E. А. Киселева
Компьютерная интеллектуальная поддержка при самообучении на основе мобильной связи
Статья посвящена международному эксперименту по освоению новой образовательной среды по формированию инструментальной компетентности путем изучения информационной технологии КИП-М - компьютерной интерактивной поддержки обучения на основе интернет и мобильной связи. Ключевые слова: мобильная система обучения, мобильная коммуникация, компьютерная интеллектуальная поддержка, самообучение.
На факультете психологии МГГУ имени М. А. Шолохова стартует международный эксперимент освоения новой образовательной среды по формированию инструментальной компетентности путем изучения информационной технологии КИП-М - компьютерной интерактивной поддержки обучения на основе интернет и мобильной связи.
Для многих осталось незамеченным направление, разработанное в МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Н.П. Брусенцова - автора и конструктора первого в мире компьютера на троичной системе счисления. В основе разработанной им микрокомпьютерной системы обучения лежит идея «книга + компьютер», когда содержательная часть учебного материала готовится и хранится вне компьютера, а компьютеру оставляется наиболее свойственная ему функция - управления.
Нами была взята за основу система Н.П. Брусенцова, добавлены возможности современных информационных технологий (интернет и сотовый телефон), и в результате получена инновационная мобильная система обучения КИП-М.
КИП-М можно квалифицировать как суперсовременную, комфортную, научно обоснованную систему самообразования и саморазвития человека. Она включает в себя несколько элементов: специально выполненные учебные пособия на бумажных носителях (модульно-кодовое учебное пособие М-КУП), компьютер, Интернет и сотовый телефон с функцией WAP-GPRS.
КИП-М ориентирована на использование в учебном процессе при изучении ядра учебной информации. Для эксперимента нами избрана дисциплина «Общая психология» в объеме 100 аудиторных часов. Ранее
для целей обучения в режиме мобильной связи нами было разработано и издано учебное пособие по общей психологии (в соответствии с Госстандартом).
Обучаясь, студенты работают только с двумя элементами: книгой (учебным пособием), в которой представлен весь учебный, справочный материал и все необходимые упражнения, и с сотовым телефоном, по которому они получают номера упражнений и заданий и отвечают на них, выбирая и отсылая варианты своих ответов. Другими словами, осуществляется эвристический диалог между обучающимся и «виртуальным учителем».
В системе КИП-М удалось реализовать принцип «книга + компьютер + интернет + сотовый телефон», что позволило получить новую концепцию организации аудиторной и самостоятельной работы студентов по изучению учебной дисциплины, при этом обеспечив эффективное сопровождение этого процесса и обратную связь в режиме «on-line».
Данная система позволяет по желанию реализовать все основные организационные формы обучения и режимы учебного процесса: «Тестирование», «Тест-тренинг», «Экзамен», и, самое ценное, - режим «Обучение».
Достоинства системы КИП-М для обучающихся можно обозначить следующим образом..
1. Мобильность - свободный выбор обучающимися как времени, места для самостоятельной учебной деятельности, так и всего современного арсенала интеллектуальных и технических средств: книга, Интернет, сотовый телефон, смартфон, карманный персональный компьютер (КПК), обычный компьютер с имитацией сотового телефона. Не требуются специализированные аудитории с дорогостоящим оборудованием и программным обеспечением.
2. Индивидуальный подход при массовом обучении - обеспечивается самостоятельное планирование и организация обучающимися своей учебной деятельности в оптимальном для себя режиме (продолжительность занятий и темп работы) с ненавязчивым педагогическим сопровождением персонального «виртуального преподавателя», готового в любой момент в режиме реального времени (on-line) оказать помощь и дать необходимые разъяснения по всем возникающим вопросам.
3. Простота освоения и эксплуатации - реализуется за счет стандартных процедур, используемых в сотовом телефоне и в других средствах коммуникации.
4. Доступность - обеспечивается распространенностью и сравнительно низкой стоимостью услуг сотовой связи.
5. Высокая мотивация к самообразованию - использование самых современных и популярных среди молодежи технических средств, тем самым достигается введение игровых элементов (мощных мотивационных факторов) в учебный процесс.
6. Экологичность - соответствие самым строгим эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям за счет исключения необходимости работать перед монитором компьютера.
Говоря о достоинствах системы КИП-М для преподавателей, необходимо обратить внимание на следующие моменты.
1. Простота освоения и эксплуатации. Для преподавателя сохраняется стандартное требование: в совершенстве знать свой предмет и качественно его излагать в разрабатываемом модульно-кодовом учебном пособии в виде книги на бумажном носителе. При создании модуль-но-кодового учебного пособия исключена необходимость в общении и согласованиях с программистами и другими специалистами по компьютерной технике.
2. Автоматический мониторинг, который в любой момент времени обеспечивает преподавателю наглядное представление результатов работы слушателей и возможность оперативной корректировки хода учебного процесса, т.к. система КИП-М круглосуточно функционирует в сети Интернет в автоматическом режиме. Протокольное представление статистики работы слушателей позволяет преподавателю оперативно оценивать качество созданного им учебного материала и вносить в него при необходимости соответствующие коррективы.
3. Универсальность - система КИП-М применима к большинству учебных предметов. Те учебные материалы («ядро учебной информации»), по которым возможны теоретические занятия, эффективно взаимодействуют с этой системой.
4. Глобальность - охват практически неограниченного количества обучающихся в масштабах сети Интернет.
5. Сверхэффект - возвращение учащейся молодежи к книге как к источнику мировой культуры и современных знаний.
Успешная адаптация проекта на базе нескольких учебных заведений в Москве дала возможность для создания на российском научно-образовательном пространстве уникальной системы дистанционного обучения с использованием авторитетной образовательной среды КИП-М -Мобильного университета саморазвития ЕАЕН (МУС ЕАЕН), в котором реализуются обучающие программы по психологии, конфликтологии, культурологии и креативной педагогике, получившие название «хобби-курсы», так как они помогают студентам и слушателям любого возраста
получить знания по выбранным темам и использовать их в своем личностном и профессиональном росте.
Как считают специалисты Европы (Cambridge Training and Development), мобильное обучение уже в настоящее время может стать весьма эффективным и значимым.