ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Миндзаева Этери Викторовна,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, кандидат педагогических наук, [email protected]
Бешенков Сергей Александрович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Адамчук Дмитрий Владимирович,
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», заведующий лабораторией, [email protected]
ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ВОСПИТАННИКОВ: ВЕДОМСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ, НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ*
Аннотация
В статье рассмотрен один из базовых элементов системы управления социально значимыми проектами - информационный, который регулирует обсуждение широкой группой заинтересованных лиц хода его выполнения и итоговых результатов; представлены основные результаты мониторинга организации системы питания общеобразовательных организаций в 2019 году; сделан анонс результатов прошедшего социологического опроса по удовлетворенности качеством питания школьников и их родителей в 2019 году и предстоящего мониторинга системы питания в дошкольных образовательных организациях. Ключевые слова:
информационное управление; мониторинг; социологический опрос; оптимизация системы питания; независимая оценка качества питания в образовании (НОКПО).
Введение
Развитие в управленческой деятельности проектных методов и технологий [3] обусловливает возрастание роли информационных основ управления проектной деятельностью, совершенствование методологии научных исследований в данной сфере. Эти тенденции влияют на
*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики) »
управление социально значимыми проектами, в частности такими, как оптимизация системы питания в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях.
В функциях региональных органов управления образованием субъектов РФ в сфере управления и контроля за организацией питания учащихся дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) и общеобразовательных организаций (далее - ОО) законодательно не закреплена обязанность именно контроля и управления. В зависимости от формы и степени участия органов власти субъектов РФ в вопросах питания обучающихся и воспитанников в разных субъектах сложились разные по системности модели организации питания: от разработок и внедрения программ развития питания в ДОО и ОО до организации поставок пищевых продуктов, размещения заказов на организацию питания или создания региональных (муниципальных) предприятий питания. Структуры, наделенной всей полнотой ответственности за организацию социального дошкольного и школьного питания на разных уровнях государственной власти, на данный момент не существует.
Количество проблем, связанных с недостаточной гарантией безопасности и качества предоставляемых услуг питания, напрямую связано с неопределенностью в разделении полномочий и отсутствием системного подхода при решении вопросов организации питания. Следствием является риск ухудшения здоровья детей и неэффективное использование привлекаемых ресурсов: как бюджетных, так и личных родительских средств.
Вышеназванные проблемы требуют решения и в связи этим определяет необходимость внедрения в систему организации питания в ДОО и ОО здоровьесберегающих технологий в рамках решения задач национального проекта «Демография» [1; 2; 8]. Потребность вести здоровый образ жизни, закладывается в семье и развивается в детском саду и в школе. Этому направлению деятельности в дошкольных и общеобразовательных организациях традиционно уделяется достаточное внимание. Однако сегодня назрела потребность выйти на новый качественный уровень. Речь идет о формировании и внедрении в систему организации питания здоровьесберегающих технологий, т.е. системы условий, включающей взаимосвязь и взаимодействие всех факторов организации горячего питания в детском саду и школе, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (на основе определения Н.К. Смирнова [7]).
Необходимость внедрения в систему организации школьного питания здоровьесберегающих технологий закреплена в соответствующих правительственных нормативных документах. Дошкольное и школьное питание, которое не только обеспечивает физиологические потребности детей, но и формирует привычку вести здоровый образ жизни, является неотъемлемой частью организации здорового питания в Российской Федерации. Такой подход объявлен концептуальным в «Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового
питания населения на период до 2020 года» (распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р). Целевые ориентиры организации питания заложены в Указе Президента РФ от 07.05.2018 №204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Стратегией в числе приоритетных направлений названо «...формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» [4]. Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» (в рамках национального проекта «Демография») уделяет внимание увеличению доли граждан, приверженных здоровому образу жизни: до 50% к 2020 году и до 60% к 2025 году [2; 8].
Такая постановка проблемы требует рассмотрения системы дошкольного и школьного питания как зоны ответственности всех участников процесса обеспечения обучающихся полезной и здоровой едой и развития культуры питания, а именно: администрации детских садов и школ, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, родителей обучающихся и воспитанников, поставщиков продуктов питания и/или услуг в данной сфере. Конечно, у каждого из вышеназванных своя функция и формы участия в решении проблемы совершенствования системы питания в ДОО и ОО.
Решать проблему совершенствования системы дошкольного и школьного питания, на наш взгляд, целесообразно, рассматривая ее как элемент системы формирования здорового образа жизни всего общества, развития культуры питания и применения здоровьесберегающих технологий.
В предыдущих публикациях нами было сформулировано, что с точки зрения социологии питание представляет собой не просто процесс потребления пищи, а является сложноорганизованным социальным явлением, включающим всю совокупность общественных отношений, связанных с производством, распределением и потреблением продуктов питания. При этом питание как социальное явление может и проявлять, и одновременно являться проявлением социальной дифференциации по различным основаниям: культурным, экономическим, религиозным, национальным, а соответственно, может выступать предметом социологического исследования. Необходимо также обратить внимание на то, что организация общественного питания имеет довольно глубокие исторические корни: изначально связанный с общественным разделением труда и процессами индустриализации, «общепит» сегодня сам носит характер обособленной индустрии и выполняет значимые функции: как экономические, так и социальные [9]. Это обусловливает оценку питания в ДОО и ОО как одну из составляющих оценки качества образования, несмотря на то что обеспечение питанием напрямую не затрагивает процесс обучения.
Оптимизация системы питания в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях базируется на организации адекватных управляющих воздействий, которые зависят от интенсивных методов,
связанных с анализом информационных потоков, от овладения новыми методами и средствами работы с большими объемами информации, которые часто относятся к слабоформализуемым. Ранее нами было выявлено, что в данной сфере недостаточно используются интенсивные методы и что к основным проблемам информационного обеспечения управления в сфере организации питания в ДОО и ОО относятся: адекватность используемой информации реальному состоянию объекта управления; полнота и достоверность информации об управляемом объекте; предоставление информации в форме, максимально доступной для обработки и последующего использования [10]. Важнейшими элементами управления являются управленческие решения, к базовым требованиям для которых относится свойство системности, предполагающей видение во всех взаимосвязях элементов управляемой системы, для чего в том числе управляющие воздействия должны быть чувствительны к «отклику» всей системы для реализации конкретного решения.
Все это в полной мере можно отнести и к таким элементам системы дошкольного и школьного питания, как администрация детских садов и школ, руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, родители обучающихся и воспитанников, поставщики продуктов питания и/или услуг в данной сфере и сами воспитанники и обучающиеся.
Материалы и методы
Основные методы, которые используются при рассмотрении информационных аспектов управления оптимизацией системы питания в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, опираются на системно-информационный анализ организации и качества питания в ОО и ДОО субъектов Российской Федерации, а именно:
• анализ ежегодного всероссийского мониторинга «Система организации горячего питания в дневных общеобразовательных организациях - 2019», который проводит Министерство просвещения Российской Федерации. В 2019 году мониторинг проходил с 26 марта по 26 апреля, в нем участвовали все 85 субъектов РФ, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» являлся разработчиком содержания мониторинга и оператором его проведения (Государственное задание № 073-00089-19-01), общее количество показателей - 1132, общее количество данных - 96 220;
• анализ социологического опроса на тему удовлетворенности обучающихся и родителей системой организации горячего питания в общеобразовательных организациях. Опрос прошел в 85 субъектах РФ, охват респондентов: всего 413 380, из которых 180 831 - обучающиеся и 232 549 -родители (законные представители). ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования» являлся разработчиком содержания социологического опроса и оператором его проведения с 5 апреля по 30 мая (Государственное задание № 073-00089-19-01);
• анализ мониторинга организации и качества питания в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (в рамках ведомственной целевой программы «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования»).
3. Результаты
В рамках мониторинга организации школьного питания в дневных общеобразовательных организациях получена следующая информация (по состоянию на 1 мая 2019 года) .
Общий охват питанием обучающихся общеобразовательных организаций в Российской Федерации составляет 80,7%, в том числе:
охват одноразовым горячим питанием составляет 54,4% от общего количества обучающихся, из них:
• 1-4 классы - 57,3% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе;
• 5-9 классы - 52,9% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе;
• 10-11 классы - 47,7% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе.
Охват одноразовым горячим питанием по федеральным округам Российской Федерации составляет:
• в Северо-Западном федеральном округе - 56,17% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Центральном федеральном округе - 43,51% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Южном федеральном округе - 32,63% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 44,14% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Приволжском федеральном округе - 63,21% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Уральском федеральном округе - 75,71% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Сибирском федеральном округе - 70,09% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Дальневосточном федеральном округе - 54,85% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе.
Охват двухразовым горячим питанием составляет 26,3% от общего количества обучающихся, из них:
• 1-4 классы - 7% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе;
• 5-9 классы - 21,4% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе;
Основные количественные показатели мониторинга, неполный перечень данных.
• 10-11 классы - 19% от общего количества обучающихся в указанной возрастной группе.
Охват двухразовым горячим питанием по федеральным округам Российской Федерации составляет:
• в Северо-Западном федеральном округе - 29,10% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Центральном федеральном округе - 39,36% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Южном федеральном округе - 16,63% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 11,15% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Приволжском федеральном округе - 28,36% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Уральском федеральном округе - 20,95 % от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Сибирском федеральном округе - 20,01% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Дальневосточном федеральном округе - 21,58% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе.
Общий охват питанием обучающихся льготных категорий в Российской Федерации составляет 95,4%, в том числе:
- охват одноразовым горячим питанием обучающихся льготных категорий составляет 59,8% от общего количества обучающихся льготных категорий, из них:
• 1-4 классы - 61,9% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе;
• 5-9 классы - 57,3% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе;
• 10-11 классы - 57,9% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе.
- охват одноразовым горячим питанием обучающихся льготных категорий по федеральным округам Российской Федерации составляет:
• в Северо-Западном федеральном округе - 59,25% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Центральном федеральном округе - 44,73% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Южном федеральном округе - 76,88% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 59,81% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Приволжском федеральном округе - 52,49% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Уральском федеральном округе - 73,85% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Сибирском федеральном округе - 70,97% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Дальневосточном федеральном округе - 69,43% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе.
Охват двухразовым горячим питанием обучающихся льготных категорий составляет 35,6% от общего количества обучающихся льготных категорий, из них:
• 1-4 классы - 36,6% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе;
• 5-9 классы - 33,9% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе;
• 10-11 классы - 38,9% от общего количества обучающихся льготных категорий в указанной возрастной группе.
Охват двухразовым горячим питанием обучающихся льготных категорий по федеральным округам Российской Федерации составляет:
• в Северо-Западном федеральном округе - 36,95% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Центральном федеральном округе - 53,44% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Южном федеральном округе - 14,90% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 26,14% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Приволжском федеральном округе - 33,21% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Уральском федеральном округе - 27,79% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Сибирском федеральном округе - 25,52% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе;
• в Дальневосточном федеральном округе - 28,37% от общего количества обучающихся в данном федеральном округе.
Средняя стоимость двухразового питания (завтрак и обед) одного обучающегося в день в Российской Федерации в 2018/19 учебном году составила 113,08 рублей, по федеральным округам:
• в Северо-Западном федеральном округе - 129,46 руб.;
• в Центральном федеральном округе - 104,14 руб.;
• в Южном федеральном округе - 91,32 руб.;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 79,89 руб.;
• в Приволжском федеральном округе - 102,24 руб.;
• в Уральском федеральном округе - 156,08 руб.;
• в Сибирском федеральном округе - 82,19 руб.;
• в Дальневосточном федеральном округе - 159,35 руб.
Средняя стоимость двухразового питания (завтрак и обед) одного обучающегося льготной категории в день в Российской Федерации в 2018/19 учебном году составила 103,77 руб., по федеральным округам:
• в Северо-Западном федеральном округе - 143,76 руб.;
• в Центральном федеральном округе - 99,55 руб.;
• в Южном федеральном округе - 80,94 руб.;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 61,22 руб.;
• в Приволжском федеральном округе - 97,76 руб.;
• в Уральском федеральном округе - 128,53 руб.;
• в Сибирском федеральном округе - 80,59 руб.;
• в Дальневосточном федеральном округе - 137,80 руб.
В 22 субъектах Российской Федерации реализуются разработанные региональные и муниципальные программы по обеспечению горячим питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания.
В 5 субъектах Российской Федерации реализуются только отдельные региональные программы, но не разработаны муниципальные.
В 27 субъектах реализуются различные муниципальные программы, но при этом не разработаны региональные.
В 31 субъекте региональные и муниципальные программы, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания, не реализуются.
Инфраструктура организации школьного питания в дневных общеобразовательных организациях представлена следующими формами:
• столовые полного цикла - 64,43% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• школьно-базовые столовые - 9,88% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• столовые-доготовочные - 11,82% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• буфеты-раздаточные - 6,31% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• комбинаты школьного питания - 4,53% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• иные формы организации питания - 2,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций.
В субъектах продолжается внедрение систем безналичного расчета за школьное питание. Указанная система внедрена в 33,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций.
В целях обеспечения качества и безопасности школьного питания в ходе проведения мониторинга была оценена степень соответствия существующей системы школьного питания СанПиН 2.4.5.2409-08. По данным мониторинга, во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации уделяется
серьезное внимание качеству и безопасности питания. Дневные общеобразовательные организации имеют цикличное действующее меню, которое разработано в соответствии с установленными нормами:
• 28-дневное цикличное меню разработано в 1,7% общеобразовательных организаций;
• 20-дневное цикличное меню разработано в 4,8% общеобразовательных организаций;
• 14-дневное цикличное меню разработано в 20,3% общеобразовательных организаций;
• 12-дневное цикличное меню разработано в 5% общеобразовательных организаций;
• 10-дневное цикличное меню разработано в 68,2% общеобразовательных организаций.
В дополнение к цикличному меню общеобразовательные организации используют в качестве дополнительного питания: фрукты (яблоки, груши, мандарины, апельсины, бананы и др.) - 65,3% общеобразовательных организаций; соки плодоовощные и витаминизированные напитки - 65,3% общеобразовательных организаций; соки прямого отжима - 6,3% общеобразовательных организаций; мучные кондитерские изделия промышленного (печенье, вафли, мини-кексы, пряники) и собственного производства, в т.ч. обогащенные микронутриентами (витаминизированные), -67,6% общеобразовательных организаций; изделия творожные, кроме сырков творожных (не более 9% жирности), - 48,6% общеобразовательных организаций; сыры сычужные твердые для приготовления бутербродов - 52,3% общеобразовательных организаций; молоко и молочные напитки стерилизованные (2,5% и 3,5% жирности) - 64,2% общеобразовательных организаций; кисломолочная продукция, йогурты (2,5%, 3,2% м.д.ж.) - 45,5% общеобразовательных организаций; орехи (кроме арахиса и абрикосовых косточек), сухофрукты - 36,1% общеобразовательных организаций.
Количество дневных общеобразовательных организаций, информирующих родителей (законных представителей) обучающихся об ассортименте блюд, входящих в ежедневное школьное меню:
• на сайте общеобразовательной организации - 50,6% от общего количества общеобразовательных организаций;
• на стенде в фойе у входа в общеобразовательную организацию -73,8% от общего количества общеобразовательных организаций.
Количество дневных общеобразовательных организаций в Российской Федерации, которые обеспечивают организацию питания в следующих формах:
• аутсорсинг - 38,24% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• школа самостоятельно организует питание - 57,17% от общего количества дневных общеобразовательных организаций;
• иные формы - 4,73% от общего количества дневных общеобразовательных организаций.
Количество дневных общеобразовательных организаций в Российской Федерации, использующих специализированное меню для детей с хроническими заболеваниями (болезни органов пищеварения, анемия, ожирение и т.д., кроме диабета и целиакии) (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее), - 4,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций, в том числе по федеральным округам Российской Федерации:
• в Центральном федеральном округе - 12,3% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Западном федеральном округе - 3,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Южном федеральном округе - 4,3% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Приволжском федеральном округе - 1,2% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Уральском федеральном округе - 3,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Сибирском федеральном округе - 2,5% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Дальневосточном федеральном округе - 7,2% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа.
Количество дневных общеобразовательных организаций, которые используют специализированное меню для детей, имеющих подтвержденный диагноз «диабет», - 3,2% от общего количества дневных общеобразовательных организаций, в том числе по федеральным округам:
• в Центральном федеральном округе - 7,02% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Западном федеральном округе - 4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Южном федеральном округе - 1,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 0,15% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Приволжском федеральном округе - 1,3% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Уральском федеральном округе - 3,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Сибирском федеральном округе - 1,9% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Дальневосточном федеральном округе - 4,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа.
Количество дневных общеобразовательных организаций в Российской Федерации, использующих специализированное меню для детей, имеющих подтвержденный диагноз «целиакия», - 0,2% от общего количества дневных общеобразовательных организаций, в том числе по федеральным округам:
• в Центральном федеральном округе - 0,1% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Западном федеральном округе - 0,4% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Южном федеральном округе - 0,8% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Северо-Кавказском федеральном округе - 0% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Приволжском федеральном округе - 0,04% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Уральском федеральном округе - 0,3% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Сибирском федеральном округе - 0,15% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа;
• в Дальневосточном федеральном округе - 0,06% от общего количества дневных общеобразовательных организаций округа.
Вторым этапом исследования является получение результатов социологического опроса на тему удовлетворенности обучающихся и родителей системой организации горячего питания в общеобразовательных организациях. На данный момент проведен экспорт имеющихся массивов данных опроса обучающихся и их родителей, производится верификация первичных данных, далее следует статистическая обработка с учетом основных социально-стратификационных параметров и демографических характеристик респондентов, затем анализ.
Сопоставление результатов мониторинга и социологического опроса, как предполагается в гипотезе исследования темы НИР «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)», позволит выявить основные противоречия, существующие на данный момент в системе школьного питания: наличие существенных разногласий по поводу оценки качества школьного питания со стороны детей, родителей, администрации, представителей здравоохранения и проверяющих органов. По словам Л.Н. Рождественской, «Противоречие заключается в том, что акцент на физиологическое обоснование набора продуктов и рационов питания имеет смысл только в случае гарантированного их потребления питающимися. Если приготовленная пища остается нетронутой, то количество белков, жиров и углеводов в ней, не говоря о компонентах обогащения микронутриентами, не имеет никакого значения. Это для бюджета в целом и для системы образования в частности неэффективно растраченные пищевые и трудовые ресурсы, а для родителей - неоправданные финансовые расходы, поскольку ребенок в домашних
условиях съест необходимое ему для чувства сытости количество продуктов (при их наличии), но зачастую уже вопреки рекомендациям о режиме питания и выборе здоровой пищи» [6].
Следующим этапом исследования, которое приобретает системный характер в связи с началом разработки и проведения мониторинга организации и качества питания в дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, станет выстраивание единой системы мониторинга системы питания в ДОО и ОО. С нашей точки зрения, в подобной системе должны быть выработаны единые критерии качества услуги питания: его физическая и финансовая доступность, с одной стороны, соответствие нормативной базе - с другой, и высокое значение потребительской удовлетворенности - с третьей.
В ходе исследования стало понятно, что важно не только зафиксировать в той или иной форме показатели, но и целесообразно отобрать, распространить и внедрить лучший региональный и муниципальный опыт по комплексному системному подходу к решению общенациональной задачи - обеспечение детей качественным питанием и формирование культуры здорового питания. Формирование среды, мотивирующей обучающихся вести здоровый образ жизни, целесообразно начать в том числе с создания информационной платформы, на которой будут представлены лучшие практики, демонстрирующие эффективные модели организации системы школьного питания, учитывающие: региональные особенности, необходимость персонификации питания детей в школе (диетическое, вегетарианское, спортивное и др.), эффективную «логистику» организации системы горячего питания, потребности детей, родителей и учителей, удачный опыт сотрудничества с добросовестными поставщиками питания, эффективный опыт общественного контроля системы школьного питания и многое другое. С этой целью был разработан и начал функционировать специальный ресурс - сайт «Курс - здоровое питание»: https://hf.kursobr.ru [1].
Инструментарий сайта, с одной стороны, предполагает самую широкую целевую аудиторию: родители и учащиеся, медицинские работники, эксперты, представители государственных органов, бизнеса (поставщики продуктов питания, услуг по организации питания и др.). С другой стороны, предполагается размещение информации, которая является результатом научных исследований, в том числе социологических: аналитические обзоры, рейтинги, результаты социологических опросов и др. Конечно, для такого рода информации целесообразно выбирать активные визуализированные формы (графики, инфографики, видеоролики и др.).
Подобный ресурс рассматривается нами как эффективный элемент управления, который позволяет осуществлять взаимосвязь элементов управляемой системы, в том числе получать обратную связь для реализации конкретного решения - оптимизация системы школьного питания, повышение качества питания, внедрение подхода к развитию системы школьного питания на основе здоровьесберегающих технологий.
Опыт, полученный в ходе реализации проекта по разработке сайта «Курс - здоровое питание», может быть использован и в рамках других социально значимых проектов.
Дискуссия
Проблема информационных аспектов управления - одна из ключевых проблем эффективной системы управленческих и технологических подходов и решений в сфере организации питания в образовательных организациях. Существенную роль в ее решении может сыграть выстраивание единой системы мониторингов и социологических опросов по организации и качеству системы питания в ДОО и ОО, с одной стороны, и разработка единой платформы для всех, у кого есть желание перевести социальное питание в образовательных организациях на качественно новый уровень, -с другой. Подобный ресурс позволит объединить и ведомственную информацию, полученную в ходе ежегодных мониторингов питания, и результаты социологических опросов и/или инициативные акции общественных организаций (например, родительских сообществ), которые со временем могут быть объединены в систему Независимой оценки качества питания в образовании (НОКПО).
Заключение
Обеспечение обучающихся и воспитанников полноценным сбалансированным питанием способствует выполнению задачи по развитию демографии в России, тесно взаимосвязано с демографическими процессами, здоровьем нации, с социально-экономическим развитием России.
Создание эффективной системы управления в сфере организации питания обучающихся и воспитанников видится в выстраивании единой системы мониторинга системы питания в ДОО и ОО. С нашей точки зрения, в подобной системе должны быть выработаны единые критерии качества услуги питания: его физическая и финансовая доступность, с одной стороны, соответствие нормативной базе - с другой, и высокое значение потребительской удовлетворенности - с третьей.
Информация, используемая для выработки управленческих решений, должна быть максимально полной и достоверной. Добиться этого возможно сочетанием результатов ведомственной информации, полученной в ходе ежегодных мониторингов организации питания, и результатов социологических опросов и/или инициативных акций общественных организаций, например родительских сообществ. На основе существующих методологических подходов, применяемых в социологических исследованиях организации питания, со временем целесообразно разработать систему Независимой оценки качества питания в образовании (НОКПО).
Специализированный ресурс, аккумулирующий информационные потоки по организации питания в ДОО и ОО, предполагающий размещение информации, которая является результатом научных исследований, в том числе социологических (данные мониторингов, аналитические обзоры, рейтинги, результаты социологических опросов и др.), может рассматриваться
как эффективный элемент управления для реализации конкретного решения -оптимизации системы питания, основанной на уникальном опыте регионов, которые при организации питания учитывают свои климатические, национальные и ресурсные особенности, воплощая в жизнь уникальные эффективные модели, которые тем не менее могут быть использованы многими другими с учетом собственных потребностей и условий.
Литература
1. Курс - здоровое питание. О проекте [Электронный ресурс] // Kursobr.ru: [сайт]. URL: https://hf.kursobr.ru/about (дата обращения: 07.06.2019).
2. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/ demography (дата обращения: 07.06.2019).
3. Неустроев С.С. Человеческий капитал или кадровый ресурс образовательных и научных организаций? [Электронный ресурс] // Kursobr.ru: [сайт]. URL: https://kursobr.ru/index.php/ekspertnoe-mnenie/676-kursobzor-neustroev-s-s-chelovecheskij-kapital-ili-kadrovyj-resurs-obrazovatelnykh-i-nauchnykh-organizatsij (дата обращения: 07.06.2019).
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/#ixzz5t4ud4kSv (дата обращения: 18.05.2019).
5. Об утверждении Основ государственной политики РФ в области здорового питания населения на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 №1873-р [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/12079847/ (дата обращения: 18.05.2019).
6. Рождественская Л.Н. Организация питания в общеобразовательных учреждениях: проблемы и пути решения // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2013. №2. С. 84-93.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. 121 с.
8. Федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/ ministry/programms/demography/4 (дата обращения: 07.06.2019).
9. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 24-30.
10.Mindzaeva E., Beshenkov S., Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 18-23.
Mindzaeva Eleri Viktorovna,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of the Department, Candidate of Pedagogics, [email protected]
Beshenkov Sergej Aleksandrovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor, [email protected]
Adamchuk Dmitrij Vladimirovich,
The Federal State Budget Scientific Institution
«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,
the Head of the Laboratory,
INFORMATION ASPECTS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT SYSTEM IN CATERING FOR PUPILS AND PRESCHOOL CHILDREN: DEPARTMENTAL MONITORING OF CATERING SERVICES, SOCIOLOGICAL RESEARCHES OF SATISFACTION WITH ORGANIZATION OF MEAL, INDEPENDENT ASSESSMENT OF QUALITY OF MEALS IN EDUCATION
Annotation
In article one of basic elements of management system of socially important projects - information which regulates discussion by wide group of interested persons of the course of its performance and the final results is considered; the main results of monitoring of the organization of a power supply system of the general education organizations in 2019 are presented, the announcement of results of last sociological poll on satisfaction with quality of food of school students and their parents in 2019 and the forthcoming monitoring of a power supply system in the preschool educational organizations is made. Keywords:
information management; monitoring; sociological survey; optimization of a power supply system; independent assessment of quality offood in education.