вседневная беседа», «Приглашения и просьбы», «Идиомы в английском языке»; игра «Дополни пословицу»; тест «Что это обозначает?»; коммуникативная ситуация «Догадайся о значении слова».
Формирование социолингвистической компетенции является инновационной стратегией современного языкового образования в вузе. В частности, ее формирование у студентов-нефило-логов:
- совершенствует умения адекватно оценивать коммуникативную ситуацию и реагировать на высказывания собеседника, используя речевые паттерны, модели, приемлемые в конкретной ситуации общения;
А. БОНДАРЬКОВА, аспирант Московский государственный индустриальный университет
Интенсивность развития современного общества требует адаптации образовательного процесса к запросам и потребностям личности, создания условий для ее социальной активности, способности успешно жить и работать в новых условиях на основе развитой профессиональной культуры.
В настоящее время приобретенные знания быстро устаревают. Поэтому все большее распространение получают разнообразные инновационные формы обучения [1-3]. Рынок образовательных услуг требует совершенствования и внедрения в практику новых научно и методически обоснованных форм организации обучения, где главной задачей в процессе профессионального обучения является расширение его возможностей в самостоятельном процессе познавательной деятельности.
- стимулирует интерес обучающихся к проблемам межкультурной коммуникации;
- усиливает когнитивную, развивающую функции учебного процесса, что положительным образом влияет на отношение обучающихся к другим линг-вокультурам;
- модернизирует процесс обучения иностранным языкам в неязыковом вузе за счёт включения в содержание учебной программы заданий коммуникативной направленности, в процессе выполнения которых обучающиеся имеют возможность познакомиться с особенностями коммуникативного поведения представителей иноязычных стран.
Креативная педагогическая технология в условиях ДО
Формирование профессиональной культуры у студентов экономических специальностей дистанционной формы образования неизбежно связано с привлечением методов самообучения и саморазвития личности. Творчество рассматривается нами как один из элементов профессиональной культуры специалиста.
Особенности формирования творческих умений в учебном процессе дистанционной формы обучения диктуют необходимость разработки инновационных педагогических технологий на базе методических основ креативных технологий профессора М.М. Зиновки-ной [4]. Отличительная особенность указанных технологий состоит в том, что учащийся или студент из объекта обучения становится субъектом творчества (креативности), а учебный материал (знания) из предмета усвоения -
средством достижения некоторой созидательной цели. Цель технологии -сформировать в учебном процессе ведущие черты творческой личности студента: креативность, духовность, интеллект, профессионализм, укрепить нравственное и физическое здоровье, обеспечить саморазвитие, самодисциплину, самореализацию.
Нами разработана креативная педагогическая технология формирования профессиональной культуры студентов экономических специальностей при дистанционной форме высшего образования на примере дисциплины «Бухгалтерский учет».
Основное внимание в нашей технологии уделяется принципам системности и проблемности, а также проблемным методам обучения, позволяющим формировать творческие способности личности и развивать навыки самообучения и саморазвития. Принцип про-блемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также знаний и способов деятельности. Сущность этой закономерности состоит в том, что овладение этим опытом как одним из видов содержания обучения и творческое усвоение других его видов невозможно без включения субъекта в решение специально разработанной системы проблем и проблемных задач, позволяющих создать проблемные ситуации, требующие от обучающихся творческой деятельности на доступном им уровне.
Отметим специфические принципы, отражающие особенности дистанционного обучения: демократизация обучения, диверсификация обучения, индивидуализация, конкурентоспособность, деятельностная направленность обучения, гибкость и мобильность обучения, моделирование обучения, вариативность и интегративность, регионализация образования, многоуровне-
вость, непрерывность, детерминированность обучения, профессиональная целесообразность, самообучение и саморазвитие.
Особое значение придается новым методологическим принципам, так как они описывают закономерности развития всех элементов современной системы дистанционного обучения. При этом нельзя принижать роль классических принципов традиционного обучения, именно они регулируют процесс обучения как взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся. Проектирование технологии ДО должно опираться на полную систему педагогических принципов.
Привлекательными качествами учебного процесса в системе ДО являются его гибкость, адаптивность, модульность, экономическая эффективность, ориентация на потребителя, опора на передовые коммуникационные технологии.
При дистанционной форме обучения происходит перераспределение ролей между общедидактическими методами обучения. На первый план выходят методы проблемного обучения, причем резко возрастает значимость эвристического и исследовательского методов, использование которых в очном обучении ограничено. Продуманное использование проблемного обучения может в итоге привести к тому, что качество ДО окажется выше, чем качество очного образования, применяющего в основном низкоэффективные информационно-рецептивный и репродуктивный методы обучения.
Вместе с тем последние нельзя отрицать полностью. Репродуктивный и информационно-рецептивный методы обучения необходимы, в том числе и при самостоятельной работе. Однако в нашей технологии они являются вспомогательными при ведущей роли проблемного метода.
Важный шаг в проектировании креативной технологии ДО - отбор и структурирование содержания ядра учебной информации. Макроструктура дисциплины «Бухгалтерский учет» может быть представлена в виде оглавления или графически, например в виде графа учебного материала. Структура ядра учебной информации отражена в системе графов и электронных опорных конспектов по дисциплине. Граф учебной информации - это множество элементов содержания, построенных в определенных связях и отношениях. Граф отражает выбранный преподавателем замысел построения и изложения учебного материала.
Для построения графа используем программу «Проводник», дерево папок которой представляет темы и учебные вопросы. При раскрытии каждой папки-темы получаем дерево параграфов или учебных вопросов, которое можно и далее разворачивать до требуемого уровня. В результате получаем систему вложенных графов, которую можно рассматривать в требуемой степени детализации. При достижении последнего уровня вложения графов в правой части окна проводника мы можем видеть содержание папки, т.е. структуру учебно-методических материалов по данному учебному вопросу: лекцию и упражнения в текстовом формате, а также электронный опорный конспект (ЭОК) в виде презентации Power Point. ЭОК представляет микроструктуру дисциплины. Таким образом, структура ядра содержания дисциплины принимает наглядную форму, удобную для преподавателей и студентов.
На основе структурирования содержания и с учетом принципов и методов дистанционного обучения разработан комплект средств обучения для студентов экономических специальностей по дисциплине «Бухгалтерский учет». Комплект содержит эксперименталь-
ное учебное пособие, набор тестов, систему опорных конспектов. Практическое использование созданного комплекта средств обучения реализуется через инновационную педагогическую систему дистанционного обучения КИП-М (компьютерная интеллектуальная поддержка на основе мобильной связи). Эта система (авторы - М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев) разработана на кафедре «Профессиональная педагогика и креативное образование» Московского государственного индустриального университета [5]. В данной системе студент самостоятельно изучает дисциплину по модульно-кодовому учебному пособию. Материал учебного пособия структурирован по тематическим блокам, которым присвоены коды. Взаимодействие студентов и преподавателей осуществляется через мобильную связь на основе управляющей программы, размещенной в сети Интернет. Программа предусматривает выдачу заданий, разработанных преподавателем, их проверку и оценку (все -в режиме реального времени), самоконтроль и консультативную помощь преподавателя. При успешном выполнении заданий компьютерная управляющая программа обеспечивает студенту продвижение вперед по учебному материалу от модуля к модулю. В случае отдельных неправильных ответов, но в рамках области успеваемости, установленной преподавателем, управляющая программа удерживает студента в конкретном модуле до полного освоения им учебного материала. В случае неправильных ответов с выходом за нижнюю границу области успеваемости программа возвращает студента в предыдущий модуль учебного пособия.
Мы предлагаем также использовать в системе КИП-М кроме стандартного учебного пособия систему опорных конспектов, представленную в электронной форме с помощью программы
Power Point. Возможности этой программы позволяют поэтапно раскрывать динамические кадры электронного опорного конспекта, что помогает выявлять логические связи между отдельными учебными элементами и смысловыми блоками. Сочетание системы электронных опорных конспектов и системы КИП-М призвано обеспечить высокий уровень усвоения учебной информации и развитие творческих способностей обучающихся.
Литература
l. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.
Ю. ИВЛЕВ, аспирант Государственный научно-образовательный центр РАО
Интерес к проблеме становления гражданского общества в нашей стране свидетельствует о важных социально-политических изменениях, демо-кратическом выборе, формировании индивидуальных и коллективных основ гражданственности, стремлении утвердить справедливость, честность, порядочность и человечность в качестве базовых социальных ценностей.
Это стремление весьма актуально именно в современных условиях модернизации общества, поскольку наряду с политическими преобразованиями, изменениями в экономической жизни происходят глубокие трансформации в осознании характера социального взаимодействия. Отказ от неограниченной этатизации общественной жизни и выбор в пользу свободного самоопределения индивидов предполагают формирование новых механизмов функционирования социальной реальности, которые соответствовали бы декларируемым преобразованиям.
2. Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учеб. пособие - М., 2004.
3. Золотарев А.А. Теория и методика систем интенсивного информатизированного обучения (Дидактические основы создания эффективных систем обучения). - М., 2003.
4. Зиновкина М.М. Креативная педагогическая система непрерывного формирования системного мышления и развития творческих способностей учащихся во всех звеньях образования // Креативная педагогика. - М., 1998.
5. Гареев Р.Т. Профессиональнотворческое саморазвитие студентов // Высшее образование в России. -2004. - № 9.
Вуз как модель
гражданского
общества
Гражданское общество сегодня -это тот идеал, к которому стремятся многие страны современного мира (и лишь немногие из них могут действительно претендовать в той или иной мере на вступление в такое общество). Существует множество подходов к определению данного социального феномена. Но наиболее удачным нам кажется определение, данное Эрнестом Гел-лнером. По его мнению, гражданское общество представляет собой совокупность различных неправительственных институтов, союзов и ассоциаций, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, исключить возможность тирании, но в то же время достаточно свободных, то есть позволяющих индивиду беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать без боязни быть осуждённым и обвинённым в обмане, измене или предательстве [1].
Многие общественные деятели, деятели культуры в последнее время го-