Научная статья на тему 'Творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы'

Творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / БУДУЩИЕ ХУДОЖНИКИ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / CREATIVITY / PRESENTATION / FUTURE ARTISTS / ARTS AND CRAFTS / METHODICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / SELFREGULATION / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шачкова Э. В.

В статьерассмотрена проблематворческого потенциала студентов декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы. Автор раскрыл специфику обучения дисциплин художественного цикла, в которой рассмотрены цели и задачи, содержание, темы творческих заданий по декоративно-прикладному искусству.В статье проанализированы основные принципы учебно-творческой работы и её методикопедагогические условия. Саморегуляция обучающихся способствует их успешному самообразованию: изучению таких законов как золотое сечение и т.п. Проанализированы особенности самостоятельной работы у будущих художников декоративно-прикладного искусства и дальнейшие перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шачкова Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE ARTISTS OF ARTS AND CRAFTS IN THE CONDITIONS OF INDEPENDENT WORK

The article considers the problem of the creative potential of arts and craftsstudents in the conditions of independent work. The author revealed the specifics of artistic cycle teaching disciplines, which examines the aims and objectives, content, themes, creative tasks for arts and crafts. The article analyzes the basic principles of teaching and creative work and its methodological and pedagogical conditions. Self-regulation of students contributes to their successful learning: the study of such laws as the golden section, etc. The features of independent work of future arts and crafts artists and future prospects are analyzed.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы»

УДК 745.071.5:371.385 ШАЧКОВА Э.В.

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал] ФГАОУВО «Крымский федеральный университет» (г. Ялта) E-mciil: shachkova пСФтаИ. ги

UDC 745.071.5:371.385 SHACHKOVA E.V.

Ph.D., associate professor of fine arts, teaching methods and design, Humanities and Education Academy (branch), FGAOU VO "Crimean Federal University" (Yalta) E-mail: [email protected]

ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

THE CREATIVE POTENTIAL OF FUTURE ARTISTS OF ARTS AND CRAFTS IN THE CONDITIONS

OF INDEPENDENT WORK

В статьерассмотрена проблематворческого потенциала студентов декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы. Автор раскрыл специфику обучения дисциплин художественного цикла, в которой рассмотрены цели и задачи, содержание, темы творческих заданий по декоративно-прикладному искусству.!} статье проанализированы основные принципы учебно-творческой работы и её методико-педагогические условия. Саморегуляция обучающихся способствует их успешному самообразованию: изучению таких законов как золотое сечение и т.п. Проанализированы особенности самостоятельной работы у будущих художников декоративно-прикладного искусства и дальнейшие перспективы развития.

Ключевые слова: творческий потенциал, презентация, будущие художники, декоративно-прикладное искусство, методико-педагогические условия, саморегуляция, самостоятельная работа.

The article considers the problem of the creative potential of arts and craftsstu dents in the conditions of independent work. The author revealed the specifics of artistic cycle teaching disciplines, which examines the aims and objectives, content, themes, creative tasks for arts and crafts. The article analyzes the basic principles of teaching and creative work and its methodological and pedagogical conditions. Self-regulation of students contributes to their successful learning: the study of such laws as the golden section, etc. The features of independent work offuture arts and crafts artists and future prospects are analyzed.

Keywords: creativity, presentation, future artists, arts and crafts, methodical and pedagogical conditions, self-regulation, self-study.

Постановка проблемы. Современное общество нуждается в способных, активных учителях, обладающих богатым творческим потенциалом. Снижение профессионального уровня подготовки по рисунку, живописи, композиции у студентов зависит от их подготовки в период поступления в высшие учебные заведения. Чем быстрее молодой человек начнёт двигаться к своей намеченной цели, тем быстрее он её достигнет. В настоящее время для поступающих открыты многие учебные заведения, но не многие абитуриенты готовы к самостоятельной подготовке и поступлению в вуз.

Изучение дисциплин художественного цикла нацелено на обучение традиционному народному и декоративно-прикладному искусству, которое развивает творческий потенциал студентов.На профессиональное мастерство будущих художников-педагоговвлияют не только аудиторные занятия, но и самостоятельные занятия. Наибольшое количество часов отводится-на самостоятельную подготовку будущих художников декоративно-прикладного искусства. Творческая дея-

тельность у обучающихся развивается на высоком уровне за счёт того, что на самостоятельную работу студентов отводится наибольшая часть часов. Повышение качества образования осуществляется с опорой на творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства в условиях самостоятельной работы.

Творческая деятельность включает в себяспособ-ность проектировать, владетьизобразительными, методическими, аналитическими знаниями, умениями и навыками, что является важным, профессиональным фактором готовности будущих художников декоративно-прикладного искусства к самообразованию.

В структуру художественно-педагогических задач входят: личный опыт, живописно-графические приёмы выполнения творческих заданий, художественное мастерство в технике и технологии народных ремёсел и промыслов, способность анализировать собственные недочёты, вносить соответствующие поправки. Профессиональная готовность будущих художников по-

© Шачкова Э.В. © Shachkova E.V.

нимаетсякакединствотеоретическойипрактическойпод-готовкибудущих художников декоративно-прикладного искусства.

Главным методом создания художественного произведения. которое подразумевает сочетание изобразительного и порой функционального, является закон золотого сечения и вытекающие из него правила. Творческий потенциал будущих художников декоративно-прикладного искусства раскрывается более широко при чёткой методической системе обучения в условиях самостоятельной работы.

Цель статьи: проанализировать условия самостоятельной работы у будущих художников декоративно-прикладного исю^сства.

Задачи:

- сравнительная характеристика аудиторных и внеаудиторных занятий у будущих художников декоративно-прикладного искусства;

- развитие творческого потенциала обучающихся декоративно-прикладного искусства. Методика проведения самостоятельной работы подразумеваетак-тивный характер творческой деятельности будущих художников.

К анализу декоративно-прикладного направления относятся индивидуальные особенности и творческие способности обучающихся. Однако, реалистическая направленность осуществляется в тесном синтезе с декоративным, так как данный процесс должен формироваться профессионально и грамотно.

Саморегуляция - это необходимое качество для самосовершенствования обучающихся. Самообразование студента происходит в соответствии с учебно-творческими задачами и необходимыми компетенциями. В основные задачи входят такие параметры как:

- формирование готовности студентов к поиску, обработке и применению информации для решения профессиональных задач;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- самостоятельность мышления, способности к саморазвитию, само совершенство ванию и самореализации;

- выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной деятельности.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по художественным дисциплинам выполняется на учебных занятиях под руководством преподавателя и по его творческимзаданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа, планируемая как творческо-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по направлению в определённую сферу декоративно-прикладного искусства, но без его участия. Внеаудиторная работа осуществляется по определённой профессиональной цели, которую задаёт преподаватель.

Планирование самостоятельной работы распреде-

ляется педагогом по месяцам, неделям и в соответствии с рейтингом. Должны быть отражены основные разделы и темы по всем художественным дисциплинам, а также сроки выполнения дипломных и курсовых работ, рефератов и контрольных работ. Важную роль играет самостоятельное изучение взаимосвязанных всех дисциплин художественного цикла. Студентам необходимо использовать в учебном процессе запланированные, дополнительные консультации у преподавателей. Главная задача самостоятельной работы студентов - это развитие умения приобретения научных знаний путем личного поиска информации, формирования активного интереса к творческому подходу в учебно-творческой работе.

Методико-педагогические условия самостоятельной работы способствуютналичию чёткой структуры самоконтроля и критериев оценивания. Особо чувствуется потребность в саморегуляции студента, когда он готовится к экзаменам и зачетам. Данная подготовка имеет свою специфику. Изучение литературы происходит по имеющейся учебной программе. Но ответы студенты ишут в разных источниках, но на конкретные вопросы. Существуют различные виды самостоятельной работы. Это подготовка научных докладов, презентаций, рефератов, наглядных пособий, схем, диаграмм, выступлений на заседаниях научного кружка студентов при кафедрах;подготовка отчетов по практике участие в конкурсах, олимпиадах.

Анализ исследований и публикаций.Разнообразные свойства личности рассмотрены в научных трудах таких учёных как И. А. Зимняя. Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев. По убеждению профессора, доктора педагогических наук Кан-Калика. лишь система, в которой от 100% половина отводится на самостоятельную работу, может претендовать на учебно-профессиональный эффект успеха.

Проблема развития самостоятельной работы студентов в процессе обучения изобразительному искусству в вузах отражена в работах А.Т. Антонова, Т В. Глевицкой, В.И. Денисенко. С.П. Ломова, В.В. Пикаловой, Е.В. Шорохова, А.П. Япгухина. Вомногих научных исследованиях большое значение придается истории развития народного декоративно-прикладного искусства (А.Д. Алехин,М.Н. Байрамбеков, В.Ф. Канев, B.C. Кузин Н.С. Иванова, В.М. Логинов, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова, Е.В. Шорохов и др.) Важные вопросы индивидуального подхода были рассмотрены в диссертациях Н.С. Боголюбова, Б.Н. Тамбиева.

Вклад основного материала. Основные формы самостоятельной работы будущих художников декоративно-прикладного искусства,изучение литературы, письменные работы, творческая и выставочная деятельность.

Наиболее характерные черты, проявляющиеся в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя (в форме делового взаимодействия), где обучающийся получает от педагога методические рекомендации об организации учебно-творческой деятельности. Преподаватель управляет и осуществляет

контроль, а также указывает на ошибки.

Второе проявление отличается от первого тем, что у обу чающегося преобладает нечёткое понимание в его действиях, сформировавшихся под влиянием повторений и подражания. Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает ряд тем:

Тема 1. Орнаментальное решение растительного мотива.

Тема 2. Выполнение декоративного, городского пейзажа.

Тема 3. Выполнение стилизации цветка(тюльпана, лилии, кувшинки).

Тема 4. Художественно-декоративное решение фигуры человека в национальном костюме.

Тема 5. Графическое решение и стилизация растительности (трава, кустарники).

Тема 6. Разработка натюрморта из бытовых предметов в декоративной живописи.

Тема 7. Выполнение графического натюрморта из бытовых предметов.

Тема 8. Декоративный рисунок натюрморта, с передачей фактуры предметов.

Тема 9. Декоративный натюрморт в цвете, с передачей фактуры предметов.

Тема 10. Выполнение графического натюрморта в технике «гризайль».

Тема 11. Выполнение морского пейзажа в декоративной живописи.

Тема 12. Графическое решение и стилизация морского пейзажа.

Тема 13.Интерьер XIX века в декоративной живописи.

Тема 14. Стилизация современного интерьера.

Тема 15. Декоративный портрет в цвете.

Тема 16. Выполнение графического портрета.

Тема 17. Стилизация животного в цвете.

Тема 18. Графическое решение животного и его стилизация.

Тема 19. Стилизация фруктов и овощей в цвете.

Тема 20. Графическое решение и стилизация овощей и фруктов.

Тема 21. Фактурная обработка одежды человека.

Тема 22. Декоративный пейзаж в технике «гризайль».

Тема 23. Графический пейзаж с передачей пространства окружающей среды.

Тема 24. Тональное решение букета цветов в графики.

Тема 25. Цветовое решение и стилизация растительного букета.

Тема 26. Тональное и цветовое решение декоративного портрета.

Тема 27. Композиционное решение и стилизация тематического сюжета.

Тема 28. Сказочный образ в графике.

Тема 29. Декоративные композиции в цвете.

Тема 30. Мир подводной флоры и фауны в декоративной живописи.

Часы, отведенные на самостоятельную работу студента, представляют собой вид занятий, которые каждый студент организует и планирует сам.

В основном это самостоятельное изучение разделов дисциплины или самостоятельное продолжение темы практического занятия. Следует обратить внимание на рекомендации преподавателя по поводу используемой литературы. Если студент изучает дисциплину по индивидуальному графику, то сроки сдачи и основные вопросы для самостоятельной работы заранее необходимо обсудить с преподавателем.

Упражнение -это многократное выполнение учебных действий, которое можно осуществлять с помощью графических карточек, с целью овладения правилами золотого сечения. Тем более, что повышение качества в работах студентов наблюдается тут же. Обучающиеся сосредотачиваются на изображении и на подсознательном уровне успешно решают ту или иную творческую задачу. Они трениру ются в применении как усвоенного материала, так и в выработке новых приёмов работы на практике, при этом развивают собственное самостоятельное мышление и творческие способности.

Самостоятельная работа как вид учебной деятельности подразделяется на следующие основные блоки:

- индивидуальная работа обучающегося в соответствии с установкой преподавателя, то есть под руководством педагога (первый тип самостоятельной работы: работа с учебником над определённым заданием, программой обучения);

- как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную деятельность(второй тип самостоятельной работы: преподавателю необходимо выдвигать к обучаемым требования развивать определённую идею в способ применительно к данным условиям);

- самостоятельные работы третьего типа должны выдвигать требование анализа незнакомых обучаемых ситуаций (третий тип самостоятельной работы: курсовые и дипломные проекты);

- создание предпосылок для творческой деятельности. Познавательная деятельность обучаемых при выполнении этих работ заключается в установлении новых принципов, идей, генерирования новой информации(четвёртый тип самостоятельной работы реализуется привыполнении заданий научно-исследовательского характера: не только курсовые и дипломные проекты.но и написание научных докладов, тезисов, статей(собственных и совместных с преподавателем).

Наиболее популярным методом обучения в современном мире считается работа с презентацией. Создание презентации увлекает студентов своей с одной стороны - простотой, с другой стороны красочностью и убедительностью.Однако для создания презентации необходим довольно качественный материал, состоящий из определённого тс кета, иллюстраций и рисунков, видео и т.п. Более полноценной будет презентация, в которой присутствует выступление её автора. Поэтому студенту очень важно выработать концепцию

собственного выступления.

Правильное соотношение времени и выступления обеспечит наилучшее раскрытие проблемы, котору ю вы изучаете в презентации.

Это самостоятельный процесс познания и систематизации материала, при котором открываются новые пути в развитии мышления и проявления творческих способностей у будущих художников.

Компьютерные технологии способствуютраскры-тию творческого роста обучающихся в различных сферах науки и искусства. Ведь на человека влияет поток услышанного им материала до 10-70% и 20-72% того, что он увидит, а 65-85% и увиденного и услышанного.

Итак, самостоятельная работа проводится для закрепления и углубления полученных ранее знаний и навыков. К видам самостоятельной работы студентов относятся курсовые, контрольные работы, презентации, рефераты, доклады, эссе и практические задания, дипломные работы.

Самостоятельное изучение литературы подразделяется на следу ющие виды: изучение базовых учебников, учебных пособий, монографий, дополнительной литерату ры в периодических изданиях, специализированных книгах, на практикумах, конспектирование источников литературы.

Выводы.Самостоятельная работа является составной частью учебной работы студентов. К ней относится поиск и приобретение новых знаний, использование

автоматизированных систем обучения, выполнение учебно-творческих заданий, подготовка к занятиям, зачетам и экзаменам. Первый этап начальной организации требует от преподавателя непосредственного участия с обязательным указанием ошибок. Второй этап подразумевает самоорганизацию, когда не требуется непосредственного участия преподавателя. Нельзя забывать о том. что физические упражнения непосредственно влияют на работоспособность обучающего. Умственные перегрузки, когда будущий художник занимается самостоятельно, изнурительно и без должного контроля преподавателя, могут привести к истощению нервной системы.

Весьма полезно донести до студентов пять пунктов, разработанных русским ученым Н. А. Введенским.

В правила рациональной организации умственной работы входят следующие пункты:

- осуществлять работу нужно постепенно, втягиваясь в нее;

- выработать равномерный ритм труда на протяжении определённого времени: дня, недели, месяца и года;

- соблюдать последовательность и систематичность в решении всяких дел;

- сочетать чередование труда и отдыха;

- грамотно оценивать общественное значение собственного труда.

Библиографический список

1. КошаевВ. Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство». М.: Владос, 2014. 272 е., 16 с. ил.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М.: Владос, 2012. 144 е.: ил.

References

1. Koshaev V.B. Arts and crafts: concepts; stages of development: a textbook for university students enrolled in the specialty "Fine arts". M.: VLADOS, 2014. 272, 16. 111.

2. Logvinenkp G.M. Decorative composition: a textbook for university students enrolled in the specialty "Fine Arts", M.: VLADOS, 2012. 144 p. : 111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.