УДК 378.1
Shapovalova I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Director of Moscow Branch of High School of Folk Arts (Institute)
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STUDENTS' CREATIVE ACTIVITY IN CONDITIONS OF ART EDUCATION INSTITUTION. The article examines specific features of prospective decorative and applied arts and folk crafts specialists' creative activity. The opportunities of promoting Russian culture in present-day geopolitical circumstances are considered. Aspect analysis of pieces of literature and paintings motivating students' artistic activity is carried out with reference to the Moscow branch of VSNI. The main characteristics of effective development of educational environment (free, variable, provided the capabilities of effective dialogic communication, choice-making responsible decisions in various spheres of activity) of higher (art) education institutions are determined.
Key words: artistic activity, promoting Russian culture, general cultural competences, analysis of pieces of literature, paintings, decorative and applied art pieces, educational environment of higher education institution.
И.А. Шаповалова, д-р пед. наук, проф., дир. Московского филиала Высшей школы народных искусств (института),
г Москва, E-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследованы особенности творческой деятельности будущих специалистов сферы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Рассмотрены возможности продвижения русской культуры в современных геополитических условиях. Проведен аспектный анализ произведений художественной литературы и живописи, мотивирующих художественную деятельность студентов (на примере деятельности Московского филиала ВШНИ). Определены основные характеристики эффективного развития образовательной среды (свободная, вариативно разнообразная, обеспеченная возможностями эффективного диалогического общения, возможностями выбора для принятия ответственного решения в различных сферах жизнедеятельности) учреждений высшего (художественного) образования.
Ключевые слова: художественная деятельность, продвижение русской культуры, общекультурные компетенции, анализ произведений художественной литературы, живописи и традиционного прикладного искусства, образовательная среда вуза.
Профессиональная деятельность специалистов сферы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов предполагает интегрирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций творческой личности. Сложность работы специалистов данной сферы усиливается разнообразием видов деятельности: художественная, проектная, исполнительская, информационно-технологическая и др. Результаты творчества, связанного с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами, зависят от множества факторов, в том числе - от качества продукции (предметов, изделий), её соответствия национальным традициям, требованиям эстетического вкуса, уникальности художественного исполнения.
Обязательным условием признания качества изделия декоративно-прикладного искусства является его оценка как авторского произведения народного искусства, оформленного в соответствии с функциональным назначением: культурно-бытовым. Такие произведения в аспекте исторического времени (прошлого) и реального (настоящего) справедливо относятся к актуально значимым ресурсам продвижения русской культуры в сложившихся и складывающихся геополитических условиях XXI века.
В мировой художественной культуре достойное место занимают творения Гжели, Палеха, Жостово, а также - Мстеры, Холуя, Федоскино, Сергиева Посада, Рязани. Перспективы развития художественной миниатюры, художественной резьбы по дереву, художественного кружевоплетения сегодня во многом связываются с миссией ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств» (г Санкт-Петербург), филиалы которого созданы в Москве, Мстере, Холуе, Федоскино, Богородске, Сергиевом Посаде, Рязани, Омске. «Своей деятельностью институт, - отмечено в документах Администрации Президента Российской Федерации, - стремится объединить центры народных художественных промыслов, реализуя в них систему непрерывного профессионального образования, что способствует получению высшего образования, закреплению местной молодежи в местах их постоянного проживания и реализации задач, направленных на приобщение российского народа к собственной культуре, развитию национального самосознания молодежи» [1].
Стратегическая значимость направленности института на художественное образование поддерживается ресурсами си-стемно-деятельностного подхода к развитию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов. Подготовка их к художественной деятельности как профессиональной соответствует психолого-педагогическим основаниям поэтапного формирования у обучающихся способностей к использованию художественных методов декоратив-
но-прикладного искусства и народных промыслов, к выполнению поисковых эскизов, к осознанному выбору приёмов оптимальных композиционных решений, что не противоречит логике перехода студентов от мотивированных ориентировочных действий к исполнению учебного задания по образцу с применением художественных методов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Соблюдение последовательности процессов овладения студентами художественной деятельностью предусматривает необходимость перехода студентов к выполнению творческих заданий, актуализирующих значимость приобретаемого опыта художественной деятельности.
Творческий опыт народных умельцев прошлого и настоящего характеризуется органичными связями с фольклором, художественными произведениями литературы и живописи. Истоки этой связи предопределены природой искусства, художественной деятельностью известных и неизвестных авторов уникальных произведений. Основные направления образовательной деятельности Высшей школы народного искусства (института) способствуют систематизации работы по формированию у студентов готовности к использованию философских знаний, к анализу главных этапов и закономерностей исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-4). Социальная значимость творческой деятельности студентов филиалов московского региона Высшей школы народного искусства (института) очевидна. Например, студенты Богородского филиала воссоздают копии известных произведений своих предшественников. В конце XIX в. Ф. Ерошкин по мотивам басни Эзопа «Кот и мыши», по лубочным эстампам «Как мыши кота погребали», по гравюрам и картине «Погребение кота» создал уникальную художественную скульптурную группу (художественная резьба по дереву) «Как мыши кота хоронили». Вариативность эмоциональных реакций зрителя (то ли это веселая шутка, то ли - строгое нравоучение?) сохраняет экспрессивность интриги и свежесть восприятия художественного мастерства и эстетического вкуса Ф. Ерошкина и его последователей - богородских мастеров. При работе над копией художественной скульптурной группы студенты обращаются к художественным текстам И.И. Лажечникова («Ледяной дом»), А. С. Пушкина («Капитанская дочка», «Станционный смотритель»), М. Н. Загоскина («Рослав-лев, или Русские в 1812 году»), в которых писатели использовали как художественную деталь популярные в то время картины, гравюры на сюжет басни Эзопа «Погребение кота».
Неизменный интерес к художественной резьбе по дереву проявляют студенты при выполнении творческого задания -подготовка копии художественной скульптурной группы «Три
богатыря» (связь с известными фольклорными произведениями, с картиной В. Васнецова «Богатыри»), копии скульптурной группы «Привал» (поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», иллюстрации к ней художников О. Верейского, И. Бруни), художественной скульптурной группы «И под дудку дурака кони пляшут трепака» (сказка Н. Ершова «Конёк горбунок», иллюстрации к ней художников Н.М. Кочергина; В. Андриевича и Б. Марковича).
О народных умельцах России, о творчестве мастеров народного искусства писали Л.Н. Толстой и Н.С. Лесков, М.М. Пришвин и К.Г. Паустовский, П. Бажов, Ю.К. Олеша, Ю.М. Нагибин, В.М. Шукшин и др. О них пишут журналисты, говорят искусствоведы, сотрудники музеев, представители академической и вузовской науки. При различии мнений все едины в одном: у народного искусства прочная корневая система родного края и не имеющая территориальных границ духовная свобода творчества.
Актуальную значимость для Московского филиала ВШНИ (института) приобретает решение проблемы развития уникального стиля росписи по металлу и папье-маше - «московское письмо», которое в силу известных исторических событий в XX в. (вплоть до 80-х гг.) было под угрозой утраты. В 80-х гг. начался процесс возрождения московского письма на базе Школы художественных ремесел (с 2004 г. - Московского филиала ВШНИ) [2, с. 6].
Для профессионалов, развивающих традиции московского письма [3, с. 84], по-особому значимо творчество Федора Толстого, сумевшего при сохранении национальных особенностей русской живописи обогатить свое творчество достижениями искусства Западной Европы и Востока XIX в. Стиль работы Ф. Толстого над натюрмортом близок почерку художников и мастеров московского филиала ВШНИ. При обучении студентов технологиям московского письма преподаватели обращаются к творчеству художника Ф. Толстого, который «выбирая для натюрморта цветок, ягоды, ветку или жучка, находит самый совершенный экземпляр и воссоздает его красоту на листе бумаги. Так появляются на его рисунках гибкие длинные листья и нежный атлас белых лепестков, окружающих резной узор хрупкого венчика нарцисса, сочная соблазнительная мякоть клубники, невесомость крылышек стрекоз и мушек, родниковая прозрачность сияющих капель росы, металлический отблеск птичьих перышек...» [4, с. 18].
В стиле московского письма сегодня работают выпускники ВШНИ, студенты, создающие произведения современного декоративно-прикладного искусства [5, с. 21]. Говоря об этом, студенты подчеркивают значимость профессиональной деятельности своих преподавателей и сокурсников: «Изделия, выполненные в стиле московского письма, - отмечает студентка К.О. (3 курс), -обрели силу самостоятельного искусства, волнующего, обращенного к духовному миру всех людей и каждого - в отдельности. Мера реального и условного, найденная преподавателем-художником Г. В. Цветковым, передается новым поколениям студентов. Уникальные изделия, выполненные в стиле московского письма в единственном экземпляре по авторским композициям, вызывают чувства восторга, поэтической созерцательности, гармонии, прививают любовь к природе, к образам растительного мира». Творческие работы студентов Московского филиала ВШНИ (института) в своем большинстве мотивированы произведениями художественной литературы, живописи, что прозрачно подтверждается выбором для них названий: «Жар-птица», «Северная сказка», «Сладость грез», «Единение двух сердец», «Берегиня вод», «Прогулки с Чеховым», «Белые ночи» и др.
Взаимодействие художественных произведений и живописи в системе развития общекультурных компетенций (способности к коммуникации в устной и письменной форме; к самоорганизации и самообразованию; к абстрактному мышлению, анализу, синтезу - ОК-1, ОК-3, ОК-6 и др.) поддерживается участием студентов в выставках их творческих работ [6, с. 12], в организации событий студенческой жизни - встречи с поэтами, писателями, художниками, искусствоведами, педагогами, психологами, авторами учебников; презентациями проектов выпускных квалификационных работ; участием в конференциях, мастер-классах и др.
Система художественного образования сегодня справедливо усиливается ориентирами на развитие у студентов общекультурных компетенций, необходимых для:
• ослабления адаптационных рисков в постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности современного человека;
• усиления личностных ресурсов социализирования, что архиважно для людей творческих профессий.
Индикаторы качества владения студентами приемами художественно-проектной деятельности соотносятся с их личными достижениями - готовностью аргументировать правильность и целесообразность выбора технико-технологических методов выполнения учебного задания по изготовлению авторского изделия ручного исполнения
Необходимым условием реализации системно-деятельност-ного подхода к освоению общекультурных и профессиональных компетенций будущими специалистами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов является активность каждого студента как языковой личности, способной в громкой речи:
- представлять перспективы правильного выполнения учебного задания;
- комментировать последовательность своих действий для верного выполнения задания (одновременность речемысли-тельной и учебно-профессиональной деятельности);
- оценивать качество продукта индивидуального художественного творчества по завершении учебного задания.
Анализ читательской активности студентов Московского филиала ВШНИ (института) свидетельствует о достаточно высоком интересе к чтению книг зарубежной литературы, прозы современных писателей России, поэзии серебряного века. В круг читательских интересов студенты включают книги о художниках: Ф. Толстом, И. Левитане, В. Сурикове, И. Грабаре, П. Кончалов-ском, К. Васильеве, И. Крамском, А. Пластове.
Будущие специалисты художественной росписи по металлу и папье-маше читают К. Г. Паустовского («Золотая роза»), М. Пришвина («Весна света»), Ю.К. Олешу («Ни дня без строчки»), Н.С. Лескова («Левша»), Ф.М. Достоевского («Идиот»), рассказы А.П. Чехова, статьи Д.С. Лихачева. Чаще перечитывают «Золотую розу» К.Г. Паустовского, статьи Д.С. Лихачева, рассказы А.П. Чехова.
Влияние особенностей художественной деятельности, ручного труда на личностное развитие студентов не вызывает сомнения. Анализ результатов педагогических экспериментов подтверждает справедливость гипотетических предположений о специфике формирования у обучающихся картины мира - художественной, технологической, естественно-научной, культурно-исторической, языковой [7, с. 83].
Аналитическая работа студентов в сфере познания языка живописи взаимодействует с их деятельностью по повышению культуры речи. Так, при редактировании своих авторских текстов студенты используют технологии лингвистического анализа текста. При совершенствовании своих рисунков они анализируют правильность и эстетическую целесообразность выбора средств языка живописи: целостность сюжета и предметно-смысловой режиссуры, структурированность композиции, гармонию цвета в системе колористических решений, художественные средства передачи пространства, перспективы, трактовки объемной формы.
Как показывает анализ устной и письменной речи будущих специалистов сферы декоративно-прикладного искусства, актуально значимы для учебной деятельности понимание ими логики взаимодействия художественной литературы и живописи, их влияния на произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Студенты проявляют особый интерес к вопросам взаимодействия слова и изображения, цвета и слова, эстетических оснований поэтичности живописной композиции. В художественной деятельности студентов особую роль играет мотивация освоения мира через художественное слово и художественное изображение, мотивация познания языка живописи.
В процессе совершенствования своего рисунка студенты анализируют приемы передачи светотени, представления силуэта, обеспечения ритма и контраста художественных деталей. При анализе достоинств и недостатков рисунка оценивается технологичность его исполнения: характер мазка, фактуры, прагматическая установка автора на позитивность зрительного восприятия, на эффект взаимодействия со зрителем через наглядность и убедительность эстетических решений, на экспрессивность восприятия и эмоциональность отношения к художественному творчеству. Аналогично - при редактировании своих авторских текстов студенты моделируют процессы совершенствования текста сочинения (эссе), оценивая: содержательно-смысловое единство (тематическое), логико-композиционную структурированность, стилистическую непротиворечивость (целостность), реализацию прагматической установки автора.
Богатство творческих ресурсов студентов Московского филиала Высшей школы народных искусств (института) концентри-
руется в их внутреннем личностном мире [8, с. 41]. Для включения этих ресурсов в художественную деятельность создается уникальная образовательная среда: свободная, вариативно раз-
Библиографический список
нообразная, обеспеченная возможностями эффективного диалогического общения, возможностями выбора для принятия ответственного решения в различных сферах жизнедеятельности.
1. Указание Президента Российской Федерации от 19 мая 2016 г. № Пр-957.
2. Максимович В.Ф. Концепция развития народных художественных промыслов как основа качества профессиональной подготовки кадров. Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: материалы XVII межд. научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ВШНИ, 2012.
3. Архангельская И.Ю. Материаловедение и технология художественной росписи по металлу и папье-маше: учебник. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2006: 107.
4. Аносова Е. Федор Толстой. Москва: Белый город, 2004.
5. Федотова О.В. Современные проблемы профессионального образования в сфере прикладного искусства. Almamater (Вестник высшей школы). Научный журнал. Москва: ИНОИЦ АЛМАВЕСТ, 2011; 11.
6. Максимович В.Ф. Пути обновления профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва: Панорама, 2013; 8.
7. Шаповалова И.А. Основные векторы развития русского языка в современном мире. Вопросы национальных и федеративных отношений. Научный журнал. Москва: Изд. Дом МИСиС, 2015; Выпуск 4 (31).
8. Шамрай Н.Н. Стратегия развития научных школ в Высшей школе народных искусств. Вопросы культурологии. Научно-практический и методический журнал. Москва: Панорама, 2013; 8.
References
1. Ukazanie Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 maya 2016 g. № Pr-957.
2. Maksimovich V.F. Koncepciya razvitiya narodnyh hudozhestvennyh promyslov kak osnova kachestva professional'noj podgotovki kadrov. Tradicionnoe prikladnoe iskusstvo i obrazovanie: istoricheskij opyt, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya: materialy XVII mezhd. nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: VShNI, 2012.
3. Arhangel'skaya I.Yu. Materialovedenie i tehnologiya hudozhestvennoj rospisi po metallu i pap'e-mashe: uchebnik. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU, 2006: 107.
4. Anosova E. Fedor Tolstoj. Moskva: Belyj gorod, 2004.
5. Fedotova O.V. Sovremennye problemy professional'nogo obrazovaniya v sfere prikladnogo iskusstva. Almamater (Vestnik vysshej shkoly). Nauchnyj zhurnal. Moskva: INOIC ALMAVEST, 2011; 11.
6. Maksimovich V.F. Puti obnovleniya professional'nogo obrazovaniya v tradicionnom prikladnom iskusstve. Voprosy kul'turologii. Nauchno-prakticheskij i metodicheskij zhurnal. Moskva: Panorama, 2013; 8.
7. Shapovalova I.A. Osnovnye vektory razvitiya russkogo yazyka v sovremennom mire. Voprosy nacional'nyh i federativnyh otnoshenij. Nauchnyj zhurnal. Moskva: Izd. Dom MISiS, 2015; Vypusk 4 (31).
8. Shamraj N.N. Strategiya razvitiya nauchnyh shkol v Vysshej shkole narodnyh iskusstv. Voprosy kul'turologii. Nauchno-prakticheskij i metodicheskij zhurnal. Moskva: Panorama, 2013;
Статья поступила в редакцию 27.03.17
УДК 372.874
Sukharev A.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Monumental and Decorative Art, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: aist-09 @mail. ru
Pronina N.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Academic Painting and Drawing, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: [email protected]_
INTEGRATION OF SPECIFICS OF PAINTING AT THE INITIAL STAGE OF TEACHIING OF FUTURE ARTISTS-EDUCATORS.
The article deals with a problem of training teachers of fine arts, integrative approach to training sessions to ensure creativity in teaching special subjects, the variability of the process, improvement of the efficiency of the studied material. The work proposes a developed model implemented in a particular educational process on special disciplines. In the article the basic training goals, objectives, subject, reflecting the specificity of the picturesque training future artist-educator for professional activity are specified. The presented material suggests that training of students, integrating with other academic disciplines, which helps enhance the theoretical and practical training at the initial stage.
Key words: painting, professional perception, imagination, still life.
А.И. Сухарев, канд. пед. наук, доц., зав. каф. монументального и декоративного искусства, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
Н.К. Пронина, канд. пед. наук, доц. каф. академической живописи и рисунка, Омский государственный педагогический университет, г. Омск, E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЦИОННАЯ СПЕЦИФИКА ЖИВОПИСИ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-ПЕДАГОГОВ
В статье рассматривается проблема подготовки учителей изобразительного искусства, интегративный подход к организации учебных занятий, позволяющий обеспечить творческий подход в обучении спец. дисциплин, вариативность процесса, повысить эффективность изучаемого материала. Разработанная модель реализована в конкретном учебном процессе по специальным дисциплинам. В статье сформулированы основные учебные цели, задачи учебного предмета, отражающие специфику живописной подготовки будущего художника-педагога к профессиональной деятельности. Представленный материал позволяет сделать вывод, что обучение студентов живописи в интеграции с другими учебными дисциплинами позволяет повысить теоретическую и практическую подготовку студентов на начальном этапе обучения.
Ключевые слова: живопись, профессиональное восприятие, творческое воображение, натюрморт, учебное задание.
Живопись - одна из основополагающих учебных дисциплин в системе художественно-педагогического образования. Этот курс формирует и развивает профессиональные компетенции будущего педагога-художника, творческие способности, готовить к самостоятельной педагогической работе в общеобразователь-
ной школе, в системе дополнительного образования и художественному творчеству.
На первых курсах высшего педагогического учебного заведения живопись формирует и развивает у студентов профессиональное восприятие, художественный вкус, понимание цветовой