Научная статья на тему 'Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации)'

Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1448
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ / ORGANIZATION OF NUTRITION OF STUDENTS / REGIONAL PRACTICES OF ORGANIZATION OF NUTRITION OF STUDENTS / NORMATIVE AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF NUTRITION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Бешенков Сергей Александрович, Зимнюкова Наталья Николаевна

В статье на основе открытых источников сайтов субъектов РФ сделан анализ существующего нормативно-методического обеспечения процесса функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организациях, существующих управленческих, организационных и технологических подходов и решений на региональном и муниципальном уровнях, а также анализируются модели организации школьного питания, отвечающие общим критериям комплексного подхода. Результаты этого анализа могут быть использованы на различных уровнях организации системы школьного питания.The article on the basis of open sources of websites of the constituent entities of the Russian Federation makes an analysis of the existing normative and methodological support of the process of functioning and development of the nutrition system of students in general education organizations, existing managerial, organizational and technological approaches and solutions at the regional and municipal levels, as well as analyses models of school feeding organization, which meet the general criteria of the integrated approach. The results of this analysis can be used at different levels of school feeding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Неустроев Сергей Сергеевич, Миндзаева Этери Викторовна, Бешенков Сергей Александрович, Зимнюкова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лучшие региональные практики по организации питания в общеобразовательных школах (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации)»

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Неустроев Сергей Сергеевич,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», директор, доктор экономических наук, uprstrateg@yandex.ru

Миндзаева Этери Викторовна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», начальник отдела, кандидат педагогических наук, 1vega1@mail.ru

Бешенков Сергей Александрович,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», руководитель центра, доктор педагогических наук, профессор, srg57@mail.ru

Зимнюкова Наталья Николаевна,

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования», научный сотрудник,komolovann78@mail.ru

ЛУЧШИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ (на основе анализа открытых информационных источников субъектов Российской Федерации)

Аннотация

В статье на основе открытых источников сайтов субъектов РФ сделан анализ существующего нормативно-методического обеспечения процесса функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организациях, существующих управленческих, организационных и технологических подходов и решений на региональном и муниципальном уровнях, а также анализируются модели организации школьного питания, отвечающие общим критериям комплексного подхода. Результаты этого анализа могут быть использованы на различных уровнях организации системы школьного питания. Ключевые слова:

организация питания обучающихся; региональные практики организация питания обучающихся; нормативно-методическое обеспечение процесса функционирования и развития системы питания.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» №073-00089-19-01 на тему «Оптимизация системы горячего питания в образовательных организациях, реализующих программы общего образования (региональные аспекты, лучшие практики)», принята в редакцию в декабре 2019 г.

Проблема организации качественного и доступного горячего питания в общеобразовательных организациях является сегодня одной из наиболее значимых как для государства, так и для общества в целом [1; 2; 3].

На предыдущем этапе развития системы организации школьного питания в 2008-2011 годах в субъектах Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы экспериментальные проекты, целью которых являлась модернизации системы школьного питания в Российской Федерации. В проектах приняли участие 44 региона из 8 федеральных округов (всего свыше 2000 школ).

Итоги реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации школьного питания показали необходимость комплексного подхода для достижения этой цели, включающего в себя следующие задачи: модернизация материально-технической базы школьного питания; создание современной системы управления организацией школьного питания [4; 5]; развитие кадрового потенциала системы школьного питания; проработка финансово-экономического обоснования системы школьного питания; формирование комплексной нормативно-правовой базы, регулирующей все аспекты системы школьного питания; обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Как показало проведенное ФГБНУ «ИУО РАО» исследование открытых источников сайтов субъектов РФ подобный комплексный подход реализуется далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, этот анализ позволил выделить регионы, опыт которых, на наш взгляд, необходимо более тщательно проанализировать и распространить на другие субъекты Российской Федерации как эффективные модели организации школьного питания.

В период с 10 января по 30 июня 2019 года специалистами ФГБНУ «ИУО РАО» был проведен анализ информационных ресурсов (официальных сайтов субъектов РФ), который показал, что на официальных сайтах органов исполнительной власти в 33 субъектах Российской Федерации (38,8%) вообще отсутствует какая-либо нормативно-методическая документация по вопросам обеспечения функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организаций (рис. 1, 2).

С целью определения эффективного опыта регионов по выработке новых моделей организации горячего питания обучающихся в рамках научно-исследовательской работы проводился анализ структуры официальных сайтов органов исполнительной власти 52 субъектов Российской Федерации по следующим показателям:

• наличие специального раздела, посвященного организации школьного питания;

• перечень размещенных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы организации питания в общеобразовательных организациях (а также их актуальность);

• наличие нормативных документов, включающих перечень мероприятий по модернизации региональных и муниципальных систем питания обучающихся в образовательных организациях;

• наличие информации о стоимости питания одного обучающегося в день (нормативно-правовые акты, информационная справка для родителей (законных представителей) обучающихся, методические рекомендации/ административные регламенты по получению данной услуги с приложением форм заявок);

• наличие информации, отражающей актуальное состояние объектов инфраструктуры, обеспечивающей процедуру организации школьного питания (информационная справка, аналитический обзор, статистические данные);

• обеспечение реализации инклюзивного питания обучающихся в общеобразовательных организациях, страдающих различного рода заболеваниями (диабет, целиакия, и т.п.);

• обеспечение контроля качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях.

Рис. 1 Информация о наличии нормативно-методических документов на официальных сайтах субъектов Российской Федерации

Федеральные округа, в которых отсутствует нормативно-методическая документация по организации школьного питания

4,7% ПФО

Рис. 2 Доля субъектов Российской Федерации, на официальных сайтах которых отсутствуют нормативно-методические документы по вопросам обеспечения функционирования и развития системы питания школьников, в разрезе федеральных округов

Проведенный анализ показал, что нет ни одного субъекта в Российской Федерации, на официальном сайте которого была бы представлена вышеперечисленная информация в полном объеме.

Только в 10 субъектах Российской Федерации (что составляет 11,8% от общего количества субъектов Российской Федерации) созданы специальные разделы, посвященные организации школьного питания. При этом только в 9 регионах (10,6%) в данных разделах имеется информация по вопросам функционирования и развития системы питания обучающихся в общеобразовательных организациях. Это:

• СЗФО - Мурманская и Псковская области, г. Санкт-Петербург;

• ЮФО - Ростовская область;

• ПФО - Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Оренбургская область;

• СФО - Республика Алтай, Новосибирская область.

На официальных сайтах (в том числе в разделах «Нормативно-правовые документы», «Проекты и программы») 50 из 85 субъектов Российской Федерации (58,8%) размещены нормативно-правовые документы, регламентирующих вопросы организации питания в общеобразовательных организациях. При этом следует обратить внимание на то, что на официальных сайтах органов исполнительной власти 3 (трех) субъектов Российской Федерации размещены только федеральные акты, регламентирующие организацию школьного питания. В 2 (двух) субъектах Российской Федерации размещены региональные нормативно-правовые акты, утратившие силу.

Таким образом, актуальные региональные нормативно-правовые документы по исследуемому вопросу размещены на официальных сайтах 45 субъектов Российской Федерации (52,9%).

Рассмотрим более подробно опыт организации школьного питания в рамках двух субъектов: г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан.

Санкт-Петербург

Благодаря созданию и развитию региональной правовой базы, которая включает в себя Закон Санкт-Петербурга от 24.09.2008 №569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге», Социальный кодекс Санкт-Петербурга, постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 №873 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «О социальном питании в Санкт-Петербурге», иные подзаконные нормативные правовые акты, в Санкт-Петербурге сформирована самостоятельная отрасль хозяйствования - социальное питание Санкт-Петербурга.

В целях стандартизации организации социального питания в государственных учреждениях Санкт-Петербурга:

• разработаны и утверждены, в том числе по согласованию с Управлением Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучию человека по городу Санкт-Петербургу, варианты ассортиментных перечней основных групп продовольственных товаров и

сырья для обеспечения социального питания различных категорий граждан, которые актуализируются на постоянной основе;

• актуализируются уже разработанные и разрабатываются новые цикличные двухнедельные меню рационов горячего питания для обеспечения питанием различных категорий граждан;

• разрабатывается и систематизируется технологическая документация на блюда и кулинарные изделия;

• разрабатываются и издаются отраслевые сборники методических рекомендаций.

Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2008 №569-95 (ред. от 26.02.2019) «О социальном питании в Санкт-Петербурге» определяет порядок организации социального питания в Санкт-Петербурге. В соответствии с данным законом социальное питание в Санкт-Петербурге обеспечивается: учреждениями Санкт-Петербурга самостоятельно; организациями общественного питания. Финансирование расходов учреждений Санкт-Петербурга, обеспечивающих социальное питание самостоятельно, осуществляется в пределах нормативов расходов бюджета Санкт-Петербурга на выполнение функций по социальному питанию, устанавливаемых Правительством Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге запрещается обеспечение социального питания организациями общественного питания, не соответствующими требованиям к организациям общественного питания, качеству и безопасности пищевых продуктов, технологии производства, реализации и потребления пищевых продуктов и другим требованиям, установленным действующим законодательством.

В соответствии со статьей 81 «Категории граждан, в отношении которых устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях» (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 21.12.2017 №872-151) главы 18 «Дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 №728-132 (ред. от 11.04.2019) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» меры социальной поддержки предоставляются:

1) обучающимся общеобразовательных учреждений и федеральных образовательных учреждений из числа:

• малообеспеченных семей;

• лиц, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере;

• лиц, страдающих хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством Санкт-Петербурга;

• лиц, обучающихся в 1 -4 классах;

2) обучающимся общеобразовательных учреждений из числа;

• лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих адаптированную образовательную программу;

• лиц, обучающихся в спортивных и кадетских классах общеобразовательных учреждений;

3) обучающимся из числа:

• многодетных семей;

• лиц, являющихся детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей;

• лиц, являющихся инвалидами;

• лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации. Перечень трудных жизненных ситуаций устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.

Статьей 82 «Дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 21.12.2017 №872-151) определены категории обучающихся, которым предоставляется питанием в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга.

В таблице 1 представлена сводная информация об организации школьного питания в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, финансирование которого осуществляется за счет денежных средств из бюджета Санкт-Петербурга.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.03.2015 №247 (ред. от 11.12.2018) «О мерах по реализации главы 18 «Дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» утверждены:

• порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях;

• перечень хронических заболеваний, при которых предоставляются дополнительные меры социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях;

• порядок определения среднедушевого дохода семьи для предоставления дополнительных мер социальной поддержки по обеспечению питанием в образовательных учреждениях.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.12.2018 №953 «О стоимости питания в государственных образовательных учреждениях на 2019 год» установлена стоимость питания в государственных образовательных учреждениях на 2019 год:

• завтрак - 59 руб. 00 коп. в день;

• обед - 102 руб. 00 коп. в день;

• комплексный обед - 161 руб. 00 коп. в день.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 №497 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» (в ред. постановлений от 10.06.2015 №523, 25.08.2016 №745, 07.02.2017 №72, 28.03.2017 №196, 14.06.2018 №492) в рамках подпрограммы 2 «Модернизация и развитие социального обслуживания населения» определен перечень мероприятий, направленных на обеспечение эффективности, качества и безопасности оказания услуг социального питания, предоставляемых социально значимым категориям населения Санкт-Петербурга.

Таблица 1

Сводная информация об организации школьного питания в общеобразовательных^организациях Санкт-Петербурга

Возрастная категория Тип питания (завтрак/ обед/ комплексный обед) Категория обучающихся общеобразовательных организаций Процент финансирования за счет средств бюджета СПб Примечание

1-4 классы завтрак все обучающиеся 70% компенсация за счет средств бюджета СПб

завтрак и обед стоящие на учете в противотуберкулезном диспансере (в том числе обучающиеся на дому) 70% компенсация за счет средств бюджета СПб

страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством СПб (в том числе обучающиеся на дому)

обучающиеся в спортивных и кадетских классах (в том числе обучающиеся на дому)

завтрак и (или) обед находящимся в трудной жизненной ситуации 100% компенсация за счет средств бюджета СПб

завтрак и обед/ комплексный обед из числа малообеспеченных семей (в том числе обучающиеся на дому) 100% компенсация, тип питания определяется на основании выбора родителей (законных представителей)

занимающиеся по адаптированным программам (в том числе обучающиеся на дому)

из числа многодетных семей (в том числе обучающиеся на дому)

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе обучающиеся на дому)

дети-инвалиды (в том числе обучающиеся на дому)

5-11 классы завтрак и (или) обед находящимся в трудной жизненной ситуации 100% компенсация за счет средств бюджета СПб

завтрак и обед/ комплексный обед стоящие на учете в противотуберкулезном диспансере (в том числе обучающиеся на дому) 70% компенсация, тип питания определяется на основании выбора родителей (законных представителей)

страдающим хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством СПб (в том числе обучающиеся на дому)

обучающиеся в спортивных и кадетских классах (в том числе обучающиеся на дому)

Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2018 №24-рп «Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы по реализации в Санкт-Петербурге Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» утверждены следующие мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи детям, формирование основ здорового образа жизни и обеспечение качественным питанием:

• проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и здорового питания для семей, имеющих детей (семинары, интерактивные уроки здоровья, тренинги, конкурсы по актуальным вопросам организации питания детей в учреждениях Санкт-Петербурга, тематические родительские собрания, совместные детско-родительские мероприятия);

• разработка мер по организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе имеющих пищевую аллергию, заболевания желудочно-кишечного тракта и др. (Комитет по здравоохранению: формирование предложений по организации питания детей в общеобразовательных организациях с учетом специфики заболеваний, в том числе физиологических норм потребления продуктов питания; Управление социального питания: подготовка на основе сформированных предложений рекомендаций по корректировке меню рационов питания для обучающихся с ограничениями в питании, в том числе имеющих пищевую аллергию, заболевания желудочно-кишечного тракта и др.; Комитет по образованию: реализация мероприятий, направленных на обеспечение условий для питания обучающихся, страдающих хроническими заболеваниями, перечень которых устанавливается Правительством Санкт-Петербурга

Следует обратить внимание на реализуемые с 2016 года Комитетом по образованию совместно с Комитетом по информатизации и связи услуги по информированию родителей школьников о рационе питания за день.

Внедрение систем контроля доступа и оплаты питания в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - Проект) в 2018-2020 годах осуществляется в рамках исполнения государственного контракта №Ф.2018.171502 от 28.04.2018 «Оказание услуг по передаче информации в государственную информационную систему Санкт-Петербурга «Комплексная автоматизированная информационная система каталогизации ресурсов образования Санкт Петербурга», заключенного между Комитетом по информатизации и связи и ООО «Росохрана Телеком». В рамках Проекта школы Санкт-Петербурга оснащаются системами контроля доступа и терминалами безналичной оплаты питания.

В 2018 году система внедрена в 355 образовательных учреждениях 9 районов Санкт-Петербурга (Адмиралтейский, Выборгский, Красногвардейский, Московский, Невский, Петроградский, Петродворцовый, Приморский, Центральный районы). К концу 2020 года система будет внедрена во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

Система контроля управления доступом (СКУД) и система оплаты питания (СОП) предполагает наличие у ребенка карты, по которой он:

• входит в школу и выходит из школы,

• оплачивает питание в школьной столовой.

Родители получают информацию о входе ребенка в школу и выходе из нее в режиме реального времени в личном кабинете родителя на портале «Петербургское образование».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внедрение системы позволяет:

• увеличить на 25% охват горячим питанием детей, в том числе за счет контроля со стороны родителей;

• увеличить в 4 раза пропускную способность школьной столовой за перемену;

• повысить уровень санитарно-гигиенической безопасности за счет отказа от использования наличных средств, являющихся источником накопления таких видов бактерий как кишечная палочка и золотистый стафилококк;

• осуществлять контроль за фактическим выполнением требований к меню;

• осуществлять автоматизацию работы комбинатов питания, в том числе при реализации платной продукции.

Участие в использовании системы осуществляется на добровольной основе по письменному заявлению родителей и не является обязательным. При этом согласие может быть в любое время отозвано родителем обучающегося, а участие в использовании системы прекращено.

Внедрение системы не исключает проход обучающегося в школу без предъявления карты. В этом случае пропуск в школу осуществляется сотрудником школы (или охраной), который сверяет фамилию, имя и отчество ребенка со списком учета (журналом) и самостоятельно разблокирует турникет для прохода обучающегося.

Питание также может осуществляется, как с использованием карты, так и за наличные деньги.

Требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях регламентированы постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 №45 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08» (далее - СанПиН). В образовательных учреждениях реализуются наборы пищевых продуктов, в том числе используемые для приготовления блюд и напитков, только согласно требованиям СанПиН (приложение 8 СанПиН).

Система оплаты питания позволяет родителям обучающихся осуществлять контроль за питанием детей. Системой предусмотрены ограничения на продажу обучающемуся продовольственных товаров, способных причинить вред его здоровью. Родители имеют возможность в

личном кабинете на портале «Петербургское образование» устанавливать ограничения на покупку буфетной продукции ребенком, а также лимит денежных средств ребенка. Кроме того, Проектом предусмотрена возможность ограничения (запрета) приобретения ребенком продуктов питания, которые могут вызвать аллергическую реакцию или запрещены к употреблению по медицинским показаниям в силу имеющегося у ребенка хронического заболевания. Родитель на портале «Петербургское образование» может отметить продукты питания, которые могут причинить вред здоровью ребенка. В таком случае, при желании ребенком приобрести блюда, отмеченные родителями как запрещенные к потреблению, система оплаты питания заблокирует возможность приобретения (выбора) таких блюд.

Распоряжением Комитета образования Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2018 №2751-р «О создании Координационного совета по охране жизни и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» создан Координационный совет по охране жизни и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга (далее - Координационный совет по охране жизни и здоровья обучающихся), государственно-общественный орган, функционирующий на общественных началах.

Координационного совета по охране жизни и здоровья обучающихся призван способствовать принятию эффективных мер по решению проблем, направленных на укрепление здоровья обучающихся, осуществлению на территории города программы действий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности в отношении детей и подростков, а также обеспечению согласованности действий государственных и муниципальных органов власти, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений, фондов и иных организаций и граждан по указанным вопросам.

Цель деятельности - обеспечение согласованных действий при решении вопросов совершенствования работы по охране жизни и здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, укрепление здоровья.

Задачи:

1. Разработка предложений по оценке эффективности работы образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья обучающихся, и амбулаторно-поликлинических учреждений в области охраны и укрепления их здоровья.

2. Разработка предложений по проведению научных исследований по проблемам формирования здорового образа жизни, взаимодействия органов управления и учреждений образования и здравоохранения в области охраны здоровья обучающихся.

3. Разработка предложений по формированию образовательных программ для подготовки специалистов по вопросам укрепления здоровья обучающихся.

4. Участие в проведении научно-практических конференций, совещаний, семинаров и других мероприятий по вопросам здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности образовательных учреждений.

5. Изучение и обобщение опыта образовательных учреждений по вопросам здоровьесбережения обучающихся.

6. Оказание консультативной помощи специалистам органов управления образованием и здравоохранением администраций районов Санкт-Петербурга.

7. Принятие участия в разработке концепций и целевых программ Санкт-Петербурга по проблемам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Таким образом, социальное питание Санкт-Петербурга является самостоятельной отраслью хозяйствования, представляет собой модель организации эффективного процесса обеспечения питанием обучающихся общеобразовательных организаций, которая позволяет оперативно принимать необходимые управленческие решения по повышению качества школьного питания, реагировать на запросы потребителей данных услуг. В такой модели объединены исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и находящиеся в их ведении государственные учреждения социальной сферы, поставщики пищевых продуктов, предприятия общественного питания, обеспечивающие социальное питание в государственных учреждениях города.

Республика Татарстан

На официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан создан раздел «Организация питания в школах» http: //mon.tatarstan.ru/rus/pitanie.htm.

В данном разделе размещены следующие нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, в том числе приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 26.10.2016 №2143/16 «О мерах по повышению качества питания в общеобразовательных организациях РТ», в котором руководителям муниципальных органов управления в сфере образования рекомендовано:

• при организации горячего питания руководствоваться проектом типового меню для 1-4 классов, проектом типового меню для 5-11 классов, разработанным Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» и согласованным с Управлением федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия по Республике Татарстан;

• проработать вопрос организации питания обучающихся из многодетных и малообеспеченных семей и закрепить соответствующими локальными актами;

• осуществлять контроль за организацией 2-х разового горячего питания в общеобразовательных организациях;

• осуществлять контроль за охватом горячим питанием учащихся общеобразовательных организаций не менее 94,4% для всех учащихся и 98,4% для учащихся начальных классов.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.09.2014 №648 «О размерах ежемесячных денежных и иных видов выплат на 2015 год» размер выплаты за питание обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в период обучения составляет 6 руб. 10 коп. ежедневно. (данного документа нет на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан).

В Татарстане уделяют большое внимание внедрению педагогических технологий, направленных на формирование здорового образа жизни у школьников и воспитанников, повышению эффективности реализации общенациональной программы «Разговор о правильном питании». Также принимают активное участие во Всероссийских конкурсах методических разработок учителей, детских проектов и семейных фотографий по программе «Разговор о правильном питании».

В Республике разработаны положения о региональных этапах конкурсов [3]:

1) Всероссийского методического конкурса «Развитие коммуникационных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании», цель которого - совершенствование эффективности обучения основам правильного питания и здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков у учащихся в процессе реализации программы «Разговор о правильном питании». Задачами конкурса являются:

а) расширение методических возможностей программы за счет разработки и внедрения методических форм, направленных на формирование коммуникативных навыков школьников;

б) развитие общей культуры детей и подростков-участников проекта, за счет формирования у них коммуникативных навыков, обеспечивающих успешность социальной адаптации;

в) популяризация наиболее интересных методических моделей, связанных с формированием основ культуры здоровья у подрастающего поколения, распространение эффективного педагогического опыта;

2) Всероссийского конкурса детских проектов «Пишем кулинарную книгу», цель которого - повышение эффективности программы «Разговор о правильном питании» за счет активизации и стимулирования творческой и исследовательской деятельности детей. Задачами конкурса являются:

а) способствовать формированию у детей интереса и готовности вести здоровый образ жизни;

б) способствовать развитию у детей коммуникативных навыков, умению эффективно выстраивать взаимодействие с окружающими (взрослыми, сверстниками);

в) способствовать развитию умения работать с различными информационными источниками, находить нужную информацию, анализировать и обобщать ее;

г) способствовать развитию навыков приготовления пищи;

3) Всероссийского конкурса семейной фотографии «Вкусная картина» по программе «Разговор о правильном питании», цель которого - повышение эффективности реализации программы «Разговор о правильном питании» за счет развития взаимодействия родителей и детей - участников программы. Задачами являются:

а) способствовать формированию у детей готовности соблюдать правила рационального питания, этикета;

б) развитие представления о питании как составной части культуры человека;

в) пробуждение интереса к истории, развитие навыков поиска информации в различных источниках;

г) развитие фантазии, творческих способностей детей.

На официальном сайте Государственного Совета Республики Татарстан размещено Постановление Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике и Комиссии Государственного Совета Республики Татарстан по контролю за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения от 03.02.2017 №1/1 «О реализации законодательства в части обеспечения учащихся общеобразовательных организаций безопасным и качественным питанием в целях защиты прав детей на охрану здоровья», в соответствии с которым в Татарстане реализуются программы и мероприятия, направленные на организацию безопасного и качественного питания.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ «Об образовании» создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся относится к компетенции образовательной организации.

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 08.12.2004 №63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» гражданам, имеющим детей до 18 лет, предоставляется мера социальной поддержки на обеспечение питанием обучающихся в общеобразовательных организациях в виде субсидии, размер которой с 2017 года составил 6 руб. 80 коп. ежедневно на одного обучающегося [3].

Организация питания в общеобразовательных организациях г. Казани осуществляется МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани».

В целях повышения качества школьного питания Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам проработан вопрос исключения необоснованных затрат в системе закупок продуктов питания для образовательных организаций. Муниципальным образованиям рекомендовано при закупках руководствоваться справочником, размещенным в системе «Электронный магазин», отражающим перечень обязательных продуктов, технические характеристики на них, рекомендуемые цены при осуществлении закупок (письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от

14.04.2016 №3430/6). Справочник пересматривается Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам в зависимости от ситуации на рынке (примерно один раз в квартал).

В целях недопущения поступления в образовательные организации пищевой продукции, не соответствующей требованиям регламентов, Министерством образования и науки Республики Татарстан ведется мониторинг фактов поставок фальсифицированной продукции в общеобразовательные организации. Информация по результатам мониторинга ежеквартально направляется в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.

Для совершенствования организации школьного питания Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан и Казанским государственным медицинским университетом разработан проект двухнедельного меню рационов двухразового горячего питания, который направлен в исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан.

С 2001 года в республике реализуется Всероссийская образовательная программа «Разговор о правильном питании», цель которой формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью, в том числе основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Большинство педагогов используют темы указанной программы на уроках «Природоведение», «Естествознание», «ОБЖ», включают во внеклассную работу.

С программой ознакомлено более 26 000 родителей, благодаря чему увеличилось количество детей, получающих в общеобразовательных организациях горячее питание, повысилась мотивация родителей в правильном питании детей и соблюдении режима питания в семье.

В Республики Татарстан внедрена практика по централизованному определению поставщика продуктов питания и услуг по организации питания в образовательных организациях.

В рамках реализации данного эксперимента Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан были направлены замечания и предложения по формированию единой номенклатуры закупаемых продуктов питания. В случае необходимости Управление рассматривало заявки на расширение номенклатуры поставляемых продуктов питания. Отдельные заявки были отклонены, так как они включали продукты, запрещенные в питании детей (кофе, субпродукты (за исключением говяжьих), острые соусы, майонез, грибы, мясо птицы замороженное и др.), а также продукты, не входящие в рекомендуемый ассортимент для организации питания детских организованных коллективов (кисломолочные продукты с массовой долей жира менее 2,5%, творог жирностью менее 5% и др.).

Управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан отмечаются следующие недостатки, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий за последние три года:

• фиксированная стоимость завтраков и обедов не позволяет выполнять нормы потребления основных продуктов питания;

• во всех муниципальных районах республики отмечается снижение в фактическом меню мяса, свежих овощей и фруктов, рыбы, соков;

• питание не всегда сбалансировано, преобладают углеводы; чаще, чем овощи, используются каши и макаронные изделия; недостаточное количество в меню свежих сезонных овощей;

• невыполнение норм питания по продуктам: рыба - 1%; творог - 1%; свежие фрукты и соки - 1%;

• занижение массы порций готовых блюд (1%).

Актуальным вопросом в организации питания школьников является нехватка в общеобразовательных организациях квалифицированных медицинских работников. В связи с этим фактически обязанности медицинской сестры во время ее отсутствия выполняются иными лицами (директор, заведующий производством, повар). Вместе с тем СанПиН 2.4.5.2409-08 определяются обязанности медицинского работника при организации питания в общеобразовательных организациях (проверка правильности закладки продуктов, витаминизации блюд, бракераж готовых блюд перед раздачей, медицинский осмотр работников пищеблока, ведение «Ведомости контроля за питанием», отбор суточных проб).

Приведенные примеры организации школьного питания достаточно эффективны, хотя и делают акценты на разных компонентах системы. Если в Санкт-Петербурге основной упор делается на модернизацию управления системой обеспечения горячим питанием школьников, а также обновлению материально-технической базы, то в Республике Татарстан важным компонентом организации признается просветительская деятельность и реализации концепции здорового образа жизни в целом. Это, однако, не исключает активного курирования этих вопросов со стороны руководства Республики.

Литература

1. Национальный проект «Демография» [Электронный ресурс] // Минтруд России: [сайт]. URL: https://rosmmtmd.ru/mmistry/ programms/demography (дата обращения: 07.11.2019).

2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/#ixzz5t4ud4kSv (дата обращения: 18.11.2019).

3. Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан: закон Республики Татарстан от 8 декабря 2004 г. №63-ЗРТ

[Электронный ресурс] // Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/8126320/ #ixzz6IS0qf59S (дата обращения: 18.11.2019).

4. Об основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 №1873-р [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=106196&fld= 134&dst=100007,0&rnd=0.557 532795463597#02576347073048302 (дата обращения: 18.11.2019).

5. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 24-30.

6. Mindzaeva E., Beshenkov S. and Adamchuk D. Information Support for the Management of Socially-Important Projects // Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia (ICDEE 2019). Pp. 18-23.

Neustroev Sergej Sergeevich,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Director, Doctor of Economics, uprstrateg@yandex.ru

Mindzaeva E^teri Viktorovna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Head of Department, Candidate of Pedagogics, 1vega1@mail.ru

Beshenkov Sergej Aleksandrovich,

The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

the Chief scientific researcher, Doctor of Pedagogics, Professor, srg57@mail.ru

Zimnyukova NataVya Nikolaevna,

The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education», the Scientific researcher, komolovann78@mail.ru

BEST REGIONAL PRACTICES IN THE ORGANIZATION OF NUTRITION IN GENERAL EDUCATION SCHOOLS (based on the analysis of open information sources of the constituent entities of the Russian Federation)

Annotation

The article on the basis of open sources of websites of the constituent entities of the Russian Federation makes an analysis of the existing normative and methodological support of the process of functioning and development of the nutrition system of students in general education organizations, existing managerial, organizational and technological approaches and solutions at the regional and municipal levels, as well as analyses models of school feeding organization, which meet the general criteria of the integrated approach. The results of this analysis can be used at different levels of school feeding. Keywords:

organization of nutrition of students; regional practices of organization of nutrition of students; normative and methodological support of the process of functioning and development of nutrition system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.