Научная статья на тему 'Реформирование образования: некоторые ограничения'

Реформирование образования: некоторые ограничения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование образования: некоторые ограничения»

Редакционная почта

153

особенностями его реализации в нашей системе являются следующие: проработка теории изучаемого предмета (инструктивных текстов) в тесной связи с упражнениями по применению полученных знаний (на эти упражнения делается основной упор); непрерывный контроль осознанности освоения материала, предотвращающий формирование и закрепление ошибочных представлений и концепций;запрет перевода студента в очередной раздел, пока не достигнуто надлежащее овладение текущим, и возврат на доработку предшествующего - в случае, когда овладеть текущим не удается.

На обеспечение данного порядка ориентирован формат учебного материала в подсистеме «Обучение» и реализуемый этой подсистемой алгоритм педагогического управления самостоятельной деятельностью студента. Учебный материал оформляется в виде последовательности модулей, проходимых друг за другом в порядке возрастания их номеров, но с возможными воз-

М. ЕВДОКИМОВ, доцент Самарский государственный технический университет

Результат высшего образования в ГОСах фактически описывается в терминах информации, подлежащей усвоению, и алгоритмов профессиональной деятельности, которые надлежит освоить. Вот, собственно говоря, и все.

Можно сколь угодно декларировать, что будущий специалист должен быть нравственным и предприимчивым, обладать теми или иными личностными качествами и ценностными ориентациями, чувством социальной ответственности и т.д. Однако вряд ли можно полагать, что предъявление той или иной информации в той или иной форме способствует формированию таких качеств.

Проверить, например, наличие чувства

вратами, а также назначениями отдельных упражнений в ранее пройденных модулях. Как правило, модуль занимает несколько страниц и посвящен проработке отдельной темы или вопроса. В зависимости от сложности и объема материала отдельные темы могут занимать несколько модулей.

Спроектированная в МГИУ гиперинтерактивная мобильная система обучения позволяет поднять дистанционное образование на качественно новый, современный уровень.

Литература

1. Зиновкина М.М. Креативное инженерное

образование. Теория и инновационные креативные педагогические технологии. -М., 2003.

2. Гареев Р.Т. Многомерные эвристические

диалоги в креативном инженерном образовании. Монография. - М, 2004.

3. Брусенцов Н.П, Маслов С.П, Рамир Аль-

варес Х. Микрокомпьютерная система обучения «Наставник». - М., 1990.

социальной ответственности или степень его сформированности принципиально нельзя. Такие результаты образовательного процесса выявляются только впоследствии и только опосредованно. Более того, есть все основания утверждать, что внешние по отношению к образовательному процессу факторы в значительно большей степени, чем «школа», влияют на формирование жизненных ценностей и норм поведения.

Таким образом, питать надежды на то, что вузы сегодня способны вести какую-то воспитательную работу, разумеется, можно, но рассчитывать на ее эффективность следует с большой осторожностью.

Что касается объема информации, ко-

Реформирование образования: некоторые ограничения

154

Высшее образование в России • № 6, 2005

торую в идеале должен усвоить студент в соответствии с государственными образовательными стандартами, заметим следующее. Неявно и наивно считается, что предъявление этой информации в рамках тех или иных образовательных технологий способно сформировать у студента некий набор знаний, определенные когнитивные структуры, способы деятельности, позволяющие впоследствии при необходимости должным образом оперировать этой информацией.

Однако содержание высшего профессионального образования в значительной степени очевидно избыточно по отношению к индивиду, а отбор этого содержания остается крайне сложной задачей. Нетрудно предположить, что коль скоро мы готовим профессионала, то при отборе содержания разумно отталкиваться от представлений о его будущей работе. Но требования к профессиональной деятельности программиста, врача, учителя, инженера и т.д. «здесь и сейчас» в условиях наблюдаемого быстрого развития науки и технологий - это отнюдь не требования к профессиональной деятельности «там и потом». Постоянно констатируемое несоответствие подготовки выпускников вузов требованиям производства и иных сфер, обычно расцениваемое как снижение качества подготовки в вузах, не случайно.

В психолого-педагогической литературе предлагаются подходы к смягчению негативного эффекта описанного феномена, декларируются те или иные принципы отбора содержания образования, например его гуманизации и гуманитаризации.

Однако увеличение удельного веса со-циогуманитарных предметов в учебных планах подготовки специалистов негуманитарного профиля имеет достаточно жесткие пределы, обусловленные разного рода факторами. Один из них вполне очевиден - ограниченность общего объема часов учебного плана. В подоплеке второго фактора ле-

жит резкое различие естественных и гуманитарных наук, в силу которого «физики» плохо воспринимают логику «лириков», что делает бессмысленным увеличение числа часов на названные дисциплины.

Проблема отбора содержания высшего профессионального образования становится особенно запутанной в связи с организацией индивидуальной для каждого студента образовательной траектории. Существующая система высшего профессионального образования на это просто не рассчитана. Делаются постоянные попытки внедрения новых образовательных технологий, ориентированных на развитие самостоятельности студентов. Ведь очевидно, что в условиях информационной революции «научить учиться» становится одной из главных задач высшей школы.

Резкое снижение качества среднего образования привело к тому, что в сфере производства и услуг значительно снизилось число рабочих мест для выпускников общеобразовательных школ, хотя объективно она не стала более «интеллектуально емкой». Продавец с высшим образованием - это, на наш взгляд, нонсенс, а точнее, напрасная трата общественных ресурсов. Фактически имеет место несоответствие между объективными потребностями современной экономики в специалистах с высшим образованием (имеется в виду образование, соответствующее современным образовательным стандартам) и численностью выпускников вузов. Как это ни парадоксально, но в свете все углубляющегося процесса разделения труда потребность в высокообразованных людях становится все меньше и меньше. Невооруженным взглядом видно, как все разрастающаяся опухоль российской бюрократии втягивает в себя все больше интеллектуального потенциала нации.

Перечень проблем российской высшей школы можно продолжить, но перечисленные весьма существенны в плане возможностей ее серьезного реформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.