Научная статья на тему 'Значимость профессиональных компетенций в области декоративно-прикладного искусства в становлении специалиста среднего звена (художника-мастера, преподавателя)'

Значимость профессиональных компетенций в области декоративно-прикладного искусства в становлении специалиста среднего звена (художника-мастера, преподавателя) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СПЕЦИАЛИСТ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данчук И.И., Тимченко Д.В.

Статья посвящена раскрытию роли овладения профессиональными компетенциями в области декоративно-прикладного искусства, важными в образовании специалистов среднего звена (художник-мастер, преподаватель).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данчук И.И., Тимченко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значимость профессиональных компетенций в области декоративно-прикладного искусства в становлении специалиста среднего звена (художника-мастера, преподавателя)»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК 378.147

Данчук И.И.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

Тимченко Д.В.

студентка 4 курса, Южный федеральный университет

ЗНАЧИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В СТАНОВЛЕНИИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА (ХУДОЖНИКА-МАСТЕРА, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)

Статья посвящена раскрытию роли овладения профессиональными компетенциями в области декоративно-прикладного искусства, важными в образовании специалистов среднего звена (художник-мастер, преподаватель).

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, специалист среднего звена, компетентностный подход, профессиональные компетенции.

Декоративно-прикладное искусство — часть народной культуры, уникальный мир духовных ценностей каждого народа, определяющий самобытность творимых руками народа предметов и черты национального характера. Духовная наполненность изделий декоративно-прикладного творчества и сила выразительности мотивируют интерес современного человека, общества в целом, ко всем формам народного искусства.

«Декоративно-прикладное искусство является областью создания художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественной обработке утилитарных предметов (утвари, мебели, тканей, орудий труда, средств передвижения, одежды, украшений, игрушек и др.).

В декоративно-прикладном искусстве используются разнообразные технологии и материалы: литье, ковка, чеканка, гравировка, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка, выколотка и пр.

Произведения ДНИ составляют часть предметной среды, окружающей человека и эстетически его обогащают. Они связаны с архитектурным пространством, экстерьером и интерьером, ансамблями и комплексами. Оно стало одной из важнейших областей народного творчества» [4, с. 10-11].

Роль и значение декоративно-прикладного искусства в жизни человека обосновывали в своих исследованиях многие ученые (Т.С. Щацкий, Н.Н. Блонский, Ю.В. Максимов и др.). Но их мнению, искусство пробуждает яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности человека.

М.Н. Скаткин, С.Т. Шацкий и др. утверждают, что, несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей обучающихся.

«Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективно преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности» [ 1].

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт среднего профессионального образования (далее — ФГОС СНО) нового поколения предъявляет к средней профессиональной школе принципиально новые требования в подготовке специалистов, которые

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

бы отличались системным мышлением, коммуникативной, правовой, информационной культурой, творческой активностью, умением анализировать результаты своей деятельности, развитыми профессиональными умениями и навыками.

Поэтому ФГОС СПО по специальности «54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» углубленной подготовки в очной форме обучения (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1389) имеет своей целью развитие у студентов средних специальных учебных заведений (ссузов) личностных качеств, а также формирование общих и профессиональных компетенций. Эти компетенции должны способствовать тому, чтобы в результате обучения выпускник смог бы организовывать и осуществлять творческую и исполнительскую, производственно-технологическую и педагогическую деятельность в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов [3].

Основная профессиональная образовательная программа (далее — ОПОП) «54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» углубленной подготовки в очной форме обучения реализует подготовку специалистов среднего звена по следующим видам художественной росписи (по эмали, ткани, дереву, металлу, резьба по дереву и т.д.).

Выпускникам присваивается квалификация: художник-мастер, преподаватель. Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки, при очной форме получения образования составляет — на базе среднего (полного) общего образования — 3 года 10 месяцев [2].

Наиболее востребованными видами профессиональной деятельности выпускника, будущего художника-мастера, преподавателя являются:

- творческая и исполнительская деятельность (изготовление изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения и др.);

- производственно-технологическая деятельность (изготовление бытовых предметов прикладного характера на традиционных художественных производствах, в организациях малого и среднего бизнеса и др.);

- педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО).

В настоящее время также большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом. Решению этой важной задачи способствует непосредственная образовательная деятельность по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.

Пониманию актуальности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлению к ней живого интереса, организации собственной деятельности способствует компетентностная модель современного специалиста среднего звена по специальности «54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

В исследованиях авторов (В.И. Байденко, А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Ю.Г. Татур, Э. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) обоснована суть компетентностного подхода. По мнению этих ученых, компетентный специалист, имея определенный уровень знаний, умений, навыков, сможет реализовать и реализует их в работе.

Поэтому совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающее в себя применение знаний, умений и навыков в качественно-продуктивной деятельности и есть компетенция. А способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач — профессиональная компетенция.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе

На основе всего вышеизложенного, рассмотрим компоненты профессиональной компетентности выпускника, осваивающего в условиях реализации ФГОС СНО третьего поколения ОНОН по специальности «54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)».

Компоненты профессиональной компетентности:

Творческая и исполнительская деятельность.

Изображать человека и окружающую среду средствами академического рисунка и живописи.

Создавать художественно-графические работы изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального значения и воплощать их в материале.

Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.

Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства (по видам).

Делать эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.

Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

Владеть профессиональной терминологией.

Производственно-технологическая деятельность.

Анализировать бытовые изделия традиционного прикладного искусства.

Копировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями.

Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства.

Нользоваться компьютерными технологиями при реализации замысла в изготовлении изделия традиционно-прикладного искусства.

Нланировать деятельность коллектива исполнителей и собственную работу.

Контролировать изготовление изделий на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к изделиям декоративно-прикладного и народного искусства.

Обеспечивать и соблюдать правила и нормы безопасности в профессиональной деятельности.

Педагогическая деятельность.

Реализовывать педагогическую и учебно-методическую деятельность в детских школах искусств, детских художественных школах, других учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СНО.

Нланировать развитие профессиональных умений обучающихся.

Использовать классические и современные методы преподавания, рассматривать особенности отечественных и мировых художественных школ.

Следует отметить, что выпускник, освоивший ОНОН СНО по специальности «54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» углубленной подготовки в очной форме обучения подготовлен к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования и к освоению основной образовательной программы высшего профессионального образования художественного профиля в сокращенные сроки.

Носле окончания учебного заведения многие из выпускников трудоустраиваются в регионе. Отсюда следует, что их профессиональные компетенции должны удовлетворять требованиям регионального ранка труда.

Таким образом, современное производство требует не просто специалиста среднего звена в области декоративно-прикладного искусства, а специалиста с известной эстетической культурой, способного создать продукцию в соответствии со своими представлениями о

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

красоте, специалиста-дизайнера, создающего изделие, соответствующего назначению и в котором заложен определенный эстетический вкус. А содержание, направления и механизмы взаимодействия нового специалиста среднего звена с миром и с самим собой определяется уровнем его компетентности и доверием к себе как к конкурентоспособному субъекту собственного личностного и профессионального бытия.

Литература

1. Вахидова Н.Х., Халикова З.М. Воображение как фактор творчества личности. — URL: http://www.tsutmb.ru/voobrazhenie-kak-faktor-tvorchestva-lichnosti. (Дата обращения 9 декабря 2015 года).

2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 (072601) Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). — URL: http://nokkii.ru/docs_01/opop_2014/opop_54_02_02_2015_10.pdf. (Дата обращения 7 декабря 2015 года).

3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1389 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34873). — URL: http://akptb.biisk.ru/wp-

content/uploads/normativdoc/spo_spec/54.02.02%20%D0%94%D0%9F%D0%98.pdf. (Дата обращения 5 декабря 2015 года).

4. Прищепа А.А. Декоративное искусство как предыстория зарождения дизайна: Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: ПИ ЮФУ, 2009. — 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.