НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 37.041
Е.Г. Михалкина, зам. директора
Государственное образовательного учреждение среднего профессионального образования «Балашихинский государственный промышленно-экономический колледж Московской области»
организация самостоятельной работы студентов посредством компьютерно-мобильных технологий
Современное профессиональное образование невозможно без усиления роли и увеличения объема использования компьютерно-мобильных технологий в учебном процессе. Актуальными становятся эффективные модели профессиональной подготовки, более свободные по содержанию, формам, методам и режимам учебного процесса. В соответствии с современными образовательными потребностями личности, общества и государства обучающийся должен иметь возможность учиться по индивидуальному расписанию в удобное время и в удобном для себя месте.
При этом особое значение имеет организация самостоятельной познавательной деятельности студентов, которая, повышая качество их профессиональной подготовки, придавала бы личностный смысл получаемому образованию, стимулировала бы творческие силы и способности обучающегося, актуализировала стремление к саморазвитию.
В то же время самостоятельная работа студента, ее планирование, организационные формы и методы, система мониторинга и коррекции являются одним из наиболее слабых мест в практике СПО и одной из наименее исследованных проблем современной педагогической теории. Особенно ярко эти недостатки проявляются в условиях личностноориентированного обучения, непрерывной и опере-
102
жающей профессиональной подготовки, инновационности и диверсификации современного образования, введения нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностных подходах и т. д. Следует также отметить, что традиционные методики общепрофессиональной подготовки полностью оправдывают себя на начальном уровне профессионального познания — информационнорецептивном, т. е. объяснительно-иллюстративном, когда преподаватель излагает информацию в «готовом» виде, а обучаемые воспринимают ее, осознают и запоминают; частично оправдывают себя на следующем уровне профессионального познания — репродуктивном, основанном на представлении сначала «готовой» информации, а затем заданий, предполагающих воспроизведение студентами знаний и способов деятельности при непосредственном участии преподавателя; обладают низкой эффективностью при эвристическом, проблемном и исследовательском уровнях профессиональной подготовки.
Одной из методик, решающей указанные проблемы, является использование в учебном процессе обучающей педагогической системы компьютерной интеллектуальной поддержки КИП-М [1, 2] и разработанного для этой современной компьютерномобильной технологии информационно-коммуни-
кационного практикума (ИКП), предназначенного для: 1) организации самостоятельной работы студентов; 2) диагностики и коррекции уровней развития показателей качества подготовки и обучения;
3) количественного, качественного и графического представления результатов профессиональной подготовки.
Данная система обучения предусматривает:
1) упрощение процедуры непрерывного контроля знаний;
2) получение, накапливание и использование достоверной информации о качестве успеваемости каждого студента группы в любой момент;
3) прогнозирование индивидуальной траектории развития качественных показателей профессиональной подготовки студента;
4) повышение активности студентов через систему поощрительных баллов за творчески и в срок выполненную самостоятельную работу;
5) свободный выбор студентами (в соответствии с их склонностями и способностями) уровня и направленности процесса обучения, обеспечивающий его индивидуализацию и демократизацию.
При выполнении самостоятельной работы посредством ИКП в системе КИП-М взаимодействие студента с преподавателем осуществляется опосредованно через Интернет с помощью мобильной сотовой связи и специальной компьютерной управляющей программы. Программа предоставляет студенту индивидуальные задания, а затем оперативно, в режиме реального времени (on-line) осуществляет их проверку и оценку, оказывая, при необходимости, помощь при неправильном понимании учебного материала.
Преподаватель, являясь, как правило, и разработчиком учебного пособия ИКП, освобожден от непосредственного управления самостоятельной работой студентов. Его основными функциями являются анализ результатов мониторинга усвоения студентами учебного материала (оперативной статистики индивидуального и группового обучения) и мобильное корректирование хода и содержания учебного процесса. Мониторинг, сбор статистических данных и протоколирование осуществляются автоматически.
Непрерывная диагностика учебных достижений студентов при реализации ИКП в системе КИП-М носит характер адаптивного контроля и управления процессом развития показателей качества профессиональной подготовки обучаемых (рис. 1). Компьютерная управляющая программа включает в себя три подсистемы: «Обучение», «Тест» и «Экзамен». Содержание учебного материала практикума называется управляющей информацией и разделено на модули, включающие необходимые сведения, а также тестовые задания, вопросы и упражнения для текущего, тематического, рубеж-------------------------------------Вестник ФГОУ ВПО
3. Корректировка процесса
обучения > Г
Управляющий 1. Содержание Мобильный терминал студента
компьютер обучения
2. Уровень и качество овладения
учебным материалом
Рис. 1. Схема адаптивного контроля и управления процессом самостоятельной работы студентов с информационно-коммуникационным практикумом
ного и итогового контроля освоения учебного материала дисциплины.
После вхождения студента в образовательную электронную среду ИКП (в режиме «Обучение») начинается его самостоятельная работа по изучению учебного материала. Проработав теоретический материал очередного модуля, студент обращается с запросом к системе и на экран его сотового телефона выводится задание на выполнение конкретного упражнения с указанием номера модуля учебного пособия, номера упражнения и меню для выбора вариантов ответа.
После выбора варианта ответа и его отсылки через Internet на экран сотового телефона студента в режиме on-line поступает информация о результате выполнения данного упражнения. При верном ответе подтверждается его правильность, предлагаются новые задания и обеспечивается последовательное продвижение по учебному материалу (рис. 2). В случае неправильного ответа система дает краткие комментарии и указания по дальнейшей самостоятельной работе с данным упражнением. При этом пресекаются попытки произвольного угадывания ответов путем введения специальных процедур. При возникновении ошибки дается рекомендация по ее устранению.
Рис. 2. Цикл выполнения студентом самостоятельной работы в рамках одной главы ИКП
Общий формат вопросов и заданий в рамках ИКП определяется выполнением следующих требований:
1) каждое задание или вопрос имеет свой идентификационный номер, альтернативный эталон правильного ответа или действия;
2) все элементы задания или вопроса имеют четко определенные места, зафиксированные в рамках разработанного рубрикатора или классификации;
3) вопросы или задания одной группы сопровождаются общей (стандартной) инструкцией, предваряющей их формулировку;
4) для каждого задания или вопроса разработаны ограничения их реализации и критерии оценки их выполнения.
Непрерывный контроль освоения учебного материала предотвращает формирование и закрепление ошибок. Переход в следующий раздел осуществляется при условии овладения предыдущим.
Оценка усвоения материала производится путем анализа ответов на контрольные вопросы и результатов выполнения контрольных упражнений.
Контроль освоения учебного материала каждого учебного модуля практикума предполагает выполнение порядка 15-20 упражнений (вопросов, заданий), каждое из которых имеет 5 вариантов ответов, из которых только один правильный.
В соответствии с общепринятой в педагогической практике классификацией тестовых заданий, вопросы и задания разделяются на четыре функциональные группы:
1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых студент выбирает правильный ответ из представленного набора альтернативных ответов;
2) задания на дополнение, требующие от студента самостоятельного выполнения задания или получения ответов;
3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых требует от студента выявления соответствия между представленными объектами;
4) задания на установление правильной последовательности, требующие от студента указать порядок представленных действий или процессов.
Данная инновационная педагогическая технология впервые была применена в БГПЭК в 2005/2006 учебном году при разработке и структурировании учебно-методического комплекса дисциплины «Менеджмент» для специальности 080000 — «Экономика и управление». На протяжении последующих двух лет проводился педагогический эксперимент по внедрению в образовательный процесс колледжа мобильной системы обучения КИП-М, в ходе которого решались следующие основные задачи:
1) определение трудностей, препятствующих творческой самореализации личности студента при освоении дисциплин;
104
2) выявление причин, снижающих мотивацию и активность студентов;
3) определение уровня развития показателей качества профессиональной подготовки;
4) определение характера и степени сформи-рованности навыков и умений, позволяющих осуществлять самостоятельное изучение учебного материала.
Была сформулирована частная гипотеза о том, что активная работа студентов с помощью системы КИП-М позволит повысить эффективность и качество обучения, оптимизировать психическое состояние обучаемого.
Чем активнее студент включается в собственную образовательную деятельность, тем полнее его индивидуальная творческая самореализация. Студент может и должен уметь быть субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний, осознавать свои индивидуальные креативные особенности и творческие способности.
Исследования выявили, что студентам важно и интересно:
1) развивать свое профессионально-творческое мышление и овладевать опытом будущей профессиональной деятельности помимо получения фактической информации по дисциплине, когда объясняет преподаватель;
2) осваивать навыки самостоятельного поиска новой информации и закономерностей;
3) знакомиться с общими методами самостоятельного, целенаправленного поиска решения профессиональных проблем;
4) сохранить надолго общий подход и общее умение, чем частные способы решения отдельных проблемных ситуаций и задач;
5) овладеть в должной степени общим умением и, столкнувшись с незнакомой или малознакомой проблемой, знать, как к ней подступиться.
Наблюдения показали, что традиционная методика освоения дисциплины «Менеджмент» недостаточно учитывает индивидуальные особенности, способности и интересы студента, не способствует его профессионально-творческой активизации и самореализации.
При анализе результатов выполнения студентами практических заданий автор установил основные недостатки традиционных технологий обучения:
1) позиция преподавателя как транслятора знаний и позиция студента как объекта педагогического воздействия, выражающаяся в ориентировке студентов на воспроизведение готовых знаний;
2) недостаточная активность студентов при выполнении самостоятельной учебной работы;
3) недостаточные уровни развитости системного, критического, проблемного и творческого мышления студентов;
4) неумение студентов анализировать изучаемую информацию, неразвитость рефлексии собственного опыта, неумение адекватно оценивать себя и др.
Результаты эксперимента показали, что студенты с большим интересом относятся к нетрадиционным формам и методам обучения. Они обладают колоссальной мобильностью мышления и с готовностью откликаются на диалог с преподавателем. Им надоело «поучение», они хотят «научения». И если преподаватель использует в учебном процессе инновации, элементы эвристического и креативного обучения, студенты с удовольствием втягиваются в этот процесс. Они становятся не сторонними наблюдателями, а равноправными партнерами образовательной деятельности. При этом значительно повышается эффективность профессиональной подготовки и качество ее результатов.
Автор установил, что традиционный метод домашнего задания «к следующему занятию» практически себя изжил, поскольку если преподаватель не требователен, то оно не выполняется большей частью студентов, а если преподаватель требователен, то наблюдается массовое списывание.
Большой интерес у студентов вызвала идея получения на одном из первых занятий комплекта самостоятельных заданий по всему содержанию дисциплины. При этом ими отмечено, что, несмотря на объемность и трудоемкость данной самостоятельной работы, этот подход позволяет им
самим планировать и организовывать свою учебнопрофессиональную деятельность.
Поэтапная организация самостоятельной работы студентов (на примере дисциплины «Менеджмент») (рис. 3) и ее реализация посредством ИКП в компьютерно-мобильной системе КИП-М позволяют осуществлять измерение уровней развития показателей качества профессиональной подготовки будущих специалистов по следующей диагностируемой траектории: 1) планируемый уровень сфор-мированности показателей качества ^ 2) планируемая структура знаний, умений и навыков ^ 3) система соответствующих заданий для самостоятельной работы ^ 4) анализ результатов выполнения самостоятельной работы ^ 5) реальная структура знаний, умений и навыков ^ 6) фактический уровень сформированности показателей качества ^ 7) внесение коррективов в процесс подготовки студентов ^ 1) планируемый уровень сформированности показателей качества ^ и т. д.
На этапе итогового контроля осуществляется оценка работы студента после освоения всего учебного курса дисциплины. При этом точность итоговых оценок, их сопоставимость и объективность достигаются за счет соответствия системы критериев оценки требованиям нормативных документов.
Обоснованность итоговых оценок достигается отражением квалификационных требований образовательных стандартов в содержании тестов практи-
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ»
Тема 1. Менеджмент. История развития, основные понятия
Основные понятия и термины. История развития менеджмента. Виды менеджмента. Иерархическая решетка управления. Научные школы управления. Подходы к теории и практике управления
Тема 2. Управление организацией
Внешняя и внутренняя среды менеджмента. Формирование организации. Формальное и неформальное управление. Элементы организации.
Тема 3. Организационные структуры управления (ОСУ)
Виды организационных структур управления. Принципы построения ОСУ
Тема 4. Управленческая деятельность. Тема 5. Управленческий контроль
Методы, принципы и функции управления. Управленческие решения. Управленческий контроль: направленность, виды, фазы. Значение контроля.
Тема 6. Этика и основы социальной психологии в процессе управления
Этические категории. Деловая этика. Деловой этикет менеджера. Человеческий фактор в управлении. Индивидуальные свойства людей. Теории и модели мотивации. Коллективное управление. Организационное поведение.
Тема 7. Особенности управленческой деятельности
Стиль руководства и типы руководителей. Управленческая решетка. Лидерство, влияние, власть. Теория Д. МакГрегора. Отличительные черты руководителей в разных системах. Управление, направленное на результат. Типы и характеры работников
М-КУП
&
Модуль
1
Модуль
2
Модуль
3
Модуль
4
&
Модуль
5
Модуль
6
КИП-М--------
ьС
Р
Т
Н
О
И
«
И
В
н
«
Ы
Н
рс
Е
Р
Е
Р
П
Е
Н
ьС
Р
Т
Н
О
Ьг
’Б
Ы
рс
О
-
О
Т
И
Рис. 3. Схема непрерывной диагностики учебных достижений студентов при освоении ими дисциплины «Менеджмент»
отл. хор. удовл. неудовл.
□ контрольная группа Н экспериментальная группа
Рис. 4. Результаты сравнительного анализа
Результаты опытно-экспериментальной работы, %
Уровень сформированности показателей качества подготовки Контрольная группа Экспериментальная группа
1-й — перцептивный 50,2 29,4
2-й — репродуктивный 31,5 45,4
3-й — эвристический 14,7 18,3
4-й — проблемный 3,6 5,3
5-й — творческий - 1,6
кума. В отличие от обычных экзаменов, где сплошной опрос по всему учебному материалу заменяется выборочным, тесты ИКП, реализованные в системе КИП-М, позволяют включить задания на все или почти на все требования образовательных стандартов и тем самым повысить объективность и обоснованность итоговых оценок.
Результаты эксперимента показывают, что освоение учебного материала с использованием компьютерно-мобильных технологий обучения увеличивает эффективность профессиональнообразовательного процесса и повышает качество профессиональной подготовки студентов.
На рис. 4 приведена гистограмма, иллюстрирующая сравнительный анализ показателей учебных достижений студентов контрольных и экспериментальных групп.
Возможность разделить в системе КИП-М вопросы или задания каждого учебного модуля на три контрольные группы: 1) базовые, определяющие совокупность (уровень) приобретенных знаний;
2) ключевые, определяющие структуру (качество) приобретенных знаний; 3) вопросы повышенной сложности, определяющие готовность студента к учебной работе более высокого уровня (например, эвристического, проблемного или творческого) позволяют определить уровни сформированно-сти показателей качества.
В таблице представлены итоги распределения студентов контрольных и экспериментальных групп по уровням развития показателей качества их профессиональной подготовки.
Таким образом, реализация в учебном процессе колледжа компьютерно-мобильной технологии КИП-М посредством интегративного информационно-коммуникационного практикума позволяет создать необходимые дидактические условия активизации самостоятельной учебнопрофессиональной деятельности студентов и обеспечить необходимые уровни развития показателей качества их профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Гареев, Р.Т. Эвристические приемы ТРИЗ: учеб. пособие / Р.Т. Гареев; под ред. М.М. Зиновкиной. — М.: МГИУ, 2008. — 134 с.
2. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века. Теория и практика: монография / М.М. Зиновкина. — М.: МГИУ, 2008. — 304 с.
УДК 811.161.1: 378.018.43
А.Н. Ременцов, доктор пед. наук, профессор А.Ю. Агеева, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный институт» (Государственный технический университет)
организация самостоятельной работы иностранных учащихся с использованием дистанционной формы обучения русскому языку
В новых социально-экономических условиях совре- ные знания, умение работать с информацией, высо-
менного общества, в период всеобщей информати- кий уровень квалификации. В мировой педагогике
зации основной ценностью становятся приобретен- появляются новые приоритеты, которые обуслов-
106--------------------- ----------Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008----------------------------