Научная статья на тему 'Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций)'

Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ОХВАТ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ШКОЛЬНОГО ПИЩЕБЛОКА / РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНОГО РАСЧЕТА ЗА ШКОЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / INTERNET-RESOURCES / ENROLMENT IN SCHOOL NUTRITION / ADDITIONAL POWER SUPPLY / MODERNIZATION OF THE MATERIAL AND TECHNICAL BASE OF THE SCHOOL FOOD UNIT / DEVELOPMENT OF HUMAN CAPACITY IN SCHOOL FEEDING / ORGANIZATION OF A NON-CASH PAYMENT SYSTEM FOR SCHOOL NUTRITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Маргарита Александровна, Зимнюкова Наталья Николаевна

В статье приведены результаты анализа Интернет-ресурсов общеобразовательных организаций с целью выявления регионального передового опыта в развитии системы школьного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Маргарита Александровна, Зимнюкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE REGIONAL EXPERIENCE IN IMPROVING THE ORGANIZATION OF THE STUDENT HOT FOOD SYSTEM(on the basis of analysis of information resources of general education organizations)

The article presents the results of the analysis of Internet-resources of educational organizations in order to identify regional best practices in the development of school nutrition.

Текст научной работы на тему «Эффективный опыт регионов по совершенствованию организации системы горячего питания обучающихся (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций)»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

Иванова Маргарита Александровна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, rita-ivanovva@yandex.ru

Зимнюкова Наталья Николаевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник, komolovann 78@mail.ru

ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ РЕГИОНОВ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (на основе анализа информационных ресурсов общеобразовательных организаций)*

Аннотация

В статье приведены результаты анализа Интернет-ресурсов общеобразовательных организаций с целью выявления регионального передового опыта в развитии системы школьного питания. Ключевые слова:

Интернет-ресурсы; охват обучающихся школьным питанием; дополнительное питание; модернизация материально-технической базы школьного пищеблока; развитие кадрового потенциала в системе школьного питания; организация системы безналичного расчета за школьное питание.

Вопрос обеспечения качественным горячим питанием обучающихся приравнивается к вопросу национальной безопасности государства. От состояния здоровья будущего поколения зависит не только демографический рост страны, но и ее дальнейшее развитие. В России, как и во всем мире, особое внимание уделяется доступности и прозрачности информации об организации школьного питания. Еще в XX веке образовательные учреждения информировали участников образовательного процесса об организации школьного питания путем оформления тематических стендов, включения родительского комитета в осуществление контроля за организацией системы питания, а также проведение мероприятий по улучшению организации и качества питания обучающихся [1].

*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» № 073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики) »

На сегодняшний день официальный сайт современной школы - это не только визитная карточка образовательного учреждения, но и основной инструмент для формирования информационно-образовательного пространства.

Основные требования к созданию и ведению сайтов образовательных организаций регламентированы следующими законами и подзаконными актами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. №582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации», Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. №531-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [2; 3; 5; 8; 9;].

На основании Федерального закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «...образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации об организации, о ее деятельности, а также «об условиях питания и охраны здоровья обучающихся» [5].

Совершенствование системы организации горячего школьного питания с учетом обеспечения информационной открытости и прозрачности является приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.

Основным этапом организации рационального питания обучающихся был период советского времени, когда были сформированы основы современной системы школьного питания:

• создание материально-технической базы школьных пищеблоков;

• разработка нормативно-правовых документов в сфере школьного питания;

• определение мер социальной поддержки отдельных категорий детей;

• выявление основных направлений рационального и сбалансированного детского питания.

В настоящее время одним из регламентирующих документов по организации школьного питания является документ «Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», утвержденный совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2012 г. №213н и Минобрнауки России от 11.03.2012 г. №178 (далее - Методические рекомендации) [7].

Для работы с информационными ресурсами общеобразовательных организаций по совершенствованию организации системы горячего питания руководствовались направлениями, которые основывались на анализе

«.состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений» [7] и были рекомендованы для проведения ежегодного всероссийского мониторинга организации школьного питания, согласно п. 21 Методических рекомендаций.

Вследствие чего сформулированы основные критерии, в соответствии с которыми изучались официальные сайты школ по организации системы горячего питания для выявления эффективных региональных практик:

• охват обучающихся одноразовым и двухразовым горячим питанием;

• наличие разнообразного меню и дополнительного питания детей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

• модернизация материально-технической базы школьного пищеблока;

• развитие кадрового потенциала в системе школьного питания;

• информация о стоимости школьного питания;

• формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания;

• наличие информации об организационно-просветительской работе по формированию культуры здорового питания;

• наличие информации об организации школьного питания для льготных категорий обучающихся;

• организация системы безналичного расчета школьного питания;

• наличие программ по совершенствованию системы школьного питания.

Для проведения анализа сайтов общеобразовательных организаций по вопросу организации системы питания были выбраны субъекты Российской Федерации из 8 федеральных округов. Основным критерием отбора регионов являлось наличие максимального количества школ и обучающихся. Общеобразовательные организации были выбраны по следующим принципам:

• территориальное расположение, учет численности населения;

• лучшие образовательные организации, по мнению родительской и педагогической общественности (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций);

• открытость и доступность информации о системе школьного питания. В период с февраля по апрель 2019 года были проанализированы сайты

510 общеобразовательных организаций (337 городских и 173 сельских школы) 66 субъектов РФ:

I. Северо-Западный федеральный округ

1. Архангельская область 5. Псковская область

2. г. Санкт-Петербург 6. Республика Карелия

3. Калининградская область 7. Республика Коми

4. Новгородская область

II. Центральный федеральный

8. Белгородская область

9. Брянская область

10. Владимирская область

11. Воронежская область

12. Калужская область

13. Курская область

14. Липецкая область

15. г. Москва

округ

16. Московская область

17. Орловская область

18. Смоленская область

19. Тамбовская область

20. Тверская область

21. Тульская область

22. Ярославская область

III. Южный федеральный округ

23. Астраханская область

24. Волгоградская область

25. Краснодарский край

26. Республика Калмыкия

27. Республика Крым

28. Ростовская область

IV. Северо-Кавказский федеральный округ

29. Кабардино-Балкарская Республика 32. Ставропольский край

30. Карачаево-Черкесская Республика 33. Чеченская Республика

31. Республика Дагестан

V. Приволжский федеральный округ

34. Республика Башкортостан

35. Кировская область

36. Нижегородская область

37. Оренбургская область

38. Пензенская область

39. Пермский край

40. Республика Марий Эл

41. Республика Мордовия

42. Республика Татарстан

43. Самарская область

44. Саратовская область

45. Удмуртская Республика

46. Ульяновская область

47. Чувашская Республика

VI. Уральский федеральный округ

48. Курганская область

49. Свердловская область

50. Тюменская область

51. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

52. Челябинская область

VII. Сибирский федеральный округ

53. Алтайский край 57. Красноярский край

54. Забайкальский край 58. Новосибирская область

55. Иркутская область 59. Омская область

56. Кемеровская область 60. Республика Бурятия

VIII. Дальневосточный федеральный округ

61. Амурская область 64. Республика Саха (Якутия)

62. Камчатский край 65. Сахалинская область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63. Приморский край 66. Хабаровский край

Рассмотрим анализ сайтов общеобразовательных организаций по основным критериям, которые были приведены выше.

По первому критерию «охват обучающихся одноразовым и двухразовым горячим питанием» выявлено, что 26% городских общеобразовательных организаций из 56% субъектов предоставили информацию об охвате горячим питанием на официальном сайте.

В 28 городских школах охват одноразовым горячим питанием обучающихся составляет от 90% до 100%.

Максимальный охват двухразовым горячим питанием обучающихся (завтраком и обедом) среди городских образовательных учреждений обеспечивается в Республике Калмыкия, Новосибирской области, Воронежской области, Белгородской области, Пензенской области, Санкт-Петербурге, Волгоградской области, Тульской области, Липецкой области, Кемеровской области, Красноярском крае, Республике Коми, Брянской области, Смоленской области (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В городских общеобразовательных организациях, где отсутствует обеспечение двухразовым питанием обучающихся или охват двухразовым питанием составляет менее 10%, обучающиеся обеспечены буфетной продукцией.

В качестве примера для 100% охвата горячим питанием школьников в общеобразовательных организациях г. Можга Удмуртской Республики принято решение о единых комплексных обедах для всех школ города. Комплексные обеды разработаны МУП «Школьное питание» на 2 недели вперед и утверждены Роспотребнадзором (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных организациях: МБОУ «СОШ №19» г. Северодвинска Архангельской области, МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска Красноярского края, МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1 г. Ставрополя - организованы легкие завтраки и экспресс-завтраки, которые подаются перед обычными завтраками (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

При изучении официальных сайтов сельских общеобразовательных организаций информация об охвате обучающихся горячим питанием размещена в 33% школ из 36% субъектов. Одноразовым горячим питанием обучающихся от 90% до 100% обеспечивает 13% школ. Минимальный показатель по охвату одноразовым горячим питанием обучающихся в сельской местности составляет 73,1%. Следовательно, охват одноразовым горячим питанием обучающихся в сельских общеобразовательных организациях выше аналогичного показателя городских школ.

Максимальный охват двухразовым горячим питанием обучающихся (завтраком и обедом) среди сельских школ обеспечивается в Ставропольском крае, Республике Татарстан, Пензенской области, Липецкой области, Удмуртской Республике, Брянской области, Воронежской области, Тюменской области, Ульяновской области, Волгоградской области,

Кабардино-Балкарской Республике, Самарской области (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Минимальный охват обучающихся двухразовым горячим питанием (менее 10%) представлен в сельских общеобразовательных организациях Иркутской области, Челябинской области, Смоленской области, Владимирской области, Тамбовской области (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Из полученных результатов следует, что в одном и том же субъекте охват питанием обучающихся зависит от территориального расположения общеобразовательной организации (в городе или в селе). Так, например, в сельских школах Липецкой и Брянской областей существует максимальный охват двухразовым питанием, в городских - минимальный.

По второму критерию «наличие разнообразного меню и дополнительного питания детей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся» выявлено, что на 10% сайтов городских школ информация в соответствии с этой характеристикой предоставлена.

Возможность выбора блюд и нескольких комплексов обедов присутствует в следующих общеобразовательных организациях (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций):

• МБОУ «Лицей №124» г. Барнаула Алтайского края;

• МБОУ «Школа №100» г. Ростова-на-Дону Ростовской области;

• МАОУ гимназия №16 г. Тюмени Тюменской области;

• МАОУ гимназия №33 г. Перми Пермского края;

• МБОУ «СОШ №22» г. Челябинска Челябинской области;

• МАОУ «Лицей №3» муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики;

• МБОУ «Воткинский лицей» г. Воткинска Удмуртской Республики;

• МБОУ «Школа №56» городского округа Тольятти Самарской области;

• МАОУ «СОШ №85» г. Кемерово Кемеровской области;

• МАОУ гимназия №1 имени А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска Сахалинской области;

• МОУ гимназия №45 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края.

Так, например, для разнообразия блюд в МБОУ «Лицей №124»

г. Барнаула Алтайского края реализован «Стол заказов» (предварительный заказ блюд). Работники школьной столовой выполняют пожелания обучающихся лицея, таким образом, ежедневно обучающиеся 7-11 классов могут выбрать понравившееся блюдо из 3-4 предложенных вариантов (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных учреждениях: МАОУ гимназия №16 г. Тюмени Тюменской области, МАОУ гимназия №33 г. Перми Пермского края, МАОУ «Лицей №3» муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики - используется такая новая форма в организации обслуживания обучающихся, как шведский стол (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных организациях: МБОУ «Лицей №124» г. Барнаула Алтайского края, МБОУ классическая гимназия №1 им. В.Г. Белинского г. Пензы, МБОУ «Воткинский лицей» г. Воткинска Удмуртской Республики - в качестве дополнительного питания используются диетические столы. В МБОУ «СОШ №15» г. Читы Забайкальского края предусмотрен щадящий режим питания с соблюдением диеты для детей с желудочно-кишечными заболеваниями, который исключает жирные, жареные, острые и соленые блюда (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В Норильске Красноярского края, в МБОУ «Гимназия №5» и в МБОУ «СШ №30», меню разработано с учетом профилактики витаминной недостаточности, имеется отдельное меню для обучающихся с диагнозом «диабет», а также с аллергией на цитрусовые и на рыбу (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

На сайтах городских общеобразовательных организаций: МБОУ «СОШ №15» г. Читы Забайкальского края, МКОУ «Ордынская санаторная школа» Ордынского района Новосибирской области, МБОУ «СОШ №25 «Гелиос» с углубленным изучением отдельных предметов» Находкинского городского округа г. Находка Приморского края, ГБОУ СОШ №319 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга - указана информация о проведении оценки количества витаминов в рационе обучающихся. При недостаточном количестве витаминов применяется ежедневная «С-витаминизация» третьих блюд, проводится искусственная витаминизация напитков и формируется витаминный стол (постоянно подаются фрукты и овощи). Существуют примеры дополнительной витаминизации, за исключением витамина С. Так, в ГБОУ СОШ №319 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга в качестве витаминизации используются отвары шиповника, брусники, клюквы и др., хлеб, обогащенный злаками (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных организациях: МАОУ СОШ №101 им. Героя Советского Союза С.А. Неустроева г. Краснодара Краснодарского края, БОУ «СОШ №53» г. Омска, МОУ Центр образования им. героя Советского Союза А.П. Маресьева «Открытие» г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, МОУ «СОШ №30» г. Сыктывкара Республики Коми, МБОУ СШ №2 г. Починка Смоленской области - дополнительно предлагаются кислородные коктейли (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных организациях Белгородской области в качестве дополнительного и полезного питания реализуются областные программы «Школьное молоко», «Школьный мед», «Яблоко». Согласно программам, учащиеся ежедневно обеспечиваются горячим молочным завтраком: молоком (200 мл) и натуральным медом (10 г). Проводится мониторинг индивидуальной переносимости меда обучающимися (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В МАОУ гимназии №1 имени А.С. Пушкина г. Южно-Сахалинска Сахалинской области, в МБОУ «СОШ №3» г. Пикалево Бокситогорского района Ленинградской области, в МБОУ «Воткинский лицей» г. Воткинска Удмуртской Республики, МБОУ «Школа №100» г. Ростова-на-Дону Ростовской области обучающиеся дополнительно получают бесплатное молоко (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В государственных общеобразовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, питание обучающихся осуществляется в соответствии с рационом питания для детей и подростков в возрасте от 7 до 10 и от 11 до 17 лет (приказ Департамента образования города Москвы от 30.12.2010 №2168 «Об организации питания обучающихся, воспитанников и студентов государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы (с изменениями на 28 июня 2013 года»). Рацион представляет собой 24-дневное меню, включающее завтраки и обеды, и предлагается обучающимся в двух видах.

При изучении сайтов 173 сельских общеобразовательных организаций по вопросу наличия разнообразия блюд школьного меню и дополнительного питания детей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся выявлено, что данная информация предоставлена на сайтах у 17% сельских школ.

В МАОУ Чигиринской СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Чигири Амурской области внедряется разработанная ими «методика индивидуальной корректировки рациона и приготовления блюд». «При наличии рекомендаций от медицинского работника используются диетические столы» (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В МБОУ Карамышевская СОШ с. Карамышево Алтайского края проводится мониторинг состояния здоровья обучающихся, по результатам которого организуется щадящее питание (в соответствии с медицинскими показателями). При составлении меню учитываются индивидуальные особенности детей, а также проводится работа по профилактике болезней органов пищеварения (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В сельских общеобразовательных организациях: МБОУ Ленинаванская СОШ №13 х. Ленинаван Ростовской области, МОУ «Верхневарженская ООШ» д. Мякинницыно Великоустюгского района Вологодской области, МАОУ «Татановская СОШ» с. Куксово Тамбовской области - в качестве дополнительного питания обучающимся начальных классов предоставляется бесплатное молоко (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В МКОУ «Болоховский центр образования №1» г. Болохово Киреевского района Тульской области при приготовлении блюд используются продукты, выращенные на учебно-опытном пришкольном участке (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В таких общеобразовательных организациях, как МАОУ «Лавровская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Д. Черняховского» д. Лаврово Демянского района Новгородской области, МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина с. Тоцкое Оренбургской области, МОУ «Гумбейская СОШ» п. Гумбейский Нагайбакского района Челябинской области, осуществляется проведение «С-витаминизации» третьих блюд (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Разнообразие ассортиментов продуктов и возможность выбора блюд наблюдается в общеобразовательных организациях: МБУ «Гимназия №39» г. Тольятти Самарской области, МОУ «Нифантовская школа» д. Нифантово Волгоградской области, МАОУ «Лавровская средняя школа имени Героя Советского Союза И.Д. Черняховского» д. Лаврово Демянского района Новгородской области (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

По третьему критерию «модернизация материально-технической базы школьного пищеблока» отметим, что информация о модернизации школьного пищеблока размещена на сайтах 7% рассматриваемых общеобразовательных организаций, из которых 10 школ опубликовали информацию о сроках закупки нового технологического оборудования. В Новосибирской области, Алтайском крае и Республике Калмыкия общеобразовательные организации вопросу информирования о модернизации школьной столовой уделяют особое внимание (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

По критерию «развитие кадрового потенциала в системе школьного питания» в ряде субъектов Российской Федерации ресурсные мощности стажировочных площадок позволяют организовывать курсы повышения квалификации и семинары, направленные на улучшение организации системы школьного питания.

На сегодняшний день информация о профессиональной квалификации сотрудников, отвечающих за организацию школьного питания, размещена на официальных сайтах 1,4% рассматриваемых общеобразовательных организаций.

Следует отметить опыт городской общеобразовательной организации в МКОУ «Ордынская санаторная школа» п. Ордынское Новосибирской области, где отмечено, что повара школьной столовой периодически проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в районном конкурсе «Лучший школьный повар». Так, в 2012 и в 2014 годах они становились победителями конкурса, что характеризует их профессионализм в системе организации школьного питания (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В ряде субъектов Российской Федерации «информация о стоимости школьного питания» предоставлена на сайтах 43% городских общеобразовательных организаций (от общего количества изучаемых сайтов

городских школ). Однако сведения о стоимости горячего питания на сайтах школ не всегда подтверждены нормативно-правовыми документами регионального, муниципального уровней, а также локальными актами общеобразовательных организаций.

Следует подчеркнуть, что в ряде субъектов на сайтах общеобразовательных организаций указана общая стоимость горячего питания без учета разделения стоимости одноразового или двухразового питания.

Стоит отметить, что в 22% школ стоимость питания фиксируется в зависимости от возрастной категории (1-4 классы, 5-11 классы). Как правило, стоимость питания в начальных классах ниже, чем в среднем или в старшем звене.

В общеобразовательных организациях Белгородской области обучающимся бесплатно предоставляется горячий молочных завтрак. В МБОУ «Лицей №9 им. К.Э. Циолковского» г. Калуги и в МОУ Городская СОШ г. Калязина Тверской области обучающиеся начальных классов питаются за счет бюджетных средств (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Оценивая сайты образовательных организаций по вопросу стоимости питания, отмечено, что в регионах школьное питание финансируется за счет бюджетных средств местных органов и родительской платы. Стоимость двухразового питания указана на сайтах 49 городских школ.

Минимальная стоимость двухразового питания (от 60 рублей до 70 рублей) обозначена в следующих общеобразовательных организациях: МОУ «Гимназия №5» г. Тырныауза Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, МБОУ лицей г. Алейска Алтайского края, МБОУ СШ №2 г. Починка Смоленской области, МАОУ «Школа №4» г. Белогорска Амурской области, МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1 г. Ставрополя Ставропольского края, МАОУ «Лицей №3» муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики, МБОУ «Гимназия №8» г. Глазова Удмуртской Республики (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Максимальная стоимость двухразового питания (от 160 руб.) обозначена в общеобразовательных организациях: МБОУ гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировской области, БОУ «СОШ №53» г. Омска Омской области, МБОУ «Средняя школа №4» г. Петропавловск-Камчатского Камчатского края, ГБОУ СОШ №319 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга, МБОУ «Средняя школа №101 с углубленным изучением математики и информатики» г. Железногорска Красноярского края, МБОУ «СОШ №19» г. Северодвинска Архангельской области, МБОУ «Гимназия №5» г. Норильска Красноярского края (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В МАОУ «Школа №4» г. Белогорска Амурской области стоимость завтрака составляет 8 руб. 10 коп., в МОУ «Гимназия №5» г. Тырныауза

Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики -11 руб. 10 коп. Это минимальные показатели организации стоимости одноразового питания среди городских общеобразовательных учреждений (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В качестве передового опыта отметим Белгородскую область, где всем обучающимся с 1 по 11 класс 5 раз в неделю предоставляется бесплатный завтрак (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Обучающимся общеобразовательных организаций города Оренбурга с 1 по 11 класс предоставляются компенсационные выплаты на питание из бюджета муниципального образования «город Оренбург» в сумме 5 рублей в день и субсидии из бюджета Оренбургской области в сумме 8 рублей (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

За счет средств бюджета г. Москвы горячим питанием обеспечивается 2/3 школьников - это ученики начальной школы и обучающиеся льготных категорий (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Изучая стоимость питания на сайтах общеобразовательных организаций различных субъектов, было выявлено, что стоимость школьного питания в общеобразовательных организациях одного и того же субъекта может отличаться друг от друга (Белгородская область, Алтайский край, Республика Крым). В таких субъектах, как Пензенская область, г. Санкт-Петербург, стоимость школьного питания во всех общеобразовательных организациях региона одинаковая (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Проанализировав 173 сайта сельских школ, было выявлено, что 53% общеобразовательных организаций размещают информацию о стоимости питания. Сведения о стоимости питания на сайтах сельских общеобразовательных учреждений, как и на сайтах городских школ, не всегда подтверждены нормативно-правовыми документами регионального, муниципального уровней, а также локальными актами общеобразовательных организаций.

Анализ сайтов показал, что в ряде субъектов стоимость горячего питания определяется исходя из стоимости продуктов питания данного региона.

Минимальная стоимость двухразового питания указана в сельских общеобразовательных организациях Алтайского края, Республики Татарстан и Ставропольского края (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Максимальная стоимость двухразового питания установлена в МБОУ «Лянторская СОШ №4» г. Лянтора Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которая составляет 201 рубль 60 копеек (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Информация по критерию «формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания» регионального, муниципального, школьного уровней выявлена на сайтах образовательных организаций Самарской области, Алтайского края, г. Санкт-Петербурга, Воронежской области, Красноярского края, Тюменской области, Удмуртской Республики, Московской области, Белгородской области (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В соответствии со сведениями по критерию «наличие информации об организационно-просветительской работе по формированию культуры здорового питания» установлено, что данные размещены в 7,1% от общего количества изучаемых общеобразовательных организаций, среди которых 8% составляют городские школы, 5,5% - сельские школы.

Особое внимание данному вопросу уделяют общеобразовательные организации Ставропольского края и Белгородской области: в школах регулярно проводится анкетирование среди детей и родителей (законных представителей) по теме удовлетворенности школьным питанием, после чего результаты опроса анализируются и учитываются при организации питания обучающихся (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Критерий «наличие информации об организации школьного питания для льготных категорий обучающихся» является одним из приоритетных показателей по информированию участников образовательного процесса в рамках организации школьного питания.

Следует подчеркнуть, что на сайтах школ информация по данному вопросу размещена, но не в полном объеме:

• отсутствует нормативно-правовой документ, регламентирующий стоимость питания отдельной категории обучающихся;

• отсутствует информация о перечне категорий обучающихся, имеющих право на льготное горячее питание;

• отсутствует информация для родителей (законных представителей) об условиях предоставления льготного питания с приложением перечня документов;

• не указан охват обучающихся льготной категории, обеспеченных горячим питанием.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что в ряде регионов отсутствует исчерпывающая информация об организации школьного питания для обучающихся льготных категорий.

В общеобразовательных организациях Пермского края, Белгородской области, Красноярского края, Новгородской области, Удмуртской Республики, Архангельской области, Амурской области, Республики Карелия обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются двухразовым горячим питанием за счет бюджетных средств, остальные льготные категории за счет бюджетных средств охвачены одноразовым горячим питанием (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

На организацию питания обучающихся отдельных категорий выделяются денежные средства в виде дотаций, субсидий, субвенций. Чаще всего источником финансирования организации льготного питания выступают денежные средства, выделяемые из регионального и муниципального (местного) бюджетов.

На получение льготного питания за счет бюджетных средств имеют право следующие категории обучающихся: дети-сироты, дети из малообеспеченных, многодетных семей и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. В некоторых регионах, как, например, в Пермском крае, к льготным категориям, имеющим право на получение бесплатного льготного питания, относятся: обучающиеся родителей-пенсионеров по старости, обучающиеся, родители которых являются инвалидами 2, 3 группы, а также ВИЧ-инфицированные несовершеннолетние до 18 лет.

В общеобразовательных организациях Челябинской области к обучающимся, получающим социальную поддержку в виде льготного питания - завтрака, относятся: дети из малообеспеченных семей; дети, состоящие «на диспансерном учете в медицинских организациях города Магнитогорска, с нарушением состояния здоровья (низкая масса тела; анемия; болезни органов пищеварения; задержка полового созревания; снижение остроты зрения; нарушение познавательной активности; заболевания мочеполовой системы (пиелонефрит, гломерулонефрит); заболевания дыхательных путей (бронхиальная астма)); дети, состоящим на диспансерном учете у фтизиатра и получающим химиотерапию)» (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Информация о критерии «организация системы безналичного расчета школьного питания» размещена на сайтах 17% общеобразовательных организаций. Период введения системы безналичного расчета за школьное питание указан только в 11 общеобразовательных организациях. Самый ранний период введения данной системы - 2012 год -указан в общеобразовательных учреждениях г. Иркутска и Москвы. В 2018 году система безналичного расчета была внедрена в школах г. Санкт-Петербурга и Красноярского края. На сайтах остальных 76 общеобразовательных учреждений информация о сроках введения системы безналичного расчета не предоставлена. В школах г. Москвы к информационной системе «Проход и питание» подключено более 90 процентов общеобразовательных организаций, она действует в школах столицы с 2012 года и позволяет отслеживать, когда ребенок приходит в школу и уходит из нее (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Анализ сайтов общеобразовательных организаций по критерию «наличие программ по совершенствованию системы школьного питания» выявил следующее.

На сайтах 10% общеобразовательных учреждений размещены программы по совершенствованию организации горячего питания обучающихся.

Одним из региональных опытов по совершенствованию организации системы школьного питания отметим Республику Башкортостан. В общеобразовательных организациях г. Нефтекамска разработана «Программа по совершенствованию организации школьного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях городского округа город Нефтекамск на 2016-2020 гг.» (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В 2014 году с целью приведения системы организации питания обучающихся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в г. Нефтекамске разработана программа модернизации школьного питания и создан современный производственно-логистический центр - комбинат школьного питания. Общеобразовательные организации г. Нефтекамска участвуют в программе совершенствования организации горячего питания обучающихся. На сайтах школ размещен проект программы для широкого обсуждения и внесения предложений, которые учитываются и реализуются межведомственной рабочей комиссией при правительстве Республики Башкортостан для разработки Республиканской концепции совершенствования организации социального питания (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В Удмуртской Республике общеобразовательные учреждения организуют питание в соответствии с подпрограммой «Детское и школьное питание» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие образования». В рамках программы бесплатно обеспечены питанием дети с ОВЗ, дети из многодетных, малообеспеченных семей, дети 1 -4 класса за счет средств субсидии республиканского бюджета (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В общеобразовательных организациях Белгородской области реализуются областные программы: «Школьное молоко», «Яблоко», «Школьный мед» (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

По наличию и размещению на сайтах общеобразовательных учреждений программ совершенствования организации системы питания выделяются следующие субъекты: Оренбургская область, Пермский край, Алтайский край, г. Санкт-Петербург (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Образовательные организации г. Москвы принимают активное участие в проекте «Мой школьный ресторан». Столовые и буфеты более чем 50 столичных школ презентуют себя как «школьный ресторан», интерьеры которых украшаются изображениями героев популярных мультфильмов, морскими пейзажами, картинами с достопримечательностями Москвы и других российских городов. Отличием «школьного ресторана» от традиционной школьной столовой является разнообразие меню и наличие тематических блюд (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

В соответствии с распоряжением «О Концепции реализации основ государственной политики в области здорового питания населения в Челябинской области на период до 2020 года», утвержденным правительством Челябинской области от 06.02.2012 г. №20-рп, принято решение «Об утверждении Концепции здорового питания воспитанников и учащихся в образовательных организациях города Челябинска на период 2014-2020 годов» [4; 6].

На заседании экспертного совета по вопросам «совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности детей и формирования доброжелательной и комфортной среды для их жизни и развития» вице-спикер Госдумы Ирина Яровая выступила с инициативой обязать регионы разработать программы организации питания в школах и детских садах. Также вице-спикером было отмечено, что «региональные программы организации питания приняты только в 35 регионах Российской Федерации... в девяти субъектах реализуются только отдельные региональные программы, в девяти других - только отдельные муниципальные программы, в 32 субъектах Российской Федерации программы на региональном и муниципальном уровне вообще не разработаны» [10].

По теме размещения на школьных сайтах полной и актуальной информации по организации системы школьного питания отмечены общеобразовательные учреждения следующих регионов: г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Башкортостан, Пензенская область, Ульяновская область, Пермский край, Новосибирская область, Алтайский край, Сахалинская область, Республика Коми, Белгородская область, Тюменская область, Тамбовская область (информация предоставлена на сайтах общеобразовательных организаций).

Из полученных результатов анализа можно предположить, что недостаточная открытость и прозрачность информации по организации системы горячего питания ряда регионов влечет за собой не только отсутствие актуального информирования участников образовательного процесса по вопросам школьного питания, но и отсутствие информации о положительном опыте организации школьного питания данного региона для передачи передовой практики другим субъектам Российской Федерации.

Для своевременного информирования и выявления лучших передовых практик по вопросам организации системы школьного питания рекомендуем на официальных сайтах школ включать отдельный раздел, который будет отражать все вышеуказанные критерии по системе горячего питания. На рисунке 1 представлена примерная структура раздела «Организация системы школьного питания», разработанная на основании данных, полученных при изучении информационных ресурсов общеобразовательных учреждений.

Рис. 1. Примерная структура раздела «Организация системы школьного питания»

Наличие данного раздела на сайтах общеобразовательных учреждений даст возможность делиться и выявлять не только лучший опыт по организации системы питания, но и учитывать интересы, мнение родительской и педагогической общественности удовлетворенностью участниками образовательного процесса организацией системы школьного питания.

Литература

1. Давыдович А.Р. Школьное питание: уроки истории // Российские регионы: взгляд в будущее. 2016. Т. 3. №3. С. 87-102.

2. Кодекс об административных правонарушениях [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/12125267/ (дата обращения: 04.06.2019).

3. О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: Федеральный закон Российской Федерации от 31.12.2014 №531-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL http://ivo.garant.ru/#/document/70833224/paragraph/3:0 (дата обращения: 04.06.2019).

4. О Концепции реализации основ государственной политики в области здорового питания населения в Челябинской области на период до 2020 года: распоряжение правительства Челябинской области от 06.02.2012 №20-рп [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс»: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/444935049 (дата обращения: 18.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432/ (дата обращения: 04.06.2019).

6. Об утверждении Концепции здорового питания воспитанников и учащихся в образовательных организациях города Челябинска на период 2014-2020 годов: решение Челябинской городской думы от 24.12.2013 №47/62 [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс»: [сайт]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432945955 (дата обращения: 18.05.2019).

7. Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений: приказ Минздравсоцразвития России №213н; Минобрнауки России №178 от 11.03.2012 [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты в Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rossii-n-213n-minobrnauki-rossii/ (дата обращения: 18.05.2019).

8. Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: https://base.garant.ru/70413268/ (дата обращения: 04.06.2019).

9. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации: приказ Рособрнадзора №785 от 29.05.2014 [Электронный ресурс] // Законы, кодексы

и нормативно-правовые акты в Российской Федерации: [сайт]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosobrnadzora-ot-29052014-n-785-ob/

(дата обращения: 18.05.2019).

10. Яровая предложила обязать регионы разработать программы питания школьников [Электронный ресурс] // ТАСС - государственное информационное агентство: [сайт]. URL: https://tass.ru/obschestvo/6062376 (дата обращения: 24.03.2019).

Ivanova Margarita Aleksandrovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», Candidate of Pedagogics, the Leading scientific researcher, rita-ivanovva@yandex.ru

Zimnyukova NataFya Nikolaevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, komolovann 78@mail.ru

EFFECTIVE REGIONAL EXPERIENCE IN IMPROVING THE ORGANIZATION OF THE STUDENT HOT FOOD SYSTEM ^n the basis of analysis of information resources of general education organizations)

Annotation

The article presents the results of the analysis of Internet-resources of educational organizations in order to identify regional best practices in the development of school nutrition. Keywords:

Internet-resources; enrolment in school nutrition; additional power supply; modernization of the material and technical base of the school food unit; development of human capacity in school feeding; organization of a non-cash payment system for school nutrition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.