ЭКОНОМИКС. 2013. № 3.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378 1
Резник С.Д.*, Черниковская М.В.**
СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ***
Резник С.Д., Черниковская М.В. Становление культуры студенчества в образовательной среде высшего учебного заведения. - Статья
Культура повседневной жизнедеятельности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами .
Представлена модель факторов формирования личностной культуры студента, результаты исследования практики формирования и развития личностной культуры студенческой молодежи, практические приемы повышения уровня культуры современного студенчества .
Ключевые слова: личностная культура, организационная культура студенческой молодежи, ценностные ориентации, личная организованность, саморазвитие, этикет, стрессоустойчивость .
ReznikS.D., ChernikovskayaM.V. The formation of students' culture in educational environment of a higher school. - Article
The culture of students' everyday life is a set of social relations, relationships, as well as a set of social, cultural norms, rules that regulate students' behavior and allow them to interact productively and coexist harmoniously with other individuals
The factors model in the formation of the student's personal culture, the results of the research practice of formation and development of students' personal culture, the practical methods of modern students' culture improvement are presented in the article .
Keywords: personal culture, students' organizational culture, values, self-discipline, self-development, etiquette, stress tolerance
Рєзник С.Д., Черниковська М.В. Становлення культури студентства в освітньому середовищі вищого навчального закладу. - Стаття
Культура повсякденної життєдіяльності студентів являє собою сукупність соціальних зв’язків, відносин, а також комплекс соціальних, культурних норм, правил, які регулюють поведінку студентів
і дозволяють їм продуктивно взаємодіяти та гармонійно існувати разом з іншими індивідами .
Представлена модель факторів формування особистісної культури студента, результати дослідження практики формування та розвитку особистісної культури студентської молоді, практичні заходи підвищення рівня культури сучасного студентства .
Ключові слова: особистісна культура, організаційна культура студентської молоді, ціннісні орієнтації, особиста організованість, саморозвиток, етикет, стресостійкість
* Резник Семен Давыдович - директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, доктор экономических наук, профессор, г. Пенза, Россия .
** Черниковская Марина Витальевна - старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, г. Пенза, Россия .
*** Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта, тема «Разработка инструментария и практических рекомендаций по конкурентоориентированию студенческой молодежи, повышению на этой основе конкурентоспособности на рынке труда выпускников высших учебных заведений России» № гос. регистрации 01201253649.
Роль студенчества в системе общественного разделения труда заключается в подготовке к выполнению функций старшего поколения . Не участвуя в производстве материальных и духовных ценностей постоянно, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль такого участия в обществе возрастает
По-настоящему, нравственное и профессиональное становление молодого человека происходит в студенческие годы Студенчество - наиболее активная, восприимчивая к воздействию и ориентированная на перспективу часть молодежи. Учитывая, что элита общества (в искусстве, бизнесе, политике, государственном и муниципальном управлении) на 90% состоит из тех, кто получил высшее образование, можно без преувеличения считать, что будущее государства, его кадровый потенциал и социокультурный уровень формируется в вузах
Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе [4, с. 58].
Личностная культура студента выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого (будь то однокурсник или же преподаватель); уважать их индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; а также всегда поддерживать свой статус - студент вуза
Наличие и соблюдение этикетных норм в повседневной культуре студентов
- это сложная малоизученная тема.
Так как повседневная культура студенчества выстраивается из пёстрой мозаики отдельных личностей студентов, в поведении которых проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства. Выбор поведения зависит от типа личности, психологической зрелости студента, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья Но несмотря на значительные различия между отдельными студентами, в общем студенческий коллектив придерживается определённых этикетных норм и правил поведения [5, с. 35].
Ключевые для всего студенчества проблемные ситуации, такие как сессия, экзамены, семинары, выполнение домашних заданий, объединяют студентов . Из года в год, проходя через конкретные испытания, студенты вырабатывают целую систему взаимоподдержки и взаимопомощи Как элементарная повседневная поддержка (передать домашнее задание, предупредить о контрольной, поделиться шпаргалкой), так и значительная помощь друг другу (совместная подготовка к экзаменам, разъяснение непонятной темы, распределение вопросов, для более быстрого поиска и другое) выстраиваются в своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения студента
Определяющими факторами в формировании личностной культуры студента являются:
- ценностные ориентации студентов Они являются отражением представлений студента о жизненных целях и целях обучения в вузе, характеризуют отношения к окружающей среде, совершаемой или планируемой деятельности;
Рис. 1. Факторы формирования личностной организационной культуры студента.
- личная организованность студента, которая заключается в способности студента организовать свой рабочий день и выполнить все намеченные цели и задачи;
- этикет в общении, который предполагает соблюдение установленного порядка, совокупность правил при ведении беседы с кем-либо;
- саморазвитие, в результате которого студент может получить новые знания из внешних источников, новые навыки, умения и опыт, полученные в результате применения знаний на практике;
- стрессоустойчивость, которая представляет собой совокупность личностных качеств отдельного студента, позволяющих ему переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями учебного процесса;
- верования.
Развитие личностной культуры студента происходит в высшем учебном заведении под влиянием ряда факторов
К ним относится инициатива в обучении и творческая активность студентов Способность личности к инициативе, самостоятельным начинаниям, активно-
сти, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности образует личностное качество - инициативность Другим критерием является культура поведения студентов . Культура поведения - это нормы, установленные обществом, это простейшие повседневные правила поведения студентов при общении, наличии совместной деятельности или иных отношений принятых в стенах вуза для наибольшей социальной адаптации в нём и сплоченности
К культуре поведения также относится соблюдение норм и правил, умение находить правильный тон в разных условиях в процессе внутригруппового и межгруп-пового общения
Еще одним критерием развития личностной культуры среди студенчества являются взаимоотношения в студенческой среде . В стенах вуза существует высокая интенсивность межличностных и меж-групповых взаимоотношений, в процессе которых студенты взаимодействуют друг с другом, а также с преподавателями . Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга
Последним критерием формирования личностной культуры современного студенчества является мотивация студентов Мотивация - это система факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека
Учебная мотивация - это система факторов, вызывающих активность студента, направленную на овладение знаниями, умениями и навыками Учебная мотивация - тот элемент психической жизни человека, который позволяет повышать свой интеллектуальный уровень, способствует самореализации личности Этот процесс может осуществляться с помощью использования стимулов, таких как доска почета, президентские гранты, стипендии, подарки и так далее . Целью стимулирования является создание мотивации у студентов, у которых отсутствует интерес к учебе
В рамках выполнения государственного контракта было проведено исследование студентов вузов г. Пенза с целью выявления практики формирования и развития их личностной культуры как элемента организационной культуры студенчества В исследовании принимали участие 400 студентов разных курсов, направлений подготовки и специальностей
В ходе опроса была получена информация по поводу личных ценностных ориентаций в жизни опрашиваемых студентов Наиболее высокий средний балл среди всех опрошенных, который составил 4,72 %, получила семья, на втором месте по значимости расположилась материальная обеспеченность, средний балл которой составил 3,88 %, на третьем месте расположилось саморазвитие со средним баллом, равным 3,72 %, на последнем месте расположились следующие 2 ценности, которым было отдано наименьшее количество голосов респондентов - это творчество, познание и полезность обществу со средними баллами 3,44 % и 2,88 % со-
ответственно На основании полученных результатов можно сделать вывод, что главными целями в жизни каждого студента являются: семья, материальная обеспеченность и саморазвитие
Больше половины опрошенных студентов (56 %) считают, что без саморазвития невозможно получение полного объема информации по изучаемой теме, 32 % признались, что мало уделяют внимания саморазвитию по причине отсутствия желания и неумения экономить время, и 12 % студентов совсем не уделяют внимания саморазвитию, так как считают, что всю необходимую информации они получают во время учебных занятий .
Таблица 1.
Ценностные ориентации студентов
Ценностные ориентации Средний балл (в 5-балльной системе)
Саморазвитие 3,72
Семья 4,72
Материальная обеспеченность 3,88
Творчество и познание 3,44
Полезность обществу 2,83
Основополагающим элементом в процессе саморазвития, по мнению большинства опрошенных (40 %), является чтение дополнительной литературы, 24 % опрошенных считают, что участие в конкурсах и научных конференциях непосредственно влияет на саморазвитие студента, 20 % респондентов ответили, что основополагающим элементом саморазвития является посещение дополнительных курсов и 12 % считают, что таким элементом является выбор творческих тем курсовых работ Респондентам было предложено оценить по 5-бальной шкале факторы, влия-
ющие на внутригрупповые взаимоотношения в студенческой среде . В результате были получены следующие результаты: самый большой средний балл (4,16) получили такие факторы, как «активная совместная деятельность» и «устойчивый психологический климат в коллективе»; 3,92 балла получил фактор «наличие общей идеологии и цели в коллективе»; а такой фактор, как «наличие на базе университета кружков, секций и других организации» получил 3,28 балла .
На основании этого стоит сделать вывод, что основополагающими факторами, влияющими на внутригрупповые взаимоотношения в студенческой среде, являются активная совместная деятельность и устойчивый психологический климат в коллективе
Таблица 2.
Факторы, влияющие на внутригрупповые взаимоотношения
Социальный мир студентов формируется в результате социальных взаимодействий друг с другом и с преподавателями Развитие межличностных отношений обусловливается полом, возрастом, национальностью и многими другими факторами . В отличие от деловых отношений
межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными
В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе. Поэтому очень важно держать под контролем процесс развития межличностных отношений как между студентами одной группы, так и между студентами разных групп. Этот процесс может и должен контролироваться кураторами групп и их помощниками в лице старосты группы Устойчивость структуры эмоциональных предпочтений, возникающих в самом начале обучения в вузе, с одной стороны, обеспечивает стабильность межличностных взаимоотношений, а с другой стороны, требует психолого-педагогического сопровождения уже с первых недель учебного процесса
По результатам проведенного исследования нами разработаны практические рекомендации по повышению уровня личностной культуры студенческого сообщества
Институт экономики и менеджмента при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства имеет многолетний опыт внеаудиторной работы со студентами . Направлениями развития их личностной культуры являются:
1. Интенсивное введение в специальность на младших курсах.
2. Включение студента в реальную практическую деятельность на базе фирм постоянно действующего института студенческих лидеров и учебнонаучно-производственного отряда
3 Практическая направленность на работодателя производственных практик, курсового и дипломного проектирования 4. Непрерывное практическое образование активным погружением обучаемого в будущее экономическое пространство
Факторы Средний балл (в 5-балльной системе)
Активная совместная деятельность 4,16
Наличие кружков, секций 3,28
Устойчивый психологический климат 4,16
Творчество и наличие общей идеологии в коллективе 3,92
Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения
Рейтинговая система учета, контроля и стимулирования качества практической подготовки студентов в течение всего периода обучения
5 Ресурсное самообеспечение системы и непрерывный контроль ее результатов В целом можно сделать вывод о том, что уровень современной личностной культуры студенчества находится пока на недостаточно высокой отметке, поэтому перед обществом стоит задача преодоления этой проблемы Важная роль в формировании личностной культуры студентов принадлежит непосредственно родителям студентов Немаловажную роль в системе управления личностной культурой студенчества занимают кафедры университета, на которые в первую очередь возложена ответственность за профессиональное образование, развитие научных, технических, исследовательских способностей студентов
Список литературы 1. Глухова А . В . , Красова Е.Ю . Конфликты в студенческой среде: проблемы диагностики и урегулирования / А .В. Глухова, Е.Ю. Красова // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки . - 2003. - № 1. -С 48-65
2 Клесова С В Воспитание толерантности у студенческой молодёжи / С .В. Кле-
сова II Молодой ученый. - 2012. - № 4. -С . 357-359.
3. Коновалова В . Г. Управление организационной культурой: учебно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Управление персоналом» и «Менеджмент организации» I [Коновалова В Г ]; под ред А . Я. Кибанова . - М. Проспект, 2012. - 72 с .
4. Резник С. Д., Черниковская М . В. Механизмы управления организационной культурой в студенческой среде I С Д Резник, М .В . Черниковская . II Университетское управление: практика и анализ - 2010 -№ 1 - С 58-б3
5 Резник С Д , Черниковская М В Организационная культура студенчества: система и механизмы управления I С .Д . Резник, М.В . Черниковская . ЦПро-блемы теории и практики управления -2010. - № 9. - С .35-42.
6 Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: Учебное пособие I Под ред д-ра экон наук, проф С.Д. Резника. - М. : ИНФРА - М, 2012. -475 с
7 . Резник С. Д ., Черниковская М .В . Формирование организационной культуры в студенческой среде Учебное пособие с грифом УМО I С Д Резник, М В Черниковская -Пенза: ПГУАС, 2012. - 188 с.
УДК 331.1
Легчилина Е.Ю.*, Дюжева М.Б.** РЫНОК ТРУДА ВЫПУСКНИКОВ: КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Легчилина Е.Ю., Дюжева М.Б. Рынок труда выпускников: конкурентоспособный специалист на основе технологии модульного обучения. - Статья .
* Легчилина Елена Юрьевна - доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), кандидат экономических наук, г. Омск, Россия .
** Дюжева Марина Борисовна - доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и коммерция» Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС), кандидат экономических наук, г. Омск, Россия .