Научная статья на тему 'Новые возможности повышения профессиональной культуры как фактора подъема качества экономической подготовки студентов технических вузов при дистанционном обучении'

Новые возможности повышения профессиональной культуры как фактора подъема качества экономической подготовки студентов технических вузов при дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЬЮТЕРНО-МОБИЛЬНАЯ СРЕДА / РЕЖИМ ON-LINE / ПОДЪЕМ КАЧЕСТВА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / CREATIVE TECHNOLOGIES / INNOVATION COMPUTER-MOBILE ENVIRONMENT / MODE ON-LINE / IMPROVING THE QUALITY / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарькова А. М.

Приводится модель креативных технологий, предусматривающая применение инновационной компьютерно-мобильной среды, отвечающей дидактическим требованиям креативного образования и обеспечивающей комфортность самостоятельной работы студентов в режиме on-line.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW POSSIBILITIES OF INCREASING PROFESSIONAL CULTURE AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF DISTANCE EDUCATION IN TRAINING THE STUDENTS OF ECONOMIC FACULTY IN TECHNICAL UNIVERSITIES

There are the model of creative technologies that provide application of innovation computer-mobile environment, meeting didactic requirements of creative education and providing comfort of independent work of students in a mode on-line in given article «New possibilities of increasing professional culture as a factor of improving the quality of distance education in training the students of Economic Faculty in Technical Universities».

Текст научной работы на тему «Новые возможности повышения профессиональной культуры как фактора подъема качества экономической подготовки студентов технических вузов при дистанционном обучении»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА ПОДЪЕМА КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

А.М. БОНДАРЬКОВА, старший преподаватель Московского государственного

индустриального университета 13.00.08 - теория и методики профессионального образования

amb777@bk.ru

Аннотация. Приводится модель креативных технологий, предусматривающая применение инновационной компьютерно-мобильной среды, отвечающей дидактическим требованиям креативного образования и обеспечивающей комфортность самостоятельной работы студентов в режиме on-line.

Ключевые слова: креативные технологии, инновационная компьютерно-мобильная среда, режим on-line, подъем качества, дистанционное обучение.

NEW POSSIBILITIES OF INCREASING PROFESSIONAL CULTURE AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF DISTANCE EDUCATION IN TRAINING THE STUDENTS OF ECONOMIC FACULTY IN TECHNICAL UNIVERSITIES

A.M. BONDARKOVA, the senior teacher of Moscow Stat Industrial University

Annotation. There are the model of creative technologies that provide application of innovation computer-mobile environment, meeting didactic requirements of creative education and providing comfort of independent work of students in a mode on-line in given article «New possibilities of increasing professional culture as a factor of improving the quality of distance education in training the students of Economic Faculty in Technical Universities».

Key words: creative technologies, innovation computer-mobile environment, mode on-line, improving the quality, distance education.

Социально-экономические условия России, развитие электронно-образовательной среды и внедрение в учебный процесс информационных технологий привели к появлению новых требований к методам и условиям подготовки молодых специалистов. Не секрет, что молодые специалисты часто оказываются профессионально несостоятельными и даже беспомощными там, где требуется самостоятельность и компетентность в принятии творческих решений, в умении самостоятельно организовывать профессиональную деятельность свою и других, в обстановке дефицита времени и большой неопределенности. Особенно это касается специалистов, обучавшихся дистанционно. Именно эти качества личности обусловливают ее способность успешно адаптироваться к многообразию и динамике современного производства.

Поднять уровень профессиональной экономической подготовки студентов технических вузов к работе в сложных новых условиях можно за счет повышения профессиональной культуры. Особое значение этот фактор приобретает для заочной и дистанционной форм обучения. Научное понятие «профессиональная культура» должно быть расширено по сравнению с традиционно существующим. Профессиональная культу-

ра — это реальные характеристики выпускника, в которых реализован профессиональный портрет. Профессиональная культура — это сформированная потребность к непрерывному самосовершенствованию. Главный элемент профессиональной культуры — профессиональное мышление, которое отражено в профессиональном портрете выпускника. Модель специалиста — выпускника вуза воплощает в себе объективные требования к его профессиональной подготовке, а соответствие ей выпускника — необходимое условие его успеха в профессиональной деятельности и жизни.

Ответ на вопрос, каким образом повысить профессиональную культуру студентов — экономистов технического вуза, дает теоретическая модель опосредованного педагогического управления процессом самостоятельной познавательной деятельности студентов, саморазвития, объективного самоконтроля. Она обеспечивает процесс саморазвития профессиональной экономической культуры студентов в рамках креативной педагогической системы НФТМ-ТРИЗ (непрерывного формирования творческого мышления и профессиональных умений с применением теории решения изобретательских задач). Модель (рис.) позволила провести теоретическое исследование, а

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХ0Л0ГИЧЕСКИЕ НАУКИ

впоследствии реализовать ее в формирующем эксперименте в виде креативных технологий с использованием компьютерно-мобильной среды (КИП-М). Как показали исследования, применение современных средств коммуникации само по себе является фактором, активизирующим самостоятельную работу студентов технических вузов над освоением «ядра» теоретического материала курса, существенно повышая мотивацию к самостоятельности.

В модели опосредованного управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов и их саморазвитием представлено адекватное педагогическое обеспечение этого процесса, а именно организационные формы, методы, средства, педагогические условия и креативные технологии их поэтапного применения.

В модели определяющими выступают блоки 1 и 2, содержащие как инновационные подходы к формированию профессиональных экономических знаний (системный, деятельный, личностно-ориентирован-ный, уровневый, проблемный, креативный, комплексный), так и дидактические принципы (в дополнение к классическим) креативного образования системы НФТМ-ТРИЗ (научность, интерактивность, вариантность, целостность, сотворчество, саморазвитие, самореализация и др.).

Структурные компоненты развития ПЭКК, способствующие достижению цели, перечислены в блоке 3: диагностический, мотивационный, креативно-процессуальный, содержательный.

Самообучение происходит с помощью корректирующего воздействия на процесс самообучения по данным ОС (блок 5) и состоит из содержания «ядра» учебной информации и многоуровневой системы упражнений, связанных через интернет обратной связью с контролем уровня качества осмысленного «ядра» учебной информации. При этом используются режимы работы КИП-М: самообучение, тест-тренинг, тест, экзамен. Связь осуществляется через информационный управляющий портал (www.сервер и WAP-сервер) и мобильный WAP-терминал студента.

В блоке 6 обозначены современные требования к экономистам с высшим образованием технического вуза (обучающимся дистанционно). Это знания (регламентированные образовательным стандартом), общераз-вивающие знания по методологии творчества, знания основ инженерной подготовки, знания о существующих проблемах предприятий отрасли и умения самостоятельно принимать творческие экономические решения.

Блоки 7 и 8 тесно связаны между собой. Самостоятельное овладение «ядром» учебной экономической информации (с применением КИП-М) включает в себя пять основных этапов: ознакомление, самообучение, саморазвитие, самоконтроль и автоматизированный контроль со стороны преподавателя (мониторинг) за процессом самостоятельной работой студента над учебными дисциплинами. Чтобы комплекс методов, средств и организационных форм был эффективным и перспективным, он должен обеспечивать возможность постепенного достижения студентом более высокого уровня развития ПЭК.

Уровни самостоятельного овладения «ядром» профессиональной экономической информации:

Ф уровень 1 — тактический: целеполагание и поиск способов решения с помощью МПиО;

Ф уровень 2 — репродуктивный: умение решать самостоятельно стандартные профессиональные экономические задачи;

Ф уровень 3 — творческий: творческое применение знаний, умение ставить и решать самостоятельно творческие экономические задачи.

Блок 9 содержит основные показатели, определяющие уровни развития профессиональной экономической культуры: сформированность профессиональных знаний, умений и навыков; овладение базисными квалификациями; овладение компонентами профессиональной культуры (эстетические, этические, творческие, коммуникативные, экологические, правовые).

Кроме этого, педагогические условия саморазвития профессиональной экономической культуры включают в себя инновационные организационные формы и методы и средства, реализуемые в учебном процессе через креативные технологии. Так, в блок 10 входят лекции стандартные (информационные установки), интегративный экономический курс (по конкретной учебной дисциплине, практикум по решению творческих экономических задач, и самостоятельные работы перцептивного, репродуктивного, эвристического проблемного характера.

Блок 4 представляет собой формы организации учения с использованием КИП-М — индивидуальная, групповая, локальная, региональная, глобальная.

Основные традиционные и инновационные методы креативной системы НФТМ-ТРИЗ, которые в комплексе использует студент при самостоятельной работе, представлены в блоке 12: репродуктивные, эвристические, проблемные и исследовательские.

На основе применения дидактических инновационных методов и технических информационно-коммуникационных средств создаются креативные технологии (блок 11): личностно-ориентированные, самообучения (с опосредованной педагогической поддержкой), иформационно-коммуникативные, диалоговой взаимопомощи, тренинговые (компьютерно-мобильные) практикумы. Процесс самостоятельного изучения учебной информации обеспечивает совокупность дидактических и современных информ ационно-коммуникационных средств (блок 12): дидактических средств (цепочки проблемных ситуаций), усложняющаяся система творческих экономических заданий, коммуникативные диалоги, самостоятельный поиск необходимой учебной информации.

К техническим средствам, применяемым студентами, относятся современные информационно-коммуникационные средства — интернет, карманный персональный компьютер (КПК), коммуникатор, ноутбук, персональный компьютер (ПК), мобильный телефон, модульно-кодовые учебные пособия, интерактивная доска (репЬоаМ), мультимедиа.

Реализация теоретической модели (модель педагогического управления процессом саморазвития профессионально-экономической культуры студентов в техническом вузе при дистанционной форме обучения) обеспечивает повышение качества профессио-

го

CD

0

4

1

5 *

о

о ^

о го

о ^

о -1

0 <

1 S

го

CD ■О

о

CD

ч ^

ГО

Ь

о о о

ю О

-с с: § ^

§. г ^ 8

то о

•S

то

а; §

то

о

CSJ

Я fc. So о-

►S s

тз то

О C^J ■р

то

ж

о

а;

§

со съ

ж

CSJ

ж

то

а; о

й а: л ж

то s

о о Я

6. фэвременные требования к

экономистам с высшим образованием технического вуза (обучающимся дистанционно):

• знания (per. стандарт.);

• знания по методо

творче( знания

югии ;тва;

основ

1. Подходы к формированию

профессионально

экономических

знаний:

• системный;

• деятельностны

й;

• личностно-ориентированны й;

• уровневый;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проблемный;

• креативный;

7. Этапфость самостоятельн ого овладения «ядром» учебной экономической информации (с применением КИП-М): • ознакомите льный;

ие;

2. Привдипы

ооучен

развита

8. у Уровни

самостоятельного овладения «ядром» профессиональной эконом, информации:

уп. 1. Тактический (целеполагание и поиск способов

решения с помощью МПиО);

Педагогические условия саморазвития ПЭК в техническом

креативного образования:

• научность;

• интерактивность;

• вариантность;

• целостность;

• сотворчество;

• саморазвитие;

• самореализация

-W--2т-

Репродуктивный (умение решать

:амо< ;тащ 1роф жон<

s

9. Показафли развития

профессиональной

экономической

культуры:

• сформированность профессиональн. ЗУН;

• овладение базисными «квалификациями»

Процесс само ттеттатгической i

Информационны й управляющий

t портал (wv w. сервер и Wj JP-ceoBeo)

процесс самообучения П'

10.

Организационные формы:

• лекции стандарт, (инфор. установки.);

• интегративный эконом, курс по конкрет. учебным

11. Креугивные

технологии:

• личностно-ориентирован ные;

• самообучения (с

опосредованн ой

педагогическо й

развития ПЭК в рамках креативной истемьт НФТМ-ТРИЗ Сттистанттионняя

шщжтште ш-

) данным обратной связи QC

Содер

«ядра» учебной информации и многоуровневой системы заданий

Мобильный WAP-терминал ст5 цента

Обратная связь (ОС) по контролю уровня и качества освоения «ядра» учебной информации Режимы работы КИП-М: самообучение, тест-тренинг, тест, экзамен

о

к

о -

о о о\ "С

л

0

1

to 13 -fc. о • я

о h 05 X

£ т

н

т

S -■

о 13

И И

5 ^ о g

Со

13

О »

5

X

к

о о о о\ 13

05

CP

И

О □

►п О н о to И S

0

1 а х н о to

5 ш

й в.

12. Меж>ды

саморазвития ПЭК:

• объяснительно

иллюстративн ые;

• репродуктивн ые;

• эвристические

проьле исслед)] ские

иные; 'Ватель

3. Структур.

13. Средству саморазвития

ПЭК.

Дгщактггчсскнс:

• цепочки ситуаций;

• усложняют;* творч. экон.

• коммун. диаЛ<

• смостост. необходимо!: информации

Технические:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совр. Инф.

• интернет;

компоненты развития ПЭКК:

• диагностический;

• мотивационный;

• креативно-процессуальный;

• содержательный

проблемных

яся система наний; :оги;

поиск учебной

4. Формы ^ГЛШШШЛ

учения с исп. КИП-М:

• индивидуальная;

• групповая;

• локальная;

• региональная;

• глобальная

а в м о 1-й н

я 2

' н

О X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.