponds to regional peculiarities on illnesses. In general, organization of school children catering is done in accordance with the current legislative regulations on the basis of state policy of the Russian Federation and its entities.
Keywords: regional conditions, social nutrition, school children nutrition, diets, level of school children illnesses, state control (supervision).
Организация питания в общеобразовательных учреждениях в значительной мере зависит от внешней среды, прежде всего государственного регулирования в области организации безопасного и рационального питания для разных возрастных групп.
Обеспечение качественным питанием учащихся в школах в большинстве развитых стран ставится на один уровень с национальной безопасностью государства, поскольку очевидна зависимость состояния здоровья детей от их питания, а от состояния здоровья детей - здоровье и благосостояние нации в целом. Россия не является исключением. Более того, в силу обширности территории, многонациональ-ности состава населения и неоднородности распределения объектов промышленности, включая оказывающих негативное влияние на региональную экологическую обстановку, для России это имеет особое значение.
Воронежская область является одним из крупнейших аграрных регионов Российской Федерации. В сложившейся экономической ситуации в стране для этого региона «...базисом современного экономического развития сельского хозяйства являются профессионалы, живущие в сельской местности.» [5. - С. 141]. В этой связи крайне важным фактором развития выступает подготовка специалистов в области сельского хозяйства, обеспеченных рабочими местами по месту рождения и проживания. Фундаментом этого образования, вне всякого сомнения, служит сохранение здоровья подрастающего поколения. «.Дети проводят в образовательном учреждении до 30 процентов суточного времени [поэтому организация их рационального питания в школе] является одним из основных факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения» [4. - С. 439-440 ].
Факторы среды обитания существенно влияют на состояние здоровья населения. Влияние может быть как благоприятным, так и негативным. В рассматриваемом ре-
гионе позитивной тенденцией является отсутствие острых кишечных инфекций, паразитарных и инфекционных заболеваний в образовательных учреждениях, что свидетельствует о приемлемом уровне организации питания в школьных столовых и буфетах, а также надлежащей системе контроля санитарно-гигиенического состояния пищеблоков.
Вместе с тем ряд факторов негативно влияет или может влиять на здоровье населения, включая детей и подростков. Одним из таких факторов может стать унифицированность рационов питания школьников в России. Это явление имеет место «и в развитых странах по всему миру - происходит формирование новой наднациональной унифицированной (при всем еще имеющемся многообразии) кухни» [3. - С. 177]. Явление опасно тем, что может обусловливать употребление продуктов питания, плохо усваиваемых детским организмом в силу генетических особенностей и пищевых традиций. В таких условиях «большое значение приобретает сбалансированное полноценное питание, имеющее функциональную направленность» [1. - С. 181].
К числу основных факторов риска, связанных с окружающей средой, относят загрязнение воздуха. Имеются научные данные о негативном влиянии на здоровье школьников взвешенных частиц, озона, диоксида азота, углеродистых веществ в атмосферном воздухе, о негативном действии этих веществ на дыхательную и сердечно-сосудистую системы [2]. Воронежская область входит в число территорий, которые подверглись радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), что необходимо учитывать при организации питания школьников и включать в рацион продукты с радиопротекторными свойствами.
За период с 2013 г. в целом по Воронежской области наблюдается снижение уровня заболеваемости дошкольников и школьников в возрасте до 14 лет на 7,2%. Вместе с
тем по ряду заболеваний зарегистрирован рост показателей, среди которых для целей данного анализа важно отметить повышение на 57,6% уровня расстройств пищеварения и нарушения обмена веществ у младших школьников. Среди детей возрастной группы от 15 до 17 лет уровень заболеваемости по Воронежской области вырос на 1,0%. При этом наиболее интенсивные темпы роста регистрируются по заболеваниям, связанным с расстройством пищеварения и нарушением обмена веществ. Следует отметить, что этот рост значительно выше (на 42%), чем для младшей возрастной группы, и составляет 81,6%.
В регионе наблюдается устойчивая тенденция роста заболеваемости ожирением детей возрастной группы от рождения до 14 лет. Темп прироста за 2013-2015 гг. составил 83,8% (2013 г. - 2,85%; 2014 г. - 3,62%; 2015 г. - 5,24% на 1 000 населения). «Одним из важнейших направлений профилактики лишнего веса у детей и подростков является обогащение их рациона пищевыми волокнами» [6. - С. 317]. Воронежская область отнесена к регионам Российской Федерации с природным йодным дефицитом. Йододефицит в детском возрасте приводит к повреждению головного мозга и замедлению как физического, так и умственного развития. В связи с этим включение в рационы питания школьников йодированных (хлеб и хлебобулочные изделия, соль) и йодосодержащих (морская капуста) продуктов способствует снижению дефицита этого важного для организма микроэлемента.
Несмотря на высокий уровень заболеваний, связанных с нарушением питания и обмена веществ, данный факт в неполной мере учитывается при разработке рационов для школьников Воронежской области в части включения продуктов, богатых провитамином А, витамином Э, пищевыми волокнами и полиненасыщенными жирами. По данным отчета ЦГСЭН, питание школьников Воронежской области и города Воронежа остается несбалансированным, что является одной из причин
возникновения среди населения алиментарно-зависимых заболеваний. Здесь крайне важно отметить, что количественное соотношение белков, жиров и углеводов в рационах не обеспечивает повышения резистентности детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Данные заболевания напрямую связаны и с организацией питания в образовательных учреждениях, так как в них до настоящего времени не предусмотрены ни профилактические, ни лечебные рационы питания, что обусловило необходимость провести анализ организации питания в образовательных учреждениях Воронежской области.
Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области осуществляется надзор за деятельностью образовательных учреждений. В ведении Департамента в 2016/17 учебном году находилось 814 общеобразовательных учреждений, в том числе восемь - негосударственной формы собственности. На начало 2016 г. количество учащихся составляло 203 909 человек (табл. 1).
Из общего числа государственных образовательных учреждений (ГОУ) в одну смену функционирует 725 школ с количеством обучающихся 181 250 человек, в две смены - 81 образовательная организация, в которых обучается 19 659 человек. В три смены обучение детей не предусмотрено. Основная доля школ, в которых учебный процесс организован в одну смену, находится в сельской местности.
Все общеобразовательные учреждения региона в соответствии с требованиями СанПиН подключены централизованно к системам отопления, водоснабжения и канализации. До начала учебного года педагогический персонал и работники пищеблоков проходят в установленном порядке медосмотр, гигиеническую подготовку и аттестацию. Всего осмотр и обучение прошли 18 076 человек, охвачено 100% сотрудников.
Питание учащихся организовано во всех школах области. В школах Воронеж-
ской области из 806 ГОУ пищеблоки имеются в 748, в которых организовано питание для 188 977 человек. В 8 сельских малокомплектных школах в трех муниципальных районах питание организовано на базе пищеблоков других учреждений (на базе столовых сельскохозяйственных организаций - 6; образовательных учреждений - 2),
работающих на сырье с соблюдением требований санитарного законодательства, предъявляемых к организации питания детей. Питание через буфеты-раздаточ-ные, в которых питается 11 932 школьника, организовано в 58 малокомплектных школах области.
Т а б л и ц а 1
Общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) образовательных организаций) в Воронежской области на начало учебного года*
2012/13 2013/14 2014/15** 2015/16** 2016/17**
Число общеобразовательных организаций - всего 863 853 843 830 814
В том числе:
государственных и муниципальных 851 841 831 819 806
частных 12 12 12 11 8
Численность обучающихся в общеобразовательных организациях - всего, тыс. чел. 194,1 193,8 199,1 204,0 2121***
В том числе:
в государственных и муниципальных 192,2 191,9 197,2 202,1 210 4***
в частных 1,9 1,9 1,9 1,9 1 7***
* Источник: URL: http://econom.govvrn.ru/its/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-1
** По данным Министерства образования и науки Российской Федерации.
*** Включая обучающихся в вечерних (сменных) образовательных организациях.
Во всех государственных и муниципальных школах учащиеся начальных классов, посещающие группы продленного дня (из малообеспеченных и многодетных семей), и школьники-спортсмены (обучающиеся в спортивных классах общеобразовательных школ) обеспечены двухразовым горячим питанием. Дополнительное питание организовано посредством буфетов в 163 школах, в которых питается 63 586 человек. Финансирование питания школьников осуществляется как за счет средств местного бюджета, так и за счет взносов родителей.
Самостоятельно организуют питание школьников 609 школ (75,3%). В 197 школах заключены договоры с 28 организациями, которые занимаются поставкой продовольственного сырья и предоставля-
ют услуги питания. Число поставщиков продуктов питания составляет 316 организаций.
Важным показателем, характеризующим эффективность деятельности как муниципалитета, так и руководства общеобразовательных учреждений, является охват школьников горячим питанием. В целом по Воронежской области за последние три года этот показатель увеличился на 3,8% и составил в 2016 г. 92,7%, в том числе в 1-4-х классах - 100,0%, в 5-11-х классах -87,3% (табл. 2). В 2016 г. охват горячим питанием школьников Воронежской области от общего количества учащихся в образовательных учреждениях вырос на 4,3% по сравнению с 2014 г. и достиг показателя 92,7%. Среди учащихся 1-4-х классов охват горячим питанием на протяжении 2014-
2016 гг. составлял 100%. Наблюдался рост охвата горячим питанием и среди школьников 5-11-х классов. Данный показатель
составил 87,3%, что соответствует среднероссийскому показателю (88%).
Т а б л и ц а 2
Охват горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений в Воронежской области* (в %)
Наименование показателя Год Динамика показателя к 2014 г.
2014 2015 2016
Охват горячим питанием школьников из общего количества учащихся в образовательных учреждениях - всего 88,9 91,0 92,7 +4,3
Охват горячим питанием школьников из общего количества учащихся в образовательных учреждениях, 1-4-е классы 100 100 100 -
Охват горячим питанием школьников из общего количества учащихся в образовательных учреждениях, 5-11-е классы 80,8 84,4 87,3 +8,0
* Источник: иИЬ: Ьйр://econom.govvrn.ru/йб/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-1
В 2016 г. в 10 муниципальных районах области из 31 охват школьников горячим питанием составил 100%, а в 13 - от 90,1 до 99,6%.
В регионе из бюджетов муниципальных образований ежегодно выделяются дотации на организацию горячего питания льготным категориям учащихся, включая учащихся из социально незащищенных семей и оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, учащихся с туберкулезом и детей из семей, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС. Принимая во внимание, что администрацией области выделяются денежные средства на организацию питания детей, страдающих туберкулезом и пострадавших от последствий радиоактивного излучения, в рационах питания школьников не представлены блюда и напитки, способствующие снижению негативного влияния данных факторов. Вместе с тем для них организовано двухразовое горячее питание.
В Воронежской области продолжается реализация губернаторской программы «Развитие образования» и подпрограммы «Школьное молоко», согласно которым школьникам с первого по девятый класс 3 раза в неделю выдают молоко. Поставку
молока в школы области осуществляют ЗАО «Молвест» и ОАО «Молочный комбинат «Воронежский». В рационы питания школьников включены йодированная соль, обогащенные йодказеином хлебобулочные изделия, витаминизированные напитки, компоты и кисель.
В соответствии с решением правительства Воронежской области действует региональный стандарт, регулирующий организацию питания школьников, включая вопросы контроля качества и безопасности сырья и готовой кулинарной продукции.
Анализ релевантных источников информации показал, что в настоящее время в образовательных учреждениях Воронежской области использованы не все резервы улучшения организации питания школьников. Особенностью региона является повышение у детей школьного возраста заболеваний органов пищеварения, нарушение обмена веществ, включая ожирение. Многие школьники состоят на учете в противотуберкулезном диспансере, однако им не предоставляется ни профилактическое, ни лечебное питание.
Проведенный анализ организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений, проживающих в Воронеж-
ской области, позволяет сделать вывод, что в целом эта работа осуществляется в соответствии с действующими законодательными регламентами, на основе принципов государственной политики Российской
Федерации и ее субъектов. В большинстве школ приняты и размещены на сайтах все локальные акты по организации питания, налажен контроль за качеством и организацией питания.
Список литературы
1. Васильева И. В. Возможности использования нетрадиционного растительного сырья в разработке функциональных продуктов для питания детей и подростков // Инновации: перспективы, проблемы, достижения : материалы Пятой Международной научно-практической конференции. - Berlin : West-Ost-Publishing house Berlin, 2017. - С. 180-185.
2. Доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в 2016 году». - Воронеж : Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области, 2017.
3. Жубрева Т. В. Традиции питания: сохранять или унифицировать? // Инновации: перспективы, проблемы, достижения : материалы Международной научно-практической конференции. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. - С. 176185.
4. Мясникова Е. Н. Школьное питание - важнейшая подсистема социального питания // Инновации: перспективы, проблемы, достижения : материалы Пятой Международной научно-практической конференции. - Berlin : West-Ost-Publishing house Berlin, 2017. - С. 437-448.
5. Перов В. И., Савкина Р. В. О программно-целевом управлении развитием экономики России // Вестник АКСОР. - 2017. - № 3-4 (43). - С. 136-141.
6. Техника и технология пищевых производств : тезисы докладов Х Международной научно-технической конференции, 23-24 апреля 2015 г. - Могилев : УО МГУП, 2015.
Referenses
1. Vasil'eva I. V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya netraditsionnogo rastitel'nogo syr'ya v razrabotke funktsional'nykh produktov dlya pitaniya detey i podrostkov [Opportunities to Use Non-Traditional Vegetable Raw Materials for the Development of Functional Food for Children and Teenagers]. Innovatsii: perspektivy, problemy, dostizheniya, materialy Pyatoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovation: Prospects, Challenges, Achievements, materials of the 5th International Conference]. Berlin, West-Ost-Publishing house Berlin, 2017, pp. 280-185. (In Russ.).
2. Doklad «O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya v Voronezhskoy oblasti v 2016 godu» [The report 'About Sanitary-Epidemic Wellbeing of the Population in the Voronezh Region in 2016']. Voronezh, The Department of the Federal Service on Supervision in the Field of Protection of Customers' Rights and Wellbeing of Man in the Voronezh Region, 2017. (In Russ.).
3. Zhubreva T. V. Traditsii pitaniya: sokhranyat' ili unifitsirovat'? [Nutrition Traditions: to Keep or to Unify?]. Innovatsii: perspektivy, problemy, dostizheniya, materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovation: Prospects, Challenges, Achievements, materials of the International Conference]. Moscow, FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», 2014, pp. 176-185. (In Russ.).
4. Myasnikova E. N. Shkol'noe pitanie - vazhneyshaya podsistema sotsial'nogo pitaniya [School Nourishment - Important Subsystem of Social Nutrition]. Innovatsii: perspektivy, problemy, dostizheniya, materialy Pyatoy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Innovation: Prospects, Challenges, Achievements, materials of the 5th International Conference]. Berlin, West-Ost-Publishing house Berlin, 2017, pp. 437-448. (In Russ.).
5. Perov V. I., Savkina R. V. O programmno-tselevom upravlenii razvitiem ekonomiki Rossii [Concerning Programmed-Target Management of Economy Development in Russia]. Vestnik AKSOR [Bulletin AKSOP], 2017, No. 3-4 (43), pp. 136-141. (In Russ.).
6. Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv, tezisy dokladov X Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii, 23-24 aprelya 2015 g. [Equipment and Technology of Food Production, theses of the reports at the 10th International Conference, 23-24 April 2015]. Mogilev, UO MGUP, 2015. (In Russ.).
Сведения об авторах
Елена Николаевна Мясникова
кандидат технических наук, доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Myasnikova.EN@rea.ru
Татьяна Васильевна Жубрева
кандидат технических наук, доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Zhubreva.TV@rea.ru
Инна Витальевна Васильева
кандидат технических наук, доцент кафедры ресторанного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Vasileva.IV@rea.ru
Information about the authors
Elena N. Myasnikova
PhD, Assistant Professor
of the Department for Restaurant Business
of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Myasnikova.EN@rea.ru
Tatiana V. Zhubreva
PhD, Assistant Professor
of the Department for Restaurant Business
of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Zhubreva.TV@rea.ru
Inna V. Vasilieva
PhD, Assistant Professor
of the Department for Restaurant Business
of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Vasileva.IV@rea.ru