Научная статья на тему 'Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения'

Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономикс
Область наук
Ключевые слова
рынок труда выпускников / конкурентоспособный специалист / технологии модульное обучение / ринок праці випускників / конкурентоспроможний фахівець / технології модульного навчання / graduate labour market / competitive specialist / technology of modular training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Легчилина Елена Юрьевна, Дюжева Марина Борисовна

статье рассмотрены проблемы развития рынка труда выпускников и подготовки конкурентоспособных специалистов на основе технологии модульного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Легчилина Елена Юрьевна, Дюжева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Graduate labour market: competitive specialist on the basis of modular training technology

The article covers the problems of graduate labour market development and training of competitive specialists on the basis of modular training technology.

Текст научной работы на тему «Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения»

УДК 331.1

Легчилина Е.Ю.*, Дюжева М.Б.**

РЫНОК ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Легчилина Е.Ю., Дюжева М.Б. Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения. - Статья .

* Легчилина Елена Юрьевна - доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), кандидат экономических наук, г. Омск, Россия .

** Дюжева Марина Борисовна - доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), кандидат экономических наук, г. Омск, Россия .

В статье рассмотрены проблемы развития рынка труда выпускников и подготовки конкурентоспособных специалистов на основе технологии модульного обучения

Ключевые слова: рынок труда выпускников, конкурентоспособный специалист, технологии модульное обучение

Legchilina Ye.Yu., Dyuzheva M.B. Graduate labour market: competitive specialist on the basis of modular training technology. - Article

The article covers the problems of graduate labour market development and training of competitive specialists on the basis of modular training technology.

Keywords: graduate labour market, competitive specialist, technology of modular training

Легчиліна О.Ю., Дюжева М.Б. Ринок праці випускників: конкурентоспроможний фахівець на основі технології модульного навчання. - Стаття

Анотація . У статті розглянуті проблеми розвитку ринку праці випускників і підготовки конкурентоспроможних фахівців на підставі технології модульного навчання .

Ключові слова: ринок праці випускників, конкурентоспроможний фахівець, технології модульного навчання

Новые экономические условия требуют конкурентоспособного специалиста, обладающего новыми концептуальными знаниями и компетенциями,инновационным и креативным мышлением, способного быстро адаптироваться к изменениям в производственной и социальной сферах, профессионально-мобильного, способного к непрерывному образованию, самообразованию и самосовершенствованию На современном рынке труда наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы, сохраняется структурная безработица, предложение труда по своим параметрам не соответствует изменившемуся спросу, который постоянно превышает предложение . Стала очевидна проблема создания эффективной системы оперативного реагирования на потребности рынка труда в условиях инновационной экономики, обеспечивающего связь высшего профессионального образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах с учетом изменений условий и содержания профессиональной деятельности

Сложившаяся ситуация определила необходимость новых методик и технологий обучения, которые обеспечивают вы-

сокий уровень профессиональной и теоретической подготовки, способствующей формированию у студентов инновационного и креативного мышления . Одной из таких технологий является модульная система обучения

Российские вузы выпускают ежегодно примерно 1150 тысяч специалистов [7]. Общее количество студентов за 12 лет выросло с 4741,4 тыс. (в 2000 году) до 6073,9 тыс. чел . (в 2012/2013 гг. ) [7], в том числе и на региональном рынке образовательных услуг Так, например, в Омской области численность студентов выросла на 31,3 тыс чел (67,6 тыс. чел . - в 2000 году и 98,9 тыс. чел . - в

2012 году) [8].

Проблемы трудоустройства выпускников вузов остаются особо актуальными Целью настоящей статьи является анализ проблем развития рынка труда выпускников и подготовки конкурентоспособных специалистов на основе технологии модульного обучения

Исследование процессов на рынке труда посвящено большое количество научных работ, таких как Ананьева А . Н. , Гриценко Н.Н., Заславского И. Е. , Капе-люшникова Р.И., Москвиной М.В., Одего-ва Ю.Г., Павленкова В. А. , Прокопова Ф.Т.,

Рофе А И , Рощина С Ю , Разумовой Т О и многих других

Кроме того, большой материал по вопросам трудоустройства выпускников вузов накоплен западноевропейскими, американскими и российскими службами содействия занятости населения

Теории модульного обучения разработаны И. Прокопенко, Л.Д . Эно. Зарубежный опыт по модульному обучению рассмотрен в работах П.А . Юцявичене и др.

Несмотря на это, в связи с развитием российской системы высшего образования ряд проблем в области формирования инновационного рынка труда на основе эффективного взаимодействия бизнеса, вузов и выпускников остаются нерешенными

Определим рынок труда как неоднородную, синергетическую систему связей [3, 4], направленную на обеспечение нормального воспроизводства и эффективного использования «человеческих ресурсов» в «трудовых процессах» и функционирующую в институциональной среде. Человеческие ресурсы понимаем как совокупность трудовых ресурсов, человеческого потенциала и созидательной творческой (креативная) энергии [5] «Человеческий ресурс» на рынке труда, вовлеченный в совместную деятельность, выступает в качестве источника создания ценности в экономике и формирует трудовой, интеллектуальнокреативный капитал организаций (инновационной экономики)

Ряд ученых предполагают, что современный рынок труда выпускников вузов формировался под влиянием противоречий между возможностями подготовки специалиста в вузе и потребностями в его знаниях и навыках на рынке труда Так, Разумова Т О полагает, что «временной лаг между началом процесса обучения и выходом выпускника на рынок труда приводит к количественным и качественным изменениям спроса на профессиональные зна-

ния Инерционность системы профессионального образования усугубляет этот разрыв образования и работы, причем резко возрастает сложность трудоустройства выпускников вузов в условиях радикальных изменений профессионально-отраслевой структуры занятости» [6]

С одной стороны, существуют противоречия между потребностями бизнеса в соответствующих компетенциях выпускников и предложением компетенций, которые формирует вуз в соответствии с государственными образовательными стандартами С другой стороны, у многих студентов отсутствуют так называемые «целевые установки» о своем будущем профессиональном развитии, либо цели достаточно абстрактны То есть, бизнес нуждается в одних компетенциях, вуз предлагает согласно государственным образовательным стандартам другие, а выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности

Кроме того, организации, сотрудничавшие с вузом, в большинстве случаев не участвуют в образовательном процессе, лишь просят представить талантливых, креативных или лучших студентов, то есть ограничиваются запросом на студентов той или иной специальности

Выпускники вузов часто не понимают или не знают, как сделать правильный выбор своего будущего работодателя

Вузы же, как уже отмечалось, работают в рамах государственных образовательных стандартов и ряде случаев не могут гибко и быстро подстроиться под запросы бизнеса

Современное высшее профессиональное образование выступает как целостный процесс личностного и профессионального развития специалиста (В И Андреев, Н.В. Бордовская, Н.М . Борытко, А .А . Вербицкий, Н . В . Кузьмина, А. К . Маркова, В. В . Сериков,

Н. К. Сергеев, В.А. Сластенин и др .). Переход

с одного уровня образованности на другой предполагает возрастание роли креативных, учебно-исследовательских компонентов в структуре профессиональной подготовки Компетентностный подход входит в число приоритетных идей Болонского процесса, наряду с такими, как многоуровневая система подготовки (бакалавриат - магистратура - аспирантура), система зачетных единиц (кредитов), дискретно-непрерывная организация образования, модульное построение учебных планов

В связи с этим проблема сближения теоретического обучения и практической деятельности поставлена как отдельная цель развития системы образования на основе стандартов третьего поколения На современном этапе развития российского образования всё большее значение приобретает взаимодействие различных уровней образовательных систем, которое основано на принципах преемственности лучшего опыта, а также на внедрении инновационных педагогических технологий

Модульное обучение в рамках образовательных стандартов третьего поколения направлено на технологичность организации учебного процесса вуза в целом и учебных занятий студентов в частности

Можно выделить ряд внешних факторов, обусловивших актуальность введения модульного обучения при реализации стандартов нового поколения, это, прежде всего, связано с рекомендациями Болонской декларации и участием России в едином общеевропейском образовательном процессе Еще важными внешними факторами являются современные социальноэкономические преобразования, происходящие в стране, которые совпадают с общемировыми и оказывают влияние на формирование учебных программ, планов, стандартов вузов

Модульное обучение в данной работе будем рассматривать как:

- необходимое условие организации учебного процесса и учебного занятия, соблюдение которого гарантирует качественный результат образовательного процесса;

- систему ограничений, позволяющих продуктивно конструировать в широком поле учебного процесса и учебного занятия

Основными отличиями модульного обучения от других систем обучения являются:

- содержательная часть обучения должна быть представлена в законченных, самостоятельных блоках, несущих исчерпывающую и полную информацию;

- преподаватель имеет возможность общаться со студентами как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально;

- каждый студент работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях

Рассматривая модульное обучение, необходимо отметить и его технологическую основу

Актуальность модульной технологии при реализации стандартов третьего поколения состоит в том, что:

- модульная технология сочетает новые, инновационные и традиционные подходы к обучению, накопленные с момента возникновения комбинированного занятия;

- применение этой технологии реализующейся постепенно, что облегчает работу преподавателя и студентов на этапе её освоения;

- модульная технология позволяет избежать негативного воздействия в процессе обучения, потому что постоянная рефлексия дает информацию преподавателю о состоянии студента в процессе обучения;

- технология предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой студент сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к бо-

лее прочному и осознанному усвоению теоретического материала;

- технология способствует внутреннему саморазвитию студентов, их профессиональному становлению, так как в ней заложена основа постоянно развивающейся системы;

- опыт применения модульной технологии преподавателем неизбежно приводит к росту профессиональной компетентности студентов

Как уже не раз отмечалось автором в ранее опубликованных работах, основная нагрузка ложится на преподавателя на этапе разработки и формирования модуля дисциплины

Предварительная работа преподавателя состоит из следующих действий:

- выявление обязательных знаний, умений и навыков, усвоение которых определено программой курса по данному разделу, блоку или теме, а также цели и задач обучения;

- изучение всего содержания учебного материала по данному модулю;

- вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по данному модулю, ключевых понятий, суждений, в которых заложена основная информация по теме Определение их взаимосвязи и взаимозависимости;

- составление опорных конспектов, схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий);

- составление тестовых и ситуационных заданий по всему содержанию учебного модуля;

- составление блока вопросов, направленных на предварительное определение уровня базовых знаний студентов, вопросов и заданий по закреплению изученного теоретического материала, а также формирование контрольного блока по всему содержанию учебного материала данного модуля, позволяющего определить уровень усвоения полученных знаний;

- разработка диалогической части модуля и подбор активных форм обучения - базируется на содержании изучаемого материала, на основе которого разрабатываются задания разной степени сложности, от первой степени сложности до заданий с повышенной степенью сложности, в которых присутствуют элементы поискового (исследовательского) обучения для каждого студента (каждый студент имеет право выбора задания любого уровня сложности - оценка собственных знаний, возможность самостоятельно планировать свою работу) [10].

По мнению психологов, изучение каждого самостоятельного раздела (темы) должно состоять из трёх основных этапов:

- вводно-мотивационного;

- операционально-познавательного;

- рефлексивно-оценочного [13].

Учебный модуль состоит из основных

структурных элементов, среди которых: вводная часть, диалогическая часть, итоговая часть

На основе проведенных исследований психологами было установлено, что для продуктивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята обучающимися, стала побудительной силой, превратилась в мотив Для этого, по их мнению, необходимы четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), её значения (для чего это нужно), выделение способов достижения цели [11]

Во вводной части учебного модуля преподаватель:

- знакомит студентов с общей структурой и содержанием учебного модуля;

- определяет цели и задачи познавательной деятельности в данном учебном модуле;

- кратко объясняет учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные конспекты, схемы

При конструировании диалогической части учебного модуля рекомендуется руководствоваться концепцией Л Фридма-

на [12], которая основана на следующих положениях:

- научение рассматривается как система различных видов деятельности обучающегося в процессе индивидуальной, групповой, коллективной работы Они направлены на развитие логического мышления, способностей, воображения, памяти, творчества и т. д., то есть на развитие тех качеств личности, которые составляют цель образования;

- психологически оправданным управлением учением должно быть, в первую очередь, создание условий для развития потребностей, мотивов и целей деятельности обучающего;

- управление учением должно быть гибким, оно возможно лишь при внутреннем росте обучающегося, по мере возрастания степени обученности студента;

- студенты должны принимать непосредственное участие в определении целей конкретной учебной деятельности, то есть управление должно быть личностным Степень личностного управления процессом учения должна возрастать по мере роста личности, на старшей ступени она должна приобрести всеобщий характер;

- управление процессом учения должно происходить в опоре на внутренние силы и возможности студентов .

При подготовке диалогической части модуля преподаватель отбирает и структурирует основное содержание учебного или обучающего материала При этом необходимо учитывать, что подача этого материала для проработки и закрепления его студентами на каждом занятии даётся определёнными порциями, в которых в краткой, ёмкой форме заключено содержание всего раздела (темы) Материал модуля, требующий проработки, готовится на трёх уровнях сложности (простой, средней степени сложности, сложный) Право самостоятельного выбора одного из трёх уровней сложности остаётся за студентом

Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм К ним относятся:

- групповая или индивидуальногрупповая;

- парная;

- коллективная

Эти формы называются общими или структурными Можно выделить конкретные или специальные формы:

- семинар;

- учебная конференция;

- диспут;

- групповая дискуссия и т. д .

Особое место среди средств активизации учебного процесса занимает игра, игровое обучение Включаясь в игровые ситуации, студенты значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности, чем при традиционных формах организации учебного процесса [15].

Итоговая часть модуля является последней, завершающей весь цикл обучения раздела или темы (рефлексивнооценочный этап)

Она предназначена для контроля, проверки и оценки знаний, умений и навыков, сформированных в процессе познавательной деятельности студентов в диалогической части

Именно в этой части студенты анализируют свою деятельность - получают оценки своей деятельности, которые, в конечном счете, и определяют общий учебный результат познавательной деятельности каждого студента

Для мотивации обучения и определения степени достижения цели важна самооценка и взаимооценка студентов [14].

Следует отметить, что модульное обучение влияет на развитие личности студента, развитие его познавательных способностей, на высокий уровень его

успеваемости при реализации стандартов третьего поколения

Выводы:

1 На основе концепции «человеческих ресурсов» и системно-синергетического подхода определили понятие «инновационный рынок труда» как неоднородную, синергетическую систему связей, направленную на обеспечение нормального воспроизводства и эффективного использования «человеческих ресурсов» в «трудовых процессах» и функционирующую в институциональной среде

2. Развитие интеграционных процессов в сфере подготовки специалистов и трудоустройства выпускников происходит в последние годы особенно интенсивно Несмотря на это, существуют серьезные проблемы рассогласованности интересов работодателей, вузов и выпускников по вопросам трудоустройства и развития карьеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. На современном этапе развития российского образования развивается взаимодействие различных уровней образовательных систем, которое основано на принципах преемственности лучшего опыта, а также на внедрении инновационных педагогических технологий

4. Модульное обучение направлено на технологичность организации учебного процесса вуза в целом и учебных занятий студентов в частности и позволяет бизнесу участвовать в образовательном процессе, формируя необходимые компетенции выпускникам получить востребованные на инновационном рынке труда теоретические знания и практические навыки

Список литературы

1. Гурбатов С. Н . Интеграционные процессы в сфере подготовки специалистов и трудоустройства выпускников / С . Н. Гурбатов, В . В . Лебедев, И . Я . Орлов // Молодёжь на современном рынке труда: Сборник до-

кладов на 4-й межрегиональной конференции по проблемам трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования - Н Новгород: ННГУ 2011 г.- С. 5-15.

2 Катунина И В Системно-синергетическая концепция организационного развития / И В Катунина // Менеджмент в России и за рубежом - 2009 - № 5 -С . 10-17.

3 Катунина И В Построение системы управления человеческими ресурсами на базе системно-синергетической концепции организационного развития / И В Ка-тунина // Экономические науки - 2009 -№ 10 - С 207-210

4 Катунина И В , Легчилина Е Ю Интеллектуально-креативные ресурсы в управлении персоналом инновационного предпринимательства / И В Катунина, Е Ю Легчилина // Менеджмент в России и за рубежом 2012 - № 4 - С 116-12З

5 Легчилина Е Ю Управление человеческими ресурсами в инновационном предпринимательстве / Е Ю Легчилина Омский гос ун-т путей сообщения - Омск,

201З 102 с

6 Разумова Т О Выпускники высших учебных заведений на рынке труда / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук - М , 2009 -4ЗЗ с

7 Образовательные учреждения высшего профессионального образования России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. gks. ru/, свободный.

8 Основные показатели образования Омской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://omsk. gks. ru/, свободный

9 Образовательные учреждения высшего профессионального образования России / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. gks. ru/, свободный.

10 Жанпеисова М М Модульная технология как средство развития ученика / М М Жанпеисова - Алматы, 2001 - З15 с

11. Салмина Н. Г. Виды и функции материализации в обучении Знак и символ в обучении / Н. Г. Салмина. - М .: МГУД981. -136 с.

12 Фридман Л М Психологический справочник учителя / Л М Фридман, Н.Ю. Кулагина. - М.: ИНФРА-М, 2010. -400 с

13. Фридман Л. М. Урок? Нет, тема (технология педагогического труда) /

Л М Фридман // Народное образование -1990,- № 1,- С .48-52.

14. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология / Т.И. Шамо-ва // Биология в школе - 1994 - № 5 -С . 29-32.

15 Эльконин Д Б Психология игры / Д Б Эльконин - М : Туманит, изд центр ВЛАДОС, 1999 - 360 с

□ □ □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.