Научная статья на тему 'Инновационные средства и технологии в системе обучения'

Инновационные средства и технологии в системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные средства и технологии в системе обучения»

Научный дебют

143

А. КАЗАРИН, аспирант Московский государственный индустриальный университет

Система высшего профессионального образования призвана обеспечить условия для выращивания специалистов новой формации. Для них установка на саморазвитие и профессиональное мастерство выступают приоритетными жизненными стратегиями. В информационный век от них требуется способность творчески мыслить и принимать эффективные нестандартные решения. В связи с этим особое внимание, на наш взгляд, следует уделить разработке нетрадиционной педагогической методологии и техники.

Подготовка инженерных кадров, отвечающих запросам ведущих отраслей современного производства, предполагает освоение методики, рассчитанной на опережающий результат. Выпускник, столкнувшись с быстро изменяющейся технической реальностью, должен видеть, что впереди. Можно бесконечно говорить о преимуществах компьютерного обучения, но для инженерного образования оно открывает поистине неоценимые перспективы. Инженерное искусство с давних пор ассоциировалось со строительством. Инженер — строитель. Творец. А эта деятельность предполагает с самого начала, что человек все делает своими руками, понимает. Он должен ощутить каждое звено созидательного процесса, воссоздать индивидуально, в одиночестве, «идею». Как можно сегодня готовить инженера? От кульмана и линейки не просто перейти к креативности в широком смысле слова. Нужно изменить парадигму обучения инженера.

Молодежь живет надеждой, что можно изменить весь мир к лучшему. Компьютерные технологии при всех своих отрицательных последствиях (пресловутая виртуальность) позволяют войти будущему инженеру в творческую лабораторию мира изоб-

Инновационные средства и технологии в системе обучения

ретений. В Московском государственном индустриальном университете созданы для этого соответствующие условия. На протяжении десятилетий формировалась так называемая креативная инженерная педагогика. Ее основу составляют программы эвристических диалогов, в которых используется компьютерная поддержка типа «Машина открытий», «Изобретающая машина» [1]. Они нацелены на повышение уровня профессионально-творческого саморазвития студента.

Заметим, что наработанный материал постоянно пополняется новыми проектами. Так, в университете недавно была предложена гиперинтерактивная мобильная система обучения КИП-М (компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи). Она построена с использованием принципа «книга — компьютер — Интернет + сотовый телефон». В техническом отношении она является продолжением семейства компьютерных программ, воплощающих в учебном процессе теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ). Ее достоинство заключается не только в том, что продвигается уровень дистанционного обучения. Она позволяет интегрировать фонды общеинженерных и профессиональных знаний, объединять возможности различных наук в решении поисковых творческих задач в широком диапазоне — от тяжелого машиностроения до микроэлектроники. С точки зрения педагогики результат учебного процесса не сводится только к формированию личности специалиста, готовой глубоко и осознанно воспринимать учебную информацию и самостоятельно вести поиск нового необходимого знания, генерировать новые идеи. Она закладывает потребность в творческом образе жизни, непрерывном про-

144

Высшее образование в России • № 6, 2007

фессиональном саморазвитии,творческой самореализации.

В данной программе упор делается на самостоятельность студента в овладении учебным материалом. Предусматривается оперативная выдача индивидуальных заданий, оценка работы в режиме реального времени, контроль и самоконтроль. Если необходимо, преподаватель оказывает помощь в исправлении понимания учебного материала. Предмет изучается по модульно-кодовому учебному посо-бию,структурированному по тематическим блокам, которым присвоены буквенно-цифровые коды. Это облегчает дистанционное взаимодействие преподавателя со студентами. В его функции входит главным образом анализ результатов мониторинга деятельности учащихся, протоколирование итогов выполненных заданий. Подобная практика обеспечивает личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, ощутимо сокращая затраты времени. Компьютерно управляемая программа включает в себя три подсистемы: «обучение», «тест», «экзамен».

Порядок изложения и прохождения учебного материала имеет свои особенности. В частности, усвоение теории изучаемого предмета осуществляется в тесной связи с упражнениями по применению полученных знаний. Именно на упражнения делается основной упор, а контроль помогает предотвращать формирование ошибочных представлений. В случае ненадлежащего овладения материалом существует запрет перевода студента в новый раздел, возврат к предыдущим модулям. Каждый модуль занимает, как правило, несколько страниц

и направлен на раскрытие отдельной темы или вопроса.

Характерно следующее. Затраты на разработку модульно-кодового учебного пособия по отдельным предметам не превышают затрат, необходимых при разработке традиционных пособий. Вместе с тем созданная в МГИУ гиперинтерактивная мобильная система позволяет поднять дистанционное образование на качественно отличный уровень. Учебный процесс способствует развитию творческого воображения, фантазии и системного технического мышления, без которых невозможно эффективное освоение арсенала интеллектуальных инструментов и становление современного специалиста.

Литература

1. Зиновкина М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии). - М., 1996; Зиновкина М.М, Подкатилин А.В. Основы инженерного творчества и компьютерная интеллектуальная поддержка мышления (Азбука ТРИЗ): Учеб. пособие. Практический курс. - М., 1997; Креативная педагогика. -М., 1998; ЗиновкинаМ, Гареев Р. Креативное инженерное образование // Высшее образование в России. - 2000. - № 6; Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное образование и школа. - М., 2002; Зиновкина М.М. Креативное инженерное образование. Теория и инновационные технологии. - М., 2003; Гареев Р.Т, Зиновкина М.М., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф-ТРИЗ). - М., 2004; Гареев Р, Зиновкина М. Система обучения КИП-М // Высшее образование в России. - 2005. - № 6.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.