Научная статья на тему 'Средства профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства'

Средства профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ / СРЕДСТВА ОСНОВНОЙ ГИМНАСТИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VOCATIONAL TRAINING / DECORATIVE APPLIED ART / FOLK CHARACTER DANCE / MEANS OF BASIC GYMNASTICS / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна, Терехина Раиса Николаевна, Крючек Елена Сергеевна

В статье раскрываются средства повышения профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна, Терехина Раиса Николаевна, Крючек Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means of the professonally applied physical preparation of decorative applied art experts

The article reveals the means of improving the professionally applied physical preparation of decorative applied art experts.

Текст научной работы на тему «Средства профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства»

подготовки студентов к педагогической практике в школе положительно повлиял на развитие когнитивных способностей и совершенствование педагогических умений у студентов. Это позволило обеспечить оптимальную готовность студентов к прохождению педагогической практики, сократить период их адаптации к самостоятельной деятельности, интенсифицировать процесс прохождения практики и сформировать устойчивые профессиональные мотивы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? : теоретико-методологический аспект // Высшее образование сегодня. - 2006. - № S. - С. 20 - 26.

2. Куликова, Л.М. Модернизация содержания и организации педагогической практики в физкультурном вузе / Л.М. Куликова. - М. : Теория и практика физической культуры, 2004. - 26S с.

3. Квалификационная характеристика выпускника системы высшего профессионального образования / В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская, В.М. Корнилов, В.А. Сургу-чев, Л.Н. Ильина // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2004. - № 1 (2). - С. 2 - 14.

4. Фазлеев, Н.Ш. Проектирование и реализация компетентно ориентированного подхода в профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 7. - С. 40 - 44.

5. Jagusz, M. Nauczyciel jako wzorzec zachowan prozdrowotnych / М. Jagusz, D. Nawarecki // Annales Universitatis Mariae Curie-Sklodowska, Sectio D Medicina. - Lublin, 2005. - Vol. LX, Suppl. XVI, N 2. - S. 212-21S.

6. Kostiuczenko, W. О перспективе подготовки физкультурных кадров в России в контексте болонского процесса / W. Kostiuczenko, D. Nawarecki // Zeszyty Naukowe seria : Wychowanie Fizyczne i Fizjoterapia, z. 6. - Opole : Politechniki Opolska, 2005.- S. 63-74.

7. Level of motor competence in population of children and youth / Szepelawy M., Nawarecki D., Wojnar J.. Szepelawy, M., Nawarecki D., Wojnar J. // Awareness of students from selected secondary schools in the domain of health care. Movement and health 4th. International Conference, Olomouc, 23-25.11.2005. - Olomouc, 2005. - S. 17S.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07

СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА

Инна Владимировна Кивихарью, старший преподаватель, соискатель,

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Сергеевна Крючек, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье раскрываются средства повышения профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, народно-характерный танец, средства основной гимнастики, профессионально-прикладная физическая культура.

MEANS OF THE PROFESSONALLY APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF DECORATIVE APPLIED ART EXPERTS

Inna Vladimirovna Kiviharju, the senior teacher, competitor,

Raisa Nikolaevna Terehina, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Elena Sergeyevna Krychek, the candidate, of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article reveals the means of improving the professionally applied physical preparation of decorative applied art experts.

Keywords: vocational training, decorative applied art, folk character dance, means of basic gymnastics, professionally applied physical culture.

Отсутствие специальных исследований в области профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства является причиной того, что в педагогической практике не используется полноценно педагогический потенциал дисциплины «Физическая культура» [1-5]. Содержание профессионально-прикладной физической культуры в области декоративно-прикладного искусства на основе интеграции средств основной гимнастики и элементов декоративноприкладного искусства позволит подойти к формированию содержания учебной программы с позиции необходимости хорошего физического развития обучающегося и становления его как носителя традиционного прикладного искусства.

Для изучения особенностей учебной деятельности студенток колледжа Высшей школы народных искусств нами были проведены анализ учебной документации, педагогические наблюдения и хронометрирование учебного дня.

Проанализировав учебную документацию, мы сделали следующее заключение. Первый год обучения характеризуется большим объемом теоретической подготовки, так как учащиеся получают полное общее среднее образование. Задачами второго и третьего годов обучения является формирование профессиональной готовности студенток к работе по специальности в ходе практических занятий и производственной практики в условиях, приближенных к рабочим. Студентки в этот период, помимо освоения общих предметов, проводят длительное время в художественных мастерских, выполняя художественные операции, приобретая профессиональные знания, умения и навыки.

Практические занятия проводятся в кабинетах мастерства при учебном заведении. С помощью хронометрирования мы определили, что на объяснение учебного материала преподавателем мастерства во время занятия и ведение записей уходит 35,2% времени, на выполнение основных рабочих операций — 64,8%: роспись ткани (17,5%); выполнение вышивки различной сложности (25,1%); обработка мелких изделий (22,2%). Из этого можно заключить, что 64,8% рабочего времени подростки проводят в вынужденной малоподвижной рабочей позе сидя или стоя.

Учебно-производственному процессу присущ гиподинамический режим, который имеет тенденцию увеличения в период практических занятий мастерством. Это требует от организма студенток усиленного напряжения нервно-мышечного аппарата и ЦНС во время выполнении ручных работ (вышивка, роспись по металлу и тканям, лаковая миниатюра и пр.).

Все вышеперечисленные особенности учебного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования существенно влияют на состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, на динамику работоспособности.

Результаты исследования динамики работоспособности студенток колледжа Высшей школы народных искусств в процессе рабочего дня показали следующее.

В первые два часа работы в учебных мастерских у студенток происходит «вра-

батывание», при котором происходит настройка всех функций организма на осуществление профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Этот процесс характеризуется резким уменьшением двигательной активности студенток и концентрацией внимания на работе, что в свою очередь, как уже отмечалось, приводит к угнетению большинства функций ЦНС. Этот период, как правило, длиться 1,5-2 часа, и заканчивается период максимальной работоспособности, когда многие функции организма достигают своих наивысших значений. Это приходится на период 12.00-13.00 часов, что соответствует третьему и четвёртый часам работы в художественных мастерских. После этого идёт спад работоспособности.

Исследования показали, что после второй пары учебных часов работоспособность студенток начинает снижаться. С учетом динамики работоспособности студенток в течение учебного дня нами проводилась первая физкультурная пауза после 2-х часов занятий, и вторая — после 6-ти часов занятий, что соответствует началу второй и четвертой пары учебных занятий, т.е. в период, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проведение физкультурных пауз в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного дня.

Повышению эффективности освоения профессии на всех этапах обучения и дальнейшем профессиональном совершенствовании способствует определённый уровень физической подготовленности и развития профессионально-значимых качеств, что в свою очередь подразумевает повышение эффективности освоения выбранной профессии.

С целью выявления профессионально-значимых качеств художников декоративно-прикладного искусства нами было проведено анкетирование преподавателей мастерства. Объективность данных достигалась за счёт анкетирования преподавателей, имеющих стаж работы от 10 до 30 лет и специальное образование в области декоративно-прикладного искусства.

По мнению преподавателей мастерства и живописи и рисунка, наиболее значимыми качествами в профессии художника декоративно-прикладного искусства являются: внимание (48,6%), точность глазомера (41,7%), сила мышц спины (33,4%), ловкость рук (25,5%), быстрота движений рук (21,0%), координация движений (15,3%).

Студенты отметили, что наиболее профессионально-значимыми для них являются: ловкость рук, координация движений, устойчивость внимания, быстрота движений рук и глазомер.

Здесь можно проследить специфику обучения в начальный период, когда имеет место значительная нагрузка на зрительный анализатор, мышцы спины, работа осуществляется в состоянии статического напряжения.

Во время второго периода обучения студентки осваивают более сложные трудовые процессы, а также выполняют различные задания, где увеличивается количество фрагментов художественного изделия. В этом периоде на первое место выдвигается такое профессионально-значимое качество, как ловкость и быстрота движений рук.

И, наконец, во время третьего периода обучения студентки выполняют задание целиком с использованием всех техник. Здесь уже необходим очень высокий уровень профессиональных умений и навыков, а также высок уровень профессиональной подготовленности. Таким образом, в этом периоде наиболее значимыми профессиональными качествами становятся устойчивость внимания и глазомер.

Таким образом, данные показали, что в самом начале обучения (1-й этап) успешность овладения профессиональными навыками в большей степени зависит от развития глазомера и статической силы мышц спины. На втором этапе обучения профессионально значимыми для учащихся, овладевающих профессию художника народно-прикладного искусства, является ловкость и быстрота движений рук. Для третьего этапа обучения ведущими качествами оказались внимание и глазомер.

Данные проведённых нами исследований среди студенток колледжа Высшей школы народных искусств, стали основой для разработки программы развития профессионально-важных качеств на каждом отдельном этапе обучения специалистов в области декоративно-прикладного искусства посредством основных средств физического воспитания, которая была использована в рамках проведения нашего эксперимента (табл. 1)

Таблица 1

Средства профессионально-прикладной физической подготовки для развития профессионально-значимых качеств _____________специалистов декоративно-прикладного искусства____________

Профессиональнозначимые качества Средства Примечание

внимание 1. Общеразвивающие упражнения с элементами народно-характерного танца. Музыкальный стиль народный русский танец, классика (для чередования быстрого и медленного темпа). Темп музыки (народная или классическая музыка).

2. Танцевальные комбинации в стиле народно-характерной хореографии с различным ритмо-темповым рисунком. Чередование ритма — быстрого на медленный и наоборот

3. Элементы хореографии у опоры. Выполнение классического экзерсиса под музыку

Растяжка 1. Из положения стоя: наклоны, выпады, махи ногами; 2. Из положения сидя: наклоны вперед и в стороны с помощью партнера; 3. Упражнения на растягивание мышц ног у гимнастической опоры; 4. ОРУ с элементами народнохарактерного танца. стретчинг.

Ловкость рук 1. Упражнения с мелкими предметами Платочками, искусственными цветами, бусинами и пр.

2.Упражнения с предметами Мячи, обручи, булавы, шарфы и т.д.

3. Жонглирование теннисными мячами 4. «Пальчиковая гимнастика». 5. «Пальчиковый театр». Упражнения выполняются вечером.

Глазомер 1. Упражнения, связанные с точностью попадания в цель. Броски теннисного мяча в цель; «дартц»

2. Гимнастика для глаз. По методике

Координация движений 1.Выполнение общеразвивающих упражнений, танцевальных упражнений Со сменой исходного положения, направлений, одноименные и разноименные упражнения.

2. Танцевальные связки на 32 и 64 счета с выполнением в медленной темпе («Березка», «Русский лирический»). Музыкальный стиль - русские народные мелодии

3. Танцевальные связки на 32 и 64 счета с выполнением в быстром темпе («Барыня», «Кадриль»). Частое чередование темпа и ритма, выполнять быстро, смешение темпа.

Продолжение таблицы 1

Профессиональнозначимые качества Средства Примечание

Быстрота движений 1. Выполнение упражнений с заданным темпом и ритмом. Танцевальные комбинации под музыкальное сопровождение. Пальчиковая гимнастика ОРУ с элементами народнохарактерной хореографии

Скорость реакции 1. Танцевальные шаги с движениями рук. Ход руки «восьмерка, одинарное, двойное заключение. При остановке музыки - прекращение выполнения упражнения с переходом на другое действие. ОРУ с элементами народнохарактерной хореографии

2. То же с применением цветового сигнала Задание дается на определенный «цвет платка».

Развитие силы мышц 1. Упражнения с отягощением собственного тела. 2. Упражнения с гантелями. 3. Упражнения на гимнастической скамейке с предметами и без них. 4. Упражнения в партере. 5. Упражнения на тренажерах. Проводить по методу круговой тренировки

Профилактика воздействия неблагоприятных факторов труда (статическая рабочая поза сидя и стоя) 1. Дыхательная гимнастика. «Пальчиковая гимнастика». С элементами йоги, (глубокий вдох и выдох; задержка дыхания на определенный интервал музыки; короткие вдохи через нос и медленный выдох). Использовать предметы народных промыслов. Постукивание ладонями, хлопки руками, потряхивание руками, сведение и разведение пальцев с силой.

Производственная гимнастика в режиме учебного дня. Физкультурная пауза с элементами народно-характерного танца, под музыку (русские мотивы)

Стретчинг [6] Потягивания; медленные повороты головы, туловища; наклоны вперед и назад в положении стоя у гимнастической стенки или хореографического станка, сидя, лежа, в движении под музыку.

На основании проведенного нами эксперимента на базе Высшей школы народных искусств, было установлено, что экспериментальные занятия с использованием общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца более эффективны для развития профессионально-значимых качеств студенток, осваивающих специальность художника декоративно-прикладного искусства. Содержание предложенной нами комплексной программы, структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных занятий, их углубленным содержанием, направленным на формирование профессионально-значимых качеств будущего художника декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, в образовательном процессе модифицировано содержание профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования средств основной гимнастики и элементов народно-

характерного танца в совокупности с дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз и пальчиковой гимнастикой и производственной гимнастикой в режиме учебного дня.

Нами были созданы педагогические условия, позволяющие эффективно внедрять в физическую культуру элементы эстетической образовательной среды, соотносимой с сущностью традиционного прикладного искусства и стимулирующей студенток к творческим проявлениям в области декоративно-прикладного искусства, а также погружение на занятиях по физической культуре в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям.

Таким образом, обоснована необходимость интеграции средств основной гимнастики и элементов народно-характерного танца в профессионально-прикладной физической подготовке образовательных учреждений декоративно-прикладного профиля.

Впервые разработана комплексная программа с использованием средств основной гимнастики и элементов народно-характерного танца, направленная на повышение работоспособности специалистов декоративно-прикладного искусства и учитывающая специфику данной профессии.

Определены и обоснованы педагогические приемы повышения профессионально-прикладной физической подготовки будущих художников декоративно-

прикладного искусства, способствующие развитию традиций народных художественных промыслов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведерникова, Н.М. Особенности развития современного русско-народного искусства / Н.В. Ведерникова. - М. : Москва, 1991. - 19 с.

2. Максимович, В.Ф. Профессиональное образование в народных художественных промыслах / В.Ф. Максимович. - М. : Москва, 1989. - 35 с.

3. Уткин, П.И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов / П.И. Уткин. - М. : Москва, 1992. - 26 с.

4. Васельцова, И.А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 9-13.

5. Кивихарью, И.В. Основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств студенток колледжа высшей школы народных искусств вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 59-64.

6. Венгерова, Н.Н. Сретечинг как средство изменения соматического здоровья девушек 17-18 лет, обучающихся в вузе вуза / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Во-зовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 29-33.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796.07; 796.034.2

ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ОТДЫХА НАСЕЛЕНИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ

Якуб Камбалетович Коблев, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Айвар Казбекович Хашканок, старший преподаватель,

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета г. Майкоп

Аннотация

В статье охарактеризованы основы организации физкультурно-рекреационной работы в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.