Научная статья на тему 'Система обучения КИП-М'

Система обучения КИП-М Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обучения КИП-М»

Р. ГАРЕЕВ, М. ЗИНОВКИНА Московский государственный индустриальный университет

В условиях инновационного образования, обеспечивающего высокое качество подготовки специалистов широкого профиля, особое значение приобретает обучение студентов методологии инженерного творчества, в частности, теории решения изобретательских задач.

Введение в учебный процесс дисциплин по методологии творчества сопровождается трудностями как объективного, так и субъективного характера. К объективным относится тот факт, что лимит времени, который отведен на аудиторные виды занятий, жестко ограничен, объем же учебной нагрузки имеет тенденцию к увеличению. Одним из ресурсов является определенным образом организованная самостоятельная работа студентов, что предполагает эффективное педагогическое управление. Это позволит, в свою очередь, высвободить необходимый ресурс времени и обеспечить более успешное освоение методологии творчества в рамках креативной системы инженерного образования [1].

Мы считаем, что одним из путей эффективной организации самостоятельной работы студентов, направленной в конечном счете на их профессионально-творческое саморазвитие, является применение одной из разновидностей эвристического диалога, основанного на самых передовых информационных технологиях [2].

В ее основе лежит известный принцип обучения «книга + компьютер», в свое время успешно реализованный на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова (руководитель проекта Брусенцов Н.П.) [3]. Достоинство данного принципа состоит в том, что при его использовании сохраняются все преимущества, присущие учебному пособию как носителю информации, и добавляется недостающая ему существенная функция - фун-

Система обучения КИП-М

кция педагогического управления самостоятельной учебной деятельностью студентов. Однако он имеет некоторые недостатки, в частности, необходимость в специализированных аудиториях и достаточно сложном монтаже оборудования.

На кафедре «Профессиональная педагогика и креативное образование» Московского государственного индустриального университета был предложен новый проект, основанный на реализации принципа «книга + компьютер + Интернет+ сотовый телефон», получивший название гиперин-терактивной мобильной системы обучения КИП-М (компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи).

В данной системе студент самостоятельно изучает учебный предмет по модульнокодовому учебному пособию, выполненному традиционным печатным способом. Материал учебного пособия структурирован по тематическим блокам, каждому из которых присвоены буквенно-цифровые коды. Взаимодействие обучаемых и преподавателя осуществляется с помощью средств мобильной сотовой связи на основе специально созданной управляющей компьютерной программы, размещенной в Интернете. Программа предусматривает как оперативную выдачу студенту индивидуальных заданий, разработанных преподавателем, так и их проверку, оценку в режиме реального времени, контроль и самоконтроль, помощь при неправильном понимании учебного материала.

Простота освоения и пользования системой КИП-М, ее надежность в эксплуатации, а также то, что для обучения не требуется специализированной аудитории и специализированного рабочего места, открывают широкие возможности для студентов, обучающихся дистанционно. Можно выбирать для изучения учебного предмета и удоб-

152

Высшее образование в России • № 6, 2005

ное место, время: дом, дача, больница, длительное нахождение в транспорте, командировки и т.п.

Преподаватель при работе в системе КИП-М разгружен от непосредственного управления учебным процессом. Его основной функцией является лишь анализ результатов мониторинга учебной деятельности студентов, оперативной статистики хода учебного процесса каждого студента и группы в целом, протоколирования результатов выполнения студентами заданий. Причем мониторинг, сбор статистических данных и протоколирование осуществляются в автоматическом режиме.

Система КИП-М имеет важное достоинство - программа, размещенная в Интернете, при наличии соответствующих учебных пособий в состоянии управлять обучением практически неограниченного числа студентов по всем учебным предметам, которые студент аудиторно изучает в вузе, обеспечивая личностно-ориентированный подход, который невозможно осуществить при традиционном массовом обучении.

Гиперинтерактивная мобильная система обучения существенно облегчает труд преподавателя как разработчика, сокращая затраты его времени на работу над модульнокодовым учебным пособием по сравнению, например, с разработкой электронного учебника. Эта система создает условия для педагогического творчества, поскольку учебный материал разрабатывается преподавателем автономно, вне компьютерной среды, что практически исключает необходимость взаимодействия преподавателя с программистом в процессе создания учебного пособия и предотвращает вызываемые в этой связи ошибки, ограничения и взаимное непонимание.

Система КИП-М активизирует познавательную деятельность студента за счет реализации режима On-line.

При работе студента с модульно-кодовым учебным пособием исключается утомление глаз, сопутствующее длительному считыванию текстовой информации с мони-

тора компьютера. В целом же это способствует укреплению здоровья студента.

Для реализации системы требуется лишь одноразовое вложение средств по созданию компьютерной управляющей программы, обеспечивающей поддержку учебного процесса по всем учебным предметам (без ограничений), задействованным в этой системе.

Затраты на разработку модульно-кодового учебного пособия по отдельным учебным предметам не превышают затрат, необходимых при разработке традиционных учебных пособий, поскольку не требуется создание творческих коллективов, включающих в себя разработчиков - авторов курса, программистов, операторов, дизайнеров и т.д.

Универсальная компьютерная управляющая программа системы КИП-М включает в себя три подсистемы: «Обучение», «Тест», «Экзамен».

Алгоритмы проведения занятий (сеансов) встроены в данные подсистемы и функционируют в режиме взаимодействия со студентами, работающими с сотовыми телефонами, используя в качестве данных подготовленную автором учебного материала управляющую информацию.

Эта управляющая информация представляет собой своего рода формальное описание учебного материала, состоящее из расположенных в порядке номеров описаний модулей (разделов), каждое из которых содержит описания всех входящих в данный модуль упражнений. Необходимость задания управляющей информации -это то, к чему сведено трудоемкое программирование опосредованного педагогического управления процессом обучения.

Формат материала и форма задания управляющей информации установлены не произвольно, а в соответствии с общим порядком изложения и прохождения учебного материала в системе КИП-М. Этот порядок, в свою очередь, полностью заимствован из практики обычного (бескомпьютерного) обучения. Наиболее существенными

особенностями его реализации в нашей системе являются следующие: проработка теории изучаемого предмета (инструктивных текстов) в тесной связи с упражнениями по применению полученных знаний (на эти упражнения делается основной упор); непрерывный контроль осознанности освоения материала, предотвращающий формирование и закрепление ошибочных представлений и концепций;запрет перевода студента в очередной раздел, пока не достигнуто надлежащее овладение текущим, и возврат на доработку предшествующего - в случае, когда овладеть текущим не удается.

На обеспечение данного порядка ориентирован формат учебного материала в подсистеме «Обучение» и реализуемый этой подсистемой алгоритм педагогического управления самостоятельной деятельностью студента. Учебный материал оформляется в виде последовательности модулей, проходимых друг за другом в порядке возрастания их номеров, но с возможными воз-

вратами, а также назначениями отдельных упражнений в ранее пройденных модулях. Как правило, модуль занимает несколько страниц и посвящен проработке отдельной темы или вопроса. В зависимости от сложности и объема материала отдельные темы могут занимать несколько модулей.

Спроектированная в МГИУ гиперинте-рактивная мобильная система обучения позволяет поднять дистанционное образование на качественно новый, современный уровень.

Литература

1. Зиновкина М.М. Креативное инженерное

образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии. -М., 2003.

2. Гареев Р.Т. Многомерные эвристические

диалоги в креативном инженерном образовании. Монография. - М., 2004.

3. Брусенцов Н.П., Маслов С.П., Рамир Аль-

варес Х. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». - М., 1990.

М. ЕВДОКИМОВ, доцент Реформирование

Самарский государственный образования: некоторые

технический университет Г г

ограничения

Результат высшего образования в ГОСах фактически описывается в терминах информации, подлежащей усвоению, и алгоритмов профессиональной деятельности, которые надлежит освоить. Вот, собственно говоря, и все.

Можно сколь угодно декларировать, что будущий специалист должен быть нравственным и предприимчивым, обладать теми или иными личностными качествами и ценностными ориентациями, чувством социальной ответственности и т.д. Однако вряд ли можно полагать, что предъявление той или иной информации в той или иной форме способствует формированию таких качеств.

Проверить, например, наличие чувства

социальной ответственности или степень его сформированности принципиально нельзя. Такие результаты образовательного процесса выявляются только впоследствии и только опосредованно. Более того, есть все основания утверждать, что внешние по отношению к образовательному процессу факторы в значительно большей степени, чем «школа», влияют на формирование жизненных ценностей и норм поведения.

Таким образом, питать надежды на то, что вузы сегодня способны вести какую-то воспитательную работу, разумеется, можно, но рассчитывать на ее эффективность следует с большой осторожностью.

Что касается объема информации, ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.