Научная статья на тему 'Основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств студенток колледжа высшей школы народных искусств'

Основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств студенток колледжа высшей школы народных искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНО-ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА / ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА / МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL PREPARATION / GENERAL DEVELOPING EXERCISES / ELEMENTS OF NATIONAL CHARACTERISTIC DANCE / BASIC GYMNASTICS / METHODOLOGY / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна

В работе рассматриваютя основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств учащихся средних специальных учебных заведений инновационного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кивихарью Инна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic provisions of the methods of formation of professionally significant physical qualities of students of the folk arts higher school college

The work analyses the main provisions of methods of formation of professionally significant physical qualities among innovative type average special educational institutions students.

Текст научной работы на тему «Основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств студенток колледжа высшей школы народных искусств»

В 50-70 гг. прошлого века вместе с приглашением гимнастки на площадку назывался композитор и музыка, под которую она выступала. Это несло в себе колоссальную образовательную и воспитательную функцию и для спортсменок, и для тренеров, и для зрителей. На зарубежных соревнованиях по ЭГ представление команд и тренеров не принято, в связи с чем название музыкальных произведений не озвучивается. На отечественных соревнованиях лишь около 50% команд знают и называют имя композитора и музыку, под которую выступают. Таким образом, «возвращение к утраченным ценностям» в этом аспекте, к сожалению, не произошло. Что же касается музыкально репертуара, то здесь выявлена следующая тенденция (по убывающей): песенный репертуар (детский и взрослый), музыка из кинофильмов, мультфильмов, спектаклей, эстрадные мелодии, классическая музыка.

Однако отметим, что команда «Роксет» из Тулы победила на Чемпионате мира 2005 г. с музыкой Игоря Стравинского «Весна священная». Команда «Оскар» из Ростова-на-Дону завоевала Кубок мира с композицией на музыку Ара Гаваркян «Арцах», посвящённую памяти о геноциде армянского народа. Призёр многих международных соревнований эстонская команда «Пируэт» выступала с самой потрясающей композицией на музыку П.И. Чайковского I Концерт для фортепиано с оркестром. На юниорском уровне одно время остро соперничали команда «Роксет-джуниор» с композицией на музыку М.П. Мусоргского «Ночь на лысой горе» и команда «Юнона» с композицией на музыку А.И. Хачатуряна Адажио из балета «Спартак».

Таким образом, есть надежда, что на соревнованиях и по художественной, и по эстетической гимнастике всё чаще будет звучать музыка, представляющая собой великое культурное наследие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему сказанному, отметим, что эстетическая гимнастика сегодня - это реально существующий и развивающийся вид спорта. В нём немало проблем организационного, информационного, политического, научного характера и др. Но в то же время этот гимнастический вид спорта, безусловно, имеет очень привлекательную соревновательную сущность, выход на мировую арену, отлаженную систему соревнований и судейства.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОК КОЛЛЕДЖА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НАРОДНЫХ ИСКУССТВ

Инна Владимировна Кивихарью, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В работе рассматриваютя основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств учащихся средних специальных учебных заведений инновационного типа.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, общеразвивающие упражнения, элементы народно-характерного танца, основная гимнастика, методика, физические качества.

BASIC PROVISIONS OF THE METHODS OF FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE FOLK ARTS HIGHER SCHOOL COLLEGE

Inna Vladimirovna Kiviharju, the competitor,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The work analyses the main provisions of methods of formation of professionally significant physical qualities among innovative type average special educational institutions students.

Keywords: professionally applied physical preparation, general developing exercises, elements of national characteristic dance, basic gymnastics, methodology, physical qualities.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в Высшей школе народных искусств, решая задачи формирования двигательного потенциала, выраженного в структурных составляющих модели профессионально-прикладной физической подготовленности студентов, должна быть адекватной запросам будущей профессиональной деятельности специалистов и гибкой к изменяющимся условиям (Ахундов Р.А., 1990, Голякова Н.Н., 2003, Зыков П. Л., 2003). Поэтому необходимым моментом настоящего исследования явилась разработка экспериментальной методики с использованием общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца, которая была бы способна удовлетворить требованиям современных профессий (Котельникова Г.М., 2005).

На основе изучения профессионально-важных качеств будущего специалиста в области декоративно-прикладного искусства, динамики работоспособности студенток колледжа, уровня их физического развития, физической подготовленности, функционального состояния позволили осуществить подбор средств физической культуры с целью повышение уровня общей и профессиональной физической подготовленности будущего специалиста. К ним относятся: учет влияния неблагоприятных факторов труда в профессиональной деятельности и изменения физиологических функций и систем организма, имеющих наибольшее значение для обеспечения рабочего процесса; совместимость двигательных навыков в трудовой деятельности со структурой и характером физических упражнений; учет особенностей этапов учебнопроизводственной деятельности учащихся; оздоровительная и тренировочная направленность физического воспитания учащихся; гармонизация соотношения средств общей физической и профессиональной физической подготовки будущего специалиста; построение занятий физической культурой, учитывая психофизиологические и анато-мо-морфологические особенности студенток; соответствие интересам и потребностям учащейся молодежи.

Профессиональная деятельность художника декоративно-прикладного искусства проходит в гиподинамическом режиме. В учебном процессе наблюдается длительное ограничение двигательной активности студенток. С целью увеличения двигательной активности и улучшения деятельности различных систем рекомендуется использовать многообразные физические упражнения аэробного характера. По мнению исследователей, физические упражнения, развивающие общую и статическую выносливость, формируют в организме работника специфические механизмы, нивелирующие отрицательные последствия гиподинамии. Эти задачи успешно решались с помощью ОРУ с элементами народно-характерного танца.

Подбор средств современных видов гимнастики для реализации поставленных целей, следует осуществлять, учитывая этапы обучения. В предварительном исследовании мы определили, что на первом этапе производственного обучения ведущей трудовой операцией является нанесение рисунка на поверхность, что оказывает наибольшую нагрузку на мышцы спины и глазомер. Поэтому для данного этапа обучения использовались упражнения, укрепляющие мышцы спины и живота, а также развиваю-

щие глазомер («гимнастика для глаз»).

На втором этапе характерными трудовыми операциями художника декоративно-прикладного искусства являются роспись отдельных деталей на ткани или металле, вышивка, кружевоплетение или ювелирные работы фрагментов изделия, где наибольшие требования предъявляются к быстроте движений рук. С целью развития данных качеств нами использовались ОРУ с элементами народно-характерного танца, «пальчиковая гимнастика».

Рис. 1 Схема этапов обучения в Высшей школе народных искусств

На третьем этапе основными трудовыми действиями являются роспись или вышивка, создание всего изделия, что предъявляет высокие требования к функциям внимания и глазомера. Содержание ППФП в данный период учебного процесса необходимо направить на совершенствование этих функций и способностей. Поставленные задачи решались нами с помощью усложнения содержания предлагаемых упражнений с элементами народно-характерного танца и «гимнастики для глаз».

На рисунке 1. представлена схема этапов обучения в Высшей школе народных искусств.

На основании проведенного предварительного исследования, педагогических наблюдений и анкетирования позволили сделать вывод, что наиболее рациональными и эффективными средствами основной гимнастики для студенток колледжа Высшей школы народных искусств являются: общеразвивающие упражнения с элементами народно-прикладного искусства для развития общей выносливости, внимания, быстроты движений, координации, глазомера; дыхательная гимнастика для увеличения

кондиционных возможностей дыхательной системы, развития дыхательной мускулатуры и улучшения обменных процессов; гимнастика для глаз, способствующая укреплению и снятию утомления мышц глаз; «Пальчиковая гимнастика» с предметами и без предмета для развития ловкости пальцев и быстроты движений. Все вышеперечисленные средства гимнастики включены в экспериментальную программу физического воспитания и раздел ППФП.

СОДЕРЖАНИЕ ППФП в СТРУКТУРЕ УРОКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Подготовительная Основная часть 3 аключит ельная

часть часть

Содержание: дыхательные упражнения активизирующего типа; общеразвивающие упражнения с элементами народнохарактерного танца; стретчинг.

X

Содержание: упражнения на развитие координации движений;

упражнения на развитие быстроты, упражнения на развитие силы мышц, упражнения на развитие ловкости рук;

упражнения на развитие общей и специальной выносливости; упражнения на развитие глазомера, упражнения на развитие внимания; дыхательные упражнения нагрузочного и восстанавливающего типа.

Содержание: дыхательные упражнения на восстановление; стретчинг с фиксацией поз;

упражнения на расслабление; гимнастика для глаз.

г

Решаются задачи профессионально-прикладной физической подготовки:

- развитие и совершенствование профессионально-значимых качеств и двигательных навыков;

- совершенствование психофизиологических функций организма, необходимых для успешного освоения профессией;

- профилактика неблагоприятного воздействия условий труда: гиподинамия, вынужденная рабочая поза, монотонность.

Рис. 2 Содержание профессионально-прикладной физической подготовки в структуре

урока учащихся

Эффективность занятий по разработанной нами методике определялась при сравнении показателей физического развития до и после исследования. Положительное влияние занятий по экспериментальной программе сказалось почти на всех исследуемых показателях: статистически достоверно улучшились показатели массы тела, объема талии, силы мышц рук и ЖЕЛ. Все эти улучшения статистически достоверны (при р<0,05). В контрольной группе изменения коснулись только динамометрии правой руки, причем эти сдвиги меньше, чем в экспериментальной группе.

Результаты тестирования еще раз подтверждают положительное влияние экспериментальной методики на развитие профессионально-значимых качеств учащихся Высшей школы народных искусств. Во время проведения эксперимента в экспериментальной группе статистически достоверно улучшились результаты тестирования проб Штанге, Генчи, относительной ЖЕЛ и физической работоспособности. В контрольной группе достоверных изменений не наблюдалось.

Это объясняется тем, что при использовании общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца способствует увеличению диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем, что в свою очередь обеспечивает эффективную адаптацию организма студентки к сложным факторам трудовой деятельности.

Таблица 1

Динамика развития профессионально значимых качеств студенток _____________экспериментальной и контрольной групп_____________________

Профессионально-значимые качества Исходные данные Конечные данные і р

М±т М±т

Экспериментальная группа

Устойчивость внимания, % 48,9±1,4 53,8±1,5 2,39 <0,05

Ловкость рук, с 168,0±14,1 123,3±14, 4 2,26 <0,05

Точность глазомера, % 75,3±2,5 84,2±3,1 2,23 <0,05

Быстрота движений, кол-во точек 164,5±6,4 186,9±6,5 2,28 <0,05

Статический тремор правой руки, кол-во касаний 21,8±0,5 18,3±0,7 4,07 <0,01

Статический тремор левой руки, кол-во касаний 21,6±0,7 21,1±0,5 0,58 >0,05

Динамический тремор правой руки, кол-во касаний 30,5±0,9 25,1±1,0 4,00 <0,01

Динамический тремор левой руки, кол-во касаний 29,7±0,6 25,7±0,5 5,13 <0,01

Скорость реакции на свет, м/с 0,254±0,03 0,245±0,0 3 2,25 <0,05

Реакция на движущийся объект, кол-во точных реакций 1,0±0,1 1,5±0,1 3,57 <0,05

Контрольная группа

Устойчивость внимания, % 50,8±2,4 51,5±2,0 0,22 >0,01

Ловкость рук, с 160,6±15,2 137,6±17, 1 1,00 >0,05

Точность глазомера, % 77,5±4,7 80,0±5,1 - 0,36 >0,05

Быстрота движений, кол-во точек 166,5±6,5 169,9±5,5 0,39 >0,01

Статический тремор правой руки, кол-во касаний 23,4±0,4 22,0±0,8 1,57 >0,05

Статический тремор левой руки, кол-во касаний 26,3±0,5 27,5±0,7 1,40 >0,05

Динамический тремор правой руки, кол-во касаний 24,0±0,6 22,0±0,7 - 2,17 <0,05

Динамический тремор левой руки, кол-во касаний 26,9±0,6 26,0±0,7 - 1,02 >0,05

Скорость реакции на свет, м/с 0,274±0,03 0,274±0,0 4 - -

Реакция на движущийся объект, кол-во точных реакций 1,3±0,2 1,6±0,3 0,83 >0,05

Положительное влияние экспериментальной программы на развитие профессионально-значимых качеств студенток колледжа Высшей школы народных искусств наглядно подтверждаются результатами тестирования. сопоставлении данных физической подготовленности выявлено, что у девушек контрольной группы достоверное изменение в результатах тестирования наблюдалось только по одному показателю -динамическому тремору правой руки.

В экспериментальной группе наблюдается достоверное улучшение результатов тестирования профессионально-значимых качеств в восьми из десяти случаев. Недостоверное изменение показателей в тестах «статический тремор левой руки» и «быстроты реакции на свет» можно объяснить консервативностью тренируемости этих показателей и кратковременностью эксперимента.

Таким образом, нами было установлено, что экспериментальные занятия с использованием общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца более эффективны при развитии профессионально-значимых качеств учащихся, осваивающих специальность художника декоративно-прикладного искусства.

Эффективность влияния предложенных средств физической культуры является, по нашему мнению, высокой из-за совпадения их направленности с особенностями трудовых процессов.

На основании приведённых выше данных, было установлено, что экспериментальные занятия с использованием общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца более эффективны для развития профессиональнозначимых качеств студенток, осваивающих специальность художника декоративно-

прикладного искусства.

Таким образом, педагогический эксперимент показал, что комплексная программа, включающая упражнения основной гимнастики и элементы народнохарактерного танца, способствовала не только улучшению физического состояния и работоспособности, но и повышению мотивации к занятиям физическими упражнениями будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахундов, Р.А., Обоснование средств и методов ППФП рабочих монотонного труда / Р.А. Ахундов, Е.В. Воронин // Физическая подготовленность : средства и методы оздоровления физической культурой. - М., 1990. - С. 7-8.

2. Голякова, Н.Н. ППФП студенток педагогического вуза по оздоровительной аэробике : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Голякова Н.Н. - Сургут, 2003. - 22 с.

3. Зыков, П. Л. Совершенствование физического воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зыков П. Л. - Улан-Удэ, 2003. - 22 с.

4. Котельникова, Г.М. Подбор учебного материала и составление программ занятий фитнес-аэробикой для студентов художественных профессий // Физическая культура студентов : материалы 54-й межвузовской конф. по физическому воспитанию студентов вузов. - СПб., 2005. - С. 41-42.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕЕ КАЧЕСТВА

Ольга Владимировна Ковальчук, председатель комитета по образованию Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

Аннотация

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой инновационного совершенствования качества муниципальных образовательных систем в аспектах формирования здоровьесберегающая среды. С научных позиций анализируется статус и значение здоровья в ряду основных педагогических и социальных результатов образовательного процесса. Определен комплекс перспективных инновационных здоровьесберегающих технологий и управленческих решений, обеспечивающих повышение вклада муниципальных образовательных систем в решение проблем здоровья участников образовательного процесса.

Ключевые слова: качество образования; качество муниципальной образовательной системы; инновационная деятельность по совершенствованию качества образовательных систем; здоровье участников образовательного процесса; здоровьесберегающая среда; здоровьесберегающие технологии.

FORMATION OF HEALTH PROTECTING MEDIUM IN MUNICIPAL EDUCATIONAL SYSTEM AS ONE OF THE KEY DIRECTIONS OF INNOVATIVE

PERFECTION OF ITS QUALITY

Olga Vladimirovna Kovalchuk, the Chairman of education committee of Administration of MD «Vsevolojskiy municipal area», Leningrad region, deserved teacher of the Russian Federation, candidate of pedagogical sciences

Annotation

The article deals with series of questions connected with problems of innovation improvement of municipal education system quality by aspects of forming the health protection environment. Author analyses from the scientific point of view the status and meaning of health as the result of educational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.