Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов посредством компьютерно-мобильных технологий'

Организация самостоятельной работы студентов посредством компьютерно-мобильных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалкина Е. Г.

Приводятся результаты педагогического эксперимента по использованию в учебном процессе обучающей компьютерно-мобильной технологии КИП-М, обеспечивающей активизацию самостоятельной учебно-профессиональной деятельности студентов посредством интегративного информационно-коммуникационного практикума. Автор обосновывает возможность диагностики уровней развитости показателей качества профессиональной подготовки студентов в зависимости от уровней усвоения ими учебного материала при работе в системе КИП-М, мобильно корректирующей ход и содержание учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of students' independent work by means of computer mobile technologies

The article features the results of pedagogical experiment on utilization of computer mobile technology КИП-М in educational training process. The author claims this promotes independent study and professional work of students by means integrative information-and-communication practical work. The author proves the feasibility of quality parameters development levels diagnosis of vocational training depending on the levels of mastering by students of study materials through using the КИП-М system that is capable of mobile adjusting the shedule and the content of educational process.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов посредством компьютерно-мобильных технологий»

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.041

Е.Г. Михалкина, зам. директора

Государственное образовательного учреждение среднего профессионального образования «Балашихинский государственный промышленно-экономический колледж Московской области»

организация самостоятельной работы студентов посредством компьютерно-мобильных технологий

Современное профессиональное образование невозможно без усиления роли и увеличения объема использования компьютерно-мобильных технологий в учебном процессе. Актуальными становятся эффективные модели профессиональной подготовки, более свободные по содержанию, формам, методам и режимам учебного процесса. В соответствии с современными образовательными потребностями личности, общества и государства обучающийся должен иметь возможность учиться по индивидуальному расписанию в удобное время и в удобном для себя месте.

При этом особое значение имеет организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая, повышая качество их профессиональной подготовки, придавала бы личностный смысл получаемому образованию, стимулировала бы творческие силы и способности обучающегося, актуализировала стремление к саморазвитию.

В то же время самостоятельная работа студента, ее планирование, организационные формы и методы, система мониторинга и коррекции являются одним из наиболее слабых мест в практике СПО и одной из наименее исследованных проблем современной педагогической теории. Особенно ярко эти недостатки проявляются в условиях личностноориентированного обучения, непрерывной и опере-

102

жающей профессиональной подготовки, инновационности и диверсификации современного образования, введения нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностных подходах и т. д. Следует также отметить, что традиционные методики общепрофессиональной подготовки полностью оправдывают себя на начальном уровне профессионального познания — информационнорецептивном, т. е. объяснительно-иллюстративном, когда преподаватель излагает информацию в «готовом» виде, а обучаемые воспринимают ее, осознают и запоминают; частично оправдывают себя на следующем уровне профессионального познания — репродуктивном, основанном на представлении сначала «готовой» информации, а затем заданий, предполагающих воспроизведение студентами знаний и способов деятельности при непосредственном участии преподавателя; обладают низкой эффективностью при эвристическом, проблемном и исследовательском уровнях профессиональной подготовки.

Одной из методик, решающей указанные проблемы, является использование в учебном процессе обучающей педагогической системы компьютерной интеллектуальной поддержки КИП-М [1, 2] и разработанного для этой современной компьютерномобильной технологии информационно-коммуни-

кационного практикума (ИКП), предназначенного для: 1) организации самостоятельной работы студентов; 2) диагностики и коррекции уровней развития показателей качества подготовки и обучения;

3) количественного, качественного и графического представления результатов профессиональной подготовки.

Данная система обучения предусматривает:

1) упрощение процедуры непрерывного контроля знаний;

2) получение, накапливание и использование достоверной информации о качестве успеваемости каждого студента группы в любой момент;

3) прогнозирование индивидуальной траектории развития качественных показателей профессиональной подготовки студента;

4) повышение активности студентов через систему поощрительных баллов за творчески и в срок выполненную самостоятельную работу;

5) свободный выбор студентами (в соответствии с их склонностями и способностями) уровня и направленности процесса обучения, обеспечивающий его индивидуализацию и демократизацию.

При выполнении самостоятельной работы посредством ИКП в системе КИП-М взаимодействие студента с преподавателем осуществляется опосредованно через Интернет с помощью мобильной сотовой связи и специальной компьютерной управляющей программы. Программа предоставляет студенту индивидуальные задания, а затем оперативно, в режиме реального времени (on-line) осуществляет их проверку и оценку, оказывая, при необходимости, помощь при неправильном понимании учебного материала.

Преподаватель, являясь, как правило, и разработчиком учебного пособия ИКП, освобожден от непосредственного управления самостоятельной работой студентов. Его основными функциями являются анализ результатов мониторинга усвоения студентами учебного материала (оперативной статистики индивидуального и группового обучения) и мобильное корректирование хода и содержания учебного процесса. Мониторинг, сбор статистических данных и протоколирование осуществляются автоматически.

Непрерывная диагностика учебных достижений студентов при реализации ИКП в системе КИП-М носит характер адаптивного контроля и управления процессом развития показателей качества профессиональной подготовки обучаемых (рис. 1). Компьютерная управляющая программа включает в себя три подсистемы: «Обучение», «Тест» и «Экзамен». Содержание учебного материала практикума называется управляющей информацией и разделено на модули, включающие необходимые сведения, а также тестовые задания, вопросы и упражнения для текущего, тематического, рубеж-------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО

3. Корректировка процесса

обучения > Г

Управляющий 1. Содержание Мобильный терминал студента

компьютер обучения

2. Уровень и качество овладения

учебным материалом

Рис. 1. Схема адаптивного контроля и управления процессом самостоятельной работы студентов с информационно-коммуникационным практикумом

ного и итогового контроля освоения учебного материала дисциплины.

После вхождения студента в образовательную электронную среду ИКП (в режиме «Обучение») начинается его самостоятельная работа по изучению учебного материала. Проработав теоретический материал очередного модуля, студент обращается с запросом к системе и на экран его сотового телефона выводится задание на выполнение конкретного упражнения с указанием номера модуля учебного пособия, номера упражнения и меню для выбора вариантов ответа.

После выбора варианта ответа и его отсылки через Internet на экран сотового телефона студента в режиме on-line поступает информация о результате выполнения данного упражнения. При верном ответе подтверждается его правильность, предлагаются новые задания и обеспечивается последовательное продвижение по учебному материалу (рис. 2). В случае неправильного ответа система дает краткие комментарии и указания по дальнейшей самостоятельной работе с данным упражнением. При этом пресекаются попытки произвольного угадывания ответов путем введения специальных процедур. При возникновении ошибки дается рекомендация по ее устранению.

Рис. 2. Цикл выполнения студентом самостоятельной работы в рамках одной главы ИКП

Общий формат вопросов и заданий в рамках ИКП определяется выполнением следующих требований:

1) каждое задание или вопрос имеет свой идентификационный номер, альтернативный эталон правильного ответа или действия;

2) все элементы задания или вопроса имеют четко определенные места, зафиксированные в рамках разработанного рубрикатора или классификации;

3) вопросы или задания одной группы сопровождаются общей (стандартной) инструкцией, предваряющей их формулировку;

4) для каждого задания или вопроса разработаны ограничения их реализации и критерии оценки их выполнения.

Непрерывный контроль освоения учебного материала предотвращает формирование и закрепление ошибок. Переход в следующий раздел осуществляется при условии овладения предыдущим.

Оценка усвоения материала производится путем анализа ответов на контрольные вопросы и результатов выполнения контрольных упражнений.

Контроль освоения учебного материала каждого учебного модуля практикума предполагает выполнение порядка 15-20 упражнений (вопросов, заданий), каждое из которых имеет 5 вариантов ответов, из которых только один правильный.

В соответствии с общепринятой в педагогической практике классификацией тестовых заданий, вопросы и задания разделяются на четыре функциональные группы:

1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых студент выбирает правильный ответ из представленного набора альтернативных ответов;

2) задания на дополнение, требующие от студента самостоятельного выполнения задания или получения ответов;

3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых требует от студента выявления соответствия между представленными объектами;

4) задания на установление правильной последовательности, требующие от студента указать порядок представленных действий или процессов.

Данная инновационная педагогическая технология впервые была применена в БГПЭК в 2005/2006 учебном году при разработке и структурировании учебно-методического комплекса дисциплины «Менеджмент» для специальности 080000 — «Экономика и управление». На протяжении последующих двух лет проводился педагогический эксперимент по внедрению в образовательный процесс колледжа мобильной системы обучения КИП-М, в ходе которого решались следующие основные задачи:

1) определение трудностей, препятствующих творческой самореализации личности студента при освоении дисциплин;

104

2) выявление причин, снижающих мотивацию и активность студентов;

3) определение уровня развития показателей качества профессиональной подготовки;

4) определение характера и степени сформи-рованности навыков и умений, позволяющих осуществлять самостоятельное изучение учебного материала.

Была сформулирована частная гипотеза о том, что активная работа студентов с помощью системы КИП-М позволит повысить эффективность и качество обучения, оптимизировать психическое состояние обучаемого.

Чем активнее студент включается в собственную образовательную деятельность, тем полнее его индивидуальная творческая самореализация. Студент может и должен уметь быть субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний, осознавать свои индивидуальные креативные особенности и творческие способности.

Исследования выявили, что студентам важно и интересно:

1) развивать свое профессионально-творческое мышление и овладевать опытом будущей профессиональной деятельности помимо получения фактической информации по дисциплине, когда объясняет преподаватель;

2) осваивать навыки самостоятельного поиска новой информации и закономерностей;

3) знакомиться с общими методами самостоятельного, целенаправленного поиска решения профессиональных проблем;

4) сохранить надолго общий подход и общее умение, чем частные способы решения отдельных проблемных ситуаций и задач;

5) овладеть в должной степени общим умением и, столкнувшись с незнакомой или малознакомой проблемой, знать, как к ней подступиться.

Наблюдения показали, что традиционная методика освоения дисциплины «Менеджмент» недостаточно учитывает индивидуальные особенности, способности и интересы студента, не способствует его профессионально-творческой активизации и самореализации.

При анализе результатов выполнения студентами практических заданий автор установил основные недостатки традиционных технологий обучения:

1) позиция преподавателя как транслятора знаний и позиция студента как объекта педагогического воздействия, выражающаяся в ориентировке студентов на воспроизведение готовых знаний;

2) недостаточная активность студентов при выполнении самостоятельной учебной работы;

3) недостаточные уровни развитости системного, критического, проблемного и творческого мышления студентов;

4) неумение студентов анализировать изучаемую информацию, неразвитость рефлексии собственного опыта, неумение адекватно оценивать себя и др.

Результаты эксперимента показали, что студенты с большим интересом относятся к нетрадиционным формам и методам обучения. Они обладают колоссальной мобильностью мышления и с готовностью откликаются на диалог с преподавателем. Им надоело «поучение», они хотят «научения». И если преподаватель использует в учебном процессе инновации, элементы эвристического и креативного обучения, студенты с удовольствием втягиваются в этот процесс. Они становятся не сторонними наблюдателями, а равноправными партнерами образовательной деятельности. При этом значительно повышается эффективность профессиональной подготовки и качество ее результатов.

Автор установил, что традиционный метод домашнего задания «к следующему занятию» практически себя изжил, поскольку если преподаватель не требователен, то оно не выполняется большей частью студентов, а если преподаватель требователен, то наблюдается массовое списывание.

Большой интерес у студентов вызвала идея получения на одном из первых занятий комплекта самостоятельных заданий по всему содержанию дисциплины. При этом ими отмечено, что, несмотря на объемность и трудоемкость данной самостоятельной работы, этот подход позволяет им

самим планировать и организовывать свою учебнопрофессиональную деятельность.

Поэтапная организация самостоятельной работы студентов (на примере дисциплины «Менеджмент») (рис. 3) и ее реализация посредством ИКП в компьютерно-мобильной системе КИП-М позволяют осуществлять измерение уровней развития показателей качества профессиональной подготовки будущих специалистов по следующей диагностируемой траектории: 1) планируемый уровень сфор-мированности показателей качества ^ 2) планируемая структура знаний, умений и навыков ^ 3) система соответствующих заданий для самостоятельной работы ^ 4) анализ результатов выполнения самостоятельной работы ^ 5) реальная структура знаний, умений и навыков ^ 6) фактический уровень сформированности показателей качества ^ 7) внесение коррективов в процесс подготовки студентов ^ 1) планируемый уровень сформированности показателей качества ^ и т. д.

На этапе итогового контроля осуществляется оценка работы студента после освоения всего учебного курса дисциплины. При этом точность итоговых оценок, их сопоставимость и объективность достигаются за счет соответствия системы критериев оценки требованиям нормативных документов.

Обоснованность итоговых оценок достигается отражением квалификационных требований образовательных стандартов в содержании тестов практи-

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»

Тема 1. Менеджмент. История развития, основные понятия

Основные понятия и термины. История развития менеджмента. Виды менеджмента. Иерархическая решетка управления. Научные школы управления. Подходы к теории и практике управления

Тема 2. Управление организацией

Внешняя и внутренняя среды менеджмента. Формирование организации. Формальное и неформальное управление. Элементы организации.

Тема 3. Организационные структуры управления (ОСУ)

Виды организационных структур управления. Принципы построения ОСУ

Тема 4. Управленческая деятельность. Тема 5. Управленческий контроль

Методы, принципы и функции управления. Управленческие решения. Управленческий контроль: направленность, виды, фазы. Значение контроля.

Тема 6. Этика и основы социальной психологии в процессе управления

Этические категории. Деловая этика. Деловой этикет менеджера. Человеческий фактор в управлении. Индивидуальные свойства людей. Теории и модели мотивации. Коллективное управление. Организационное поведение.

Тема 7. Особенности управленческой деятельности

Стиль руководства и типы руководителей. Управленческая решетка. Лидерство, влияние, власть. Теория Д. МакГрегора. Отличительные черты руководителей в разных системах. Управление, направленное на результат. Типы и характеры работников

М-КУП

&

Модуль

1

Модуль

2

Модуль

3

Модуль

4

&

Модуль

5

Модуль

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КИП-М--------

ьС

Р

Т

Н

О

И

«

И

В

н

«

Ы

Н

рс

Е

Р

Е

Р

П

Е

Н

ьС

Р

Т

Н

О

Ьг

’Б

Ы

рс

О

-

О

Т

И

Рис. 3. Схема непрерывной диагностики учебных достижений студентов при освоении ими дисциплины «Менеджмент»

отл. хор. удовл. неудовл.

□ контрольная группа Н экспериментальная группа

Рис. 4. Результаты сравнительного анализа

Результаты опытно-экспериментальной работы, %

Уровень сформированности показателей качества подготовки Контрольная группа Экспериментальная группа

1-й — перцептивный 50,2 29,4

2-й — репродуктивный 31,5 45,4

3-й — эвристический 14,7 18,3

4-й — проблемный 3,6 5,3

5-й — творческий - 1,6

кума. В отличие от обычных экзаменов, где сплошной опрос по всему учебному материалу заменяется выборочным, тесты ИКП, реализованные в системе КИП-М, позволяют включить задания на все или почти на все требования образовательных стандартов и тем самым повысить объективность и обоснованность итоговых оценок.

Результаты эксперимента показывают, что освоение учебного материала с использованием компьютерно-мобильных технологий обучения увеличивает эффективность профессиональнообразовательного процесса и повышает качество профессиональной подготовки студентов.

На рис. 4 приведена гистограмма, иллюстрирующая сравнительный анализ показателей учебных достижений студентов контрольных и экспериментальных групп.

Возможность разделить в системе КИП-М вопросы или задания каждого учебного модуля на три контрольные группы: 1) базовые, определяющие совокупность (уровень) приобретенных знаний;

2) ключевые, определяющие структуру (качество) приобретенных знаний; 3) вопросы повышенной сложности, определяющие готовность студента к учебной работе более высокого уровня (например, эвристического, проблемного или творческого) позволяют определить уровни сформированно-сти показателей качества.

В таблице представлены итоги распределения студентов контрольных и экспериментальных групп по уровням развития показателей качества их профессиональной подготовки.

Таким образом, реализация в учебном процессе колледжа компьютерно-мобильной технологии КИП-М посредством интегративного информационно-коммуникационного практикума позволяет создать необходимые дидактические условия активизации самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов и обеспечить необходимые уровни развития показателей качества их профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Гареев, Р.Т. Эвристические приемы ТРИЗ: учеб. пособие / Р.Т. Гареев; под ред. М.М. Зиновкиной. — М.: МГИУ, 2008. — 134 с.

2. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография / М.М. Зиновкина. — М.: МГИУ, 2008. — 304 с.

УДК 811.161.1: 378.018.43

А.Н. Ременцов, доктор пед. наук, профессор А.Ю. Агеева, ст. преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт» (Государственный технический университет)

организация самостоятельной работы иностранных учащихся с использованием дистанционной формы обучения русскому языку

В новых социально-экономических условиях совре- ные знания, умение работать с информацией, высо-

менного общества, в период всеобщей информати- кий уровень квалификации. В мировой педагогике

зации основной ценностью становятся приобретен- появляются новые приоритеты, которые обуслов-

106--------------------- ----------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008----------------------------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.