Научная статья на тему 'К вопросу об истории научного осмысления народного искусства как части художественной культуры и формирования профессиональной подготовки мастеров в этой области на рубеже XIX-XX вв'

К вопросу об истории научного осмысления народного искусства как части художественной культуры и формирования профессиональной подготовки мастеров в этой области на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOLK ART / TRADITIONAL FOLK CRAFTS / TRADITIONS / PROFESSIONAL TRAINING / FOLK MASTER / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ТРАДИЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НАРОДНЫЙ МАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куракина И.И.

Народное искусство составная часть национальной художественной культуры, различные компоненты которого (танец, музыка, фольклор) исторически привлекали ученых. Статья посвящена осмыслению значения деятельности исследователей рубежа XIX-XX вв. в сохранении, изучении и развитии традиционных художественных промыслов в аспекте формирования системы профессиональной подготовки будущих мастеров. С привлечением большого корпуса специальной литературы и архивных сведений, на примере анализа системы обучения в Мариинской практической школе кружевниц и Школе народного искусства автором выявлены её характерные дидактические и методические особенности, обосновано значение исторического опыта подготовки для современного профильного образования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куракина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF FOLK ART AS PART OF ARTISTIC CULTURE AND THE FORMATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF MASTERS OF XIX-XX CENTURIES

Folk art is an integral part of the national artistic culture, the various components of which (dance, music, folklore) historically attracted scientists. The article is dedicated to the understanding of the importance of the activities of researchers at the turn of XIX-XX centuries in the preservation, study and development of traditional arts and crafts in the aspect of the formation of the system of professional training of future masters. With the involvement of a large body of specialized literature and archival information, on the example of the analysis of the training system in the Mariinsky practical school of lace-makers and the School of folk art, the author reveals its characteristic didactic and methodological features, substantiates the importance of historical experience of training for modern specialized education in the field of traditional applied art.

Текст научной работы на тему «К вопросу об истории научного осмысления народного искусства как части художественной культуры и формирования профессиональной подготовки мастеров в этой области на рубеже XIX-XX вв»

тирование, копирование, пластическая анатомия и техника и технология живописных материалов. В учебные программы по рисунку и живописи включаются задания по изображения человека с натуры, что в результате позволяет более грамотно и свободно выполнят стилизованное изображение человека в композициях. При выборе материала и технике выполнения рисунков и живописных этюдов также учитывается специфика профессиональной подготовки художников церковно-исторической живописи.

Первая защита дипломных работ на кафедре лаковой миниатюрной живописи состоялась в июне 2017 года, на защиту были представлены пять дипломных работ: «Образ господа нашего Иисуса Христа с предстоящими и избранными святыми» выполнил студент Шарафутдинов Н., «Святой Николай Чудотворец и Преподобный Сергий Радонежский» выполнил студент Смирнова Н., «Образ

Библиографический список

Пресвятой Богородицы на престоле с младенцем и избранными святыми» выполнил студент Близнецова Л., «Святые апостолы Петр и Павел» выполнил студент Зайцева Ю., «Иоанн Предтеча - Ангел пустыни с клеймами» выполнил студент Попова С. Все проекты, были выполнены под руководством директора Мстёрско-го филиала ВШНИ Полины Вадимовны Гусевой. Иконы были выполнены в стилистике Ярославской школы иконописи XVII века. Можно выделить особенности характерные для всех выполненных икон - монументальность, тонкость письма, богатство разделок, праздничный колорит Приобретённые выпускниками в процессе выполнения дипломных работ знания, умения и навыки позволят молодым художникам церковно-исторической живописи создавать новые произведения в области церковно-исторической живописи, в которых будут сохранятся и развиваться традиции национальной культуры России.

1. Гусева П.В., Максимович В.Ф. Мстёрская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института). Научная редакция В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2017: 76.

2. Бесшапошникова Ю.А., Максимович В.Ф. Холуйская лаковая миниатюрная живопись. Работы студентов Высшей школы народных искусств (института). Научная редакция В.Ф. Максимович. Санкт-Петербург: ВШНИ (и), 2017: 76.

3. Завалей Д.В. Техника темперной живописи и технология живописных: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-исто-рическая живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016: 65.

4. Кузнецов Н.Г. Композиция церковной росписи. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческая живопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2017: 85.

5. Кузнецов Н.Г Живопись: ученое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Живопись» (церковно-историческаяживопись). Санкт-Петербург: ВШНИ, 2016: 85.

References

1. Guseva P.V., Maksimovich V.F. Msterskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Raboty studentov Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (instituta). Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2017: 76.

2. Besshaposhnikova Yu.A., Maksimovich V.F. Holujskaya lakovaya miniatyurnaya zhivopis'. Raboty studentov Vysshej shkoly narodnyh iskusstv (instituta). Nauchnaya redakciya V.F. Maksimovich. Sankt-Peterburg: VShNI (i), 2017: 76.

3. Zavalej D.V. Tehnika tempernoj zhivopisi i tehnologiya zhivopisnyh: uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016: 65.

4. Kuznecov N.G. Kompoziciya cerkovnoj rospisi. Uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2017: 85.

5. Kuznecov N.G. Zhivopis': uchenoe posobie dlya studentov, obuchayuschihsya po special'nosti «Zhivopis'» (cerkovno-istoricheskaya zhivopis'). Sankt-Peterburg: VShNI, 2016: 85.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 377

Kurakina I.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: ladybug90@yandex.ru

TO THE QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE SCIENTIFIC UNDERSTANDING OF FOLK ART AS PART OF ARTISTIC CULTURE AND THE FORMATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF MASTERS OF XIX-XX CENTURIES. Folk art is an integral part of the national artistic culture, the various components of which (dance, music, folklore) historically attracted scientists. The article is dedicated to the understanding of the importance of the activities of researchers at the turn of XIX-XX centuries in the preservation, study and development of traditional arts and crafts in the aspect of the formation of the system of professional training of future masters. With the involvement of a large body of specialized literature and archival information, on the example of the analysis of the training system in the Mariinsky practical school of lace-makers and the School of folk art, the author reveals its characteristic didactic and methodological features, substantiates the importance of historical experience of training for modern specialized education in the field of traditional applied art.

Key words: folk art, traditional folk crafts, traditions, professional training, folk master.

И.И. Куракина, канд. пед. наук, ст. преп. каф. истории искусств, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

Е-mail: ladybug90@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ НАУЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КАК ЧАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.

Народное искусство - составная часть национальной художественной культуры, различные компоненты которого (танец, музыка, фольклор) исторически привлекали ученых. Статья посвящена осмыслению значения деятельности исследователей рубежа XIX-XX вв. в сохранении, изучении и развитии традиционных художественных промыслов в аспекте формирования системы профессиональной подготовки будущих мастеров. С привлечением большого корпуса специальной литературы и архивных сведений, на примере анализа системы обучения в Мариинской практической школе кружевниц и Школе народного искусства автором выявлены её характерные дидактические и методические особенности, обосновано значение исторического опыта подготовки для современного профильного образования в данной области.

Ключевые слова: народное искусство, традиционные народные художественные промыслы, традиции, профессиональная подготовка, народный мастер.

Народное искусство - компонент художественной культуры, включающий народную музыку и танец, фольклор, народные художественные промыслы. Впервые объектом научного изучения народное искусство (изначально - устное слово, фольклор) становится в XVIII столетии. В противовес ориентации императора-реформатора Петра I на западноевропейский путь развития и формы культуры, в обществе возникает тенденция, направленная на осмысление собственной истории. К этому периоду относятся реформы русской словесности и

литературного стиха В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова; призывы В.Н. Татищева к собиранию народных песен и былин, описанию обычаев и обрядов; включение фольклора в произведения А.Н. Радищевым.

Обращение к традициям национальной культуры было продолжено в XIX в. в связи с Отечественной войной 1812 года, победа в которой была обусловлена именно народным движением, показавшим красоту духа и мужество простого русского народа; впоследствии оформилось в движение славянофилов, и народ-

ничество. В первой половине - середине XIX в. внимание учёных в основном было сосредоточено на изучении фольклора: И.М. Снегирев собирал пословицы и притчи; П.В. Киреевский - эпические и лирические песни; В.И. Даль - пословицы, поговорки; А.Н. Афанасьев - сказки; П.Н. Рыбников и А.Ф. Гильфердинг -онежские песни и былины. В их трудах прослеживается эволюция отношения к народному слову: если исследователи раннего периода вносили литературные правки, сводили тексты разных редакций в один, то впоследствии наоборот, стремились сохранить все особенности диалектов, фиксировали информацию о респондентах, в чем прослеживается внимание и интерес именно к самобытности слова, проявлявшемуся в нем представлениях народа о миропорядке.

Но хотя понятие «народное искусство» и включает танец и музыку, песню, преимущественно оно используется для обозначения произведений материальной культуры народа - предметов быта и изделий народных художественных промыслов. Подобная практика словоупотребления складывается во вт. пол. XIX в., когда его впервые начали собирать и анализировать в аспекте материальной составляющей. Первыми были историки, археологи, архитекторы, художники, чьи начинания с течением времени развились в глубокое научное изучение этого самобытного явления.

Ключевая роль в пробуждении интереса к народному искусству, демонстрации его глубинных смыслов и эстетики принадлежит В.В. Стасову. Он видел в художественном и музыкальном творчестве народа проявления национальности искусства; призывал не к копированию устаревших форм культуры, а к живому развитию и продолжению традиций. Так, характеризуя Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1882 г, коллекция которой позднее была выкуплена и стала основой Кустарного музея, он восклицает: «Что всего сильнее порадовало меня, это - непосредственное народное творчество, которое выступило на нынешний раз на выставке в таком богатстве и в такой полноте, с какими оно еще, кажется, никогда не являлось на русских выставках» [1].

Вслед за В.В. Стасовым к постижению традиций прикладного искусства народа обратились С.А. Давыдова, М.К. Тенишева, Н.Л. Шабельская. Эти женщины не только занимались изучением и сохранением его подлинных образцов, но и участвовали в организации профессионального обучения с целью сохранения и пропаганды традиций женских художественных промыслов.

Основу коллекции Н.Л. Шабельской составляли комплексы русского традиционного костюма, а также сопутствующие произведения художественной вышивки и ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву. Отличительной чертой собрания, насчитывающего к 1904 г более 20000 предметов, был научный подход: каждая вещь описывалась, указывалось её бытование по губерниям и уездам, впоследствии была реализована фотофиксация экспонатов. По свидетельству В.В. Стасова, «после нескольких немногих лет занятий она сделалась одним из величайших и капитальнейших знатоков этой характерной отрасли древнего русского творчества, а дом её в Москве сделался настоящим музеем, необыкновенно богатым и разнообразным» [2]. С целью сохранения и развития традиций народных промыслов Н.Л. Шабельской в имении в Харьковской губернии также была создана вышивальная мастерская.

Княгиня Тенишева М.К. в своей деятельности объединила талант художника, исследователя, коллекционера и мецената. Обширное собрание, формировавшееся на протяжении многих лет, включало в себя образцы резьбы по дереву и вышивки, костюмы разных губерний (Московской, Тверской, Смоленской, Ярославской, Костромской и др.), живопись и графику, декоративно-прикладное искусство и скульптуру. По её воспоминаниям «с годами все чаще и чаще, все более и более русские древности останавливали мое внимание, манили, и все шире и шире открывался передо мной целый, до сих пор неведомый мне мир, и этот мир все сильнее приковывал меня к себе. Я вдруг почувствовала, что все это близкое, свое, родное» [3]. Она также стремилась показать собрание широкой общественности: лучшие произведения экспонировались в 1900 году на Всемирной выставке в Париже, в Смоленске в 1905 году был создан музей «Русская старина», в 1909 - 1911 годах издан его каталог

М.К. Тенишева много сделала и для развития профессиональной подготовки в области народного искусства. В имении в Талашкино были созданы художественные мастерские (резьбы по дереву, столярная, керамическая и вышивальная), в которых получили возможность работать местные крестьянки. Княгиня стремилась сохранять традиции народного искусства, вытесняемые на рубеже веков малохудожественными узорами. В мастерских, по аналогии с Абрамцевом, знакомились с предметами старины и развивали русский стиль и художники -М.А. Врубель, И.Е. Репин, С.В. Малютин, что способствовало популяризации традиций народного искусства в дворянской среде.

Начало общественной деятельности С.А. Давыдовой в деле сохранения традиций народного искусства было положено знакомством с В.В. Стасовым.

Библиографический список

С.А. Давыдова стала участвовать в организации профессиональных женских школ - прядения и тканья для крестьян в Смоленской губернии, классов учительниц рукоделия в Александровском сиротском доме и Школы учительниц домоводства в Петербурге и др. Были изданы и специальные пособия - «Руководство для преподавания рукоделий в школах» (1887).

Основной круг научных интересов этого исследователя был связан с русским художественным кружевоплетением, вследствие чего С.А. Давыдова объездила 11 губерний России, где изучала состояние кружевной промышленности. Результаты были опубликованы в фундаментальном труде «Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое» (1892).

Потребность в сохранении и развитии традиций художественного круже-воплетения обусловило создание Мариинской практической школы кружевниц в Петербурге в 1883 г, инициатором чего выступила С.А. Давыдова. Помимо кружевного, были учреждены еще три отдела: вышивальный, ковровый и ткацкий. Срок обучения составлял три года и включал изучение практических предметов, связанных с видами народного искусства, и теоретических дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо и арифметика.

Практико-ориентированный характер образовательной деятельности Ма-риинской школы в дальнейшем способствовал развитию центров народного искусства в регионах: многие выпускницы этого учебного заведения работали в школах в Вологодской (кружевная школа М.Ю. Авиновой), Рязанской (скопин-ские кружевные школы Е.Н. Половцевой, школа рукоделия С.П. Казначеевой, школа-мастерская в Мураевне), Вятской (школы в слободах Кукарка и Белая Холуница) губерниях. В них были заложены основы профессионального обучения, сочетающие практическую и теоретическую подготовку - постижение художественных традиций, культуры страны, что обусловило улучшение технической и художественной составляющей промыслов.

Однако наибольшее значение для формирования и совершенствования профессиональной подготовки мастеров в области народного искусства оказало открытие Школы народного искусства императрицы Александры Федоровны в 1911 г. Программа в этом заведении включала практические занятия, формирующие исполнительское мастерство (рукоделия - ткачество, ковроткачество, кружевоплетение, вышивка, рисование, черчение), и теоретические, способствующие развитию общего культурного уровня. К последним относились история народного орнамента, священная и русская история, русская литература, отечествоведение и др. Обучение было дополнено посещениями и работой в Этнографическом музее Петра I, осмотрами церквей и архитектурных памятников, экскурсиями в Ботанический сад и поездками в Москву, Ростов, Ярославль, Владимир [4].

Значимым фактором, способствующим расширению представлений учениц Школы о народном искусстве, было наличие собственного музея и библиотеки. Фактически, опыт Школы народного искусства стал первым примером разработки содержания и дидактических основ курсов в области теории и практики традиционных народных художественных промыслов.

Не только женские рукоделия интересовали просвещенную общественность: проблемы сохранения произведений народного зодчества, костюма, резьбы по дереву, керамики раскрыты в трудах И.Я. Билибина, В.В. Суслова, Н.В. Султанова, гр. А.А. Бобринского. И.А. Голышев выступил инициатором организации профессионального обучения иконописи во Мстёре, результаты которого отражены в его публикациях.

Первые шаги к пониманию художественной ценности произведений народного искусства, осмыслению его как компонента национальной духовной культуры способствовали осознанию необходимости не только сохранения, но и развития традиций народных художественных промыслов, что виделось в создании системы профессиональной подготовки мастеров и художников. Первый опыт был заложен в деятельности профессиональных школ в регионах и получил наиболее глубокое и полное воплощение в деятельности Мариинской практической школы кружевниц и Школы народного искусства. Сформированная в них система обучения несла в себе «первый опыт создания принципов обучения народного мастера, основанных на соединении изучения общеобразовательных дисциплин и освоения специальности» [5, с. 83].

Сочетание практической и теоретической подготовки, ориентация на развитие творческих способностей, наличие учебных планов, программ и пособий, изучение подлинных образцов народного искусства - перспективные черты обучения, заложенные в практике профессиональных школ, дали импульс к развитию традиционных художественных промыслов и формированию централизованной системы подготовки художников в послереволюционный период.

1. Стасов. В.В. Избранные сочинения в трех томах. Живопись. Скульптура. Музыка. Москва: Искусство, 1952. Т.2. Available at: http://az.lib.rU/s/stasow_w_w/text_1882_na_ vystavkah_v_moskve.shtml

2. Шабельская Н.Л. Этнографический биобиблиографический словарь. Available at: http://www.ethnos.nw.ru/biobib/Result.php?fnc=66

3. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Воспоминания. Москва: Захаров, 2002: 397.

4. Основанная её Императорским Величеством Государыней Императрицей Александрой Федоровной женская «Школа народного искусства». Санкт-Петербург 1914: 14.

5. Большова С.И. Формы и методы передачи мастерства в Михайловском производственном объединении «Труженица». Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: сборник статей. Отв. ред. Н.В. Черкасова. Москва: НИИХП, 1990: 83 - 89.

References

1. Stasov. V.V. Izbrannye sochineniya v treh tomah. Zhivopis'. Skul'ptura. Muzyka. Moskva: Iskusstvo, 1952. T.2. Available at: http://az.lib.ru/s/stasow_w_w/text_1882_na_ vystavkah_v_moskve.shtml

2. Shabel'skaya N.L. 'Etnograficheskijbiobibliograficheskij slovar'. Available at: http://www.ethnos.nw.ru/biobib/Result.php?fnc=66

3. Tenisheva M.K. Vpechatleniya moejzhizni. Vospominaniya. Moskva: Zaharov, 2002: 397.

4. Osnovannaya ee Imperatorskim Velichestvom Gosudarynej Imperatricej Aleksandroj Fedorovnojzhenskaya «Shkola narodnogo iskusstva». Sankt-Peterburg, 1914: 14.

5. Bol'shova S.I. Formy i metody peredachi masterstva v Mihajlovskom proizvodstvennom ob'edinenii «Truzhenica». Formy i metody peredachi masterstva v sovremennyh tradicionnyh promyslah: sbornik statej. Otv. red. N.V. Cherkasova. Moskva: NIIHP, 1990: 83 - 89.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378.15

Larionova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Philosophy and Social Sciences and Humanities, Omsk State Medical University

(Omsk, Russia), E-mail: larionova_ma@mail.ru

SOME ASPECTS OF TEACHER PROFESSIONALISM IN CORRECTIONAL DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER. Modernization of the educational system and programs aimed at improving the quality of education of students. As a result of the introduction of the Federal State Educational Standard of the IEO for students with disabilities, there are real resources for training and education of children with autism spectrum disorder (ASD). There is a modern experience in creating an inclusive environment for students with ASD. The author analyzes four variants of training with ASD, revealing their specific features; considers professional-value orientations of teachers. The teacher's professional readiness for correctional and developmental work with children with autism spectrum disorder accumulates in his personal and semantic readiness.

Key words: GEF NOO for students with disabilities, autism spectrum disorder, inclusive environment, principles of psychological and pedagogical support, correctional-developmental work with children with ASD, teacher's personality.

М.А. Ларионова, канд. пед. наук, доц., доц. каф. философии и социально-гуманитарных наук, Омский государственный медицинский университет,

г. Омск, E-mail: larionova_ma@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Современная модернизация образовательной системы и программ направлена на повышение качества образования обучающихся. Вследствие внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья появились реальные ресурсы обучения и воспитания детей с расстройством артистического спектра (РАС). Существует современный опыт создания инклюзивной среды для обучающихся с РАС. Автор анализирует четыре варианта обучения с РАС, выявляя их специфические особенности; рассматривает профессионально-ценностные ориентации педагогов и делает вывод, что его профессиональная готовность к коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройством аутистического спектра аккумулируется в личностно-смысловой готовности.

Ключевые слова: ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расстройство аутистического спектра, инклюзивная среда, принципы психолого-педагогического сопровождения, коррекционно-развивающая работа с детьми с РАС, профессионализм личности педагога.

Сегодня активно внедряется ФГОС начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Современная модернизация образовательной системы и программ направлена на повышение качества образования обучающихся, в том числе на реализацию национальной политики относительно обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Впервые в образовательном стандарте предусмотрена спецификация обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС). Это даёт возможность воспользоваться правом на образование всем обучающимся и освоить адаптированную основную образовательную программу (далее АООП) в инклюзивной (интегрированной) образовательной среде.

Для детей с РАС предусмотрено четыре варианта обучения. Каждый вариант имеет различия по срокам обучения, а также по результатам, которые предусмотрены для обучающихся по окончании реализации АООП. К данной категории относятся дети с различными расстройствами аутистического спектра. Это, пожалуй, одна из сложнейших категорий детей, имеющих нарушения в онтогенетическом развитии, которые обуславливают особенности их взаимодействия с другими людьми, а вслед за этим, построение и осуществление образовательного процесса. Аффективное и когнитивное неблагополучие аутичного ребёнка, как отмечает О.С. Никольская, определяет его поведенческое неблагополучие и социальную дезадаптацию [1, с. 17].

Одним из значимых компонентов АООП является программа коррекцион-ной работы. Если в первом варианте она направлена «на обеспечение эмоционально-личностного и социального развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении АООП», то уже в четвёртом варианте предусматривается «планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов со сверстниками, взрослыми» [2, с. 231].

Поскольку четвёртый вариант разработан для обучающихся со сложными множественными нарушениями наряду с расстройством аутистического спектра, то возможность достижения эффективных результатов образования предусматривается в том числе за счёт реализации специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР). Реализуя вариант АООП, рекомендованный психолого-медико-педагогической комиссией, образовательной организации

следует в первую очередь обратить внимание на перечень специалистов психолого-педагогического сопровождения. Это позволит эффективно реализовать коррекционно-развивающую работу с обучающимися. В каждом варианте обучения и воспитания ребёнка с РАС предусматривается целенаправленная, долгосрочная коррекционно-развивающая работа всех специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения.

Как подчёркивают О.С. Никольская и И.А. Костин, ребёнку с аутизмом не показано домашнее обучение именно в силу наличия особых образовательных потребностей, и без того затруднённой социальной адаптацией и коммуникацией с окружающими людьми [1]. До разработки и внедрения новых ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) практически лишались своевременной психолого-педагогической помощи, не создавалась для них и особая коррекци-онно-развивающая образовательная среда, которая может способствовать социально-коммуникативному продвижению таких детей посредством общения со сверстниками, создания учебных ситуаций и т. д. Даже при сохранном интеллекте дети с РАС оказывались в образовательных организациях для детей с нарушениями интеллекта, либо в классах для детей с задержкой психического развития и т. п.

Специфичность расстройств аутистического спектра определяется, прежде всего, нарушением эмоционального механизма регуляции психической деятельности. Вследствие этого обнаруживаются нарушения социальной коммуникации различной степени, серьезные трудности в использование речи в качестве средства общения, ритуальность и стереотипизация поведенческих реакций и многие другие искажения в развитии психических процессов ребёнка. Вот почему сегодня учёные и практики пришли к единому мнению о наличии спектра аутистиче-ских расстройств, затрудняющих социализацию и образование данной категории детей без создания специальных образовательных условий и учета их особых образовательных потребностей.

Организация таковых условий зависит не только (или не столько) от управленческих решений администрации образовательной организации, грамотной разработке АООП, а главным образом, от профессионально-личностной готовности и компетентности педагога как ведущего специалиста психолого-меди-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.