- определение системы товародвижения и расходов на доставку товара потребителю;
- определение форм и методов стимулирования сбыта и необходимых для этого затрат.
Основными элементами сбытовой политики являются следующие:
1) транспортировка продукции - её физическое перемещение от производителя к потребителю;
2) доработка продукции - подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению;
3) хранение продукции - организация создания и поддержание необходимых её запасов;
4) контакты с потребителями - действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации
0 рынке [3, с. 301-309].
Таким образом, система сбыта товара - является одной из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит прибыль компании. Основной целью сбытовой политики является физическое распределение товаров от предприятия до конечного потребителя через комплекс сбытовых операций, как доработка, сортировка, отмена, паковка, транспортирование, складирование, хранение и продажа.
Использованные источники:
1 Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник- 2-е изд-е, перераб. и доп.-М.: Изд-во «Финпресс», 2003. - 465 с.
2 Еремин В.Н. Маркетинг: Основы и маркетинг информации: Учебник- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: КНОРУС, 2006. - 656 с.
3 Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др. Под ред.А.Н. Романова- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1996. - 560 с.
Резяпкина Е.В. студент 4 курса экономический факультет «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»
Россия, г. Саранск ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: В статье рассмотрена организация сбытовой деятельности ООО МПК «Атяшевский», определены основные каналы распределения предприятия.
Ключевые слова: система каналов сбыта, прямые каналы распределения, косвенные каналы распределения.
ООО «Мясоперерабатывающий комплекс «Атяшевский» - ведущее отраслевое предприятие, расположенное на территории Республики Мордовия. МПК «Атяшевский» был введен в эксплуатацию в 1984 году и с тех пор входит в число лучших предприятий российской пищевой промышленности.
В 2003 году на базе ООО МПК «Атяшевский» был создан агропромышленный холдинг «Талина», который объединил предприятия сельского хозяйства, мясопереработки и торговли, тем самым обеспечив замкнутый производственно-сбытовой цикл, охватывающий все этапы производства мясных изделий - заготовку кормов, производство мясного сырья, мясопереработку, производство готовых мясоколбасных изделий и их реализацию.
Продукцию вырабатывают четыре мясоперерабатывающих комплекса - ООО МПК «Атяшевский», ЗАО МПК «Саранский», ЗАО МПК «Торбеевский», ООО «МК «Даурский».
На сегодняшний день ООО МПК «Атяшевский» является крупнейшим мясоперерабатывающим комплексом Мордовии, его ассортимент включает в себя более 60 наименований колбасных изделий (вареные, полукопченые, варено-копченые колбасы, сосиски, сардельки, паштеты, деликатесы).
Генеральным директором ООО МПК "Атяшевский" с 2008 года назначен Жданкин Н.А.
Продукция завода отличается от аналогичной продукции других предприятий по следующим параметрам: высокий контроль соблюдения технологий, ГОСТа и других санитарных требований; экспертиза сырья и готовой продукции; лучшей проработкой фарша, лучшими вкусовыми качествами, использованием новых коллагеновых оболочек, маркировкой колбасных изделий, продукцией по разработкам комбината, широким ассортиментом.
Продукция, выпускаемая заводом, конкурентоспособна на рынке колбасных изделий. Постоянно ведется работа по повышению конкурентоспособности. Это поиск новых видов продукции, использование новых технологий, новых видов оболочки.
В настоящее время ООО МПК «Атяшевский» является лидером продаж в Мордовии, занимает высокие позиции по реализации продукции в Нижнем Новгороде, Пензе, Ульяновске, Чебоксарах, Самаре, Оренбурге, Республике Татарстан.
В работе на примере ООО МПК «Атяшевский» данной рассматривается вопрос управления каналами сбыта в двух аспектах: какие факторы следует учитывать при построении системы каналов распределения на предприятии и процесс управления уже выстроенной системой сбытовых
каналов. Особое внимание обращается на то, какие ошибки в области управления чаще всего допускаются менеджерами.
Прежде чем приступить непосредственно к управлению сбытовыми каналами, необходимо провести аудит существующей системы каналов распределения и определить, насколько используемая стратегия распределения адекватна целевой аудитории и категории продаваемого товара.
Рассмотрим каналы распределения продукции ООО МПК «Атяшевский».
При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней. Прямые каналы распределения (канал нулевого уровня):
- Предприятие имеет два собственных фирменных магазина (розничная торговля) - один при предприятии, второй в районе города.
Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):
- Доставка (розничная торговля) города осуществляется развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует рейсы по городу. Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.
- Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
Косвенные каналы распределения (мелкооптовая торговля, многоуровневые каналы):
- мелкооптовые предприятия (независимые посредники) города, области и других областей приобретают продукцию самовывозом на предприятии;
- мелкооптовым покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.
Предприятие осуществляет доставку продукции своим транспортом в Ульяновскую, Московскую, Ивановскую области и крупным оптовым базам города.
Таким образом, ООО МПК «Атяшевский» - это крупное предприятие мясоперерабатывающей промышленности, реализующее свою продукцию как через прямые, так и через косвенные каналы распределения. Среди косвенных каналов распределения преобладают одноуровневые, это связано со спецификой продукции и её сроком годности. Основной способ сбыта продукции - самовывоз на торговые точки.
Использованные источники:
1. http: //atyashevo .ru/