Применение электронных on-line словарей особенно удобно в том случае, когда необходимо перевести не одну лексическую единицу, а некоторый объем фраз, словосочетаний, например, ключевые слова, текст, диалог. Возможность использования таких словарей сокращает время на поиск материала, способствует творческой работе.
Интернет целесообразно также использовать при изучении разных тем и разделов при подготовке домашнего задания. Так, при изучении темы «Путешествие по России» можно дать учащимся задание найти информацию в сети Интернет о старинных городах России, о возможностях посещения данных городов, их истории и архитектуре. При этом студенты освоят не только богатый страноведческий материал, но и познакомятся с декоративно-прикладным искусством России.
Студенты могут подготовить целый проект на определенную тему. Работа над воплощением проекта может строиться по следующему плану: 1. Предъявление темы проекта и главного вопроса, на который должны ответить студенты в ходе выполнения своей работы. 2. Создание творческих групп (при необходимости), распределение заданий. 3. Самостоятельная творческая и исследовательская работа обучающихся с обязательной консультацией преподавателя. 4. Оформление проекта. 5. Защита проекта.
Презентация результатов происходит в устной форме. Каждая группа рассказывает о своем выборе, предъявляет иллюстрации/фотографии.
К формам творческой работы студентов-будущих художников во внеаудиторное время можно отнести выполнение сообщений, докладов, кроссвордов. Необходимую информацию -аутентичные тексты можно найти в Интернете. Так, например, в своей работе мы часто используем материалы сайтов: The Daily Telegraph URL: http://www.telegraph.co.uk/; USA Today URL:
Библиографический список
http://www.usatoday.com/; The Moscow Times URL: http://www. themoscowtimes.com/
На этих сайтах представлены оригинальные англоязычные газеты, некоторые статьи из которых с интересом читают студенты. Данный вид работы повышает интерес обучающихся, активизирует их мотивацию к изучению иностранного языка.
Таким образом, к важным условиям повышения качества обучения иностранному языку относятся: система педагогических, методических, дидактических и психологических условий; создание на всех видах и типах учебных занятий положительной мотивации; обеспечение творческой, развивающей, комфортной интеллектуально-информационной среды; создание на аудиторных и внеаудиторных занятиях условий, способствующих проявлению потребности в самореализации и саморазвитии студентов в деятельности, которая напрямую связанна с применением на практике полученных знаний и умений.
Использование нетрадиционных новых технологий в обучении иностранному языку в значительной мере изменило подходы к самому процессу обучения, а также к разработке и подбору учебных материалов по дисциплине «Иностранный язык». Интерактивное обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий, метода проектов, игровых видов деятельности делает учебный процесс более интересным и творческим. Существенным фактором здесь является учет индивидуального темпа работы каждого студента.
Применение данных технологий и методов нацелено на улучшение качества образования, на формирование гармоничной личности, ориентирующейся в информационном пространстве и обладающей информационной культурой, личности, которая с помощью иностранного языка сможет реализовать свои личные и профессиональные интенции.
1. Волкова А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов. Молодой ученый. 2015; 15: 575 - 577.
2. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Издательство ООО «Омскбланкиздат», 2012.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10.
4. Дудина М.Г. Использование видеоматериалов на уроке английского языка. Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011.
5. Гришаева А.В. Метод проектов на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Современные тенденции в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации. Материалы Международной заочной научно-практической конференции. Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2011.
References
1. Volkova A.Yu. Problemy professional'no-orientirovannogo obucheniya inostrannomu yazyku studentov neyazykovyh fakul'tetov. Molodoj uchenyj. 2015; 15: 575 - 577.
2. Fedorov A.'E., Metelev S.E., Solov'ev A.A., Shlyakova E.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovatel'nom processe: monografiya. Omsk: Izdatel'stvo OOO «Omskblankizdat», 2012.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.
4. Dudina M.G. Ispol'zovanie videomaterialov na uroke anglijskogo yazyka. Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym yazykam i mezhkul'turnoj kommunikacii. Materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 'Elektrostal': Novyj gumanitarnyj institut, 2011.
5. Grishaeva A.V. Metod proektov na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze. Sovremennye tendencii v obuchenii inostrannym yazykam i mezhkul'turnoj kommunikacii. Materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 'Elektrostal': Novyj gumanitarnyj institut, 2011.
Статья поступила в редакцию 10.10.17
УДК 378
Shapovalova I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Moscow branch of Higher School of Folk Arts (Institute),
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF ART EDUCATION. Professional activity of future specialists of applied and decorative arts and crafts is characterized by a complex strategic interaction of tradition and innovation, individual and collective work, the internal and external world of human life. For tomorrow's creative professionals today is not only preserved, but also actualized by the importance of forming their own views on the quality of the organization and implementation of the process of creation of the product. Future specialists of applied and decorative arts and crafts need intargeted psychological and pedagogical support to ensure full development of creative professional activity to achieve their appropriate level of sociality of the subject.
Key words: creative activity of future specialists of applied and decorative art and folk crafts, interaction of traditions and innovations, individual and collective work, creative intent, author's work, social relationships, independence, collaboration, cooperation, culture and art.
И.А. Шаповалова, д-р пед. наук, проф., директор Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Москва, Е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессиональная деятельность будущих специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов характеризуется сложным системообразующим взаимодействием традиций и инноваций, индивидуального и коллективного труда, внутреннего и внешнего мира жизни человека. Для будущих специалистов творческих профессий сегодня не только сохраняется, но и актуализируется значимость формирования собственной точки зрения на качество организации и осуществления процесса созидания продукта деятельности. Будущим специалистам декоративно-прикладного искусства и народных промыслов необходима адресная психолого-педагогическая поддержка для обеспечения условий полноценного развития творческой профессиональной деятельности и достижения ими соответствующего уровня социальности субъекта.
Ключевые слова: творческая деятельность будущих специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, взаимодействие традиций и инноваций, индивидуальный и коллективный труд, творческий замысел, авторская работа, социальные отношения, самостоятельность, взаимодействие, сотрудничество, культура и искусство.
Профессиональная деятельность будущих специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов характеризуется сложным системообразующим взаимодействием традиций и инноваций, индивидуального и коллективного труда, внутреннего и внешнего мира жизни человека. Смыслом и целями мотивированной ориентации студентов на освоение ключевых компетенций определяется практика изготовления изделий в соответствии с предложенным образцом (копия) и по творческому замыслу (авторская работа) [1]. Анализ результатов учебной деятельности обучающихся в учреждениях профессионального художественного образования подтверждает выводы о принятии ими установки на осознанное решение стать творческой личностью, на воплощение этого решения через стремление к достижению успехов, к получению общественного признания результатов собственной творческой деятельности - уникальных авторских работ [2]. Такие факторы определяют необходимость уточнения психолого-педагогических оснований формирования жизненной позиции студентов, влияние которой обнаруживается в специфической учебной деятельности, связанной с компетентной оценкой не только качества продукта профессиональной деятельности (изделий декоративно-прикладного искусства или народных промыслов), но и соблюдение требований к наличию условий, в которых организуются и осуществляются трудовые процессы. Другими словами, для будущих специалистов творческих профессий сегодня не только сохраняется, но и актуализируется значимость формирования собственной точки зрения на качество организации и осуществления процесса созидания продукта деятельности.
Содержащиеся в феномене «точка зрения человека» личностное предположение и ценностная ориентация образуют определенный духовный, не рациональный ресурс жизнедеятельности творческой личности, социализация которой объективно осложняется её «нестандартностью», «непохожестью на других». Объединение с другими у творческой личности нередко вступает в конфликт с процессами индивидуализирования, обособления. Обособленность, погружение в мир собственных эмоциональных переживаний и специфических реакций на окружающую среду снижает возможности объединения с другими - в паре, в группе, в коллективе, в обществе и т. д.
Непросто развиваются отношения творческой личности к социально значимой необходимости представлять другим результаты собственного труда, к процессам обязательного этапа отчуждения от себя продукта собственного творчества, в созидание которого вложены колоссальные силы - физические, интеллектуальные, духовные. Требующая свободы, творческая деятельность студента на определенных этапах исполнения работы по образцу, с опорой на образец вступает в противоречивые отношения с объективной необходимостью подчинения требованиям учебно-программной документации, педагогов, норм и правил жизни учреждения образования, что провоцирует нарушение субъект-субъектных отношений, сотрудничества и взаимодействия участников образовательного процесса. Для обеспечения условий полноценного развития творческой профессиональной деятельности будущим специалистам декоративно-прикладного искусства и народных промыслов необходима адресная психолого-педагогическая поддержка в достижении ими соответствующего уровня социальности субъекта. Уточним: в современной психологии сформировалось понимание того, что социальная
субъектность складывается в процессе освоения личностью социальной действительности «через деятельность, поведение, общение, созерцание» [3, с. 46].
Для реалий студенческой жизни обучающегося в учреждении профессионального художественного образования очевидна значимость социальности как «неразрывных взаимосвязей (производственных, чисто духовных и др.) ... между людьми во всех сферах активности, независимо от степени их общественной полезности, нравственной оценки ...» [4, с. 82].
Справедливо: будущий специалист как субъект деятельности связан с другими неразрывно, однако при этом хотя и относительно, но обособляется. Так, приобретая определенную независимость, он по-своему, но в контексте общественных отношений переживает процессы осмысления единства природы и социального. Приведем пример трактовки своих творческих изделий мастером богородской резьбы по дереву С. Балаевым, представителем широко известной династии (в четвертом поколении). Оценивая свою работу, С. Балаев говорит: «Как рождается творческий замысел? Как? Да все есть в природе. У нее и беру». Об источниках своего творчества говорят и студенты. Чаще этим источником признается нерукотворное искусство, природа. Студенты отдают предпочтение деревенскому пейзажу (не городскому ландшафту). Прилив творческих сил студенты ощущают при восприятии леса, поля, реки (в сравнении с восприятием парка, степи, моря). Творческое воображение студентов поддерживается звуками (птицы, кузнечики, цикады и др.). Отметим: обучающиеся подчеркивают особую роль зрительного восприятия окружающего мира, что логично отражается на актуализации проблемы повышения из их зрительской культуры.
Творческое взаимодействие обучающихся с природой отражается в названиях курсовых проектов, выпускных квалификационных работ. Приведем примеры: поднос «Тропинка почти заросла» (металл, многослойное письмо, масло, лак), колье «Сады Придонья» (женское украшение), кресло и панно «Цветочные пейзажи России» (оформление предметов интерьера декоративной росписью в технике Московское письмо), кресло и панно «Весеннее очарование» (рококо в оформлении комплекта изделий интерьера в технике Московское письмо), колье «Летняя поляна» (традиции и современность в природных мотивах женских ювелирных украшений), платье «О, Русь моя!» (золотное шитье), зонтик и платье «Яркая осень живет карнавалами» (смешанная техника, шифон, крепдешин), платье «Отблески лета» (цветная гладь, черный шифон), пальто «Цветущий сад» (русская гладь, шерсть черная).
Развитие творческой деятельности студентов связано с укреплением их мотивированного интереса к искусству как одной из форм отражения и познания действительности. Оптимально обеспеченная произведениями искусства, внутренняя среда учреждения традиционного художественного образования позитивно воздействует на участников образовательного процесса и взаимодействует с ними. При этом искусство создает фон для совершенствования процесса профессиональной подготовки, что соответствует принципу целостного развития личности, а также известной истине: искусство воспитывает вкус, оказывает влияние на формирование и развитие духовных потребностей человека. Более того, искусство, взаимодействие видов искусства мотивируют творчество в различных сферах деятельности, ориентируют на созидание, на утверждение эстетической
значимости жизненной среды человека (в том числе - образовательной среды вуза), его действий, поведения и поступков. Справедливость выводов о качестве образовательной среды, формирующейся в соответствии с принципом взаимодействия декоративно-прикладного искусства, живописи, литературы, театра, музыки и др., подтверждается многими факторами, но прежде всего - результатами творческих трудов, представленных студентами на этапах промежуточного контроля и итоговой аттестации. Назовем некоторые темы курсовых и выпускных квалификационных работ студентов Московского филиала Высшей школы народных искусств (института): комплект женской одежды «Выткался над озером алый цвет зари» (традиционная рязанская вышивка), платье «Музыка цветов» (смешанная техника, шифон), кресло и панно «О чем шумит мне липа ветровая» (техника лаковой живописи в стиле Московское письмо), шкатулка «Сказка старого замка» (папье-маше, масло, лак), футляр для книги и ручки «Дух шекспировских времен» (папье-маше, масло, лак), секретер «Прогулки с Чеховым» (папье-маше, масло, лак) и др.
Высшее предназначение искусства, как известно, - обогащение духовного мира человека. Произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, соответствующие такому предназначению, в полной мере реализуют функции познания и отражения действительности в условиях их использования в качестве образца для организации обучения технологиям их изготовления. Образцовые экземпляры, сосредоточенные в музее учреждения, играют особую роль: это и экспонаты музея, и дидактические материалы, наглядные пособия.
Использование таких ресурсов музея на занятиях при информационном сопровождении сведениями об истории создания, авторском замысле, творческом отношении к традиции, о связях данного произведения с другими видами искусства определяет эффективность психологической установки на работу по образцу с ориентирами на перспективу учебной деятельности, мотивирующей потребности перехода обучающегося на этап индивидуального творчества. Например, при обучении студентов технологиям богородской резьбы по дереву обращается внимание на классическое произведение Ф. Д. Ерошкина (XIX век) «Как мыши кота хоронили». Один из оригиналов этого шедевра демонстрируется в Русском музее (Санкт-Петербург). Студенты выполняют задания по формированию банка данных о взаимосвязи этого «творения в дереве» с различными источниками: басни Эзопа, И. А. Крылова; лубочные картины, гравюры, эстампы «Как мыши кота погребали» (ХУШ-Х1Х вв.); произведения В. А. Жуковского (сказка «Как мыши кота хоронили»), И. И. Лажечникова (роман «Ледяной дом»), А. С. Пушкина (повести «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»), М. Н. Загоскина (роман «Рославлев, или Русские в 1812 году»). Интерес к этим источни-
Библиографический список
кам поддерживается современными литературными произведениями, мотивированными богородской скульптурой «Как мыши кота хоронили». Так, методически целесообразно использование стихотворения О.П. Андреева, интерпретирующего сюжет «кот и мыши». Приведем фрагмент стихотворения: Васька лег и вправду помер... Той порой бежали мыши, С ними две большие крысы. -Как увидели кота, Разбежались, кто куда! Но потом переглянулись... И от радости свихнулись: «Веселись, мышей народ! Музыку сюда давайте, Пляски-танцы начинайте!»
У кота, как и у многих других персонажей богородского шедевра, есть имена: Кот казанский, урожденец астраханский, разум сибирский, ус сусастерский. В традиционной богородской скульптурной группе «Как мыши кота хоронили» 66 персонажей. Имена мышей, отмечает А. М. Алексеева, «выводят нас на русскую деревенскую улицу, в шумную толпу веселящегося городского люда. Здесь и Теренька (Терентий), и Емелька (Емельян), и Дорошка с Ерошкой (Дорофей и Ерофей). К ним присоединяются еще Чюрилка (от Кирилла)., Вавилко - известное имя скомороха» [5, с. 72]. Одна «мышь в волынку играет, а ладу не знает», другая в бубен бьет, «мышь-пирожница пищит, пироги тащит».
География прибывших на похоронную церемонию мышей широкая: мышь татарская, уральская, охтинская, украинская, с Рязани, с Балчуга, из Рогожской, из Таганки, с Дону, чухонки, под-навинские, сибирские, коломенские, с Арбата, олонка, корелки, с Полянки, из Мошена, с Покровки, из Риму, с Вятки, новгородки, со Вшивой горки. Образны и характеристики некоторых мышей: крыночная блудница, мыши-ханжи (несут вилки да ножи), мышь идет навеселе (объелась киселя) .
Формирование мотивированного интереса студентов к произведениям декоративно-прикладного искусства и народных промыслов поддерживается процессами их творческой деятельности - изготовлением собственных изделий, пониманием социокультурной значимости и ценности своего вклада в сохранение традиций и в обогащение инновациями различных видов народных искусств [6]. В условиях учреждения профессионального художественного образования студенты учатся понимать себя, свою жизнедеятельность, осознанно осваивая способности к высшей форме социальных отношений - самостоятельность, сотрудничество, взаимодействие. При этом будущие специалисты вступают в сотворчество с окружающим миром, в развитие себя как творческой личности профессионала.
1. Шаповалова И.А. Взаимодействие произведений художественной литературы и живописи в системе развития общекультурных компетенций будущих специалистов декоративно-прикладного искусства. Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом. Под общей редакцией А.П. Лободанова. Вестник МЦМС № 6. Москва: Издательство «БОС», 2017: 151 - 162.
2. Шаповалова И.А. Творческая деятельность студентов в условиях учреждения художественного образования. Мир науки, культуры, образования. Научный журнал. 2017; 2 (63): 166 - 168.
3. Брушлинский А.В. Социальность субъекта и субъект социальности. Субъект и социальная компетенция личности. Под редакцией А.В. Брушлинского. Москва: Институт психологии РАН, 1995.
4. Теория профессиологии педагогического образования: монография. Под науч. ред. Н.М. Александровой. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
5. Алексеева М.А. Гравюра на дереве «Мыши кота на погост волокут» - памятник русского народного творчества конца XVII начала XVIII в. Русская литература XVIII - начала XIX века в общественно-культурном контексте. Ленинград: Наука, 1983: 45 - 79.
6. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: материалы XVII межд. научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2012.
References
1. Shapovalova I.A. Vzaimodejstvie proizvedenij hudozhestvennoj literatury i zhivopisi v sisteme razvitiya obschekul'turnyh kompetencij buduschih specialistov dekorativno-prikladnogo iskusstva. Sohranenie, podderzhka i prodvizhenie russkoj kul'tury i yazyka za rubezhom. Pod obschej redakciej A.P. Lobodanova. Vestnik MCMS № 6. Moskva: Izdatel'stvo «BOS», 2017: 151 - 162.
2. Shapovalova I.A. Tvorcheskaya deyatel'nost' studentov v usloviyah uchrezhdeniya hudozhestvennogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. Nauchnyj zhurnal. 2017; 2 (63): 166 - 168.
3. Brushlinskij A.V. Social'nost' sub'ekta i sub'ekt social'nosti. Sub'ekt i social'naya kompetenciya lichnosti. Pod redakciej A.V. Brushlinskogo. Moskva: Institut psihologii RAN, 1995.
4. Teoriya professiologii pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. Pod nauch. red. N.M. Aleksandrovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2013.
5. Alekseeva M.A. Gravyura na dereve «Myshi kota na pogost volokut» - pamyatnik russkogo narodnogo tvorchestva konca XVII nachala XVIII v. Russkaya literatura XVIII - nachala XIX veka v obschestvenno-kul'turnom kontekste. Leningrad: Nauka, 1983: 45 - 79.
6. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: materialy XVII mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: VShNI, 2012.
Статья поступила в редакцию 10.10.17