Научная статья на тему 'Легитимизация профессиональных квалификаций в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов'

Легитимизация профессиональных квалификаций в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ / ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шапкин В. В.

В статье анализируется существующая практика легитимизации профессиональных квалификаций в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Обсуждается утвержденный профессиональный стандарт «Специалист по техническим процессам художественной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Легитимизация профессиональных квалификаций в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов»

Шапкин В.В., доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-инновационного центра Высшей школы народных искусств (академии)

ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ В СФЕРЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Аннотация. В статье анализируется существующая практика легитимизации профессиональных квалификаций в области декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. Обсуждается утвержденный профессиональный стандарт «Специалист по техническим процессам художественной деятельности». Ключевые слова: Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, Общероссийский классификатор занятий, тарифно-квалификационные характеристика, профессиональный стандарт.

V.Shapkin doctor of education, professor, leading researcher Scientific and innovative center

of the Higher school of folk arts (academy)

[email protected]

LEGITIMIZATION OF PROFESSIONAL QUALIFICATIONS IN THE SPHERE OF ARTS AND CRAFTS AND NATIONAL ART CRAFTS

Abstract. In article the existing practice of legitimization of professional qualifications in the field of arts and crafts and national art crafts is analyzed. The approved professional standard «Specialist in Technical Processes of Art Activity» is discussed.

Keywords: Arts and crafts, national crafts, All-Russian qualifier of occupations, tariff and qualification characteristic, professional standard.

Художественные рынки труда расширяются по пути неуравновешенного роста: конкурентное давление, гибкая специализация организации труда и распространяющаяся непредвиденное обстоятельство работы затрагивает как индивидуальные, так и предпринимательские идеалы, такие как самореализация и инновативность в способах, которые бросают вызов обычным взглядам на квалифицированный рабочий процесс, а также обычные методам исследований и измерений.

Высокое дифференцирование художественных продуктов и устойчивое избыточное предложение, которые являются общими чертами несовершенного монополистического подхода, усиливаются благодаря видам работы, которые развиваются в сторону все более фрагментированных и взаимозависимых трудовых отношений. Подходы в работе сочетают в себе черты как профессиональной, так и предпринимательской карьеры, в условиях ограниченности непредвиденных обстоятельств.

Художники как профессиональная группа в среднем моложе, чем общая рабочая сила, более образованные, имеют тенденцию быть более сосредоточенными в нескольких местах локализации, показывают более высокие показатели само занятости, среди них выше динамика безработицы и имеет место несколько форм ограниченной неполной занятости (некоммерческая работа неполный рабочий день, периодическая работа, меньшее количество часов работы), они чаще всего являются работниками нескольких предприятий. Они зарабатывают меньше, чем работники в их производственной сфере, чем профессиональные, технические и родственные работники, кто имеет сопоставимые характеристики человеческого капитала (образование, обучение и возраст), и они испытывают большее неравенство и изменчивость доходов.

Само занятость, внештатная и условная работа, которые являются преобладающими условиями работы в искусстве, имеют весьма схожие последствия: они приводят к расслоению картины, повторяющемуся чередованию между работой, компенсированной безработицей, безработицей без компенсации, поиском и сетевыми действиями, метаниями между многообразными рабочими местами в сфере искусства или в других секторах, связанных или не связанных с искусством. Поэтому статистика по количеству художников, взятая из опросов переписей или из источников профессиональных гильдий или союзов, должна рассматриваться с осторожностью как показатели предложения художественного труда и, соответственно, фактического уровня безработицы [5].

Попытаемся проанализировать нормативно утвержденные требования к работникам (рабочим и специалистам), занятым в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов. К сожалению, ведущаяся в последнее время в России работа по созданию профессиональных стандартов почти не коснулась названной сферы. В числе 28 советов по профессиональным квалификациям, координирующим работу по оценке профессиональных квалификаций и дающим

экспертную оценку проектам профессиональных стандартов перед их утверждением Минтрудом России, нет совета по профессиям сферы декоративно-прикладного искусства. Поэтому мы будем опираться на тарифно-квалификационные характеристики по тем профессиям и специальностям, которые называются, когда речь идет о производстве изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов.

Выделим коды профессий и должностей производства изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов по действующему Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 12.12.2004 № 2020-ст [1]:

7313 - Мастера по изготовлению ювелирных украшений и изделий из

драгоценных металлов, и камней, изделий художественных промыслов (лаковая миниатюра, художественная роспись по металлу и керамике)

7316 - Художники по росписи, художники-оформители, гравировщики и травильщики

7317 - Рабочие художественных промыслов, изготавливающие плетеные изделия, изделия из дерева и аналогичных материалов

7318 - Рабочие художественных промыслов, изготовители изделий из текстиля, кожи, меха и аналогичных материалов

7533 - Швеи, вышивальщицы и рабочие родственных занятий.

Как видим, в классификаторе выделено шесть групп профессий, относящихся к народным художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству.

Приведем пример тарифно-квалификационные характеристики художника миниатюрной живописи 7-го разряда из сборника Единого тарифно-квалификационного справочника, выпуск 61 [2, с.].

Характеристика работ. Художественное оформление лаковых изделий из папье-маше по собственным композициям с применением многослойной техники масляными и темперными красками в традициях народной миниатюрной живописи. Мстерская, палехская и федоскинская миниатюра, выполненная в реалистической манере яркими красками на черном лаковом фоне с лессировкой по перламутру или листочкам фольги. Выполнение сложных фольклорных, исторических и литературных сюжетов, портретов, пейзажей, натюрмортов, орнаментов по собственным рисункам и эскизам. Создание новых уникальных и выставочных образцов, авторских изделий и эксклюзивных коллекций.

Должен знать: законы построения сложных тематических и многофигурных композиций; приемы декоративного оформления миниатюрных лаковых изделий в традициях мстерской, палехской и федоскинской росписи; основы живописи; технические условия на изготовление лаковых изделий. Требуется среднее профессиональное образование.

Интересен анализ утвержденного Минтрудом России профессионального стандарта «Специалист по техническим процессам художественной деятельности» [3]. Основная цель профессиональной деятельности, охватываемой стандартом, - создание изделий в традициях центров народных художественных промыслов. В число пяти основных трудовых функций указанного специалиста входит основная трудовая функция - Изготовление художественных изделий в традициях народных художественных промыслов,

Она, в свою очередь, включает следующие конкретные трудовые функции: В01 Изготовление художественных изделий лаковой миниатюры, В02 Изготовление художественных изделий с росписью по металлу, В03 Изготовление художественных изделий с росписью по керамике, В04 Изготовление художественных изделий с росписью по стеклу, В05 Изготовление художественных изделий с росписью по дереву, В06 Изготовление художественных изделий с резьбой по дереву, В07 Изготовление ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней. Как видим, в фокус указанного профессионального стандарта не входит группа видов деятельности 7318 - Рабочие художественных промыслов, изготовители

изделий из текстиля, кожи, меха и аналогичных материалов.

Каждая из названных трудовая функция, входящая в профессиональный стандарт, детализирована перечнем трудовых действий, необходимых умений и знаний. Приведем пример этих характеристик применительно к трудовой функции В01 Изготовление художественных изделий лаковой миниатюры.

Название характеристики Содержание характеристики

Трудовые действия Разработка эскизных и технических приемов оформления лаковых изделий из папье-маше с простыми сюжетами с применением техники многослойной масляной миниатюрной живописи

темперными красками по образцам и эскизам с использованием листового золота и росписи по нему (живопись по «сквозному») или исполненных твореным золотом Подготовка лаковых изделий из папье-маше с сюжетами средней сложности с применением многослойной техники масляной миниатюрной живописи и живописи темперными красками по образцам и эскизам и традиционных декоративных приемов оформления по данным образцам Подготовка лаковых изделий из папье-маше собственных композиций с применением многослойной техники масляными и темперными красками Разработка особо сложных многофигурных композиций, миниатюрных портретов, пейзажей, натюрмортов по образцам и по собственным рисункам и эскизам Подготовка лаковых изделий из папье-маше со сложными фольклорными, историческими и литературными сюжетами

Необходимые умения Владеть приемами основ композиции при оформлении лаковых изделий из папье-маше с применением многослойной техники масляными и темперными красками Создавать особо сложные многофигурные композиции, миниатюрные портреты, пейзажи, натюрморты по образцам, по собственным рисункам и эскизам Оформлять лаковые изделия из папье-маше со сложными фольклорными, историческими и литературными сюжетами Применять традиционные приемы технологии для

выполнения лаковых изделий из папье-маше в

традициях народной миниатюрной живописи

(мстёрская, палехская, федоскинская, холуйская

миниатюра, выполненная в реалистической манере

яркими красками на черном лаковом фоне с

лессировкой по перламутру или листочками фольги)

Рационально организовывать свой труд, создавая

новые уникальные и выставочные образцы изделий

Необходимые знания Техника корпусной и лессировочной миниатюрной

живописи темперными или масляными красками

Свойства и качество применяемых красок, кистей и

лаков

Приемы подготовки художественных изделий под

живопись, грунтовки, перевода рисунка;

изготовление красок нужной консистенции

Законы построения особо сложных тематических и

многофигурных композиций

Приемы декоративного оформления миниатюрных

лаковых изделий, традиционных для каждого из

лаковых промыслов, и технические условия на

изготовление изделий

Приемы росписи лаковых изделий с сюжетами

средней сложности

Основы декоративной живописи и композиции

рисунка

Способы влияния лаков на цвет пигментов

Приемы подготовки художественных изделий под

живопись

Техника исполнения применяемых декоративных

способов оформления лаковых изделий

Приемы изменения размеров рисунка в зависимости

от размеров полуфабрикатов лаковых изделий

Приемы росписи лаковых изделий со сложными

сюжетами, техника применения металлических подкладок, порошков и перламутра. Для сравнения приведем перечень профессиональных компетенций ФГОС СПО по направлению подготовки 52.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) [4]. Художник народных художественных промыслов должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Творческая и исполнительская деятельность.

ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.2. Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.

ПК 1.3. Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 1.4. Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам).

ПК 1.5. Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.

ПК 1.6. Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

5.2.2. Производственно-технологическая деятельность.

ПК 2.1. Копировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.

ПК 2.2. Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

ПК 2.3. Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 2.4. Использовать компьютерные технологии при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства.

ПК 2.5. Планировать работу коллектива исполнителей и собственную деятельность.

ПК 2.6. Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.

ПК 2.7. Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.

Должен уметь:

-различать художественно-стилевые и технологические особенности изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

-выполнять изделия декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне;

-применять знания и навыки в области материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования и самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства;

Должен знать:

-основные виды народного художественного творчества, его особенности, народные истоки декоративно-прикладного искусства; центры народных художественных промыслов;

-художественные производства России, их исторический опыт, современное состояние и перспективы развития;

-основные социально-экономические, художественно-творческие проблемы и перспективы развития декоративно-прикладного искусства;

-физические и химические свойства материалов, применяемых при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства (по видам);

-технологический процесс исполнения изделия декоративно-прикладного искусства (по видам);

-художественно-технические приемы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства (по видам);

-специфику профессионального материального воплощения авторских проектов изделий декоративно-прикладного искусства (по видам).

Видим, что требуется существенная корректировка ФГОС по названному направлению подготовки, чтобы переформулировать планируемые результаты освоения образовательной программы среднего профессионального образования с учетом требований профессионального стандарта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (утв. приказом Росстандарта от 12.12.2004 № 2020-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)").

2. Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС). Выпуск 61.

3. Приказ Минтруда России от 08.09.2014 № 611н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по техническим процессам художественной деятельности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1389 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)".

5. Menger P.-M. Artists as workers: Theoretical and methodological challenges //Poetics. Vol. 28. Iss. 4. Febr. 2001. Pages 241-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.