Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы преподавания истории и теории традиционного прикладного искусства будущим художникам'

Теоретико-методологические основы преподавания истории и теории традиционного прикладного искусства будущим художникам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (НАРОДНОЕ ИСКУССТВО) / TRADITIONAL APPLIED ART (FOLK ART) / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / БАКАЛАВРЫ / BACHELORS / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES / ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ / TEXTS OF CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина И. И.

Традиционное прикладное искусство (ТПИ) значимый компонент национальной художественной культуры. В настоящее время переосмыслена миссия профессионального образования в этой области, что нашло отражение в создании высшего образования и системы непрерывного профессионального образования в конкретных видах народного искусства. Спецификой подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства является внимание не только к практическим, но и теоретическим профессиональным дисциплинам, одной из которых является «Традиционное прикладное искусство (народно искусство)». В статье анализируются теоретико-методологические основания, являющиеся базой для организации образовательной деятельности и конструирования содержания этой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION OF TEACHING HISTORY AND THEORY OF TRADITIONAL APPLIED ART TO FUTURE ARTISTS

Traditional applied art is a significant component of the national artistic culture. The mission of professional education in this field was currently rethought, which is reflected in the establishment of higher education and the system of continuous professional education in specific types of folk art. The specifics of preparation of bachelor of applied and decorative art is attention not only to practical but also theoretical professional subjects, one of which is “Traditional arts and crafts (folk art)”. The article analyzes theoretical and methodological foundations that are the basis for the organization of educational activities and designing the content of the discipline.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы преподавания истории и теории традиционного прикладного искусства будущим художникам»

- необходимостью сокращения времени адаптации молодых специалистов и традиционной системой «вхождения» их в коллектив педагогов, имеющих достаточно большой стаж работы;

- потребностью начинающих педагогов в своевременной профессиональной консультационной помощи в работе и отсутствием реальной возможности обеспечить такую поддержку в процессе их профессионального становления.

Таким образом, актуальность проблемы педагогического сопровождения молодых педагогов обусловлена рядом причин, среди которых первостепенное место, на наш взгляд, занимают:

- необходимость создания модели педагогического сопровождения молодых педагогов;

- отслеживание уровня повышения профессиональной компетентности молодых педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, профессиональных затруднений, динамики профессионального развития;

- индивидуализация процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов через создание индивидуальных образовательных программ;

- разработка системы оценки личностного роста молодых педагогов;

создание условий для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.

Библиографический список

В этой связи можно уверенно предполагать, что необходима разработка комплексной педагогической модели сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов.

При разработке такой модели следует учитывать, что система подготовки будущих педагогов, работающих в профессиональном образовании, будет соответствовать новым целям и ценностям, если процесс сопровождения молодых специалистов будет проанализирован и теоретически осмыслен как педагогическая проблема; исследована современная практика сопровождения молодых специалистов в профессиональных колледжах в системе регионального профессионального образования; разработана педагогическая модель сопровождения профессионального становления молодых специалистов; выявлены, описаны и экспериментально проверены организационно-педагогические и методические условия реализации педагогической сопровождения профессионального становления молодых педагогов. На наш взгляд в достаточно короткие сроки специалистам, интересующимся данной проблемой, необходимо: проанализировать и обобщить достижения исторически сформировавшегося опыта и современную практику сопровождения молодых специалистов в колледжах в системе профессионального образования; разработать комплексную педагогическую модель сопровождения профессионального становления молодых специалистов применительно к региональным профессиональным колледжам.

1. Казакова Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе. 2009; 1: 36 - 46.

2. Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. Санкт-Петербург: Артплес, 1997: 24 - 25.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. Москва: Издательский центр «Академия»: 288.

4. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы: монография. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2003: 200.

References

1. Kazakova E.I. Process psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya. Na putyah k novoj shkole. 2009; 1: 36 - 46.

2. Tryapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha. Sankt-Peterburg: Artples, 1997: 24 - 25.

3. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya»: 288.

4. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskaya podderzhka kul'turnogo samoopredeleniya kak sostavlyayuschaya pedagogiki Svobody: monogra-fiya. Saratov: Izdatel'stvo Saratovskogo universiteta, 2003: 200.

Статья поступила в редакцию 28.01.17

УДК 378.16

Kurakina I.I., postgraduate, teacher, Department of Arts History, The High School of Folk Art (Institute) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF ORGANIZATION OF TEACHING HISTORY AND THEORY OF TRADITIONAL APPLIED ART TO FUTURE ARTISTS. Traditional applied art is a significant component of the national artistic culture. The mission of professional education in this field was currently rethought, which is reflected in the establishment of higher education and the system of continuous professional education in specific types of folk art. The specifics of preparation of bachelor of applied and decorative art is attention not only to practical but also theoretical professional subjects, one of which is "Traditional arts and crafts (folk art)". The article analyzes theoretical and methodological foundations that are the basis for the organization of educational activities and designing the content of the discipline.

Key words: traditional applied art (folk art), traditions, professional education, bachelors, theoretical and methodological bases, texts of culture.

И.И. Куракина, аспирант, преп. каф. истории искусств Высшей школы народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ТРАДИЦИОННОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА БУДУЩИМ ХУДОЖНИКАМ

Традиционное прикладное искусство (ТПИ) - значимый компонент национальной художественной культуры. В настоящее время переосмыслена миссия профессионального образования в этой области, что нашло отражение в создании высшего образования и системы непрерывного профессионального образования в конкретных видах народного искусства. Спецификой подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства является внимание не только к практическим, но и теоретическим профессиональным дисциплинам, одной из которых является «Традиционное прикладное искусство (народно искусство)». В статье анализируются теоретико-методологические основания, являющиеся базой для организации образовательной деятельности и конструирования содержания этой дисциплины.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство (народное искусство), традиции, профессиональное образование, бакалавры, теоретико-методологические основания, тексты культуры.

Традиционное прикладное искусство (народное искусство) - особый тип художественного творчества, связанный с преемственностью традиций, являющихся главной движущей силой,

регулятором уровня ценностей, важных для жизни народа [1]. Создание произведений требует от автора глубоких практических знаний в области техники и технологии создания изделий,

и особых личностных качеств - осознания себя преемником и транслятором национальной памяти народа. На данном историческом этапе, как неоднократно отмечала В.Ф. Максимович, остро встает вопрос о развитии системы профессионального образования в области ТПИ [2].

Значимым компонентом современной подготовки бакалавров декоративно-прикладного искусства являются не только профессиональные практические, но и теоретические дисциплины, одной из которых является «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)». В качестве теоретико-методологических оснований организации образовательной деятельности студентов и конструирования содержания дисциплины нами определены семь компонентов (проанализированы ниже).

1. Культуросообразность. Трансформация образования XXI века проявляется в переориентации от наукосообразности (фундаментального принципа образования XIX - XX вв.) - к культуросообразности. Последний предполагает учёт природы культуры, отражающей окружающую действительность, наполняющей ее многочисленными смыслами, что соответствует позиции Л.М. Баткина: «В культуре не содержится ничего, кроме смыслов... Это - встреча в осмысленном мире» [3, с. 304].

В контексте преподавания истории и теории ТПИ культуро-сообразность проявляется в стремлении поддержки творческой самореализации учащихся при познании мира. В процессе самостоятельных исследований проблемных вопросов, участия в дискуссиях на лекциях, работы с пособием «Традиционное прикладное искусство в образах, фактах, вопросах» студенты создают собственные тексты культуры, сопоставляемые с культурно-историческими аналогами. Таким образом, из многочисленных версий и предположений каждый конструирует для себя собственный порядок, в соответствии со своим жизненным опытом и представлениями о мире.

2. Единство аудиторного и внеаудиторного образования. В основе типа аудиторного образования - трансляция в сознание обучающегося готового набора фактов. Внеаудиторное образование предполагает усвоение и выработку личностью индивидуальных жизненных стратегий, реализуется через социокультурные институты, обеспечивающие процесс комплексного освоения действительности [4, с. 11, 21 - 22].

Единство аудиторного и внеаудиторного типов образования при освоении ТПИ позволяет активно использовать средства музеев, выставочных залов, библиотек и т.д. Включение в образовательный процесс потенциала других институтов культуры -возможность студентам делать самостоятельные выводы о стилистических особенностях произведений, истоках и специфике формирования художественной традиции, современном состоянии и перспективах народных промыслов.

3. Приоритет исследовательской деятельности. Любой объект культуры изначально наделен множественными значениями, постижение которых зависит от контекста восприятия, индивидуального опыта личности и ее кругозора. Современная культура допускает множественные толкования явлений и событий, признавая право на существование каждой точки зрения, что открывает широкие возможности для диалога человека и автора. Но в образовании обучающийся часто имеет дело с готовыми результатами: за рамками программы остается путь, предшествовавший открытию.

Для изменения сложившейся ситуации представляется важным ориентироваться на приоритет исследовательской деятельности, что позволит осваивать студентам целые историко-культурные пласты с целью выработки моделей поведения в условиях непредсказуемого будущего. Поэтому содержание дисциплины ориентировано на развитие функциональной грамотности студентов, формирование навыков теоретических исследований в области народного искусства, представления собственного мнения и аргументирования позиции перед аудиторией.

По мнению А.Г. Маслоу, «Основная цель образования - это помощь человеку в полной мере реализовать его возможности» [5, с. 181]. Источник реализации возможностей - выработка умений и навыков самостоятельной деятельности по освоению окружающего культурного пространства. Выявление тенденций развития народного искусства обеспечит бакалаврам свободу в выборе направления деятельности; готовность к выполнению профессиональных задач в непредсказуемых условиях современного мира; мобильность встраивания в производственную сферу.

4. Создание собственных текстов культуры. Текст культуры - любое явление культуры, определённая последовательность символов, передающая в закодированной форме некое послание. Попадая в иной историко-культурный контекст, он наполняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. М.М. Бахтин писал: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины» [6, с. 335]. Таким образом, происходит взаимодействие, диалог культур, когда они не сливаются, а взаимообогащаются [7]. В традиционном прикладном искусстве в роли текстов культуры выступают художественные произведения, подлежащие «прочтению» и интерпретации содержащихся в них значений. Собственные тексты культуры - это письменные работы, а также проекты, эскизы, реплики произведений ТПИ, созданные студентами, выражающие их авторское отношение к конкретным проблемам, вопросам.

5. Преемственность традиций и новаций. Апологеты народного искусства - М.А. Некрасова, И.Я. Богуславская - подчеркивали роль художественной традиции как главной движущей силы народного искусства, обеспечивающей его развитие, сохранение генетической памяти народа. Но даже в жестких рамках канона всегда есть место новациям, поскольку традиция -источник творческих исканий художников.

Бакалавры - будущие художники ТПИ - преемники исторически сформировавшихся художественно-стилистических и технико-технологических традиций создания изделий народных промыслов. Одновременно, испытывая на себе влияние времени, они привносят и новации, создавая произведения, соответствующие актуальным тенденциям развития национальной художественной культуры. Таким образом, одна из задач дисциплины «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)» -анализ преемственности традиций и новаций в произведениях, признанных классическим воплощением стилистических особенностей народного искусства и являющихся творческими поисками современных мастеров.

6. Непрерывное профессиональное образование. Концепция непрерывного профессионального образования в ТПИ сформулирована и обоснована в исследованиях В.Ф. Максимович, считающей ее залогом сохранения и развития традиций народного искусства, условием его жизненности и востребованности в современном социуме [8]. Преемственность всех уровней образования, имеющих единый комплекс целей, задач, содержания цикла специальных дисциплин, методов и форм обучения обеспечивает рост профессионального мастерства и становление творческой личности художника.

В обучении народному искусству непрерывное профессиональное образование воплощает дидактический принцип системности и последовательности; является основанием для конструирования содержания дисциплины, что проявляется в возможности его более гибкого, вариативного построения; обращения в процессе преподавания к имеющемуся опыту студентов. На уровне бакалавриата дисциплина «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)» призвана сформировать основные, базовые представления о народных художественных промыслах, которые могут быть расширены при продолжении обучения в магистратуре и аспирантуре.

7. Единство теории и практики. Наиболее полно реализуется именно в преподавании теоретической дисциплины: владение практическими навыками дает возможность дополнить теоретические представления, формируемые в процессе лекций. Преподавание дисциплины «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)» осуществляется всему курсу студентов, сформированному из групп разных специализаций (художественная вышивка, художественное круже-воплетение, ювелирное искусство, резьба по кости, лаковая миниатюрная живопись), что позволяет получить комплексное представление о важной составляющей национальной культуры; познакомиться с образным языком видов ТПИ; выявить роль и место каждого вида в системе народных художественных промыслов.

Совокупность проанализированных теоретико-методологических оснований ориентирует на использование в качестве основного вектора организации процесса обучения научно-исследовательский подход, обуславливающий отбор содержания и конструирование учебной программы «Традиционное прикладное искусство (народное искусство)», структуру и содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.