Научная статья на тему 'Организационно-экономический механизм управления производственно- сбытовой деятельностью ОАО «Могилевский мясокомбинат»'

Организационно-экономический механизм управления производственно- сбытовой деятельностью ОАО «Могилевский мясокомбинат» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Д. Цеван

В данной статье раскрыты теоретические и практические подходы к совершенствованию производственно-сбытовой деятельности мясоперерабатывающего предприятия; предложен механизм формирования сбытовой политики предприятия переработки; проведен комплексный анализ состояния и потенциальных возможностей производства и реализации мясной продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат»; выявлены особенности и перспективы формирования потенциала данного предприятия и улучшения его производственной программы с использованием экономико-математической линейной параметрической модели оптимизации по ассортименту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL-MARKETING ACTIVITY OF THE OJSC «MOGILEV MEAT PROCESSING PLANT»

In the given article theoretical and practical approaches to perfection of industrial-marketing activity meat processing enterprises are opened; the mechanism of formation of marketing policy of the processing enterprise is offered; the complex analysis of condition and potential possibilities of manufacture and realisation of meat production of the Open Joint Stock Company «Mogilev Meat Processing Plant» is carried out; features and prospects of formation of potential of the given enterprise and improvement of its production programwith use of economicmathematical linear parametricalmodel of optimisation on assortment are revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический механизм управления производственно- сбытовой деятельностью ОАО «Могилевский мясокомбинат»»

УДК 658.8 (476.4)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОАО «МОГИЛЕВСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

А. Д. ЦЕВАН, ассистент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL-MARKETING ACTIVITY OF THE OJSC «MOGILEV MEAT PROCESSING PLANT»

A.D. TSEVAN, assistant The Education Establishment «Belorusian State Agricultural Academy»

В данной статье раскрыты тео- In the given article theoretical and

ретические и практические подходы practical approaches to perfection of

к совершенствованию производ- industrial-marketing activity meat

ственно-сбытовой деятельности processing enterprises are opened; the

мясоперерабатывающего предприя- mechanism of formation of marketing

тия; предложен механизм формиро- policy of the processing enterprise is

вания сбытовой политики предприя- offered; the complex analysis of

тия переработки; проведен комплек- condition and potential possibilities of

сный анализ состояния и потенци- manufacture and realisation of meat

альныхвозможностей производства production of the Open Joint Stock

и реализации мясной продукции ОАО Company «Mogilev Meat Processing

«Могилевскиймясокомбинат»; выяв- Plant» is carried out; features and

лены особенности и перспективы prospects of formation of potential of the

формирования потенциала данного given enterprise and improvement of its

предприятия и улучшения его произ- production program with use ofeconomic-

водственной программы с использо- mathematical linear parametrical model

ванием экономико-математической of optimisation on assortment are

линейной параметрической модели revealed. оптимизации по ассортименту.

Введение. Новые экономические условия, сложившиеся в Республике Беларусь, требуют от субъектов мясоперерабатывающего подкомплекса построения адекватного организационно-экономического механизма управления производственно-сбытовой деятельностью. Разработка и реализация данного направления является основой устойчивого

развития предприятий мясопереработки. Это обусловлено целым рядом причин: обострением конкуренции в отрасли, недостаточным техническим потенциалом, неспособностью соответствовать запросам покупателей и т. д.

Управленческие решения в сфере сбыта становятся сегодня одной из самых важных и сложных областей управленческой деятельности, способствующих организации более рационального товародвижения.

Как показывает практика, механизмы управления сбытом предприятий развиваются наиболее продуктивно только в структуре оптовых продовольственных рынков. В Беларуси такие системы все еще находятся в стадии формирования и далеко не полностью обеспечивают потребности сбытовой сферы. Задача их скорейшего развития и оптимизации является одной из наиболее актуальных.

Учитывая важность проблемы, многие белорусские и российские ученые-экономисты (З.М. Ильина, П.В. Лещиловский, И.В. Мирочиц-кая, Г.В. Савицкая, Ж. Бурцев, Л.Н. Мельниченко, Д.В. Орлов, А.И. Ярцев и др.) посвятили свои исследования формированию и регулированию продовольственных рынков и товародвижению сельскохозяйственной продукции и сырья, рассматривая экономические основы сбытовых процессов, оценивая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, анализируя состояние белорусского и российского рынков продовольственных товаров. Тем не менее практическое освоение эффективных методов управления сбытом в системе продовольственных рынков, их внедрение в хозяйственную деятельность перерабатывающих предприятий - процесс длительный и сложный, требующий конкретных подходов, рекомендаций и предложений в каждом отдельном регионе республики. В связи с этим цель исследования состоит в изучении и развитии теоретических и практических подходов и методов совершенствования процесса управления производственно-сбытовой деятельностью ОАО «Могилевский мясокомбинат» для обеспечения его устойчивого развития и более стабильного продовольственного снабжения мясной продукцией населения Могилевской области и республики в целом.

Основная часть. Теоретической и методологической основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых. Информационную основу исследования составили статистические данные, научная и периодическая печать, результаты маркетинговых исследований. В зависимости от целей и задач при исследовании применялись следующие приемы и методы: сравнения, экономического анализа, статистических группировок, экономико-математический, выборочных обследований и др.

Теоретическое исследование проблемы показывает, что хозяйствующие субъекты в аграрной сфере экономики для достижения своих целей организуют сложную, развивающуюся совокупность видов деятельности, обеспечивающих их целостность и эффективное функционирование. Важнейшим из них является сбытовая, которая хронологически следует за производственной [1, 2, 8].

Понятие «сбытовая деятельность предприятия» заметно отличается от понятия «производственная деятельность». Сбытовая деятельность предприятия затрагивает в основном рыночные процессы, то есть ситуации, когда предприятие продает свои товары и услуги. Она носит циклический характер и в большинстве случаев непрерывный. Налаженное управление дает предприятию возможность наилучшим образом распределить свои ресурсы в сфере обращения для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребительского спроса [4, 5].

Оценка ситуации дает основания утверждать, что характер сбытовой деятельности определяется действием внутренних и внешних факторов функционирования предприятия и строится на основе упорядоченного анализа потребностей и запросов, восприятия и предпочтений, свойственных потребителям продукции. Так как эти предпочтения постоянно меняются, то эффективная сбытовая политика должна быть направлена на постоянное повышение качества продукции, обновление ассортимента предлагаемых товаров и услуг, то есть базироваться на маркетинговом подходе [7, с. 118].

Механизм управления сбытовой деятельностью предприятий включает в себя специфические инструменты по выполнению задач регулирования рыночного поведения. Тем не менее проведенные исследования показали, что в ходе аграрного реформирования существенным препятствием для предприятий АПК продолжает оставаться слабая организация и адаптация именно сбытовой деятельности в быстро меняющихся рыночных условиях.

По мнению З.М. Ильиной, П.В Лещиловского, И.В. Мирочицкой следует выделять две основные предпосылки стратегии сбыта:

во-первых, условия продвижения каждой товарной группы (позиции) должны соответствовать фазе ее жизненного цикла и целям производителя;

во-вторых, методы сбыта должны соответствовать реальному положению переработчика на рынке [3].

Стратегия развития большинства предприятий АПК должна, по нашему мнению, ориентироваться на формирование каналов сбыта с наименьшим количеством звеньев для ускорения товародвижения в связи с ограниченными сроками хранения продукции и сложностями транспортировки.

Изменения же форм и методов реализации возможно только при оперативной адаптации сбытовых систем предприятия к условиям развития территориально-отраслевых комплексов, более эффективно решающих всю совокупность сбытовых проблем. Тем не менее многие руководители предприятий и специалисты слишком упрощенно подходят к проблеме организации сбыта, рассматривая его лишь как комплекс взаимоотношений с торговыми предприятиями. При этом из поля зрения упускается необходимость формирования собственной сбытовой структуры (товаропроводящей сетью) и управления ею. Эффективное управление сбытом хозяйствующих субъектов возможно только с помощью их внедрения в структуры, организующие взаимодействие субъектов и объектов рынка в определенном месте и времени.

Под сбытовой политикой предприятия следует понимать выбранную администрацией совокупность сбытовых стратегий (охвата рынка, позиционирования товара и т. д.) и комплекс тактических мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента и цен продукции, стимулированию спроса и сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), заключению договоров продажи (поставки) товаров и их транспортировки.

Наши исследования показали, что при разработке основных направлений сбытовой политики мясоперерабатывающего предприятия необходимо учитывать ряд особенностей:

■ ориентация на массовость потребления и широкий ассортимент продукции;

■ сезонность производства, определяющая неравномерное использование производственных мощностей;

■ ограниченные сроки хранения сырья и готовой продукции;

■ высокие требования к качеству продуктов;

■ зависимость качества готовой продукции от характеристик сырья и др.

Формирование сбытовой системы хозяйствующего субъекта должно базироваться на обоснованной, адаптированной и эффективной сбытовой политике (рис. 1).

Изучение проблемы свидетельствует, что в настоящее время мясоперерабатывающий подкомплекс Беларуси позволяет обеспечивать потребности жителей страны по всем позициям ассортимента мясной продукции на 60-100 %. Анализируя динамику производства мясной продукции, можно наблюдать значительное его увеличение: за 2000-2010 гг. рост составил 114,5 % по мясу и субпродуктам 1 категории и 110,9 % по колбасным изделиям (табл. 1) [6].

СРЕДА

Внгшшп БНутрснше-

С н пет/а с5шс:т- - прпнзконстеси-

РнНН1-1 Гй ПГНмИнННН Н&Д НИЩИМИ

Субъсии вне-л- н тг;1иооогмчккап|

ней среды: - фННИ-СОВМ

-петрейнгепн - ыпривап

- фнна-еппы:-

институты

■ сЬи^-ста

ОЬратна= спмь

ЦЦЛИ ГРЕЦГРУЯТИЯ 1. «уш-

инанпрэыннн Н 'ЛКСН-н^.'ы-ла финл-с^плп устой-

'МЦОСТЪ ПР1Ц]ПР№1Т№1 1 уп.сдттасрви.и пгпрв^ нэ:тсн ^оёстеснннрры н гцр-гпщт

Ь. ^цсцгстисрснлс аЕи^ссг пв-инх ■ <шл & Снести

ШЕЛК СБЫТА 1. Гйпучпчла прнЗмпн л*-

Г|*>сип Г»Трн;;,ЧТ|ГЧЙ

Д1ЛЛН рь "Г!

ПЛАНИРОВАНИЕ 1:ЕЪ1Т1.]Е:.]к

деятельности

'.АНйЛН] (ЛНЪИ-НТЯЫ рмнра нгаичарнпгт-^ про прнн шн

2. Пганнрппа-нс г^нтйн

3. Ралр^Ёсп:: стратегий н:р-гл тунI а у сЗытй

ЗАЛАМИ С БЬГТА

1 аирннрлгии-'е трсиа

/сОССТКС;

2 ^кпкчпч^м лпгпппрт

Л Сорынрэпгиив п;ртиТ

'рсцущ'у ь^р прриам' + Хрь-цннэ V еттруога

го.пнткА СБЫТА ТсЕарэдонннне^гаяпрщеганнви .рны; КТСТИ:; т^нспоэтнрарм грочне лепоты сйы~а

АЛ^ТРСЭттТАВСБЬТЩаОЙ ТОЛЮКН

Рисунок 1 - Механизм формирования сбытовой политики предприятия

Изучение особенностей конъюнктуры рынка мясоколбасных продуктов Республики Беларусь, дает основания утверждать, что мясоперерабатывающая промышленность имеет тенденцию к развитию. Здесь в настоящее время функционирует около 400 предприятий различных форм собственности, которые расположены на территории страны крайне неравномерно.

ОАО «Могилевский мясокомбинат» является крупнейшим мясоперерабатывающим предприятием Могилевской области. Для исследований были отобраны 11 видов мясной продукции, производимой комбинатом. Объем, структура производства и каналы реализации продукции отражены в таблице 2.

Анализируя данные таблицы, можно отметить, что основным методом сбыта говядины и свинины является прямая продажа через договор поставки (95,9 и 81,5 % соответственно), посредством оптовой и розничной торговли реализуется 66,1 % вареных колбас и 50,7 % сырокопченых колбас. Фирменная торговля занимает наибольший удельный вес по

Таблица 1 - Праизводство ¡мясной продукции в 2000 - 2010 гг., тыс. т

Продукция Год 2010 г. в % к 2000 г.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008. 2009 2010

Мяса (включая субпродукты 1 категории), тыс. т 347,6 365,2 365,2 362,3 406,7 470 542,1 580,8 619,9 696,9 745,5 214,5

Темп роста к предыдущему году, % - 105Д 100,0 99,2 112,3 115,6 115,3 107,1 106,7 112,8 106,6 -

Колбасные изделия, тыс. т 150.8 156.3 168 195,7 220 256,5 278 273.4 306,5 295.1 316,6 210.9

Темп роста к предыдущему году,% - 103.6 107.5 116,5 112,4 116,6 108,4 98,3 112,1 96,3 107,3 -

Таблица 2 - Объем, структура производства и каналы реализации продукции ОАО«Могилевский мясокомбинат», 20-10 г.

Продукция Условное обозначение Фирменная торговля Оптовая и розничная торговля Реализация на основе договоров поставки Итого, т

т % к итог;,' т % к итогу т % к итогу

Говядина Х1 133 2.13 2,5 8133 95.9 8479

Свинина х2 19 3,5 61 11,4 456 85,1 536

Субпродукты 1 категории Х3 305 49,7 207 33,7 102 16,6 614

Вареные колбасы Х4 1059 21,8 3213 66,1 586 12.1 4858

Сосиски и сардельки х5 1744 61.3 896 31,5 207 7.3 2847

Полукопченые колбасы 494 59,2 213 25,5 128 15,3 835

Тве-рддкопченые колйзеы ХТ 624 55,9 389 34,8 104 9.3 1117

Сырокопченые колбасы 923 31.7 1478 50,7 513 17,6 2914

Полуфабрикаты крупнокускоаые х9 353 41,4 318 37,3 181 21,2 852

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясной фарш х10 98 34.0 101 35.1 89 30.9 288

Деликатесная: продукция XI1 64 85,3 11 14,7 - 0,0 75

реализации субпродуктов 1 категории, полукопченых и твердокопченых колбас, сосисок и сарделек, полуфабрикатов крупнокусковых и деликатесной продукции.

В ходе исследования были выявлены основные факторы, оказывающие влияние на объемы производства и размер прибыли предприятий мясоперерабатывающей отрасли:

1. Состояние производственных мощностей предприятия - возможности выпуска максимального объема продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж, при полном использовании производственного оборудования и площадей;

2. Нормативный расход основного вида сырья (мяса) на производство одной тонны той или иной ассортиментной единицы мясной продукции согласно технологии и рецептуре;

3. Цикличность потребления производимой мясокомбинатом продукции.

Наши исследования показывают, что реализация продукции предприятия носит цикличный характер. Вершина цикла приходится на период ноябрь - декабрь, а нижняя точка спада - на январь. Тенденция цикличности особенно четко проявляется в течение последних лет. Это позволяет сделать вывод о наличии корреляционной зависимости между периодом года и спросом на мясную продукцию. Условно разделив календарный год на два равных по времени периода (январь - июнь и июль - декабрь), для каждого из них можно определить так называемый уровень потребления, который будет показывать отклонение потребления мясной продукции в тот или иной период года от среднегодового.

6 I 12

К=Е у1 Е у- (1)

где К1 - уровень потребления для первого полугодия;

у. - суммарный объем реализации всех видов продукции мясокомбината в -ом месяце года;

] - порядковый номер месяца в году.

Аналогично определяется коэффициент К2:

Е» (2)

1=1

где К2 - уровень потребления для второго полугодия.

Так как календарный год был разделен на два периода, то:

К1т + К2т = 1. (3)

где т - номер календарного года.

Тенденция увеличения/уменьшения потребления населением мясо-колбасных изделий в зависимости от времени года, выявленная в исследовании, характерна не только для конкретного предприятия. Она обусловлена влиянием множества природно-климатических и социально-экономических факторов, и проявляется практически повсеместно. С учетом выявленных и отобранных факторов была построена экономию -математическая линейная параметрическая модель оптимизации производственной деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат» по ассортименту, формализованная в виде следующей целевой функции: Г(х) = 121х. + 113х2 + 102х3 + 147х4 + 156х5 + +163х6 + 189х7 + 201х8 + 132х9 +

^^^ 1 2 3 4 5 6 7 8 9

+ 147х10 + 234х11 ® мах.

Результаты решения представлены в таблице 3.

Скорректированные данные позволяют утверждать, что для получения максимальной прибыли предприятию может оказаться выгодным трансформировать свой товарный ассортимент. В стратегической товарной политике необходимо акцентировать внимание на максимальном увеличении производства говядины, свинины, полукопченых, твердокопченых, сырокопченых колбас (одновременно сокращая производство субпродуктов и деликатесной группы продукции). Это позволит практически полностью загрузить производственные мощности. Одновременно необходимо активизировать деятельность по разработке новых видов продукции, поиск и освоение новых рынков сбыта.

Заключение. Производство любого количества продукции требует ее оптимального ассортиментного распределения. Рациональный план производства позволяет минимизировать время хранения продукции на складе; производить своевременную ее отгрузку, особенно в первом полугодии, когда интенсивность производства ниже; уделять больше внимания техническому обслуживанию и перевооружению цехов. Кроме того, изменение ассортиментных параметров дает возможность предприятию увеличить сумму прибыли более чем на 274 млн руб. При этом дальнейший рост прибыли возможен как за счет ассортиментных сдвигов, так и на основе совершенствования формальных процедур сбыта продукции: контроля эффективности сегментов бизнеса; мониторинга дебиторской задолженностью покупателей; планирования сбыта; контроля за выполнением планов сбыта.

Таблица 3 - Ассортиментное соотношение фактического и планируемого производства ОАО «Могилевский мясокомбинат»

Продукция Прибыль, тыс. руб/т Фактический ассортимент, 2010 г. Расчетное аг-чортименгное соотношение

т прибыль, тыс. руб. I полугодие II полугодие

т Прибыль, тыс. руб. т прибыль тыс. руб.

Говядина 121 8 479 1 025 959 4 561 551881 4817 582 857

Свинина 113 536 60 568 184 20792 412 46 556

Субпродукты 1 категории 102 614 62 628 26G 26520 113 11 526

Вареные колбасы 147 4 858 714 (26 1 254 184 338 3 958 581 826

Сосиски и сардельки 156 2 847 444 132 1 369 213 564 1 456 227 136

Полукопченые колбасы 163 835 136 ¡05 456 74 328 617 100 571

Твердокопченые колбасы 189 1 117 211 ИЗ 58G 109 620 700 132 3G0

Сырокопченые колбасы 201 2 914 585 714 1 146 230 346 203-1 408 231

Полуфабрикаты крупнокусковые 132 852 112 464 413 54 516 500 66 000

Мясной фарш 147 288 42 336 125 18 375 254 37 338

Деликатесная продукция 234 75 17 550 11 2 574 27 6318

Итого - - 3 412 695 - 1 48'6 854 - 2 200 659

to Од

Реализация рекомендаций и предложений может в определенной степени, способствовать налаживанию связей производственной и сбытовой систем мясокомбината, что в конечном итоге позволит повысить эффективность производственной и коммерческой деятельности.

Список литературы

1. Бурцев, Ж. Методические основы мониторинга системы сбыта готовой продукции / Ж. Бурцев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 4. -С. 54-69.

2. Мельниченко, Л.Н. Российский производитель продуктов питания: проблема построения современных каналов сбыта // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 3. - С. 47-53.

3. Организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции / З.М. Ильина, П.В. Лещиловский, И.В. Мирочицкая [и др.]. - Минск: БГЭУ, 2001. - 175 с.

4. Орлов, Д.В. Сбытовая техника / Д.В. Орлов // Маркетолог. - Минск, -2002. - № 5. - С. 19.

5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Минск: Новое знание, 2007. - 680 с.

6. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2011. - Минск: Нац. стат. комитет Респ. Беларусь, 2011. - 600 с.

7. Ярцев, А.И. Распределение товаров / А.И. Ярцев. - Минск: БГЭУ, 2002. -195 с.

8. Christopher, M., Peck, H. Marketing Logistics. / М. Christopher. 2 nd ed. -Kidington: Elsevier Sciance Ltd, 2009. - 200 р.

Информация об авторе

Цеван Алеся Дмитриевна - ассистент кафедры организации производства в АПК УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8 (029) 137-03-85. E-mail: alesya82@bk.ru.

Дата поступления статьи - 20 октября 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.