Неустроев Сергей Сергеевич,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, [email protected]
Миндзаева Этери Викторовна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, кандидат педагогических наук, [email protected]
Адамчук Дмитрий Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, [email protected]
Зимнюкова Наталья Николаевна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник,[email protected]
Панова Ольга Владимировна
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», аналитик, [email protected]
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ*
Аннотация
В статье представлено содержание мониторинга организации системы питания в общеобразовательных в 2019 году, обозначена проблема отсутствия единой общепринятой методики мониторинга системы организации и качества питания в образовательных учреждениях, неоднозначной трактовки самого понятия «мониторинг», а также отсутствия однозначности понимания содержания запросов. Представлена точка зрения авторов на необходимость совершенствования содержания мониторинга организации и качества питания в образовательных организациях, обусловленная разработкой концепции питания обучающихся и воспитанников. Ключевые слова:
мониторинг; целевые показатели; оптимизация системы питания общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций; концепция организации питания.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)», принята в редакцию в декабре 2019 г.
Мониторинг системы организации и качества питания в образовательных учреждениях осуществляется в течение последних нескольких лет (в общеобразовательных организациях в пилотной или ежегодной форме с 2005-2012 гг., в дошкольных образовательных организациях - с 2019 г.), однако, единой общепринятой методики на данный момент не выработано. Одной из основных причин, по выводам ученых, занимающихся изучением проблем функционирования систем социального питания, является неоднозначная трактовка самого понятия «мониторинг», когда вместо системы оперативной оценки для обеспечения принятия управленческих решений по достижению целевых показателей получают систему наблюдений. Вторая проблема - отсутствие однозначности понимания содержания запросов, а именно, какие целевые показатели наиболее эффективны при решении вопроса совершенствования организации питания учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях [2; 3; 8-12].
В целях решения вышеуказанных противоречий совершенствование содержания мониторинга осуществляется постоянно. Еще одним этапом в этом направлении стали ежегодный всероссийский Мониторинг «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019» (далее - Мониторинг) и «Мониторинг организации и качества питания в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации - 2019» [1].
Актуальность выработки более эффективных, экономически и социально обусловленных принципов совершенствования целевых показателей мониторинга питания сегодня возрастает в связи с тем, что Министерство просвещения Российской Федерации проводит выявление лучших региональных практик организации школьного питания с целью дальнейшего совершенствования систем организации питания на уровнях субъектов РФ, муниципалитетов и образовательных организаций через формирование единой концепции системы организации горячего питания [1; 7].
Содержание мониторинга «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019» разработано с учетом рекомендаций о проведении ежегодного всероссийского мониторинга организации школьного питания на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений по направлениям, содержащимся в Приказе Минздравсоцразвития России №213н, Минобрнауки России №178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» и письма Минобрнауки России от 12.04.2012 №06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». В основу положен комплексный подход, который включает целевые показатели достижения цели эффективной организации школьного питания, содержащиеся в вышеназванных документах, а именно:
1. Модернизация материально-технической базы школьного питания.
2. Создание современной системы управления организацией школьного питания.
3. Развитие кадрового потенциала системы школьного питания.
4. Проработка финансово-экономического обоснования системы школьного питания.
5. Формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания.
6. Обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.
Мониторинг включает десять основных разделов, в том числе:
Титульный раздел. Сведения о координаторах и ответственных за проведение мониторинга в субъектах РФ.
Раздел 1. Общие сведения.
Раздел 2. Охват горячим питанием.
Раздел 3. Финансирование организации школьного питания и нормативно-правовая база, регулирующая все аспекты системы школьного питания.
Раздел 4. Инфраструктура: состояние и модернизация материально-технической базы системы школьного питания.
Раздел 5. Состояние и совершенствование деятельности дневных общеобразовательных организаций в области организации здорового, сбалансированного питания при формировании школьного меню.
Раздел 6. Информация о поставщиках школьного питания и об организации конкурсных процедур.
Раздел 7. Развитие системы управления организацией школьного питания.
Раздел 8. Развитие кадрового потенциала системы школьного питания.
Раздел 9. Обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.
В ходе мониторинга «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019» были получено следующие данные (по разделам).
Раздел 1. Общие сведения (99 данных - количество ОУ, учащихся, льготников и др.).
Раздел 2. Охват горячим питанием (156 данных - охват одноразовым и двухразовым горячим питанием, охват льготников и др.).
Раздел 3. Финансирование организации школьного питания и нормативно-правовая база, регулирующая все аспекты системы школьного питания (86 данных).
Раздел 4. Инфраструктура: состояние и модернизация материально-технической базы системы школьного питания (310 данных - типы пищеблоков, износ оборудования и др.).
Раздел 5. Состояние и совершенствование деятельности дневных общеобразовательных организаций в области организации здорового,
сбалансированного питания при формирования школьного меню (108 данных - меню, учет детей с заболеваниями, витаминизация, учет региональных условий и др.).
Раздел 6. Информация о поставщиках школьного питания и об организации конкурсных процедур (127 данных - сроки договоров, типы организации закупок, основные претензии к поставщикам и др.).
Раздел 7. Развитие системы управления организацией школьного питания (119 данных - полномочия, программы развития, общественное управление и др.).
Раздел 8. Развитие кадрового потенциала системы школьного питания (50 данных - повышение квалификации, стажировочные площадки, учебные курсы и др.).
Раздел 9. Обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей (77 данных - традиционные мероприятия, конкурсы, организация информационного пространства и др.).
Одним их основных целевых показателей эффективности системы организации питания в общеобразовательных организациях является охват горячим питанием. На рисунках 1, 2, 3, 4, 5 представлена информация по количеству обучающихся охваченных одноразовым и двухразовым горячим питанием в дневных ОО с учетом возрастных групп по Российской Федерации, а также в разрезе каждого Федерального округа.
■ охват одноразовым горячим питанием
61,27%
57,27%
33,60%
I
охват двухразовым горячим питанием
51,87%
21,90%
19,40%
1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
Рис. 1. Общее количество обучающихся, охваченных одноразовым и двухразовым горячим питанием в дневных ОО с учетом возрастных групп по Российской Федерации
ДФО
СФО
УФО
ПФО
СКФО
ЮФО
ЦФО
СЗФО
59,81%
68,05%
70,45%
64,10%
19,33%
53,88%
34,48%
55,65%
26,61%
38,85%
60.76%
73,43%
7°'22% 70,35%
75,68%
76,71%
53,47%
72,44%
65,08%
55,77%
60,34%
51,75%
ШЬ 64,03% 10-11классы 5-9классы I 1-4классы
Рис. 2. Охват обучающихся одноразовым горячим питанием в дневных ОО с учетом возрастных групп в разрезе Федеральных округов
Рис. 3. Охват обучающихся двухразовым горячим питанием в дневных ОО с учетом возрастных групп в разрезе Федеральных округов
76,79%
73.85%
ЮФО УФО СФО ДФО СЗФО СКФО ПФО ЦФО
Всего обучающихся льготных категорий, охваченных одноразовым горячим питанием по Российской Федерации составляет: 2 504 243 чел. (60,1%)
Рис. 4. Количество обучающихся льготной категории, охваченных одноразовым горячим питанием в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, %
Рис. 5. Количество обучающихся льготной категории, охваченных двухразовым горячим питанием в разрезе Федеральных округов Российской Федерации, %
Информация, полученная в результате предварительного анализа данных Мониторинга, позволяет сделать вывод о том, что на данный момент не достигнут 100%-ый охват 1-разовым и 2-разовым питанием обучающихся обычной категории, льготной категории, а также обучающихся, у которых есть установленный диагноз по таким видам заболеваний, как: диабет, целиакия, заболевания ЖКТ, аллергия и другие хронические заболевания.
По информации, предоставленной субъектами Российской Федерации в ходе Мониторинга по итогам 2018/19 учебного года средний показатель охвата школьников питанием по Российской Федерации составил: одноразовым питанием - 54,4%, двухразовым питанием - 26,3%. Средний по Российской Федерации показатель охвата одноразовым питанием детей льготных категорий - 59,8%, двухразовым - 35,6%.
По отношению к аналогичному периоду прошлого года наблюдается тенденция снижения количества детей, получающих одноразовое питание, на фоне незначительного роста количества обучающихся, охваченных двухразовым питанием.
Количество образовательных организаций, которые наряду с действующим цикличным меню в общеобразовательных организациях используют меню для детей с хроническими заболеваниями (болезни органов пищеварения, анемия, ожирение, диабет, целиакия), остается на низком уровне.
Всего 5% образовательных организаций используют специализированное меню для детей с хроническими заболеваниями. Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с хроническими заболеваниями: в Костромской области, Курской области.
Менее 1% образовательных организаций используют меню для детей, имеющих диагноз «целиакия». Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с подтвержденным диагнозом «целиакия»: в Республике Карелия, Краснодарском крае и Новгородской области.
Немного более 3% образовательных организаций используют меню для детей, имеющих диагноз «диабет». Наибольшее количество образовательных организаций, использующих специализированные меню для детей с подтвержденным диагнозом «диабет»: в Курской области, Забайкальском крае и Республике Карелия.
На данном этапе поводится анализ всех показателей Мониторинга, который позволит выявить существующие проблемы в сфере организации питания в общеобразовательных организациях, лежащих в основе неполного охвата горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций. Однако уже на этапе получения предварительной информации становится понятно, что критерии оценки целевых показателей организации системы питания должны быть усовершенствованы.
С нашей точки зрения, исследование эффективности организации питания в образовательных организациях должно базироваться на более точных определениях критериев и целевых показателей, а также на выделении в нем базовых социальной и экономической составляющей.
Мы согласны с мнением Л. Н. Рождественской, которая констатирует факт принципиального отсутствия единства мнений различных экономических школ по вопросу существования самой дефиниции «социально-экономическая эффективность», а также отсутствия единой
общепринятой концепции социально-экономической эффективности. Л.Н. Рождественская считает, что «понимание качества заключает в себе, прежде всего, экономическую составляющую, а также основывается на нормативно-правовой базе. Так, качество имеет разные уровни выраженности (высший, средний, низший) в зависимости от стоимости» [9; 10].
Л.Н. Рождественская выделяет трех участников процесса организации, исполнения и потребления услуги социального питания и для выделенных участников формирует экономические понятия «полезности», «удовлетворенности потребителя», «назначения» [10]. В ее понимании:
• полезность - способность объекта удовлетворять потребности потребителя, существовавшие ранее или возникшие после появления на рынке товара или услуги;
• удовлетворенность потребителя - наивысшая степень достижения полезности.
Исследуя критерии и показатели эффекта, Рождественская пишет о том, что каждый из участников обладает своим пониманием «полезности» и «удовлетворенности» в силу субъективности своих целей и функций, и описывает это понимание посредством определенной классификации (таблица 1) [10].
Таблица 1
Определение «полезности» и «удовлетворенности потребителя»
для участников процесса организации, _исполнения и потребления социального питания_
Участники процесса организации, исполнения и потребления социального питания «Полезность» «Удовлетворенность потребителя»
Заказчик (органы власти, органы здравоохранения, учреждения и организации, имеющие в подчинении учреждения социального обслуживания и пр.) Полезность как обеспечение конечного потребителя услугой питания с высокими потребительскими свойствами, которая обеспечивает организм человека необходимыми питательными веществами и энергией с учетом половозрастных особенностей и состояния здоровья; создание комфортных условий приема экологически чистой и качественной пищи, формирование у населения пищевых привычек здорового питания Удовлетворение «потребителя» оценивается через достижение программных целевых индикаторов развития общества: рост качества жизни и здоровьесбережение населения вследствие обеспечения услугами социального питания: занятость населения, загрузка АПК, обеспечение продовольственной безопасности, внедрение инновационного потенциала
Поставщик (предприятие общественного питания) Полезность как гарантия государственной поддержки или заказа на условиях тендера, получение льготных условий налогообложения, снижение (отмена) арендной платы; повышение эффективности, рентабельности, ликвидности работы предприятия; обеспечение дополнительной рекламой для привлечения к сотрудничеству внебюджетных организаций Удовлетворение потребителя оценивается как обеспечение всех условий договора или тендера, в том числе обеспечение нормируемых свойств услуги. Обеспечение эффективности производственных и экономических процессов. Соответствие качества оказываемой услуги ожиданиям и потребностям питающихся
Потребитель Полезность -удовлетворение или удовольствие от потребления услуги, как реализация эргономических свойств услуги обусловлена социальной, эмоциональной, эпистемической и условной ценностью услуги. Эргономические свойства услуги - способность услуги формировать ощущения удобства, комфортности в соответствии с физиологическими, психологическими и органолептическими потребностями потребителя Степень удовлетворенности потребителя определяется соотношением ожидаемого качества услуги с реальным. Удовлетворение потребителя направлено на максимизацию предельной полезности услуги, в рамках бюджетного ограничения. Под предельной полезностью понимается полезность от потребления еще одной единицы предложенной услуги
Назначением услуги социального питания является удовлетворение физиологических и социальных потребностей потребителя. Показатели «назначения», по мнению Л. Н. Рождественской, следующие:
• физиологические свойства - способность социального питания обеспечивать организм необходимыми питательными веществами и энергией с учетом индивидуальных особенностей потребителя;
• надежность - способность продукции в оговоренные сроки сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления;
• безопасность для организма, отсутствие ядовитых и вредных химических примесей, токсичных элементов.
Необходимость совершенствования содержания мониторинга организации и качества питания в образовательных организациях обусловливает необходимость поиска принципов и подходов для формирования критериев оценки целевых показателей развития системы социального питания [4-6]. С этой точки зрения исследования Л.Н. Рождественской экономических и социальных параметров оценки эффективности и качества услуг социального питания представляют несомненный интерес.
Таким образом, единой общепринятой методики мониторинга системы организации и качества питания в образовательных учреждениях на данный момент не выработано. Одной из основных причин, по выводам ученых, занимающихся изучением проблем функционирования систем социального питания, является неоднозначная трактовка самого понятия «мониторинг», а также отсутствие однозначности понимания содержания запросов.
Необходимость совершенствования содержания мониторинга организации и качества питания в образовательных организациях обусловливает необходимость формирования критериев оценки целевых показателей развития системы социального питания.
Актуальность формирования адекватных, эффективных целевых показателей организации питания в образовательных организациях возрастает в условиях разработки концепции питания обучающихся и воспитанников. Концепция представляет собой систему путей решения задачи совершенствования и оптимизации организации такого питания, что предполагает, прежде всего, получение исчерпывающей достоверной информации о нынешнем состоянии системы. А это возможно только средствами адекватного инструментария, которым является мониторинг.
Концепция питания обучающихся и воспитанников станет шагом к повышению эффективности системы управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников, о чем мы писали ранее [13; 14], а также будет способствовать формированию единой системы мониторинга системы питания в ДОО и ОО.
Литература
1. Курс - здоровое питание. О проекте [Электронный ресурс] // hf.kursobr.ru: [сайт]. URL: https://hfkursobr.ru/about (дата обращения: 07.06.2019).
2.Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах // ЗНиСО. 2008. №7. С. 5-9.
3. Мосов А.В., Портнов Н.М. Анализ мнений родительской общественности как основа для формирования меню в ДОУ. // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2012. №7. С. 5-20.
4. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/ programms/demography (дата обращения: 07.06.2019).
5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ 1195467/#ixzz5t4ud4kSv (дата обращения: 18.05.2019).
6. Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.: распоряжение Правительства
РФ от 25.10.2010 №1873-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/12079847/ (дата обращения: 18.05.2019).
7. Родители волгоградских школьников заявили о питательной дискриминации [Электронный ресурс] // URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3965678 (дата обращения: 08.05.2019).
8. Рождественская Л.Н. Организация питания в общеобразовательных учреждениях: проблемы и пути решения // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013. №2. С. 84-93.
9. Рождественская Л.Н. Мониторинг достижения целевых показателей организации питания в образовательных учреждениях // Труды и материалы Международного конгресса «Здоровьесберегающие технологии в образовании: научно-методологические подходы и аспекты применения информационных систем». М.: ООО «1С-Паблишинг», 2014. С. 96-99.
10. Рождественская Л.Н. Параметры качества услуг в оценке эффективности социального питания // Вестник НГУЭУ. 2012. №4. С. 207-218.
11. Спинина О.А. О реализации экспериментального проекта по совершенствованию школьного питания в Кемеровской области // ЗНиСО. 2010. №8. С. 45-48.
12. Хорунжина С. И., Захарова Л. М., Бугерова С. В. Мониторинг и анализ фактического питания детей и молодежи Кемеровской области / Сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции «Здоровая молодежь - сильный Кузбасс». Кемерово, 2008. С. 103-110.
13. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia «Advances in Social Science, Education and Humanities Research». Moscow, 2019. Pp. 24-30.
14. Mindzaeva E., Beshenkov S., Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia «Advances in Social Science, Education and Humanities Research». Moscow, 2019. Pp. 18-23.
Neustroev Sergej Sergeevich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Director, Doctor of Economics, [email protected]
Mindzaeva E^teri Viktorovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, Candidate of Pedagogics, [email protected]
Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of the Laboratory, [email protected]
Zimnyukova NataVya Nikolaevna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, [email protected]
Panova OFga Vladimirovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Analyst, [email protected]
MONITORING THE ACHIEVEMENT OF NUTRITION TARGETS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS AS A TOOL FOR DEVELOPING THE NUTRITION CONCEPT
OF STUDENTS
Annotation
The article presents the content of monitoring the organization of the food system in general education in 2019, highlights the problem of the absence of a unified generally accepted methodology for monitoring the system of organization and quality offood in educational institutions, the ambiguous interpretation of the concept of «monitoring» itself, as well as the lack of clarity of understanding of the content of requests. The authors 'point of view on the need to improve the content of monitoring the organization and quality of nutrition in educational organizations is presented, due to the development of the concept of nutrition ofstudents and pupils. Keywords:
monitoring; target indicators; optimization of the nutrition system of general education and pre-school educational organizations; concept of catering services.