Научная статья на тему 'Образовательная среда как ресурс развития индивидуальности будущих художников'

Образовательная среда как ресурс развития индивидуальности будущих художников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / TRADITIONAL APPLIED ART / ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE ARTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / PROFESSIONAL INTEREST / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASSUMPTIONS / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS OF STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова И. Э.

Данная статья посвящена вопросам анализа образовательной среды колледжа, в которой формируется будущий художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Автор рассматривает содержательный, методический, предметный и организационно-управленческий компоненты образовательной среды, в результате взаимодействия которых возникает эффективное интеграционное образовательное пространство, стержнем которого является искусство. Особое внимание уделяется определению типологических характеристик образовательного пространства, с позиции его структурно-содержательных компонентов: комфортность, разнообразие, многопрофильность, индивидуальность. Подчеркивается, что подобное образовательное пространство стимулирует интерес к обучению, сопрягая в себе и внутреннее (психологическое), и внешнее (физическое) пространство. Исследуя вопрос формирования и развития профессионального интереса студентов, автор выявляет ключевую роль образовательной среды в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агапова И. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF FUTURE ARTISTS

The article conducts an analysis of the educational environment of a college, which teaches future artists of decorative-applied art and folk crafts. The author examines contents-related, methodological, substantive and organizational and managerial components of educational environment, the interaction of which there is an effective integration of educational space, the core of which is the arts. Special attention is paid to the definition of typological characteristics of the educational space, from the standpoint of its structural components: comfort, variety, versatility, personality. It is emphasized that such educational environment that stimulates interest in learning, mating in itself and internal (psychological) and external (physical) space. Exploring the question of formation and development of professional interests of students, the author reveals the key role of the educational environment in the process.

Текст научной работы на тему «Образовательная среда как ресурс развития индивидуальности будущих художников»

УДК 378

Agapova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecture, Socio-Humanitarian and Natural-Science Disciplines Department,

Moscow branch of Higher School of Folk Arts (Institute) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY OF FUTURE ARTISTS.

The article conducts an analysis of the educational environment of a college, which teaches future artists of decorative-applied art and folk crafts. The author examines contents-related, methodological, substantive and organizational and managerial components of educational environment, the interaction of which there is an effective integration of educational space, the core of which is the arts. Special attention is paid to the definition of typological characteristics of the educational space, from the standpoint of its structural components: comfort, variety, versatility, personality. It is emphasized that such educational environment that stimulates interest in learning, mating in itself and internal (psychological) and external (physical) space. Exploring the question of formation and development of professional interests of students, the author reveals the key role of the educational environment in the process.

Key words: traditional applied art, decorative arts, educational process, professional interest, psychological and pedagogical assumptions, methods of study.

И.Э. Агапова, канд. пед. наук, доц. каф. социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Московский

филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Москва, Е-mail: [email protected]

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ

Данная статья посвящена вопросам анализа образовательной среды колледжа, в которой формируется будущий художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Автор рассматривает содержательный, методический, предметный и организационно-управленческий компоненты образовательной среды, в результате взаимодействия которых возникает эффективное интеграционное образовательное пространство, стержнем которого является искусство. Особое внимание уделяется определению типологических характеристик образовательного пространства, с позиции его структурно-содержательных компонентов: комфортность, разнообразие, многопрофильность, индивидуальность. Подчеркивается, что подобное образовательное пространство стимулирует интерес к обучению, сопрягая в себе и внутреннее (психологическое), и внешнее (физическое) пространство. Исследуя вопрос формирования и развития профессионального интереса студентов, автор выявляет ключевую роль образовательной среды в этом процессе.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, декоративно- прикладное искусство, образовательный процесс, профессиональный интерес, психолого-педагогические предпосылки, методы обучения.

Необходимым условием реализации образовательной программы по любой специализации традиционного прикладного искусства является наличие образовательной среды, включающей особый тип отношений между преподавателем и студентом. Работа с субъектным опытом предполагает особую атмосферу доверия, сотрудничества, сотворчества на занятиях. Выявить субъектный опыт студента можно лишь в процессе обмена содержанием знаний. Ценности колледжа реализуются, прежде всего, через уважение к интересам, потребностям обучающихся, их стремлению к самовыражению. А этого нельзя достичь без создания образовательной среды, обеспечивающей особый стиль взаимодействия основных участников образовательного процесса, направленного прежде всего на раскрытие индивидуальности каждого учащегося [1, с. 48].

По определению С.В. Зайцева, образовательная среда призвана поощрять обучающихся к индивидуальному самовыражению; стимулировать их развитие на основе индивидуальных интересов и потребностей, способствовать становлению важнейших личностных свойств, необходимых для жизни в современном быстро меняющемся мире. Образовательная среда колледжа включает в себя содержательный, методический, предметный и организационно-управленческий компоненты [1]. При взаимосвязанной и взаимообусловленной работе которых возникает эффективное интеграционное образовательное пространство, стержнем которого выступает искусство [2]. Такое образовательное пространство вовлекает в себя студентов, способствует сопряжению внутреннего (психологического) и внешнего (физического) пространства, стимулирует интерес к обучению и к познанию нового. Следовательно, образовательное пространство учебного заведения, отдельных занятий должны отвечать следующим характеристикам:

- комфортная, эмоционально привлекательная среда;

- разнообразие;

- многопрофильность;

- индивидуальность.

Поэтому программы обучения должны включать учебный материал разной степени сложности, направленный на различные формы учебной деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная). Важным фактором является возможность самовыражения учащихся, проявления самостоятельности, создание атмосферы доброжелательности, ориентация на диалог; опора на личностный опыт и интересы учащихся, независимо от их

успеваемости; признание за каждым учеником права на ошибку, но с обязательным анализом ее причин, определением условий ее устранения. В учебном процессе важно опираться на сложившиеся предметные ориентации каждого ученика, особенности его семантической активности [3].

Создание условий, необходимых для формирования ценностно - смысловой сферы личности рассматривали в своих исследованиях, Г.Д. Бабушкин, Т.М. Буякас, С.Л. Рубинштейн, П.А. Шавира. Для того, чтобы организовать условия и возможности развития профессионального интереса преподаватель должен решить ряд задач:

- изучить макро и микросреду учебного заведения, потребности учащихся в их профессиональном становлении;

- внедрить современные психолого-педагогические технологии обучения и воспитания профессионала;

- разработать диагностические материалы, используемые для оценки уровней сформированности профессионально важных качеств личности.

В результате, приведенных выше исследований можно выявить психолого-педагогические предпосылки формирования профессионального интереса обучающихся:

- позитивные профессиональные установки;

- социальная компетентность;

- разнообразные методы и технологии.

Для формирования и развития профессионального интереса в процессе обучения студентов декоративно-прикладному искусству необходимо создать комплекс условий, включающий в себя наряду с общими педагогическими условиями специальные.

Традиционное искусство, включающее художественно-выполненные изделия декоративно-прикладного искусства, музыкально-песенный фольклор, устное народное творчество обладает большими потенциальными возможностями для систематического развития творческих способностей и формирования художественно-эстетической культуры, а целенаправленная реализация этих возможностей в практике образования колледжа выступает как педагогическая необходимость. Обучение декоративно-прикладному искусству в системе предметов художественного цикла способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства, лучшему усвоению его языка, развивает профессиональный интерес к традиционной культуре, с одной стороны, и активизирует учащихся к применению при-

обретенных знаний в творческих работах, связанных с разными видами искусства, с другой стороны.

Известно, что ритм, форма, цвет, фактура материала и др. формируют образ, который в декоративно-прикладном искусстве отражает сущностные потребности человека, его мировоззрение, идеалы, эстетический вкус.

Исследуя диалектику художественной формы, А.Ф. Лосев связывал отношение художественной формы с ее первообразом - единством «вещи и смысла». Художественная форма, по его мнению, и есть образ, творящий самого в качестве первообраза, становящийся своим первообразом [4].

Декоративно-прикладное искусство одно из действенных средств формирования у студентов способности восприятия и понимания явлений в окружающей жизни и действительности. Встречи с произведениями декоративно-прикладного искусства на занятиях, экскурсиях в выставочные залы, музеи, на предприятия народных художественных промыслов все это в комплексе обеспечивает систематичность воздействия выразительных средств декоративно-прикладного искусства на личность учащегося, формируя устойчивый интерес к художественным впечатлениям. «Чем более детьми раскрывается в процессе работы понятие декоративности творчества, порождающего художественно-оформленную вещь, тем охотнее они рисуют по чисто производственным заданиям, необыкновенно быстро усваивая чувство формы и материала», отмечает Г.В. Лабунская [5, с. 116 - 137].

Установлено, что наиболее действенными методами художественного воспитания, являются: метод непосредственных наблюдений, метод интерпретации природных форм, метод активных творческих действий. Именно они способствуют развитию интереса к произведениям декоративно- прикладного искусства и художественной деятельности в этой области.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют: эмоционально привлекательную подачу учебного материала, его поэтапность, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, возможности практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентацией учащихся, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения и др.

Очевидно, что процесс формирования у учащихся и группы, профессионального интереса представителем, которым является тот или иной индивид должен быть изучен с учетом социальных факторов, ценностных ориентаций на социально-психологическом и личностно-психологическом уровне.

Известно, что формирование и становление профессионального интереса учащихся закладывается в юношеском возрасте в условиях воспитания, развития, самостоятельности мышления, осознанности действий.

Для профессионального самоопределения характерны: «большая интенсивность внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний, поскольку образуется новый существенный стимулятор - осознанное решение превратить определенную деятельность в профессиональную в целом или хотя бы в части ее» [6, с. 21 - 22]. Особую роль здесь играет, по мнению Т.П. Демидовой: «постоянство, обобщенность и осознанность

Библиографический список

интереса, его связь с другими группами обобщенных интересов и с ценностными ориентациями личности. В развитии профессионального интереса осуществляется их структурализация при переходе от многочисленных неглубоких к единственному глубокому интересу. Если при потребительских интересах поведение человека больше определяется средой (ситуацией), то при сформировавшемся профессиональном интересе личность им руководствуется» [6, с. 21 - 22].

Процесс профессиональной подготовки обусловлен всегда конкретными целями, которые могут стать мотивами, внутренними стимулами. В этом случае преподаватель может (по Т.П. Демидовой):

1. ориентировать и учитывать реальные учебные возможности каждого студента выполнять те или иные действия в соответствии с заданными целями и условиями.

2. определять систему знаний, основных умений и навыков, которыми надлежит вооружить будущих специалистов.

3. обосновывать требования к уровням усвоения знаний и степени сформированности умений и навыков.

4. руководствоваться четкими критериями, определяющими качество профессиональной подготовки;

5. оптимально выбирать формы и методы обучения.

Однако до настоящего времени не исследован педагогический процесс формирования профессионального интереса учащихся в учебных заведениях народных художественных промыслов. Представляется актуальным выявление дидактических и воспитательных возможностей совместной учебной деятельности преподавателя и обучающегося в целях формирования профессионального интереса студентов.

Важно включение в среду традиционного декоративно-прикладного искусства, понимание значимости его, для сохранения национальных корней, для становления личности, ощущения причастности, корпоративности, коллективизма. Все это обеспечивается в процессе целенаправленного освоения предмета «Народные художественные промыслы». Он определяет интегративное взаимодействие внешних и внутренних компонентов психологического пространства студента, приводит к пониманию основ традиционного-прикладного искусства, влияет на направление стержневого профессионального интереса.

Разнообразие средств народных художественных промыслов способствует развитию глубокого профессионального интереса как ведущего мотива в учебе и в жизни студента. Внедрение технологии мотивационного проектирования учебного процесса поддерживается такими процессами как: привлечение внимания, придание обучению смысла, повышение уверенности в возможности решить учебную задачу, повышение уровня удовлетворенности дает возможность построить интерактивный, педагогически обусловленный процесс обучения.

Для формирования профессионального интереса важны многие факторы, но одним из самых значимых, справедливо считается среда, в которой происходит становление специалиста. От того, как будет «выстроено» взаимодействие в среде, на основе каких критериев будет осуществляться управление этим взаимодействием, во многом зависит результативность профессионального становления.

1. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Москва: Знание, 1971.

2. Кашекова И.Э. Стилистическая общность мифопоэтических образов традиционного декоративно-прикладного искусства. Доклад на Международной конференции «Эволюция кружева». Порво. Финляндия. 2009.

3. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. Москва: Знание, 1971.

4. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. Москва: Мысль, 1995.

5. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1970.

6. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях. Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.

References

1. Yakobson P.M. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Znanie, 1971.

2. Kashekova I.'E. Stilisticheskaya obschnost' mifopo'eticheskih obrazov tradicionnogo dekorativno-prikladnogo iskusstva. Doklad na Mezhdunarodnojkonferencii«'Evolyuciya kruzheva». Porvo. Finlyandiya. 2009.

3. Yakobson P.M. Psihologiya hudozhestvennogo tvorchestva. Moskva: Znanie, 1971.

4. Losev A.F. Forma. Stil'. Vyrazhenie. Moskva: Mysl', 1995.

5. Kuz'mina N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskojdeyatel'nosti. Leningrad: Izdatel'stvo LGU, 1970.

6. Demidova T.P. Psihologicheskoe soprovozhdenie professional'no-lichnostnogo stanovleniya obuchayuschihsya v srednih professional'nyh uchebnyh zavedeniyah. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MOD'EK», 2006.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.