Научная статья на тему 'Специфика политики распределения на предприятиях мясопереработки Республики Беларусь'

Специфика политики распределения на предприятиях мясопереработки Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цеван А. Д.

Проанализирован рынок мясопродуктов. Дана оценка путей распределения и сбыта товаров. Приведены рекомендации по улучшению эффективности управления каналами распределения продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика политики распределения на предприятиях мясопереработки Республики Беларусь»

Несмотря на смену условий кормления и содержания, от завезённых голштинов получают неплохие результаты для первой лактации. От подопытных животных в среднем было получено 5673±278 кг молока жирностью 3,64±0,08 %. Вымя этих коров имеет преимущественно чашеобразную форму и отличается хорошей спадаемостью (51,3%), при скорости молокоотдачи 1,78±0,08 кг/мин.

Библиографический список

1. Сивков, А.И. Формирование интенсивного типа чёрно-пёстрого скота Нижнего Поволжья: монография /Сивков А.И., Горлов И.Ф., и др. - М.: Вестник РАСХН, 2005. - 290 с.

2. Физиология сельскохозяйственных животных / А.Н Голиков, Н.У. Базанова, З.К. Кожебеков и др.; под ред. А.Н. Голикова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1991. - 432 с.

УДК 339.142: 664.92/.94

СПЕЦИФИКА ПОЛИТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МЯСОПЕРЕРАБОТКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

THE SPECIFIC OF POLITICS DISTRIBUTION IN MEAT-PACING ENTERPRISES ON REPUBLIC OF BELARUS

А. Д. Цеван

УО Белорусская государственная сельскохозяйственная академия

Cevan A. D.

Belarusian state agricultural academy

Проанализирован рынок мясопродуктов. Дана оценка путей распределения и сбыта товаров. Приведены рекомендации по улучшению эффективности управления каналами распределения продукции.

Market of meat products woes analyzed. Appraisal of way distribution and sale merchandises is give. The recommendation is make about improvements of efficiency management of channels distributions production.

Для рыночно-ориентированных предприятий мясной промышленности построение собственных каналов распределения и управление ими - одна из важнейших функций, во многом определяющая эффективность маркетинг-логистических систем.

С позиций логистики и маркетинга канал распределения мяса и мясопродуктов представляет собой частично упорядоченное множество звеньев маркетинг-логистической системы мясного продовольственного комплекса, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие потоки мяса и мясопродуктов от их производителей до конечных потребителей. Выбранные каналы распределения внутри това-

ропроводящей сети непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность мяса и мясопродуктов при их доставке от производителей до конечных потребителей. Поэтому решение о выборе каналов распределения - одно из важнейших в маркетинговой логистике. Управление каналами распределения мясопродуктов с позиций маркетинг-логистической интеграции нацелено на наиболее полное удовлетворение потребности конечных потребителей в мясной продукции с наименьшими затратами ресурсов по всей товаропроводящей сети.

Разносторонняя структура товаропроводящей сети является наиболее оптимальной для подведомственных предприятий и организаций, что связано со спецификой производства и переработки мяса, размерами и финансовым состоянием предприятий переработки, видами реализуемой продукции.

Формирование эффективных каналов распределения на мясоперерабатывающих предприятиях Республики Беларусь необходимо ориентировать на:

■ получение прибыли в текущем периоде, а также обеспечение гарантий ее получения в будущем;

■ максимальное удовлетворение платежеспособного спроса населения;

■ долговременную рыночную устойчивость предприятий;

■ создание положительного имиджа предприятий на рынке и признание со стороны общественности.

Из всей широкой номенклатуры продукции, выпускаемой мясоперерабатывающими предприятиями Республики Беларусь, наиболее примечательным является анализ политики распределения таких товарных групп, как мясо и субпродукты 1 категории, консервы, колбасные изделия. Приступая к рассмотрению вопросов формирования товаропроводящих сетей мясной продукции, необходимо отметить, что выбор каналов распределения во многом определяется географией сбыта продукции. Продукция мясокомбинатов реализуется, в основном, на трех видах рынков: местный рынок, региональные рынки, международный рынок. Анализ объемов продаж основных товарных групп мясокомбинатами Республики Беларусь по рынкам сбыта за 2000-2006 гг. позволяет сделать некоторые выводы:

■ произошло кардинальное изменение структуры продаж по рынкам мяса и субпродуктов 1 категории (большая часть производимого мяса в 2006 году реализовывалась на региональных рынках (около 71%), тогда как в 2000 году на долю других районов приходилось только около 20%. Наиболее крупными региональными потребителями

мяса являются предприятия г. Минска и Минской области, а также областных центров Республики Беларусь);

■ анализ структуры продаж консервов за тот же период (20002006 гг.) свидетельствует о сохранении тенденции реализации данной продукции преимущественно на местных рынках, что в 2000 г. составляло 72,4%, в 2006 г. - 87%;

■ колбасные изделия за указанный период реализовывались как на местных, так частично и на региональных рынках. Малый процент реализации на региональных рынках характерен для продукции с малым сроком хранения (кровяная, ливерная колбасы);

■ на международный рынок экспортируется такая продукция мясоперерабатывающих предприятий, как шкуры КРС, казеин, эндо-кринно-ферментное сырье и др.

Специфика распределения продукции мясокомбинатов Республики Беларусь оказывает заметное влияние на формирование товаропроводящих сетей мяса и мясопродуктов. В целях доведения продукции до потребителей мясоперерабатывающие предприятия используют различные каналы распределения. Так, для реализации колбасных изделий используются каналы нулевого уровня (через фирменные магазины), одноуровневые каналы (через розничную торговую сеть), двухуровневые каналы (оптовые предприятия). Для реализации консервной продукции используется как одноуровневый канал (через розничные магазины на местном рынке), так и двухуровневые (через дилеров оптовых фирм), что в целом говорит о широких товаропроводящих сетях мясоперерабатывающих предприятий.

По каждому из рассматриваемых вариантов каналов распределения и сбыта необходимо дать оценку следующих параметров:

■ географическое положение потребителей для оценки возможных транспортных расходов;

■ концентрация потребителей и размеры средних партий закупок каждым потребителем в целях объединения партий поставок для находящихся рядом потребителей;

■ объемы и время поставок потребителям, а также периодичность поставок;

■ технологические условия доставки и организацию продаж каждым каналом распределения;

■ условия помощи каждому каналу распределения со стороны предприятия-производителя;

■ цели закупок потребителей или условия товарного кредита

каждому потребителю, если это промежуточный канал распределения;

■ цена за партию, поставляемую в определенное время, а также цена за одну транспортную единицу товара;

■ условия конкуренции в каналах товародвижения;

■ функциональная специализация того или иного канала товародвижения (только транспортировка, оптовая торговля и т.д.)

■ правовая защищенность каналов товародвижения;

■ возможность страхования грузов в каналах товародвижения.

При рассмотрении этих факторов необходимо использовать результаты анализа товаров, целевого рынка сбыта, жизненного цикла товара, сильных и слабых сторон товара, потребителей, конкурентов, ценовой политики и т.д.

Динамика объемов продаж по каналам распределения в 2006 году показывает, что наибольшая доля мяса и субпродуктов 1 категории (около 85% от объема продаж за год) реализуется оптом на региональных рынках. В рознице и фирменной торговле объемы продаж данной товарной группы по мясокомбинатам колеблются от 13 до 22%.

Консервы реализуются, главным образом, оптом (в среднем 93% объемов продаж консервной продукции за год) преимущественно областными посредниками. Спрос оптовой торговли на эту ассортиментную группу особенно возрастает в 4 квартале 2006 года. В рознице данной продукции было реализовано около 4,8%, фирменными магазинами - всего 2,2% от общего объема продаж.

Следовательно, по мясу и консервам наблюдается тенденция роста оптовых продаж в общем объеме реализации в отличие от структуры реализации колбасных изделий. Колбасная продукция мясоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь практически на 100% реализуется через розничную сеть продуктовых магазинов.

Что касается ширины каналов распределения, то самыми узкими из них являются каналы нулевого уровня (мясоперерабатывающие предприятия чаще всего имеют от 1 до 3 фирменных магазинов), самым широкими - одноуровневые каналы распределения (разветвленная сеть розничной торговли). Число оптовых посредников в двухуровневых каналах распределения колеблется от 6-11 (по мясу и субпродуктам) до 37 (по консервам).

Зачастую по предприятиям мясопереработки АПК Республики Беларусь наблюдается сдерживание развития региональной дилерской сети, что связано с невозможностью обеспечить товаром в необходимом ассортименте нескольких дилеров. В 2006 году развитие региональных дилеров частично сдерживалось за счет неполного выполнения их

заявок, в основном по группе сырокопченых колбас и деликатесов, всего ориентировочно на 23%.

Опыт Беларуси, безусловно, уникален и отражает особенности, присущие исключительно белорусской экономике, но, тем не менее, некоторый опыт может быть использован для сравнения с западной практикой. Даже в некоторых случаях белорусской экономики, там, где происходит снижение экономического потенциала, такие отрасли, как оптовая и розничная торговля имеют стабильную тенденцию к росту. Мировые тенденции показывают, что в сфере сбытовой деятельности ориентацию на собственную продукцию сменит ориентация на ее покупателей. Это вызвано как увеличением доли рынка покупателей при макросегментации национального рынка, так и изменением условий в рыночной экономике, усиливающейся конкуренцией и ростом предложений.

В экономике западных стран все вопросы, связанные с реализацией готовой продукции остаются главенствующими. Например, в США доля экономической активности, приходящейся на сферу сбыта, составляет от 20 до 30%, кроме того, эффективная система организации товаропроводящих сетей позволяет существенно влиять на производственную деятельность предприятий мясопереработки и качество выпускаемой ими продукции.

Наиболее важным уроком, который можно извлечь из сравнения сферы сбыта Беларуси и Запада, является то, что западный опыт в области оптовой и особенно розничной торговли может быть с успехом применен в Беларуси, так как существует огромный неудовлетворенный спрос на широкий круг потребительских товаров и в то же время, недостаточно использован существующий производственный потенциал страны. После свертывания государственной сети предприятий, занимающихся сбытом готовой продукции, появилось большое количество предпринимателей, предлагающих услуги в таких важных областях сбыта продукции, как складирование товара, управление запасами, маркетинг, предоставление производственных мощностей для выпуска необходимых потребителю товаров.

Следует отметить, что на протяжении периода 2000-2006 гг. наблюдалось сокращение доли предприятий розничной торговли в структуре продаж продукции мясокомбинатов в товаропроводящих сетях, несмотря на увеличение абсолютных объемов реализации мясной продукции розничным магазинам. На фоне этого происходило увеличение доли городских оптовых баз в структуре продаж мясоперерабатывающих предприятий. Так, доля городского опта увеличилась на 13% в 2006 году по сравнению с 2000 годом. Данную тенденцию можно оценивать как положительную, т.к. увеличение объемов продаж оптовым покупателям, в том числе и региональным клиентам, ведет к повышению степени охвата целевого рынка,

способствует увеличению оборачиваемости капитала и доли предоплаты в обороте мясоперерабатывающих предприятий.

Малая обеспеченность сетью точек оптовой и розничной торговли представляет неплохой шанс для белорусской экономики формировать рынок оптовой и розничной торговли, исходя из интересов Беларуси и с учетом существующей практики развития данной сферы в экономике западных стран.

Для каждого предприятия, исходя из условий хозяйствования (широты ассортимента, объемов производства, разбросанности рынка сбыта, финансовых и ресурсных возможностей), необходимо рациональное сочетание различных форм и каналов сбыта: оптовой, мелкооптовой и фирменной торговли. Однако доля фирменной торговли должна быть существенной (не менее 15-20% от объемов продаж) с целью контроля над рынком, представительности на нем, обеспечения прямой коммуникации с конечными потребителями.

В целях повышения эффективности управления каналами распределения продукции предприятий мясопереработки АПК Республики Беларусь можно порекомендовать формирование трехуровневых каналов распределения в городской дистрибуции путем передачи части неперспективных розничных торговых точек, обеспечивающих невысокие объемы продаж и прибыли, дилерам. В связи с этим актуальным вопросом является контроль деятельности дилеров и оценка эффективности их работы. Комплексная оценка эффективности работы дилеров предполагает создание их информационной базы данных и отслеживание таких показателей, как: динамика продаж каждого дилера, изменение клиентской базы, информация о размере торговой наценки, скидках, предоставляемых дилерами, уровень сервисных услуг, проведение единого мерчандайзинга, возможность использования транспорта дилеров, как рекламоносителей, участие в маркетинговых программах предприятия, степень выполнения договорных обязательств.

Методика анализа работы канала распределения может включать в себя аудит взаимоотношений канала. Процедура аудита канала должна быть направлена на проблемы общих изменений в канале, а затем на подробное рассмотрение основных участников. Круг вопросов, с помощью которых выявляется воздействие на канал: изменения в технологии, новые участники канала, изменения во взаимоотношениях в канале, изменения в направлении деятельности участников канала.

По завершении общего аудита выявляются основные игроки, подлежащие дальнейшему исследованию. Так как не все могут быть подвергнуты аудиту, желательно, чтобы в центре внимания оказались наиболее крупные, а также инноваторы. Аудит должен проводиться с таких позиций, чтобы можно было оценить изменения, произошедшие за последний торговый год, раскрыть некоторые основные ориентиры

для прогнозирования долгосрочных изменений.

Аудит начинается с обобщенной оценки, которая может быть использована для краткосрочного аудита (развернутый анализ затронутых проблем может занять достаточно много времени). Полученные данные могут регулярно обновляться. Интересующие вопросы подразделены на группы в соответствии с видом торговой деятельности участника канала, его маркетинговым позиционированием, конкурентоспособностью и покупательским поведением. Понять, что хорошо, а что плохо во взаимоотношениях в канале можно, если собрать все факты и сложить из них полную картину, как в мозаике. Анализ лучше проводить начиная с причин изменений в покупательском поведении, затем проанализировать торговые и операционные показатели и через них выйти на оценку конкурентоспособности и рыночного позиционирования. Аудит должен содержать прогноз его сильных и слабых сторон в конкурентной перспективе.

Можно сделать основные выводы по распределительной политике предприятий мясопереработки: комбинаты используют смешанную распределительную политику; при сбыте продукции в городах месторасположения мясокомбинатов предприятия придерживаются стратегии интенсивного распределения; при региональной и межрегиональной торговле - стратегии дистрибутивного распределения; наличие фирменных торговых точек позволяет поддерживать прямые контакты с потребителями, контролировать сбыт. Следует отметить также, что на многих предприятиях мясопереработки наблюдается недостаток специализированного транспорта, слабо развиты транспортно-логистические схемы, отсутствует информация о клиентах в других регионах, не разработаны базы данных по возможным клиентам. Поэтому вопрос построения эффективных товаропроводящих сетей для белорусской мясоперерабатывающей промышленности стоит очень остро, так как от решения этой проблемы зависят конечные результаты деятельности предприятий: прибыль и рентабельность, скорость сбыта и товародвижения и др.

Таким образом, формирование каналов распределения представляет собой циклический процесс постоянного поиска их оптимальной структуры с точки зрения способности удовлетворять потребности целевых потребителей и приносить предприятию сравнительно высокую прибыль.

УДК 636. 082. 454

РОЖДАЕМОСТЬ И СОХРАННОСТЬ НОВОРОЖДЕННЫХ ТЕЛЯТ И ЯГНЯТ СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЗООГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.