О.В. Архангельская, заместитель директора по научной работе Московского филиала Высшей школы народных искусств (академии)
ОПТИМИЗАЦИЯ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы оптимизации образовательного процесса в учреждениях художественного образования как один из возможных вариантов решения проблемы сочетания особенностей сформировавшейся системы обучения традиционному прикладному искусству и новых современных технологий обучения в вузе. Анализируя современное состояния путей оптимизации развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства, автор выявляет среди них подготовку учебно-методической базы как один из самых необходимых.
Ключевые слова: Традиционное прикладное искусство, пути оптимизации, управленческие решения, критерии ограничений, государственный стандарт, формы и методы обучения, учебно-методическая база.
O. V. Arkhangelskaya, deputy director for scientific operation of the Moscow branch of
Higher Folk Arts School Academy)
PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT OPTIMIZATION WAYS IN THE FIELD OF TRADITIONAL APPLIED ART
Summary. The article deals with the optimization of the educational process in the institutions of art education as one of the possible solutions to the problem of combining the features of the formed system of teaching traditional applied art and new modern technologies of teaching at the University. Analyzing the current state of the ways to optimize the development of professional education in the field of traditional applied art, the author reveals among them the preparation of educational and methodical base as one of the most necessary. Keywords: Traditional applied art, ways of optimization, management decisions, criteria of restrictions, the state standard, forms and methods of training, educational and methodical base.
В современных условиях так же остро стоит потребность в оптимизации процесса обучения, как и во времена Ю.К. Бабанского, который разрабатывал этот вопрос в 70-х годах прошлого века. Согласно теории Ю.К. Бабанского, «под оптимизацией учебно-воспитательного процесса понимают целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования» [1].
Поиск «оптимального» требует обеспечения преподавателей специальными умениями выбирать в каждом конкретном случае из имеющегося перечня возможных вариантов решения.
Этот вопрос особенно актуален для подготовки в области традиционно прикладного искусства, где выбор оптимальных вариантов построения учебно-воспитательного процесса, ведущий к наиболее эффективному качественному решению поставленных задач образования, в виду специфики специальностей и особенности организации процесса обучения для каждой конкретной дисциплины и темы стоит достаточно остро.
Проблема - особенности состояния системы обучения традиционному прикладному искусству, с одной стороны, и новые современные технологии обучения в ВУЗе, и востребованность выпускников ВУЗа - с другой. В качестве задачи выступает поиск путей оптимизации развития образования в области ТПИ, что позволит повысить эффективность образовательного процесса.
Любая проблема всегда связана с определенными условиями и причинами ее возникновения. Все проблемы и ситуации, возникающие в образовательном процессе, образуют проблемную ситуацию, содержащую нечеткую формулировку относительно условий внешней и внутренней среды образовательного процесса. В зависимости от того, какая часть образовательных целей и условий в конкретно взятой ситуации не определена, возможна дальнейшая структуризация проблемной ситуации. В процессе устранения неопределенности, связанной с образовательным процессом, может быть сформулирована управленческая задача по поиску ее решения. Это своего рода практика по теории принятия управленческого решения для успешного осуществления образовательного процесса.
В качестве образовательных целей могут быть рассмотрены возможности поиска нового содержания дисциплин и модулей в рамках действующего ФГОС, технологии формирования компетенций, знаний, умений, технологий у выпускников ВУЗа в
области ТПИ; навыки формирования интереса к культуре традиционного прикладного искусства и традиционных народных художественных промыслов у детей разного возраста, подростков - в духе национальной идентичности.
На сегодняшний день актуально формирование у студенческого сообщества ВУЗа художественного образования способности развивать, транслировать и сохранять свою национальную и духовную идентичность, позволяющую «...не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией...» [2]. «Россиянам важно сохранить идентичность. Нельзя держать произведения искусства в запасниках» [3].
Следовательно, для поиска путей оптимизации и развития профессионального образования в области ТПИ следует образовательный процесс рассматривать как систему, на которую оказывают влияние условия как внешней среды, так и внутренней среды самого процесса.
К влияниям внешней среды, воздействующим на процесс обучения традиционному прикладному искусству, отнесем: -Законодательные акты, определяющие развитие образования в РФ. -Изменяющиеся ФГОС ВПО, ФГОС СПО. -Финансирование образования. -Профессорско-преподавательский состав. -Уровень подготовки абитуриентов.
-Востребованность выпускников ВПО, СПО по специальностям традиционного прикладного искусства - обществом.
К влиянию внутренней среды образовательного учреждения отнесем: -Учебные планы и Программы соответствующие ФГОС. - Учебные издания, соответствующие ФГОСам,
-Доступность учебно-методической информации (бумажные и электронные носители). -Наличие адаптированных учебных изданий облегчающих самостоятельную работу студентов как на учебных занятиях, так и во внеурочное время. -Наличие изданий для самостоятельной творческой работы студентов. -Современные методы преподавания в области традиционного прикладного искусства. -Наличие учебного оборудования соответствующего уровня и профиля обучения. -Наличие условий для получения образования в области традиционного прикладного искусства.
-Профессорско-преподавательский состав соответствующей квалификации.
-Уровень подготовки выпускников ВПО, СПО по специальностям традиционного прикладного искусства.
-Уровень социальной адаптивности студентов, выпускников ВУЗов, профессионалов -носителей культурных традиций традиционного прикладного искусства и традиционных народных художественных промыслов.
-Сформированность навыков и технологий приобщения различны возрастных групп населения к пониманию, использованию, обучение и участие в деятельности по изготовлению изделий традиционных народных художественных промыслов сопричастности этих традиций в современной жизни.
-Формирование у студенческого сообщества ВУЗа художественного образования способности развивать, транслировать и сохранять свою национальную и духовную идентичность.
Возможности оптимизации образовательного процесса в ВУЗе распространяются на его внутреннюю среду, подлежащую влиянию администрации. В соответствии с теорией оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского, нас будет интересовать не только перечень форм, методов и приемов обучения, но и специально отобранные критерии, которые позволят выделить оптимальные структуры процесса обучения.
Рассматривая методику организации учебных занятий для учреждений художественного образования, изучим действующий ФГОС и разработанный учебный план для ВУЗа. На примере подготовки в ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусства (академия)» определили, что в соответствии с рабочим учебным планом специальности: 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) для СПО на практические занятия отводится 79,9% от общего количества обязательных часов учебных занятий и самостоятельная внеаудиторная работа студентов составляет 33.3% от максимальной учебной нагрузки студентов; для ВО в соответствии с учебным планом направления подготовки: 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, уровень высшего образования: бакалавриат - на практические занятия отводится 86% от общего количества обязательных часов учебных занятий, и самостоятельная внеаудиторная работа студентов составляет 26.9% от максимальной учебной нагрузки [6]. Следовательно, для художественных ВУЗов актуальным является вопрос эффективной оптимальной организации проведения практических занятий.
Для подготовки студентов в ВУЗах предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в целях формирования необходимых профессиональных, общепрофессиональных и общекультурных компетенций в ВО и общих - общепрофессиональных и профессиональных -компетенций в СПО в соответствии со стандартом.
При использовании пассивной модели обучения преподаватель, являясь основным действующим лицом, управляет ходом занятия и транслирует новые факты и теории из своей образовательной области. На занятиях студент выступает в роли пассивного слушателя, и обратная связь представляется в виде опросов, бесед, самостоятельных и контрольных работ и т.д.
При активной модели обучения преподаватель и студент взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, и студенты выступают активными участниками процесса обучения. Активная модель обучения предполагает определенную базовую подготовку студентов по изучаемому учебному вопросу.
Использование интерактивной модели обучения позволяет преподавателю и студенту находиться в постоянном контакте в режиме диалога, взаимодействия, взаимного сотрудничества [4]. В процессе занятий происходит обмен информацией, взаимное решение возникших ситуационных проблем, моделирование решения ситуационных задач, а так же проектирование новых задач и их решение. Этот процесс может происходить как при непосредственном участии преподавателя и студента, так и посредством различных коммуникаций.
Пассивная и активная модели используются в ВУЗе достаточно часто, однако следует отметить, что внедрение интерактивной формы обучения предполагает дополнительные условия.
Для интерактивных моделей необходим тщательный отбор тем занятий, на которых уместно использовать данную форму организации. Для проведения занятий необходимо проводить отбор профессиональных терминов, понятий, которые будут использоваться на занятиях. Преподаватель готовит перечень примеров, которые можно использовать на занятиях; моделировать различные роли, проводить дискуссии, создавать кейсы. Преподавателю необходимо предусмотреть количество тем моделируемых ситуаций, достаточное для вовлечения в образовательный процесс всех участников занятий. Методическая разработка преподавателем занятия обязательна, - в нее входит регламент, правила, расчет времени, определение ролей - все это обеспечит успех занятия. Необходимым условием является обеспечение образовательного
процесса учебным оборудованием, интерактивной поддержкой процесса электронными ресурсами, использование информационного ресурса Интернет. Современные педагогические технологии подразумевают обязательную релаксацию по завершению занятия. Так же возможно использовать самооценку работы студентов на занятии, их предложения по проведению занятий.
Планируя работу по дисциплине, преподаватель для изучения каждой темы решает определенные задачи, и, исходя из этого, - выбирает подходящую для этого форму организации учебного процесса. Перед преподавателем возникает проблема принятия управленческого решения в соответствии с возложенными на него обязанностями и правом выбора в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» [7]. Заполнение приведенной таблицы позволит выбрать оптимальный, наиболее продуктивный вариант, обеспечивающий в рамках отведенного времени достижение поставленных целей. Тема занятия « »
Выбор формы организации учебного процесса в зависимости от метода обучения в соответствии с таблицей.
Ограничения Интерактивная модель (методы)
Деловые и имитационные игры Тренинги Дискуссии Кейс методы Метод - проектов Мозговой штурм Конференция Работа на тренажере и др.
Групповая работа студентов +
Индивидуальные занятия +
Работа в малых группах на занятиях +
Для преподавателей закономерно, что выбор оптимальных условий проведения занятий объективно зависит от уровня образования обучающихся, особенностей специальности и направления подготовки, конкретных условий ВУЗа, состава контингента, опыта преподавателя и обеспеченности образовательного процесса учебными изданиями.
Для преподавателей оптимизация - это постоянный поиск, который связан с: -повышением квалификации преподавателей; -использованием новых педагогических технологий; -рациональным использованием педагогического труда; -рациональным использованием современных технологий; -планированием каждого занятия.
Следующим направлением, позволяющим оптимизировать пути развития образовании в области ТПИ, является использование учебно-методического обеспечения.
В двадцать первом веке развитие науки, техники, технологии накладывает определенные требования к вузовским учебникам.
В этом направлении можно рассматривать: -Содержание теоретических данных (устоявшейся теории и современные разработки). -Доступность информации (бумажные и электронные носители).
-Соответствие учебных изданий изменяющимся ФГОСам, Учебным планам и Программам.
-Наличие адаптированных учебных изданий облегчающих самостоятельную работу
студентов на учебных занятиях и во внеурочное время.
-Наличие изданий для самостоятельной творческой работы студентов.
Принимать преподавателям управленческие решения в соответствии с задачами,
целями, удобно используя таблицу, которая позволит объединить все критерии,
ограничения и возможные варианты решения.
Одним из элементов внутренней среды образовательной организации, которым можно управлять, являются средства обучения, к которым в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» относятся учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, в частности печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Согласно ФЗ, педагогические работники пользуются академическими правами и свободами и могут выбирать программы, методы обучения, учебники и учебные пособия, методические материалы. Этим
объясняется достаточно большой выбор учебников и учебных пособий, которые издаются для ВУЗов.
В связи с реформой системы учебно-методических объединений Приказом Минобрнауки России №942 от 2 сентября 2015 года учебные издания для образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования определяются организациями [5].
Для преподавателя открывается возможность выбора учебно-методической документации для проектирования занятия. В этом случае перед преподавателем возникает задача принятия управленческого решения. Процесс принятия решения, выбора учебных изданий в зависимости от целей занятия, можно решить с помощью простейшей технологии - построения таблицы с предпочтениями и критериями-ограничениями.
Ограничения
Учебно-практическое издание
ук и т к
а р
Пр
х
ы н ь
л
о р
трн
о к к и
н р
о
б
О
я и тиа
м о т с
е р
X
Учебно-методическое издание
Учебно-наглядное издание
о п
и
и ц
а
д
н е м о к
е р
е и к с е ч
и д
о т е
ю
и
н
а
в
о р
и т к е
о р
п
у
м о в о
с р
у к
о п
и
и ц
а
д
н е м о к
е р
е и к с е ч
и д
о т е
ю
и
н
а
в
о р
и тик
е
о р
п
у
м о н м о л п
и д
о п
и
и ц
а
д
н е м о к
е р
е и к с е ч
и д
о т е
й о н ь л е т я о т с о м а с
ю
и
н
е
н
л
о
п
ы
в
ы т о б
ей
р
й о
н р
о т
и д
уда
е н в
о б ь л
Уровень подготовки студентов
+
Время подготовки занятия
+
Время на проведение занятия
+
Наличие оборудования
+
для
проведения
Если преподаватель в библиотечном фонде не находит учебника либо учебного пособия, соответствующего требованиям, предъявляемым к учебникам в области традиционных художественных ВУЗов, у преподавателя есть возможность создать учебное пособие, отвечающее всем требованиям, согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». В ГОСТ приводятся определения соответствующей литературы, описываются особенности содержания, классификация формы издания, а также его оформления и распространения изданий [8]. Предполагается обеспечение ВУЗа художественного образования современной учебной базой: Учебно-практическими изданиями, Учебно-методическими изданиями, Учебно-наглядными изданиями, соответствующими специфике художественного ВУЗа.
В заключении необходимо подчеркнуть, что подготовка учебно-методической базы является одним из необходимых путей оптимизации развития профессионального образования в области традиционного прикладного искусства и предполагает самое пристальное отношение в целях повышения эффективности образовательного процесса в ВУЗах художественного профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). -М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
2. Ежегодное послание президента РФ 12 дек. 2012 г). http://www.garant.ru/hotlaw/federal/436087/
3. Ежегодное послание президента РФ 1марта 2018г). https://www.1tv.ru/news/2018-03-01/341798-
poslanie_prezidenta_adresovano_ne_tolko_federalnomu_sobraniyu_my_gotovy_k_nast oyaschemu_proryvu
4. Привалова, Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 16.03.2018).
5. Приказ Минобрнауки России №942 от 2 сентября 2015 года «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства
образования Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации»
6. Учебный план. http://www.itpi-mf.ru/cpecrasd/uchebplan.html
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
8. Определение ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»