Будилое А.Ю., член Союза художников России, преподаватель высшей категории, Российский колледж традиционной культуры, заведующий кафедрой художественного металла Смольного Института РАО.
Budilov A.Yu., teacher of the highest category of SPB GB POU "RKTK", member of the Creative Union of Russian artists, head of the art metal department of the Smolny Institute of RAO.
Художественный металл в Санкт-Петербургском Российском колледже традиционной культуры Art metal in Russian College of Traditional Culture
Аннотация. В статье дается обоснование актуальности подготовки в учреждениях среднего профессионального образования специалистов по интерьерному художественному металлу в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (углубленный уровень) по виду - художественный металл. Автор обращает внимание на проблемы в подготовке специалистов по виду художественный металл, решение которых было заложено в формировании содержания основной профессиональной образовательной программы по данному виду декоративно-прикладного искусства в Российском колледже традиционной культуры.
Ключевые слова: Декоративно-прикладного искусство, художественный металл, традиционное городское ремесло, металлодекор, объекты интерьерного металла, непрерывное художественное образование, профессиональный модуль, профессиональный цикл.
Abstract. The article provides the relevance of preparation specialists in interior art metalworking in institutions of secondary professional education according to FGOS in specialty 54.02.02 "Decorative and applied arts and folk crafts" (advanced level) in the form of art metal. The author draws attention to the problems in specialists' preparation by the form of art metal, the solution of which laid in the formation of the content of the main professional educational program for this type of arts and crafts in the Russian College of Traditional Culture.
Key words: Decorative and applied arts, art metal, traditional urban craft, metal decor, objects of interior metal, continuous art education, professional module, professional cycle.
Рассуждая о перспективах развития подготовки специалистов среднего звена в области художественного образования в современном образовательном поле Санкт-Петербурга на примере такого вида декоративно-прикладного искусства как художественный металл, прежде всего, задаешься вопросом об актуальности данного направления для нужд и интересов нашего города, его потенциальных работодателей и заказчиков.
Хорошо известно, что обеспечение учебного процесса по виду декоративно-прикладного искусства художественный металл является
материалоемким и энергоемким, а, следовательно, требует немалого бюджетного финансирования. Поэтому обоснование необходимости сохранения и развития этого городского ремесла имеет важное значение. Государство должно быть уверено, что подготовка специалистов по виду художественный металл в СПО нужна городу и, будет востребована на рынке труда Санкт-Петербурга. Таким образом, мы говорим об актуальности специальности художественный металл как части образовательного процесса СПО в Санкт-Петербурге.
Посмотрим теперь из чего складывается, по нашему мнению, актуальность направления интерьерного металла в СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры» (далее - РКТК). Подготовка специалистов данного направления осуществляется в соответствии с ФГОС СПО по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (углубленный уровень), утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1389 (далее ФГОС СПО).
Сама специфика архитектурной и исторической среды нашего города, предоставляет большие возможности для художника по металлу в реставрации и создании новых архитектурных элементов городской среды. Традиционно чисто утилитарные металлические конструкции являются в нашем городе важным художественным и эстетический элементом фасадов зданий. Поколения архитекторов, кузнецов, литейщиков и жестянщиков трудились, упорно добиваясь органичного сочетания металлодекора с архитектурным объектом. Все это в итоге способствовало формированию неповторимого самобытного архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Большие возможности для художника прикладника предоставляются в работе с интерьерным металлом и малой пластикой, которая традиционно была представлена в мастерских городских ремесленников Санкт-Петербурга.
Область применения художественного металла не ограничивается только историческим центром Санкт-Петербурга и интерьерами городских квартир. Вокруг города существуют многочисленные пригороды с уникальными дворцовыми ансамблями, где постоянно проходят реставрационные работы. В пригородной зоне в радиусе 100 км от Санкт-Петербурга идет бурное коттеджное строительство. Строятся особняки и апартаменты, охотничьи и рыболовные загородные дома. Это строительство предполагает наличие многочисленных элементов архитектурного металла экстерьерного и интерьерного назначения. Наиболее распространенными и востребованными объектами интерьерного металла являются: каменный набор и каменная решетка, интерьерное панно, интерьерная декоративная структура, предметы освещения, такие как люстра, подсвечник, светильник, декоративное настенное панно в нише и многое другое без чего современный интерьер загородного дома уже просто немыслим.
Важной особенностью актуальности подготовки специалистов по виду художественный металл в рамках образовательных программ среднего
профессионального образования, является идея непрерывного художественного образования в системе Колледж - ВУЗ.
Не секрет, что в педагогическом и экспертном сообществе Петербурга идут непростые дебаты о перспективах развития высшего образования в России [1, 2]. По мнению многих экспертов, вузовские программы бакалавриат (4 года) имеют малое количество учебных часов и как следствие выпускники слабо подготовлены в профессиональных вопросах. Особенно, если эти вопросы связаны с исполнительским мастерством. Четыре года бакалавриата не дадут зрелого специалиста (мастера), но четыре года образования в колледже по специальности художественный металл, плюс четыре года бакалавриата по той же специальности - это уже серьезное образование. Такая подготовка позволяет повысить качество подготовки выпускника и качества образования в целом.
Таким образом, для экспертов и работодателей вопрос актуальности специальности художественный металл в СПО является очевидным делом. Вопрос заключается только в том, какое направление художественного металла выбирает конкретное учебное заведение.
Выясняется, что в таком огромном мегаполисе, как Санкт-Петербург, существуют только две образовательные структуры, готовящие специалистов по виду декоративно-прикладного искусства художественный металл - это СПб ГБ ПОУ «Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже» и РКТК. Поскольку ниша ювелирной пластики в СПО занята Лицеем, логично, что в РКТК подготовка специалистов направлена на обучение художников по созданию интерьерных произведений декоративно-прикладного искусства из художественного металла. Это направление полностью соответствует требованиям и содержанию указанного выше ФГОС СПО.
Какие же основные задачи ставил педагогический коллектив и администрация колледжа, открывая такое сложное направление, как металл в интерьере?
1. Обеспечение общей концепции направления интерьерного металла на основе ФГОС.
2. Создание планирующей, учебной и методической документации по обеспечению образовательного процесса по данной образовательной программе.
3. Создание материально-технической базы для реализации данной образовательной программы.
4. Обеспечение преемственности образовательного процесса от курса к курсу; создание выставочного и методического фонда по профессиональным модулям ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность, ПМ.02 Производственно-технологическая деятельность (далее - ПМ.01, ПМ.02).
5. Участие в городских региональных и международных выставках учебных и творческих объединений и структур по профилю специальности.
6. Подготовка специалистов к защите курсовых проектов на высоком уровне, с привлечением экспертов в области художественной обработки металла и работодателей.
7. Организация профессионально-ориентационных мероприятий по направлению, с привлечением талантливых детей из детских художественных школ и творческих центров, средних общеобразовательных школ, имеющих студии и кружки по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.
8. Подбор профессиональных педагогических кадров, имеющих опыт работы по направлению художественной обработки металла и ориентированных на получение практического результата.
Все сформулированные задачи могут работать только в рамках стройной педагогической авторской концепции, которая раскрывает все основные этапы обучения студента интерьерному металлу.
Здесь хочется дать некоторые разъяснения относительно того, как автор статьи видит эту авторскую концепцию, и в чем состоит на современном этапе сложность подготовки художников по металлу в СПО. Не секрет, что после целого ряда реформ в области среднего и особенно высшего образования у большого числа преподавателей и экспертов в области образования, сложилось негативное отношение к Болонскому процессу, в основе которого лежит узкая специализация студента по направлению деятельности.
Все больше голосов выступают за разумное возвращение к советской системе обучения, где комплексно решались различные аспекты художественного образования, более широко рассматривалась область применения специалиста (выпускника).
Такой подход проявился на основе экономической и политической ситуации, сложившейся в современной России, где на место работодателей и заказчиков, представленных государством, пришел малый и средний бизнес в виде магазинов авторского подарка, интерьерных бюро, частных ювелирных фирм. Достаточно широкий спектр возможных работодателей диктует более сложные, разнообразные и профессиональные требования к выпускникам колледжа, где постановка задачи - быть только хорошим исполнителем чужих проектов уже недостаточна.
Специалист в полной мере должен обладать теми профессиональными компетенциями (далее - ПК), которые конкретно прописаны в стандарте. Наиболее важными из них на наш взгляд являются ПК 1.2. ПК 1.3. ПК 1.4. ПК 1.6. ПК 1.7:
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.
ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.
ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам).
ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Если более конкретно попытаться сформулировать то, что требует от нашего выпускника современный рынок труда, - то звучит это так: Обеспечить выполнение частного или государственного заказа различной степени сложности в области интерьерного металла. Выпускник колледжа должен уметь решить проблему заказа от переговорного процесса с заказчиком, работодателем, или клиентом, к авторскому эскизу, проекту и полному выполнению заказа в материале.
Для выполнения такой последовательности профессиональных задач разработка в нашем колледже программы по композиции в профессиональных модулях ПМ.01 и ПМ.02, где задания подобраны таким образом, что они соответствуют по тематике основным актуальным, возможным заказам, с которыми может столкнуться художник по металлу в своей профессиональной деятельности.
В таблице 1 представлены основные техники, которые осваивают студенты и соответствующие им задания, предусмотренные, разработанной РКТК программой.
В целях определения соответствия результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования проводится государственная итоговая аттестация. Государственная итоговая аттестация по данной специальности включает выпускную квалификационную работу (дипломный проект по видам); государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность».
Таблица 1
№ п/п Техника выполнения изделия из металла, период освоения Задание, кол-во часов на освоение
1. Просечной металл 1 курс 2 семестр Выполнить авторский проект художественного изделия «Флюгер», материал сталь -24 часов
2. Просечной металл 1 курс 2семестр Выполнить авторский проект художественного изделия «Декоративная плакета», материал сталь -20 часов
3. Дифованый металл 2 курс 3 семестр Выполнить авторский проект интерьерной скульптуры «Звероформа» материал-медь, 30
часов
4. Травление на стали и меди 2 курс 4 семестр Выполнить авторский проект декоративной композиции на заданную тему, сталь, медь, 30 часов
5. Перегородчатые и живописные горячие эмали 3 курс 5 семестр Выполнить авторский проект декоративной плакеты «Натюрморт», медь, «Дулевская эмаль», 16 часов
6. Плазменная резка, дифовка, пайка 3 курс 5 семестр Выполнить авторский проект предметов освещения- подсвечник, светильник, медь, сталь, 24 часа
7. Ручная ковка 3 курс 6 семестр Выполнить авторский проект «Каминный набор» сталь, железо, 30 часов
8. Плазменная резка, дифовка, пайка, Горячие эмали 3 курс 6 семестр Выполнить авторский проект «Декоративное настенное панно» на заданную тему, материал - сталь, медь, эмаль, 30 часов
Подготовка и защита ВКР способствует систематизации, расширению освоенных во время обучения знаний по общепрофессиональным дисциплинам, профессиональным модулям и закреплению знаний выпускника по специальности при решении разрабатываемых в выпускной квалификационной работе конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе и направлены на проверку качества полученных обучающимся знаний и умений, сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи.
Так, в этом учебном году Методическим советом колледжа были рекомендованы и утверждены приказом директора следующие темы дипломных проектов:
- создание проекта и выполнение декоративного интерьерного панно на одну из тем: «Дореволюционный Петербург», «Мастерская алхимика», «Охота», «Поле Куликово», «Средневековый ученый», «Русь языческая» «Варяги»;
создание проекта и выполнение интерьерной скульптуры (светильник) на тему: «Формула мира».
Система подготовки студентов по профессиональному циклу была бы неполной без мощного блока общепрофессиональных дисциплин, таких как: Рисунок, Живопись, Скульптура, Цветоведение, История искусств, Материаловедение.
Дипломное проектирование служит проверкой профессиональной и творческой компетенции студентов. Для успешного выполнения проекта студент должен владеть более, чем четырьмя различными технологиями и техниками художественной обработки металла, а также обладать прочными знаниями и умениями по дисциплинам общепрофессионального цикла. Только такой комплексный подход к образованию художников по металлу
дает профессиональный результат. Превращает студентов в образованных в области искусства людей, способных выполнять творческие задачи различной степени сложности.
В заключение хотелось бы сказать, что мы видим своих выпускников, как одаренных творческих личностей, по-европейски образованных и несущих в общую культурную среду России ген Ленинградской и Петербургской интеллектуальной и профессиональной культуры, способных работать в различных областях интерьерного металла и продолжить традицию художественной обработки металла, как одного их основных городских ремесел Санкт-Петербурга.
Литература
1. Аксенова М., Муравьева А. Программы прикладного бакалавриата: выгоды и подводные камни // Аккредитация в образовании: Информационно-аналитический журнал. - URL: http: //akvobr. ru/programmy_prikladnogo_bakalavriata. html (дата обращения 09.09.2018)
2. Блинов В.И. Прикладной бакалавриат: самое практичное образование // Научно-образовательный портал IQ. - URL: https://iq.hse.ru/news/177672379.html (дата обращения 10.09.2018)