Научная статья на тему 'Психолого- педагогические предпосылки организации самостоятельной работы студентов'

Психолого- педагогические предпосылки организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

В данной статье дано теоретическое обоснование проблемы организации самостоятельной работы студентов вуза; описаны методы и способы осуществления контроля за самостоятельной деятельностью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Патимат Дайитбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого- педагогические предпосылки организации самостоятельной работы студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х

необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам17 -соблюдаются.

Список использованной литературы

1. Докучаева М. А. Использование интернет-ресурсов на уроках литературы в условиях реализации ФГОС // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 295-297.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 г.

© Бакрадзе Т.В., 2017

УДК 37.01

Гаджиева Патимат Дайитбеговна

канд.пед.наук, доцент ДГПУ E-mail: [email protected] г.Махачкала, РД

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В данной статье дано теоретическое обоснование проблемы организации самостоятельной работы студентов вуза; описаны методы и способы осуществления контроля за самостоятельной деятельностью студентов.

Ключевые слова

самостоятельная работа студентов, познавательная активность, учебная деятельность.

Главным признаком самостоятельной деятельности студентов является не то, что студент работает без посторонней помощи преподавателя, а те умения, благодаря которым он несет в себе одновременно и функцию управления самостоятельной деятельностью. В этой связи мы и рассматриваем самостоятельную работу студентов как форму обучения бакалавров - основное направление развития системы профессионального образования. По типу самостоятельные работы бывают: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные; эвристические; творческие/

Одной из основных функций высшей школы является приобщение студентов к установлению причинно-следственных связей между научной теорией и фактами окружающей действительности. Однако студенты подчас, зная теорию, не умеют подкреплять теоретические положения фактами либо не умеют объяснять новые факты, делать на их основе теоретические выводы. На наш взгляд, на младших курсах научиться этому можно в процессе освоения приемов самостоятельной учебно-исследовательской работы [1, с.23].

На репродуктивном уровне самостоятельной работы студент подражает образцам, усиливает и воспроизводит своими словами материал для учебников получает знания из различных источников. На критически-творческом уровне в процессе выполнения самостоятельной работы - студент выражает

17 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 г.]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

критическое отношение к усваиваемым знаниям и вновь получаемой информации, оценивая пригодность с позиции собственного опыта.

В процессе вовлечения студента в самостоятельную выполнения проектов исследовательского характера преподаватель должен учитывать влияние таких факторов, как полимотивированность деятельности и надситуативную активность. Это предполагает вовлечение студентов разнообразными способами и стимулирование в каждом стремления проникнуть вглубь изучаемых явлений.

Самостоятельная работа студента (СРС) - это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством. Она всегда рассматривалась в качестве неотъемлемой составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведению.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что объем самостоятельной работы студента требует, прежде всего, коренных изменений содержания и организации работы преподавателя, разработки нетрадиционных видов занятости профессорско-преподавательского состава вуза, введения новых нормативов и включения их в расчет учебной нагрузки. Для повышения статуса самостоятельной работы должны произойти качественные изменения и в методическом, и в информационном обеспечении учебного процесса [2, с.16].

Самостоятельная работа - это активные формы и методы обучения, это единство учебно-воспитательной и научно-производственной работы, это сотрудничество студента с преподавателем. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, то есть выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает: подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий; выполнение самостоятельных заданий в лабораторных и теоретических практикумах, на семинарах и практических занятиях; работу над отдельными темами учебных дисциплин выполнение контрольных и курсовых работ; прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий; подготовку к итоговой аттестации и выполнение квалификационной выпускной работы; участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах.

Следует подчеркнуть, что управление самостоятельной работой студентов вузов - особый вид совместной целенаправленной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на формирование у будущих педагогов целостных интегративных знаний, умений и навыков, а также профессионально значимых личностных качеств в процессе планирования, мотивации, организации и контроля их самостоятельной деятельности с целью устранения дублирования, создания оптимальных условий для овладения навыками самообучения, реализации внутреннего потенциала и обеспечения высокого уровня самостоятельной подготовки.

На основании вышеизложенного можем отметить, что сегодня при подготовке будущих педагогов нельзя делать главную ставку на усвоение определяемой суммы знаний. Основным содержанием образования должна быть не только передача суммы знаний и выработка практических навыков, но и методы, способы мышления. Знания студента не могут быть самоцелью. Они лишь средство для развития личности будущего учителя. Задача образования состоит в том, чтобы научить человека умению учиться всю жизнь. На современном этапе развития образования необходим поиск и отработка методик деятельной подготовки будущего учителя. Основным способом развития творческого мышления будущих учителей является участие их в самостоятельной исследовательской деятельности.

Список использованной литературы:

1. Абасов 3. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2009 . - № 10. С. 81 - 84.

2. Алиуллов P.P. Механизм социального управления // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 6 с. 126139.

3. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2009. - 11. С. 86-88.

© Гаджиева П.Д., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.