МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
оценивания процесса - анализ соответствия процесса критериям. Воспитателю, управляющему деятельностью студента, важно течение процесса решения творческой инженерной задачи студентом независимо от результата ее решения. А это выдвигает требование к его профессиональной подготовке. Для решения поставленных перед высшей школой задач вузу нужен не просто исследователь и не просто преподаватель. Нужен воспитатель-исследователь, способный передать молодому человеку свои знания и умения. «Как ни странно, но сам процесс мышления и обучения мы знаем еще очень плохо, и поэтому весьма неэффективно используются способности человеческого разума. Преподавание по-прежнему остается искусством, иногда творящим чудеса» (Е.П. Велихов). Список использованной литературы:
1. Варнавских С.М. Формирование творческой активности студентов в процессе вузовского образования // Педагогика и современность.- 2013. -№4. - С. 121 - 125.
2. Варнавских С.М. О проблеме оценивания результатов воспитания у студентов творческой активности в процессе решения инженерных задач / Е.А. Варнавских, С.М. Варнавских // Наука и техника транспорта. -2011. - № 1. - С. 88 - 93.
3. Научная мозаика: антология / сост. С.М. Варнавских. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2014.- 329 с.
© Варнавских С.М., 2016
УДК 37.01
П.Д.Гаджиева
канд.пед.наук., доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация
В данной статье раскрыты теоретические основы организации самостоятельной работы студентов, обоснованы основные направления планирования самостоятельной работы студентов, а также описаны требования к осуществлению контроля и оценки ее результатов.
Ключевые слова
Самостоятельность, самостоятельная работа, планирование самостоятельной работы.
Современная образовательная ситуация требует активной организации самостоятельной работы студентов, которая стала рассматриваться сегодня в качестве необходимого звена учебного процесса. Главным признаком самостоятельной деятельности студентов является не то, что студент работает без посторонней помощи преподавателя, а те умения, благодаря которым он несет в себе одновременно и функцию управления самостоятельной деятельностью. В этой связи мы и рассматриваем самостоятельную работу студентов как форму обучения - основное направление развития системы профессионального образования.
Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. Это обусловливает необходимость переориентации самостоятельной работы студентов с традиционной цели - простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности - на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего педагога [1,c86].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что самостоятельная работа студента - это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством. В условиях реализации компетентностно - ориентированных ФГОС ВПО, самостоятельная работа рассматривается в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведению.
Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает: подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий; выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и теоретических практикумах, на семинарах и практических занятиях; работу над отдельными темами учебных дисциплин; выполнение контрольных и курсовых работ; прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий; подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы; участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах [3].
Самостоятельная работа должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер, соответствующий определенному этапу освоения одной из основных образовательных программ. Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований; подготовка рефератов, научных обзоров по общенаучным, обще профессиональным и другим дисциплинам есть важнейшее направление её совершенствования.
Планирование самостоятельной работы осуществляется в рамках каждой основной образовательной программы. Организация должна быть направлена, на выполнение всех планируемых заданий всеми студентами точно в срок и с нужным уровнем качества, что является необходимым условием формирования навыков самодисциплины и самоконтроля.
Обязательным условием организации самостоятельной работы является отчетность студентов перед преподавателем о её результатах. Формы контроля могут быть самые разные - устные или письменные, индивидуальные или в группе, выборочные или сплошные. Они должны отвечать ряду требований: максимальная индивидуализация и систематичность проведения; разумное сочетание форм и методов контроля; наличие понятных и доступных критериев оценки [2 с,83].
Документальное оформление результатов самостоятельной работы является одним из условий её успешной организации, а также формой её планирования и контроля. Преподаватели кафедры теории и методики обучения праву ФГБОУ ВПО «ДГПУ» к оформлению результатов самостоятельной работы студентов предъявляют особые требования в основе которых лежит раскрытие творческого потенциала студентов. По дисциплине «Технологии организации умственного труда студентов» каждый студент получает рабочую тетрадь с практическими заданиями для самостоятельного выполнения. Результаты самостоятельной работы студенты оформляют в виде портфолио практических заданий и представляют на кафедру. Контроль должен способствовать выявлению недостатков и созданию механизмов их устранения, формированию обратной связи для выработки корректирующих действий.
Таким образом, в качестве оценочных критериев, определяющих уровень самостоятельной работы, могут быть приняты: степень самостоятельности и творческой характер действий студентов при выполнении заданий; система самооценки и самоконтроля со стороны студента за ходом и результатами занятий; уровень планирования и руководства учебной и научной работой студента.
Список использованной литературы:
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - Ш 11. С. 86-88.
2. Абасов 3. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2007 . - № 10. С. 81 - 84.
3. Певцова. Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высших учеб. заведений. М., 2008
© Гаджиева П.Д., 2016