Научная статья на тему 'К вопросу об организации самостоятельной работы студентов инженерно-геодезических специальностей'

К вопросу об организации самостоятельной работы студентов инженерно-геодезических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТРЕБОВАНИЯ К МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ / РЕАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ВИДЫ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобзева Татьяна Николаевна

Самостоятельная работа студентов технического ВУЗа необходимый компонент образовательного процесса. Нами рассматриваются основные условия, дидактические особенности организации самостоятельной работы студентов специальности Прикладная геодезия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации самостоятельной работы студентов инженерно-геодезических специальностей»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

М.: Металлургия, 2001 - 280с.: ил.

3. Иванов, И.А. Регулирование тепловых металлургических процессов: учебник / И.А Иванов, С.И. Лисовский - М.: Металлургия, 2010 - 300с.: ил.

4. Гельман, Г.А. Автоматизация тепловых режимов протяжных печей: учебник / Г.А. Гельман. - М.: Металлургия, 2007 - 112 с.

5. Рябчиков, М.Ю. Изучение режимов нагрева стальной полосы в протяжной печи башенного типа для светлого отжига / М.Ю. Рябчиков, И.Г. Самарина// Металлообработка. 2013. № 1 (73). С. 43-49.

6. Самарина, И.Г. Разработка структуры нейросетевой математической модели процесса отжига полосы в протяжной печи / И.Г. Самарина, Е.Ю. Мухина, С.М. Андреев // Автоматизированные технологии и производства. - 2015 №2 - С.9-13

7. Самарина, И.Г. Система прогноза и предупреждения возникновения дефекта при отжиге металла в протяжной печи башенного типа // И.Г. Самарина, С.М. Андреев // Машиностроение: сетевой электронный научный журнал, 2016 Том 4 №3 - С. 40-45

© Каюмова В.Э., Мухина Е.Ю., 2016

УДК 378.147.227

Кобзева Татьяна Николаевна

канд.пед.наук. доцент АГАСУ г. Астрахань, РФ E-mail: tatiana89033498221@ yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация

Самостоятельная работа студентов технического ВУЗа необходимый компонент образовательного процесса. Нами рассматриваются основные условия, дидактические особенности организации самостоятельной работы студентов специальности - Прикладная геодезия.

Ключевые слова

Самостоятельная работа студентов. Требования к молодым специалистам. Реализация самостоятельной

работы. Виды учебно-познавательной деятельности.

Современные трудовые отношения значительно повысили требования к уровню подготовки специалистов инженерных специальностей.

Анализируя требования, предъявляемые к молодым специалистам, мы определили наиболее часто из них звучащие:

• целеустремленность;

• предприимчивость;

• деловитость;

• инициативность;

• самостоятельность.

Эти стороны личности специалиста более ценимы в своей совокупности, т.к. формируют конкурентноспособного специалиста.

Таким образом, сразу определяется проблема - научить студентов не только определенному объёму теоретических знаний и практических умений и навыков, но и мотивировать студентов на постоянное пополнение знаний и формирование практических умений. Причем, эту мотивацию необходимо

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

поддерживать постоянно на протяжении всей жизни.

Современный подход к организации образовательного процесса в ВУЗе предусматривает отведение большого объёма учебного времени ( примерно 50%) на самостоятельную работу студентов. Анализируя учебные планы по подготовке специалиста инженера-геодезиста, определилась следующая картина.

Доля самостоятельной работы студентов в учебном процессе подготовки инженера - геодезиста

Таблица 1

Дисциплина, (всего учебных часов) Общий объём аудиторной нагрузки Лекции Лабораторно практические занятия Самостоятельная работа

часы % часы % часы %

Геодезия (540 ч.) 240 96 40 144 60 300 55,6

Высшая геодезия и основы координатно-временных систем (252 ч.) 112 64 57 48 43 140 56

Прикладная геодезия (684 ч.) 290 88 30 202 70 394 57,6

Космическая геодезия и геодинамика (144 ч.) 64 32 50 32 50 80 55,6

Спутниковые системы и технологии позицио нирования (216 ч.) 96 32 33 64 67 120 55,6

Инженерно-геодезичес кие изыскания (108 ч.) 48 24 50 24 50 60 55,6

Анализируя эти данные видно, что в процентном отношении объём самостоятельной работы студентов составляет 55-57%. В среднем по выбранным нами дисциплинам он соответствует 56%. Это довольно хорошая база для внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий для организации самостоятельной работы студентов технического ВУЗа и формирования мотивации на приобретение востребованных на современном уровне профессиональных умений.

Достаточный уровень подготовки инженера-геодезиста не будет обеспечен, если не учитывать вышесказанное только с точки зрения решения дидактических задач, игнорируя воспитательные определяющие образовательного процесса.

Только так создаются условия для решения основной задачи профессионального образования, предусматривающую подготовку квалифицированного работника. В это понятие входит подготовка специалистов в области прикладной геодезии отвечающего требованиям рынка труда, конкурентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного, ориентирующегося в смежных областях с профессиональной деятельностью. Соответствующий этим требованиям инженер-геодезист должен быть социально и профессионально мобилен. И, хотелось бы еще раз повторить, мотивирован на увеличение уровня профессиональной подготовки. Учитывая то, что самостоятельная работа студентов занимает достаточный объём учебного времени (в среднем 56 %), нами отмечается фрагментарность его и отсутствие систематичности. В связи с этим, этот процесс слабо управляемый. Зачастую он базируется на классических формах и методах обучения. В связи с этим, тормозится личностное формирование студентов, страдает его самостоятельность, уровень саморазвития и самосовершенствования.

Подобная ситуация требует усиленного внимания к организации самостоятельной работе студентов. Учитывая тот факт, что самостоятельная работа студентов является существенным компонентом системы подготовки специалиста. Определено, что знания, полученные своим трудом - самостоятельно - способны быть активной движущей силой профессионального определения и карьерного роста специалиста.

Нами выделены следующие направления реализации самостоятельной работы студентов. Среди них:

• Аудиторно (лекции, лабораторно-практические занятия) в процессе непосредственного общения с преподавателем.

• Внеаудиторные контакты с преподавателем (консультации, творческие контакты в проблемных группах, выполнение индивидуальных заданий).

• Внеучебная деятельность студента за стенами учебного заведения (библиотеки, домашняя работа, общежития, самостоятельная работа над выполнением учебных и творческих задач).

Обучаемый должен осознавать, что не имея серьёзной мотивации на получение качественных знаний,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

формирования умений и навыков, нельзя получить достойного участника на рынке труда.

Нами видятся следующие направления активизации самостоятельной деятельности студентов геодезических специальностей. Мы считаем, что они могут быть полезны при организации такого вида деятельности специалистов многих направлений.

И так, мы считаем необходимым выделить следующее:

1. Обучаемый (в нашем случае студент) должен четко определиться в значимости и полезности выполняемой работы. И не обязательно на уровне лекционно-практической части образовательного процесса, а и при решении конкретных инженерно-геодезических работ.

2. Направление учебно-познавательной деятельности студентов на творческое решение образовательных задач. Это можно решить через введение в учебный процесс передовых педагогических технологий, решения проблемных образовательных ситуаций, научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы.

3. Введение активных методов обучения в образовательный процесс будет способствовать усилению мотивации на качественно высокую профессиональную подготовку.

4. Специфика геодезической специальности (малое количество ВУЗов готовящих геодезистов, их территориальная России их разбросанность) препятствует использованию такого мотивирующего фактора как участие в конкурсах, олимпиадах. Такая форма организации самостоятельной работы студентов очень слабо используется, но обладает сильной мотивирующей составляющей.

5. Разнообразие учебной деятельности такими формами познавательного процесса как рейтинги, тесты, введение нестандартных учебных ситуаций и экзаменационных процедур, будут способствовать накоплению стимулирующих балов и оценок. Что приведет к стремлению студентов к самосовершенствованию.

6. Традиционный дидактический приём - индивидуальный подход к обучаемому - существенно стимулирует стремление студентов к самообразованию. При этом индивидуальные задания должны быть нацелены не только на учебные занятия. Они должны обновляться и носить регулярный характер.

7. Любая деятельность, если она не контролируется и не поощряется, не приносит результата и будет отработана впустую. Фактор контроля и поощрения организует, стимулирует и направляет самостоятельную работу студентов. Он может проявляться в разных формах. Это и разные виды стипендиального вознаграждения. У нас в регионе используются такие формы как ректорская, губернаторская и другие виды стипендий, поощрения в виде премирования накоплением поощрительных баллов в портфолио.

8. Личность преподавателя. Его отношение к образовательному процессу и стремление к самосовершенствованию, позволит сделать образовательный процесс единым, сочетающим в себе обучение и воспитание, личностно-профессиональное формирование будущих специалистов.

Из вышесказанного вытекает следующий вывод.

Самостоятельная работа студентов, будущих инженеров-геодезистов, может быть организована в разных формах и направлениях. Обязательно при условии регулярности, индивидуального подхода, контроля и поощрения.

Самостоятельная работа может быть осуществлена в учебное и внеучебное время, сочетая в себе аудиторную и внеаудиторную работу.

Такой вид правильно организованной учебной работы обеспечит повышение интеллектуальной инициативы и креативного мышления, сделает процесс подготовки конкурентоспособного специалиста.

Список использованной литературы:

1. Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах/Авт.:С.Т.Игнатьев,В.А.Мелехин.-Л.,1991.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.-М.,1977

3. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии.-М.,1992

4. Карпик, А.П. Сущность и система базовых понятий геоинформационного обеспечения территорий / А.П. Карпик // Материалы VII науч. конф. по темат. картографии, Иркутск, 20-22 нояб. Картограф. и геоинформ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х

обеспечение упр. региональным развитием. - Иркутск: Изд-во Ин-та географии СО РАН. - 2002. - С. 103 -106.

5. Кобзева Т.Н. Обработка региональной статистической информации и её преобразование в геопространственную модель / Перспективы развития строительного комплекса: материалы VIII Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 27-30 октября 2014г./ под общ. ред.В.А.Гутмана, Д.П.Ануфриева.-Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ», 2014.-439с.

6. Кобзева Т.Н. Организация познавательной деятельности с использованием межпредметных связей и регионального компонента // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук: Материалы VI международной научно-практической конференции. 3 октября 2016г. Прага, Czech Republic. - 2016 - С. 80-83.

© Кобзева Т.Н., 2016

УДК 621

Ковырзина Александра Станиславовна

студентка аэрокосмического факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь, Российская Федерация

РАСЧЕТА ТУРБИНЫ ПО СРЕДНЕМУ ДИАМЕТРУ КОМПРЕССОРА ДВИГАТЕЛЯ С

ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ TURBMIDN

Аннотация

Целью данной работы является газодинамическое проектирование турбины высокого давления двигателя силовой наземной установки 12МВт. За основу взята турбина высокого давления ПС-90ГП1. В данной работе проведены газодинамические и кинематические расчеты турбины по одной из методик.

Ключевые слова

Газотурбинные двигатели, газодинамическое и конструктивное проектирование

турбины и рабочих лопаток.

Программный расчет производится по методике аналогичной методике ручного расчета турбины. В программном расчете по среднему диаметру определяются значения скоростей и углов потока, которые соответствуют заданному изменению термодинамических параметров, а следовательно и работе совершаемой на ступени.

Расчет показывает, что при принятом распределении работ

L = 291651,3Дж/кг, Ьст2 = 211195,7 Дж/кг, р1 = 0,32 и р2 = 0,42 течения в решетках сопловых

аппаратов и рабочих колес обеих ступеней наиболее оптимальные, так как при уменьшении степени реактивности первой ступени увеличивается сверхзвук на первом сопловом аппарате, а при увеличении -уменьшается КПД и увеличивается температура перед первым рабочим колесом, что что негативно сказывается на ресурсе, затратах на охлаждение и, соответственно, на КПД. Принятая степень реактивности для первой ступени оптимальна по совместной оценке теплового нагружения первого рабочего колеса и КПД первой ступени и турбины, хоть и с точки зрения влияния степени реактивности второй ступени, увеличение Р1 = 0,32 было бы полезно для КПД второй ступени и турбины, но не настолько, чтобы КПД увеличивался ощутимо.

Общий КПД турбины составил ^ст = 0,9029 . КПД ступеней: ^ст1 = 0,8441, ^ст2 = 0,8911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.