Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов по декоративно-прикладному искусству'

Организация самостоятельной работы студентов по декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / КОМПОЗИЦИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ART AND APPLIED ART / ARTISTIC IMAGE / FINE ART / COMPOSITION / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадиев А.Х., Гетоева Л.К.

В статье анализируются особенности организации самостоятельной работы студентов по декоративноприкладному искусству как средства воспитания у обучающихся активного нравственного отношения к изобразительному искусству, формирования художественных способностей в творческой деятельности. Самостоятельная работа дает студентам полную свободу для творческой деятельности, глубокого познания сферы изобразительного искусства, понимания явлений окружающей действительности, формирования практических умений и навыков художественно-прикладной деятельности, систематическое и целенаправленное вырабатывание зрительного восприятия, пространственного мышления, развития чувства цветовой гаммы, композиционной структуры, зрительного воображения, фантазии и комбинаторного представления, умения выражать художественные образы в иллюстрациях, конструирования художественных текстов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON DECORATIVE-APPLIED ART

The article analyzes the peculiarities of the organization of independent work of students in arts and crafts as a means of educating the students in the active moral attitude to the fine arts, the formation of artistic abilities in creative activity. Independent work gives students complete freedom for creative activity, deep knowledge of the sphere of fine art, understanding of the phenomena of the surrounding reality, the formation ofpractical skills and skills of artistic and applied activity, systematic and purposeful development of visual perception, spatial thinking, development of a sense of color, composition, imagination, imagination and combinatorial representation, the ability to express artistic images in for instructional purposes, the construction of literary texts, etc.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов по декоративно-прикладному искусству»

УДК 371 КАДИЕВ А.Х.

доцент кафедры художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт E-mail: bekoevamarina@mail.ru ГЕТОЕВА Л.К.

доцент, заведующий кафедрой художественного и музыкального образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт E-mail: bekoevamarina@mail.ru

UDC371 KADIEV A.KH.

Associate professor of the department of artistic and music education North Ossetian state pedagogical institute E-mail: bekoevamarina@mail.ru GHETOYEVA L.K

Candidate of historical sciences, associate professor, head. Department of Artistic and music education North Ossetian

state pedagogical institute E-mail: bekoevamarina@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS ON DECORATIVE-APPLIED ART

В статье анализируются особенности организации самостоятельной работы студентов по декоративно-прикладному искусству как средства воспитания у обучающихся активного нравственного отношения к изобразительному искусству, формирования художественным способностей в творческой деятельности. Самостоятельная работа дает студентам полную свободу для творческой деятельности, глубокого познания сферы изобразительного искусства, понимания явлений окружающей действительности, формирования практических умений и навыков художественно-прикладной деятельности, систематическое и целенаправленное вырабатывание зрительного восприятия, пространственного мышления, развития чувства цветовой гаммы, композиционной структуры, зрительного воображения, фантазии и комбинаторного представления, умения выражать художественные образы в иллюстрациях, конструирования художественным текстов и т.д.

Ключевые слова: художественно-прикладное искусство, художественный образ, изобразительное искусство, композиция, творческая деятельность.

The article analyzes the peculiarities of the organization of independent work of students in arts and crafts as a means of educating the students in the active moral attitude to the fine arts, the formation of artistic abilities in creative activity. Independent work gives students complete freedom for creative activity, deep knowledge of the sphere of fine art, understanding of the phenomena of the surrounding reality, the formation ofpractical skills and skills of artistic and applied activity, systematic and purposeful development of visual perception, spatial thinking, development of a sense of color, composition, imagination, imagination and combinatorial representation, the ability to express artistic images in for instructional purposes, the construction of literary texts, etc.

Keywords: art and applied art, artistic image, fine art, composition, creative activity.

Современное общество нуждается в квалифицированных, энергичных, деятельных специалистах, владеющих богатыми творческими, профессиональными возможностями. Снижение уровня профессиональной подготовки по живописи, композиции, художественно-прикладному мастерству у обучающихся зависит от степени подготовки на этапе поступления в высшее учебное заведение. Зародившись в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из центральных областей народного творчества. Чем раньше молодой человек начнет двигаться к своей запланированной цели, тем быстрее он ее добьется. Для абитуриентов сегодня открыты многие образовательные организации, но незначительная часть абитуриентов готова к самостоятельной подготовке и поступлению в вуз.

Целью изучения дисциплин художественно -прикладного цикла является овладение студентами традиционным народным и декоративно-прикладным ис-

кусством, которое повышает творческий потенциал обучающихся. Профессиональная компетентность будущих художников-педагогов формируется не только во время аудиторных занятий, но и в процессе самостоятельной работы студентов. Наибольшее количество часов выделяется на самостоятельную подготовку будущих педагогов-художников в сфере декоративно-прикладного искусства. Активная творческая деятельность у студентов формируется на высоком уровне за счет того, что большинство произведений декоративно-прикладного творчества имеют практическое употребление в обыденной жизни. Подъем качества образования осуществляется с использованием творческого потенциала будущих педагогов-художников декоративно-прикладного искусства в процессе самостоятельной творческой деятельности, которая включает в себя способность моделировать, владеть аналитическими, художественно-изобразительными и методическими компетенциями, выраженные в готовности к самообучению,

© Кадиев А.Х., Гетоева Л.К. © Kadiev A.Kh., Ghetoyeva L.K.

самообразованию и саморазвитию.

В структуру профессиональной компетентности студентов - будущих педагогов-художников, помимо перечисленных компетенций, входят: собственный опыт художественно-прикладного проектирования, живописно-графические методы решения творческих заданий и их стилизация, композиционное мастерство в технологии художественных промыслов и народных ремесел, способность анализировать свои личные недочеты, вносить соответствующие поправки. Готовность к профессиональной деятельности студентов - будущих художников проявляется в единстве теоретической и практической составляющей профессионализма специалистов декоративно-прикладного искусства, а также в самостоятельной творческой деятельности.

Проблема формирования способности у студентов к самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения изобразительному искусству в вузах представлена в исследованиях А.Т. Антонова, Б.Г. Бобылева [2], Т.В. Глевицкой, В.И. Денисенко, В.Ф. Канева, В.М. Логинов, Ю.И. Пилюгайцева [3], Д.А. Хворостова [4], Е.В. Шорохова. В научных трудах некоторых ученых (А.Д. Алехин, Н.С. Боголюбов, Н.С. Иванова, В.С. Кузин, С.П. Ломова, Б.Н. Тамбиев, С.М. Черникова [7], Т.Я. Шпикалова, А.П. Яшухина) большое внимание уделяется истории становления народного декоративно-прикладного искусства. Актуальные вопросы личностно-ориентированного подхода были раскрыты в диссертациях М.Н. Байрамбекова, В.В. Пикаловой, Н.М. Сокольниковой. По мнению перечисленных ученых, творческий потенциал студентов - будущих специалистов в сфере декоративно-прикладного искусства обнаруживается более пространно при технологизации системы обучения в процессе самостоятельной работы обучающихся. Технология реализации творческой самостоятельной деятельности предполагает инициативный характер творческой деятельности студентов.

При анализе декоративно-прикладного искусства, составляющего особую отрасль культуры, необходимо учитывать и индивидуальные характеристики и творческие способности студентов. Однако, реалистическая составляющая развивается в тесном взаимодействии с декоративной, так как процесс формирования профессионально важных качеств осуществляется целенаправленно, согласованно на основе самообразования и саморазвития в соответствии с творческими учебно-воспитательными задачами и установленными компетенциями. В перечень основных задач входят такие направления, как: формирование готовности обучающихся к активному поиску, хранению и использованию достаточно большого объема информации для успешного решения профессиональных задач; активизация познавательной мотивации, творческой инициативы, познавательного интереса, самостоятельности, ответственности и дисциплинированности; развитие креативного мышления, способности к самосовершенствованию и саморгуляции; формирование навыков результативной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере.

В учебно-познавательной деятельности обычно выделяют две формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дис-

циплинам художественно-прикладного цикла выполняется в процессе учебных занятий под руководством педагога и по его заранее запланированным заданиям (Ф.Н. Цораева) [5]. Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов, осуществляемая как научно-исследовательская работа обучающихся, проводимая вне занятий по определенному виду декоративно-прикладного искусства, но без участия преподавателя. Внеаудиторные самостоятельные занятия осуществляется по конкретной профессиональной цели, которую определяет преподаватель совместно со студентами.

Самостоятельная работа студентов расписывается преподавателем на весь семестр по неделям, месяцам, и в соответствии с рейтинговыми сроками. По всем дисциплинам художественного цикла при планировании должны быть обозначены основные разделы, содержащие соответствующие темы, а также сроки представления выпускных квалификационных работ, проектных заданий, контрольных и курсовых работ, рефератов и докладов. Важную роль играет междисциплинарная интеграция всех дисциплин художественно-прикладного блока. В процессе учебно-познавательной деятельности студентам необходимо получать заранее запланированные, дополнительные консультации у каждого преподавателя. Главная цель самостоятельной деятельности студентов - будущих художников - это формирование способности приобретения знаний и навыков путем самостоятельного поиска необходимой учебной информации, развития устойчивого познавательного интереса у студентов к произведениям художественно-прикладного искусства.

«Как отмечают многие ученые (Д.А. Хворостов, Н.М. Чайка, С.М. Черникова), педагогические условия самостоятельной работы способствуют развитию четкой структуры самоконтроля и критериев оценивания. Особо чувствуется потребность в саморегуляции студента, когда он готовится к экзаменам и зачетам. Данная подготовка имеет свою специфику. Изучение литературы происходит по имеющейся учебной программе. Ответы студенты ищут в разных источниках, но на конкретные вопросы. Существуют различные виды самостоятельной работы. Это подготовка научных докладов, презентаций, рефератов, наглядных пособий, схем, диаграмм, выступлений на заседаниях научного кружка студентов при кафедрах: подготовка отчетов по практике, участие в конкурсах, олимпиадах» [6; 7].

Наиболее характерные признаки успешности процесса обучения проявляются в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя в форме субъект-субъектного взаимодействия, где студенты получают от преподавателя методические рекомендации по организации учебно-познавательной творческой деятельности. Преподаватель регулирует и осуществляет контроль, а также указывает на пробелы в работе. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов предполагает реализацию ряда тем:

Тема 1. Выполнение таблицы «Последовательное изображение зверей и птиц».

Тема 2. Воспитание художественного вкуса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству

Тема 3. Художественно-декоративное представление фигур людей в национальных костюмах.

Тема 4. Выполнение стилизации кувшинки, ландыша, розы, тюльпана.

Тема 5. Графическое изображение и стилизация растений: трав, кустарников, деревьев.

Тема 6. Создание натюрморта из различных бытовых предметов.

Тема 7. Выполнение декоративного рисунка натюрморта с использованием фактуры вещей.

Тема 8. Выполнение иллюстрированного календарного плана уроков по изобразительному искусству.

Тема 9. Выполнение декоративного натюрморта в цветовой гамме, с решением фактуры предметов.

Тема 10. Решение графического натюрморта в фактуре «гризайль» и его стилизация.

Тема 11. Отражение идейно-эмоционального содержания морского пейзажа.

Тема 12. Выполнение морского пейзажа в декоративной живописи.

Тема 13. Стилизация интерьера XIIIV века в декоративно-прикладном изображении.

Тема 14. Стилизация современного интерьера с передачей фактуры предметов.

Тема 15. Выполнение декоративного портрета в цветовой гамме.

Тема 16. Графическое представление животных и их стилизация.

Тема 17. Эстетическая выразительность в живописном или скульптурном произведении.

Тема 18. Графическое решение и стилизация фруктов, ягод и овощей в цветовой гамме.

Тема 19. Фактурная обработка одежды и стилизация ее деталей.

Тема 20. Графическое представление пейзажа с тональным решением окружающей среды.

Тема 21. Графическое представление букета цветов и его тональное решение.

Тема 22. Графическое решение и фактурная детализация растительного букета.

Тема 23. Фактурное и орнаментальное решение декоративного портрета.

Тема 24. Стилизация тематических сюжетов и их композиционное решение.

Тема 25. Графическое изображение сказочных образов.

Тема 26. Декоративные композиции в цветном представлении.

Тема 27. Подводная флора и фауна в декоративной живописи.

Большинство перечисленных тем дается на самостоятельное усвоение или получают продолжение на практических занятиях в виде самостоятельной работы. По более сложным темам и композициям преподаватель дает рекомендации по поводу выполнения задания и используемой литературы. Если студент обучается по индивидуальному графику, то сроки выполнения и сдачи самостоятельной работы заранее согласовываются с преподавателем.

Самостоятельная работа, как активизирующая форма учебно-познавательной деятельности студентов, подразделяется на следующие основные направления: индивидуальная работа студентов в соответствии с указанием преподавателя, то есть под его руководством (первый вид самостоятельной учебной деятельности: работа с учебни-

ком над конкретным заданием); средство привлечения обучающихся к самостоятельной деятельности (второй вид самостоятельной учебной деятельности студентов: выдвижение преподавателем требования к студентам развивать самостоятельно научную идею применительно к данным обстоятельствам); анализ незнакомых обучаемым проблемных ситуаций и создание предпосылок для активной творческой деятельности (третий вид самостоятельной работы студентов: контрольные и курсовые работы, выпускная квалификационная работа).

Раскрытию творческого роста обучающихся в различных сферах науки и искусства способствуют виртуальные компьютерные технологии, так как на человека влияет поток услышанного им материала до 10-70% и 20-72% того, что он увидит, 65-85% и увиденного и услышанного; 80100 сделанного им лично. Наиболее результативным методом обучения в данном направлении является составление и демонстрация презентации. Разработка презентации завлекает студентов, с одной стороны, своей простотой, и с другой стороны - яркостью и доказательностью. Однако для составления презентации необходимо собрать качественный учебный материал, состоящий из достаточно выразительного и полного текста, иллюстраций, таблиц, схем, моделей, медиа-ресурсов и т.п. Более эффективной будет презентация, которая сопровождается комментариями ее автора. Поэтому студентам необходимо выработать концепцию собственного метода демонстрации презентации. Точное соотношение качества выступления и потраченного времени обеспечит оптимальное раскрытие проблемы, которую вы раскрываете через презентацию. Это самостоятельная технология познания и систематизации учебного материала, с помощью которой раскрываются новые возможности в развитии творческого мышления и формирования критического мышления у студентов - будущих специалистов.

Итак, самостоятельная работа студентов используется, в первую очередь, для закрепления и углубления полученных ранее знаний, умений и навыков, а также для формирования способности к поиску, хранению и обработке учебной информации, необходимой для овладения общепрофессиональными и общекультурными компетенциями. К различным формам самостоятельной работы относятся рефераты, презентации, курсовые и контрольные работы, выпускная квалификационная работа, доклады, проекты, кейсы и другие практические задания. «Самостоятельное изучение литературы подразделяется на следующие виды: изучение базовых учебников, учебных пособий, монографий, дополнительной литературы в периодических изданиях, специализированных книгах, на практикумах, конспектирование источников литературы» [2].

Самостоятельная работа студентов, по мнению некоторых исследователей (М.И. Бекоева, Ю.И. Пилюгайцева, Ф.Н. Цораева) [1; 3; 5], является составной частью учебно-воспитательной деятельности. К ней относится нахождение и использование новых знаний, применение инновационных технологий обучения, выполнение творческих нестандартных заданий, активная подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам и т. д. Начальный этап организации самостоятельной работы студентов требует от педагога участия с обязательным указанием погрешностей. Далее следующий этап предполагает проявления самоор-

ганизации, когда не требуется прямого участия педагога. Следует учитывать тот факт, что чрезмерное физическое напряжение отрицательно влияют на работоспособность студента. Умственные перегрузки, когда обучающийся долго и настойчиво занимается самостоятельно, без перерыва и должного контроля со стороны преподавателя, приводят к истощению нервной системы и, соответственно, к развитию психических расстройств.

Весьма полезно ознакомить студентов с концептуальными позициями, разработанными знаменитым русским

ученым - Н.А. Введенским: любую работу нужно выполнять ритмично, постепенно втягиваясь в нее; необходимо выработать размеренный ритм трудовой деятельности на протяжении установленного времени: года, полугодия, квартала, месяца, недели, дня, часа; соблюдать порядок, последовательность, регулярность в выполнении любых работ; сочетать чередование видов деятельности - труда и отдыха; осведомленное оценивание общественного значения собственного труда и своего места в обществе.

Библиографический список

1. Бекоева М.И. Совершенствование процесса технологизации системы управления образованием //Проблемы современного педагогического образования. 2016. №53-9. С. 73-78.

2. Бобылев Б.Г. О методике филологического анализа художественного текста //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). С. 185-190.

3. Пилюгайцева Ю.И. Компьютерные технологии в развитии профессиональных качеств студентов-дизайнеров //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). С. 290-293.

4. Хворостов Д.А. Традиции и инновации в современном преподавании дизайна //Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. №4 (8). С. 105-109.

5. Цораева Ф.Н. Обращение к искусству как к одному из важнейших средств духовно-нравственного потенциала личности //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. №6 (101). С. 426-430.

6. Чайка Н.М., Хворостов Д.А. Исследование формирования творческой индивидуальности будущих учителей изобразительного искусства //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. Т. 2. №75. С. 365-369.

7. Черникова С.М. Анимация, как нетрадиционная техника искусства на уроках изобразительного искусства в школе //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). С. 359- 361.

References

1. Bekoyeva M.I. Perfection of the process of technological development of the education management system //Problems of Modern Pedagogical Education. 2016. №53-9. Pp. 73-78.

2. BobylevBG On the methodology of the philological analysis of the literary text //Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. № 3 (76). Pp. 185-190.

3. Pilyugaytseva Yu.I. Computer technologies in development of professional qualities of students-designers //Uchenye zapiski Oryolskogo gosudarstvennogo universiteta. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. № 3 (76). Pp. 290-293.

4. Khvorostov DA Traditions and innovations in modern design teaching //Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research. 2015. № 4 (8). Pp. 105-109.

5. TsoraevaF.N. Appeal to art as one of the most important means of the spiritual and moral potential of the individual //Bulletin of the Irkutsk State Technical University. 2015. № 6 (101). Pp. 426-430.

6. Chaika NM, Khvorostov DA Study of the formation of creative individuality of future teachers of fine arts // Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. T. 2. № 75. Pp. 365-369.

7. Chernikova S.M. Animation as an unconventional technique of art in the classroom of fine arts in school //Uchenye zapiski Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2017. № 3 (76). P. 359-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.