са. В экзерсисе используется русская, цыганская, украинская, белорусская, польской музыка. Комбинации экзерсиса включают следующие элементы народных танцев: «ковырялочка», «мо-талочка» (элементы русских, украинских, белорусских танцев); припадания, упадания (элементы русских, цыганских, украинских, белорусских, молдавских и др. танцев); «качалка» (элемент русских, татарских и др. танцев); «гармошка», подготовка к «штопору», одинарный и двойной «ключ» элементы русских танцев); ход руки «восьмёрка», одинарное и двойное заключение, «голубец», опускание на подъём; опускание на оба колена.
Одним из способов повышения заинтересованности студентов в занятиях физическими упражнениями является поиск новых конструктивных решений в методах проведения практических занятий.
Из всего многообразия народно-характерной хореографии, коллективом кафедры, были взяты за основу элементы русского танца, как наиболее близкого и понятного по своему содержанию вида искусства обучающимся в Высшей школе народных искусств.
Специфика профессионального обучения учащихся и студентов ВШНИ характеризуется низким уровнем двигательной активности, статической рабочей позой со значительной нагрузкой на позвоночник и зрительные анализаторы, высокой эмоциональной напряженностью.
Разработанные на кафедре физической культуры программы с использованием специально подобранных упражнений с элементами русского народного танца, позволяют объединить полезное воздействие от упражнений циклического характера на выносливость с упражнениями на гибкость, координацию и силу. Для них характерны свободные широкие движения, выполняемые как плавно, сдержанно, так и весело, задорно под любую музыку в русском стиле: «Барыню», «Калинку», «Казачок», «Ах, вы сени, мои сени» и др. Влияние музыкального ритма, эмоций делает такие занятия более увлекательными.
Основной формой организации занятий физическими упражнениями с профессиональной направленностью является учебное занятие. Многофункциональность предложенных средств современных видов гимнастики позволяет применять их в различных частях учебного занятия, эффективно решая задачи, как физического воспитания, так и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
В подготовительной части учебного занятия используются упражнения с профессионально-прикладной направленностью, направленные на увеличение возможностей дыхательной системы, укрепление зрительного анализатора и развитие гиб-
Библиографический список
кости (упражнения дыхательной гимнастики; гимнастика для глаз; упражнения на растягивание).
В основной части учебного занятия используются упражнения, направленные на развитие таких профессионально-важных качеств художника народно-прикладного искусства, как внимание, точность глазомера, ловкость рук, координация движений, быстрота, сила мышц рук, а также на повышение работоспособности и профилактику неблагоприятного воздействия факторов труда (специальные упражнения для развития внимания; специальные упражнения для развития глазомера; специальные упражнения для развития ловкости рук; специальные упражнения для развития координации движений; специальные упражнения для развития быстроты движений; упражнения для развития скорости реакции; специальные упражнения для развития силы мышц важных для выбранной профессии; специальные упражнения для повышения работоспособности; специальные упражнения для профилактики воздействия неблагоприятных факторов труда).
В заключительной части учебного занятия используются упражнения на восстановления дыхания и расслабление всех групп мышц (стретчинг с фиксацией поз и расслаблением всех групп мышц, упражнения на дыхание и осанку).
Физическая культура является частью общечеловеческой культуры, направленной на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством применения широкого круга средств. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность студентов. Практика использования учебных программ с включением в содержание элементов русских народных танцев на занятиях с обучаемыми в вузе художественно-творческой направленности в период с 2011 по 2016 учебный год показывает, что предложенная программа легка в усваивании, позволяет развивать физические качества, необходимые для профессиональной подготовки, снимать психоэмоциональное напряжение. Русская народная музыка и танцевальные движения способствуют формированию интереса к этому направлению русской народной культуры, воспитывают любовь к традициям, к Родине.
1. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. Москва: Изобразительное искусство, 1983: 343.
2. Григорович Ю.Н. Балет. Энциклопедия. Москва: Большая Советская энциклопедия, 1981: 624.
3. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977: 215.
4. Ткаченко Т.С. Народные танцы. Ленинград: Искусство, 1975: 352.
5. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Ленинград: Искусство, 1975: 128.
6. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. Москва: Терра-спорт, 2000.
References
1. Nekrasova M.A. Narodnoe iskusstvo kak chast'kul'tury: teoriya ipraktika. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1983: 343.
2. Grigorovich Yu.N. Balet. 'Enciklopediya. Moskva: Bol'shaya Sovetskaya 'enciklopediya, 1981: 624.
3. Koroleva 'E.A. Rannie formy tanca. Kishinev: Shtiinca, 1977: 215.
4. Tkachenko T.S. Narodnye tancy. Leningrad: Iskusstvo, 1975: 352.
5. Dobrovol'skaya G.N. Tanec. Pantomima. Leningrad: Iskusstvo, 1975: 128.
6. Popova E.G. Obscherazvivayuschie uprazhneniya vgimnastike. Moskva: Terra-sport, 2000.
Статья поступила в редакцию 28.01.17
УДК 812. 512. 141. 09
Akkuzhina F.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Bashkir Literature, Sterlitamak Branch of Bashkir
State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
LEARNING TO ANNOTATE OLDER STUDENTS. In the theoretical part of the article the author describes characteristics of the genre of annotations. They are specified according to the volume, destination and contents of the text annotations and are divided into the index, containing only the wording of the theme (idea) of the work, and descriptive, outlining more detail the content of the text, listing significant details. The article notes the compositional-semantic structure of the annotation, which may have the following construction: an introduction, providing basic information, average detailing, complementary parts and the end - result, as well as the size and language of particulars of annotations. The paper describes the teaching methods of annotation, lists theoretical and practical phases of the annotation, the selected exercises are analytical and constructive for learning annotations.
Key words: learning, creative writing jobs, resume, simple, information, compositional-semantic structure of annotations, cliched phrases.
Ф.А. Аккужина, канд. пед. наук. доц., каф. башкирской литературы Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак, Е-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ АННОТИРОВАНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
В теоретической части статьи описываются жанровые признаки аннотации, указываются, что в зависимости от объёма, назначения и содержания текстовые аннотации делятся на указательные, содержащие лишь формулировку темы (идеи) произведения и описательные, более подробно излагающие содержание текста с перечислением существенных деталей. В статье отмечена композиционно-смысловая структура аннотации, которая может иметь следующие построение: зачин, содержащий основную информацию, среднюю, детализирующую, дополняющую части и концовку - итог, а также размер и языковые особенности и аннотации. В работе описана методика обучения аннотированию, указаны теоретические и практические этапы работы над аннотированием, представлены упражнения аналитического и конструктивного характера для обучения аннотации.
Ключевые слова: обучение, творческие письменные работы, аннотация, лаконичность, информация, композиционно-смысловая структура аннотации, клишированные обороты.
Аннотация - это вторичный текст, создаваемый на основе исходного и обладающий текстовыми характеристиками, то есть содержательной и структурной цельностью. Аннотация состоит из описания библиографических данных книги (автор, название и т. д.), краткого изложения материала содержания, (указания, для кого данная книга предназначается).
Лаконично обобщать информацию - непростая задача. Очевидно, что этому необходимо обучать школьников специально. Однако развитию у учащихся умений и навыков обобщать, сжимать и кратко излагать информацию в учебном процессе уделяется очень мало времени и внимания [1, с. 16]..
В зависимости от объёма, назначения и содержания текстовые аннотации делятся на указательные, содержащие лишь формулировку темы (идеи) произведения и описательные, более подробно излагающие содержание текста с перечислением существенных деталей.
Композиционно-смысловая структура аннотации отличается стереотипностью. Текст может иметь следующие построение: зачин, содержащий основную информацию, среднюю, детализирующую, дополняющую части и концовку - итог. Размер аннотации определяется не объемом аннотируемого текста, а тем материалом, который, с точки зрения автора аннотации, заслуживает изложения. Что касается языковых особенностей аннотаций, то, прежде всего, следует отметить предельную краткость изложения, далее, ясность и простоту изложения, его имперсональ-ность, то есть изложение не от себя, а от лица обобщенного автора. В аннотациях используются стандартные, клишированные обороты [2, с. 47].
С методической точки зрения чтение текстов как учебных, так и художественных, с установкой на последующее их аннотирование может быть использовано в учебном процессе в качестве эффективного средства обучения чтению и контроля понимания прочитанного на уроках литературы. Аннотирование способствует совершенствованию навыков письменной речи учащихся, выработке умения лаконично излагать мысли и при этом помогает усвоить правила построения языковых структур, поскольку они включены в активную речевую деятельность. Также необходимо отметить, что творческое переосмысление воспринимаемой информации при аннотировании и фиксация ее в письменной форме подготавливают учащегося не только к интерпретации содержания текста, но и к высказыванию с элементами оценки, а также к высказыванию более высокого типа - к обсуждению, дискуссии как в письменной, так и в устной форме. Наряду с этим, интонирование обладает и высоким контролирующим потенциалом. Правильно, грамотно составленная аннотация, основанная на адекватном понимании содержания текста, свидетельствует о способности ученика сосредоточиться при чтении, сохранять в памяти связь между частями текста, об общем читательском интересе, кругозоре и уровне владения языком.
При помощи аннотации можно контролировать: 1) понимание текста на разных уровнях (значения и смысла); 2) умение интерпретировать и обобщать информацию; 3) умение передавать ее в соответствующей сжатой форме.
Необходимо научить школьников действиям, которые способствуют правильному составлению аннотаций. Этим действиям соответствуют следующие умения и навыки: 1) прогнозировать и осмысливать содержание текста, выделять главное; 2) интерпретировать материал, который предусматривает реконструкцию логической структуры текста, делить текст на смысловые фрагменты, составлять план, группировать, обобщать, кри-
тически анализировать и формулировать собственное мнение; 3) сжимать информацию; 4) фиксировать сжатую информацию на письме - кратко излагать в виде аннотации, что предполагает определенную композиционную организацию сообщаемых фактов, навыки владения с краткими формами языкового выражения, умения вводить информацию с помощью речевых стереотипов, характерных для аннотаций, использование оценочных клише. Например, при сообщении об авторе произведения используется следующие речевые клише: работает в области; ему принадлежит; его первая книга в свет; им написано; в его творчестве привлекает. [2, с. 48] При оценке произведения используются следующие слова и выражения: автор сумел показать (рассказать, осветить, раскрыть); талантливо и правдиво (ярко, образно, убедительно, достоверно, исторически точно); основные достоинства книги заключаются в том, что ... [2, с. 49]
Основным принципом в методике обучения аннотированию должен быть, на наш взгляд, принцип постепенного перехода от простого к сложному, который детерминируется особенностями самого материала, текстов, предназначенных для аннотирования, и характером методических приемов, заданий и упражнений.
Рассмотрим на конкретном примере обучение аннотированию на уроке-практикуме.
Теоретические сведения об аннотации, полученные на факультативных и внеклассных занятиях, учащиеся используют на этом уроке. Учащимся предлагается задание: выяснить значение слова «аннотация» по словарю. В процессе беседы учитель фиксирует внимание учащегося на формы изложения, подчеркивает, что основное назначение аннотации - дать в предельно краткой форме представление о содержании книги, о ее целевом назначении и о том, для какой категории читателей книга предназначена. Чтобы ученики усвоили определение аннотации раздается готовая аннотация на исторические романы Я. Хамматова «Са-лават, Сырдария» и даётся задание определить основные части аннотации.
Учащиеся анализируют текст аннотации и записывают основные части аннотации.
1. Исходные данные (книги, произведения).
2. Краткое содержание текста (книги, произведения).
3. Заключение, указывающее на назначение.
После чего учащиеся анализируют несколько аннотаций самостоятельно, прослушивают некоторые выступления, коллективно устраняют ошибки и оценивают результаты работы. Это задание закрепляет в памяти композицию аннотации.
Далее учитель предлагает учащимся три текста. Например: Библиографические данные (текст № 1). Рецензия на книгу (текст № 2). Аннотация на орфографический словарь (текст № 3).
Необходимо определить, которой из этих текстов является аннотацией и доказать это. Ученики отмечают, что текст № 3 является аннотацией, потому что в этом тексте имеются все три компонента аннотации (исходные данные, краткое содержание, рекомендации). Цель этого задания - научить учащихся распознавать аннотацию среди других, а также познакомить школьников со специфическими особенностями некоторых видов аннотаций на разные жанры произведений. Только сильные учащиеся сумели выделить индивидуальные особенности аннотации на словарь [2, с. 19].
Следующее задание определить вид аннотации. Учитель предлагает три вида аннотации. После чтения и анализа, учащиеся устанавливают, что текст № 1 - специализированная аннота-