Научная статья на тему 'Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях'

Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
740
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ПИТАНИЕ / NUTRITION / ДЕТИ / CHILDREN / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Чернигов В. В.

Государственная система организации питания детей в общеобразовательных учреждениях имеет современную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы школьного питания, обеспечивает возможности широкого использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, переоснащение пищеблоков современным технологическим оборудованием и специализированным автотранспортом, разработку и утверждение рационов питания и примерные циклические меню для учащихся, реализацию образовательных программы для детей и их родителей, педагогов в целях формирования культуры здорового питания. Оценка эффективности модернизации системы питания детей в образовательных учреждениях позволила совершенствовать систему мониторинга организации школьного питания и показала позитивное развитие школьного питания во всех регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF THE MODERNIZATION OF CHILDRENS NUTRITION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

State system of childrens nutrition in educational institutions formed in the large-scale experiment, has a modern legal framework adjusting the school nutrition, provides opportunities for large use of modern technologies of production and transportation of food, routine repairs and reconstruction of school kitchens, replacement of outdated communications, upgrading kitchens with modern technological equipment, furniture, dishes and specialized motor-service, the development and adoption of diets and sample cyclical menus for students, implementation of educational programs for children and their parents, and teachers in order to the formation of the culture of healthy eating. Evaluations of the effectiveness of the modernization of children nutrition in the educational institutions allowed to improve the system of the monitoring of school meals and showed a positive development of school nutrition in all regions.

Текст научной работы на тему «Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях»

август №8 (233)

7

МОНИТОРИНГ МОДЕРНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.Р. Кучма1, В.В. Чернигов2

MONITORING OF THE MODERNIZATION OF CHILDREN'S NUTRITION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

V.R. Kuchma, V.V. Chernigov

1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, 2 АНО «Институт отраслевого питания»

Государственная система организации питания детей в общеобразовательных учреждениях имеет современную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы школьного питания, обеспечивает возможности широкого использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, переоснащение пищеблоков современным технологическим оборудованием и специализированным автотранспортом, разработку и утверждение рационов питания и примерные циклические меню для учащихся, реализацию образовательных программы для детей и их родителей, педагогов в целях формирования культуры здорового питания. Оценка эффективности модернизации системы питания детей в образовательных учреждениях позволила совершенствовать систему мониторинга организации школьного питания и показала позитивное развитие школьного питания во всех регионах.

Ключевые слова: мониторинг, питание, дети, общеобразовательные учреждения.

State system of children's nutrition in educational institutions formed in the large-scale experiment, has a modern legal framework adjusting the school nutrition, provides opportunities for large use of modern technologies of production and transportation of food, routine repairs and reconstruction of school kitchens, replacement of outdated communications, upgrading kitchens with modern technological equipment, furniture, dishes and specialized motor-service, the development and adoption of diets and sample cyclical menus for students, implementation of educational programs for children and their parents, and teachers in order to the formation of the culture of healthy eating. Evaluations of the effectiveness of the modernization of children nutrition in the educational institutions allowed to improve the system of the monitoring of school meals and showed a positive development of school nutrition in all regions.

Keywords: monitoring, nutrition, children, educational institutions.

На научной основе в стране реализуется государственный комплекс мер по реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях с использованием современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов [1; 4; 6].

С 2008 по 2011 гг. в 1858 тыс. школах с более чем 1 млн обучающихся в 44 субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был реализован экспериментальный проект по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее -Эксперимент).

Из федерального бюджета на Эксперимент было выделено 2 млрд. 100 млн руб. (2008 г. — 500 млн. руб., 2009 г. - 1 млрд руб., 2010 г. -300 млн руб., 2011 г. — 300 млн руб.). Целевое назначение средств - закупка нового современного технологического оборудования для школьных столовых. Из средств регионального и местного бюджетов было выделено 2 млрд 458 млн руб.

Таким образом, общая сумма средств консолидированного бюджета, выделенного на реализацию Эксперимента в 2008—2011 гг., составила более 4,5 млрд руб.

Реализация Эксперимента позволила получить значимые результаты: произведен ремонт и реконструкция школьных пищеблоков, осуществлена замена устаревших коммуникаций; пищеблоки школ оснащены современным технологическим оборудованием; приобретена новая мебель и посуда для школьных столовых, специализиро-

ванный автотранспорт; внедряются системы безналичного расчета за школьное питание, позволяющие исключить нецелевое использование родительских средств на оплату горячих завтраков и обедов; разработаны и утверждены рационы питания и примерные циклические меню для учащихся; разработана нормативно-правовая база, регулирующая вопросы школьного питания; реализуются образовательные программы для детей и их родителей и педагогов в целях формирования культуры здорового питания; ход реализации Эксперимента регулярно освещается в средствах массовой информации.

Для оценки эффективности модернизации системы питания детей в образовательных учреждениях на основе исследований гигиенистов был спланирован и осуществлен мониторинг организации школьного питания [2; 3; 5].

Мониторинг проводился двумя способами: выезды экспертов в регионы и получение необходимых данных о состоянии школьного питания посредством электронного сбора информации. Особенность мониторинга 2011 г. заключалась в том, что он проводился не только в субъектах-участниках экспериментальных проектов, но и во всех субъектах РФ.

Сбалансированность фактических рационов питания (на основе фактических, а не номинально согласованных меню) оценивалась по показателям содержания белков животного происхождения и фруктов (соков). Эти продукты, с одной стороны, имеют наиболее высокую пищевую ценность, а с другой стороны, они же имеют и высокую удельную стоимость. Их доля в общей сырьевой стоимости рациона, рекомендованного действующим

0

ЗНиСО август №0 (233)

Таблица 1. Обеспеченность рационов по белкам животного происхождения, сокам и фруктам (завтрак)

Субъект РФ Коэффициент обеспеченности белками животного происхождения Коэффициент обеспеченности фруктами и соками Коэффициент, обобщенный по качеству

Архангельская область 93 % 63 % 84 %

Костромская область 76 % 74 % 76 %

Московская область 76 % 68 % 76 %

Республика Мордовия 82 % 38 % 69 %

Ульяновская область 89 % 16 % 67 %

Рязанская область 69 % 15 % 52 %

Кировская область 56 % 35 % 50 %

Липецкая область 51 % 28 % 45 %

Республика Северная Осетия-Алания 33 % 35 % 34 %

Республика Хакасия 38 % 20 % 33 %

СанПиНом по школьному питанию, составляет 70 % и более. При этом данные виды продуктов недостаточно потребляются в целом по стране. Доля потребления населением страны в 2010 г. отдельных продуктов составляет: мясопродукты

— 81 %, рыбопродукты — 68 %, молокопродукты

— 72 %, яйца — 101 %, хлебобулочные изделия — 113 %, картофель —113 %, овощи — 74 %.

Определить нарушения в сбалансированности рациона по фактическому меню достаточно сложно. Поэтому были предложены ряд коэффициентов и показателей, в частности Коэффициент обеспеченности белками животного происхождения и аналогичный — по фруктам (сокам).

Коэффициент обеспеченности белками животного происхождения определялся по формуле:

Кбжп = Бфакт : Буст х 100, %, где Бфакт , Буст — содержание белков животного происхождения, соответственно, в фактическом меню и по норме СанПиНа.

Коэффициент обеспеченности питания фруктами (соками):

Кфр. = Фф акт : Фуст х 100, %, где Ффакт , Фуст — содержание фруктов (соков), соответственно, в фактическом меню и по норме СанПиНа.

Обобщенный коэффициент обеспеченности питания белками животного происхождения и фруктами:

Коб = 0,3 х Кфр + 0,7Кбжп , %.

Результаты мониторинга обеспеченности рационов по белкам представлены в табл. 1.

Фактическая обеспеченность существенно отличается в разных субъектах и даже школах одного субъекта (в обследованных школах обеспеченность по белкам животного происхождения составляет от 33 до 93 %, а фруктов — от 15 до 74 %).

Очевидно, что данные показатели зависят и от объема денежных средств, выделяемых на питание. Достаточность этих средств анализировалась с применением коэффициента обеспеченности сбалансированного питания денежными средствами (отношение фактической стоимости к стоимости продуктов, предусмотренных нормами СанПиНа).

Коэффициент обеспеченности сбалансированного питания денежными средствами:

Коде = Сфакт : Суст х 100, %, где Сфакт - фактическое выделение бюджетных средств для закупки пищевых продуктов, руб. на прием пищи;

Сует — стоимость продуктов по норме СанПиН (по средним оптовым ценам региона), руб. на прием пищи.

Наиболее важным комплексным показателем является коэффициент эффективности использования денежных средств (отношение коэффициента обеспеченности питания белками животного происхождения и фруктами к коэффициенту обеспеченности сбалансированного питания денежными средствами):

Кэидс. = Коб. : Коде X 100, %.

Эффективность использования денежных средств в питании школьников (завтрак) представлена в табл. 2.

Установлено, что обеспеченность сбалансированного питания денежными средствами существенно различается — от 43 до 100 %; различается также и эффективность использования денежных средств — от 51 до 100 %.

Анализ размещения заказов на питание показал, что степень развития конкуренции (количество участников) зависит от сроков выполнения контрактов (табл. 3). Короткие сроки контрактов ведут к снижению конкуренции на этом рынке.

В целом, анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы об эффективности принципиальных подходов к проведению экспериментального проекта: основные показатели развития школьного питания растут практически во всех регионах (лучше — у участников проекта). В то же время мониторинг показал неравномерность в улучшении как показателей состояния школьного питания (в т. ч. внутри субъектов), так и в состоянии систем управления.

Анализ общего охвата питания обучающихся в целом по стране показывает ее положительную динамику: 2008 г. - 69,3 %, 2009 г. - 70,9 %, 2010 г. - 78,4 %, 2011 г. - 82,3 %. При этом у субъектов РФ-участников Эксперимента темпы роста показателей и охвата питанием выше, чем в других регионах (табл. 4).

По итогам всероссийского мониторинга организации школьного питания, проведенного в 2011 г. АНО «Институт отраслевого питания», охват обучающихся школьным питанием состав-

АВГУСТ №8 (233)

9

Таблица 2. Эффективность использования денежных средств в школьном питании (завтрак)

Субъект РФ Коэффициент, обобщенный по качеству Коэффициент обеспеченности сбалансированного питания денежными средствами Оценка эффективности

Костромская область 76 % 72 % 100 %

Московская область 76 % 74 % 100 %

Республика Мордовия 69 % 76 % 92 %

Кировская область 50 % 60 % 86 %

Липецкая область 45 % 57 % 83 %

Архангельская область 84 % 100 % 80 %

Ульяновская область 67 % 86 % 77 %

Республика Хакасия 33 % 43 % 77 %

Республика Северная Осетия-Алания 34 % 76 % 58 %

Рязанская область 52 % 63 % 54 %

Таблица 3. Анализ проведения торгов на оказание услуг по организации питания

Субъект РФ Сроки контракта, месяц Количество участников

Архангельская область 2 1

Костромская область 4 2

Республика Мордовия 8 3

г. Санкт-Петербург 36 более 20

Рязанская область 3 1

Ульяновская область 4 2

г. Димитровград Ульяновской области 4 1

Таблица 4. Динамика изменения охвата питанием в субъектах РФ

Субъекты РФ 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Прирост, %

Республика Мордовия* 80,1 % 82,0 % 91,3 % 95,6 % 19 %

Кемеровская область* 78 % 82 % 87 % 88 % 13 %

Республика Северная Осетия-Алания* 10,3 % 17,8 % 24,3 % 52,8 % в 5 раз

Томская область 81 % 82 % 84 % 88 % 9 %

Вологодская область 86 % 86 % 86 % 88 % 2 %

Пермский край 82 % 84 % 84 % 85 % 4 %

^Примечание: субъекты-участники экспериментального проекта по совершенствованию организации школьного питания в 2008—2011 гг

ляет 84,2 %. Для сравнения: в 2010 г. охват горячим питанием учащихся школ начального, основного и среднего (полного) общего образования в целом по стране составлял 79 % (в 2009 г. — 66,3 %).

В то же время, в школах, участвующих в Эксперименте, охват обучающихся сбалансированным горячим питанием составляет в среднем около 96 %.

Мониторинг школьного питания показывает, что инфраструктура школьного питания представлена в настоящее время различными формами: наиболее активно развиваются столовые полного цикла, их доля составляет сегодня 64 % (25.368); столовые-доготовочные — 17 % (6.575); школьно-базовые столовые — 10 % (3.716) и буфеты-раздаточные — 8 % (2.943). Доля комбинатов школьного питания в 2011 г. составила лишь один процент от всех организаций, обеспечивающих питание в общеобразовательных учреждениях (334 КШП).

Стоимость школьного питания в субъектах Российской Федерации существенно различает-

ся. Стоимость горячих завтраков для обучающихся составила на декабрь 2011 г. в среднем 27 руб. Стоимость горячих обедов составила в среднем 41 руб.

Мониторинг показал, что этот процесс развития систем школьного питания лучше идет в регионах и муниципалитетах-участниках Эксперимента, но начал развиваться и в других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Тутельян В.А., Величков-ский Б.Т. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков России. Комплексная программа научных исследований «Профилактика наиболее распространенных заболеваний детей и подростков на 2005-2009 гг.». Издание второе, исправленное и дополненное. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 176 с.

2. Бойко М.Н. Гигиеническая оценка школьного питания и медицинского обслуживания школьников в современных условиях (на примере Омской области). Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. Москва, 2012. 24 с.

10

ЗНиСО август №8 (233)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кузнецова Е.И. Научное обоснование региональной модели гигиенического мониторинга питания и здоровья школьников. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.м.н. Оренбург, 2012. 24 с.

4. Кучма В.Р. Научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях //Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2007. № 2. С. 18—26.

5. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации

питания в школах //Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 7. С. 5—9.

6. Онищенко Г.Г. Государственная политика в области здорового питания населения и пути её реализации //Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 3. С. 3—9.

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович, тел.: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected] Contact information: Kuchma Vladislav, phone: 8 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.