ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Теория и методика обучения / Theory and Methodology of Teaching Оригинальная статья / Original Article УДК 378 / UDC 378
Возможности повышения качества знаний студентов по курсу «Естественнонаучная картина мира» в процессе использования учебных тетрадей
© 2016 Березко А. М., Салихова А. М., Гаписова У. А.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected]
Резюме. В статье рассмотрена самостоятельная работа студентов, в частности, работа с учебной тетрадью, проанализированы различные методы работы с данным учебно-методическим пособием.
Ключевые слова: саморазвитие, самостоятельная работа, самовыражение, творческий процесс, креативность.
Формат цитирования: Березко А. М., Салихова А. М., Гаписова У. А. Возможности повышения качества знаний студентов по курсу «Естественнонаучная каритина мира» в процессе использования учебных тетрадей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 85-89.
Opportunities of Improving the Quality of Students' Knowledge of "Natural-Science Picture of the World" Cource in the Process of Using
the Academic Notebooks
© 2016 Aida M. Berezko, Asiyat M. Salikhova, Umagan A. Gapisova
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected]
Abstract. The article considers the students' individual work, in particular, the work with an academic notebook. The authors also analyze the various methods of working with this tutorial.
Keywords: self-development, individual work, self-expression, creative process, creativity.
For citation: Berezko A. M., Salikhova A. M., Gapisova U.A. Opportunities of Improving the Quality of Students' Knowledge of "Natural-Science Picture of the World" Cource in the Process of Using the Academic Notebooks. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 85-89. (In Russian)
Современное общество нуждается в высокообразованных, инициативных, креативных и предприимчивых молодых людях, способных увеличить интеллектуаль-
ный потенциал страны. Выполнить такие задачи возможно только при использовании новых технологий, делающих ставку на повышение уровня активности студен-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016
тов. Данные качества будут способствовать появлению у студентов потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению. Осознание студентом себя как профессионала, как правило, влияет на исход образовательного процесса, поскольку активизирует мотивацию саморазвития, что, в свою очередь, превращает процесс обучения в источник удовлетворения потребностей развивающейся личности [7].
В последнее время в сфере высшего образования распространяется идея личност-но-ориентированного подхода к обеспечению качества образования. Суть его состоит в том, что образование рассматривается как субъект свободной творческой деятельности. Это предполагает отношение человека к собственному развитию как к ценности. Процесс же формирования человека как субъекта творческой деятельности составляет главную линию его развития [2].
Какие бы методы обучения не применялись для повышения эффективности профессионального образования важно создать такие психолого-педагогические условия, в которых студент может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Дидактический принцип активности личности в обучении и в профессиональном самоопределении обуславливает систему требований к учебной деятельности студента и педагогической деятельности преподавателя в едином учебном процессе. В эту систему входят внешние и внутренние факторы, потребности и мотивы. Соотношение этих характеристик определяет выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности. Выбор наиболее эффективных методов и средств для какого-либо конкретного учебного занятия представляется одним из важных моментов процесса обучения.
Системообразующим стержнем содержания педагогического образования является практическая деятельность студентов, связанная с приобретением и отработкой профессиональных умений, навыков, чему способствуют многие формы вузовской работы: практические и семинарские занятия; педпрактика; научная работа; внеаудиторные формы воспитательной работы [3].
Неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы является самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа студента (СРС) - это такой вид по-
знавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности: от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей функции педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому студенту, но лишь по мере овладения им методической самостоятельной работы [6].
Самостоятельная работа студентов имеет большое воспитательное значение. Она помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития творческих способностей. Самостоятельная работа требует уяснения студентами поставленной перед ними задачи; участия в планировании работы; выполнения работы в определенно отведенное время; проверки результатов работы с помощью преподавателя. Развитие навыков самостоятельной работы, по мнению многих ученых, приводит к повышению уровня познавательной активности в целом. Воспитание самостоятельности студентов - многоплановое и сложное явление, имеющее большое личностное профессиональное и общественное значение. Поэтому управление этим процессом выступает как важнейшая научно-методическая проблема, цель которой -изучение умений и навыков самостоятельной работы студентов, выявление ее мотивов, особенностей ее организации.
В соответствии с ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации самостоятельная работа студентов должна составлять не менее 50-70 % (в зависимости от уровня получения высшего образования) времени (очная форма обучения) предусмотренного для освоения основной образовательной программы [7].
Самостоятельная работа студентов является важнейшим компонентом обучения, интегрирующим различные виды индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Успешное обучение немыслимо без интенсивной самостоятельной работы обучающихся. Поэтому рациональная организация и успешное руководство самостоятельной работой студентов оказывается непременным условием высокой результативности процесса обучения любого учебного заведения. Самостоя-
тельная работа студентов проводится с целью систематизации и закрепления теоретических знаний и практических умений; углубления и расширения творческих знаний; развития познавательных способностей и активности студентов, их творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитию исследовательских умений.
В организации самостоятельной работы выделяют следующие направления: определение содержания и характера самостоятельной работы по предмету в разных формах учебной деятельности; определение интеллектуальных и профессиональных умений; определение критериев оценки самостоятельной работы студентов преподавателем и самим студентом; определение форм контроля.
В учебном процессе высшего профессионального образования выделяют два вида самостоятельной работы - аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа располагает большим объемом времени и более широким диапазоном использования вспомогательных средств (но все-таки желательно прежде обучить студентов таким понятиям, как экономия времени, планирование работы и т. д.) [5].
Естественно, что степень самостоятельности во всех этих формах организации учебной деятельности обучающихся различна и зависит от организации учебного процесса в очной, заочной системе обучения и в системе дистанционного обучения, а также методики проведения занятий, уровня интеллектуального развития и академической подготовленности обучающегося, а также педагогической классификации и стиля работы преподавателя [6].
В современной высшей школе существует много форм, приемов, способов и методов, будирующих творческую активность студентов при выполнении самостоятельной работы [4]. Мы остановили свой выбор на самостоятельной работе студентов с учебной тетрадью. Рабочие тетради расширяют границы учебников и побуждают учащихся учиться самостоятельно с увлечением. Кроме того, рабочие тетради существенно экономят время при выполнении заданий как в аудитории, так и вне ее.
При составлении данного пособия мы предполагали освоение учащимися разных
видов самостоятельной работы: поисковых проблемных, анализирующих, конкретизирующих и т. д. Кроме того, учебная тетрадь изначально была задумана как бинарное творчество обучающего и обучаемого. Учащийся, являющийся «соавтором» рабочей тетради, вовлекается не в обыденный, рутинный, но в творческий процесс, сопряженный с инновационной деятельностью, т. е. деятельностью по достижению новых результатов по преодолению рутинных компонентов традиционной деятельности, и, соответственно, сам творит. При этом его «творение» остается с ним навсегда.
Разработанное нами учебно-
методическое пособие (рабочая тетрадь) для студентов вузов составлено соответственно программе изучаемого курса «Естественнонаучная картина мира». Рабочая тетрадь по учебному курсу «Естественнонаучная картина мира» отвечает большинству требований, предъявляемых к пособиям данного типа. По содержанию она охватывает программный материал учебного курса, представленный в семи разделах, характеризующих саму науку, ее эволюцию, а также компоненты, составляющие единую научную картину мира и формирующие естественнонаучное мировоззрение.
Необходимым условием формирования естественнонаучного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики, является формирование научного мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений на основе владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, используемыми в естественнонаучном знании и являющимися основанием для понимания процессов и явлений в природе и обществе [1].
В этой связи в данном пособии приведены иллюстрации, схемы, таблицы, графики, помогающие сформировать правильные, точные ответы на поставленные вопросы. Каждый раздел заканчивается самотестированием, позволяющим студентам самостоятельно осуществлять контроль усвояемости в области тех или иных знаний.
Представленные в рабочей тетради разнообразные по конструкции и технике сложности задания призваны помочь учащимся осмысленно понять и систематизировать полученные знания о строении и законах функционирования окружающего мира.
Рабочая тетрадь содержит разноуровневые задания для организации как аудиторной, так и внеаудиторной работы учащихся. Аудиторные задания разграничены от до-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016
машних. Они составлены таким образом, чтобы при их выполнении в аудитории ответы учащихся были четкими и лаконичными. Ответы на домашние задания могут быть более объемными, подробными. Они предполагают использование специальной, справочной и научно-популярной литературы, а также требуют больших затрат времени (например, решение кроссвордов, чайнвордов). Некоторые задания (занимательные вопросы и задачи) подразумевают творческий, креативный подход, развивают фантазию, находчивость, свободу мышления.
По завершению изучения курса «Естественнонаучная картина мира» среди студентов некоторых факультетов (гуманитарного и естественного направлений) было проведено анкетирование.
В анкете, среди прочих присутствовал следующий вопрос: «Помогла ли Вам работа с учебной тетрадью при освоении курса «Естественнонаучная картина мира?». 83 % опрашиваемых ответили «Да, существенно» (1), 12 % - «Не очень» (2), 5 % - «Нет» (3).
Результат опроса представлен диаграммой (рис. 1).
Рис 1. «Эффект помощи» рабочей тетради при освоении учебного курса (1 - положительный, 2 - нейтральный, 3 - нулевой)
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие виды заданий в рабочей тетради для вас предпочтительнее других?» отражено на рисунках (рис. 2 и 3).
Результаты опроса показали положительный эффект данного вида самостоятельной работы (работа с учебной тетрадью) при усвоении учебного материала по изучаемой дисциплине. Несмотря на различия в выборе видов заданий студентами гуманитарного и естественного направлений обучения, в общем были даны положительные отзывы о всех видах заданий.
Кроме того, по мнению респондентов, неплохо было бы ввести и другие виды заданий, как то, написание эссе, выполнение графических домашних заданий, составление головоломок, ребусов и дидактических
карточек. Данные рекомендации будут учтены и использованы авторами при составлении новых рабочих тетрадей.
Рис. 2. Выбор видов заданий студентами-«гуманитариями»
1) ответы на вопросы;
2) пояснение терминов;
3) комментарии к рисункам;
4) кроссворды;
5) тесты;
6) таблицы;
7) схемы;
8) задачи.
Рис. 3. Выбор видов заданий студентами-«естественниками»
1) тесты;
2) кроссворды;
3) задачи;
4) схемы;
5) таблицы;
6) ответы на вопросы;
7) кроссворды:
8) комментарии к рисунку.
Как показала практика, использование учебной тетради при проведении практических занятий по курсу «Естественнонаучная картина мира» существенно повышает уровень знаний, а следовательно и профессиональный уровень студентов. Ре-
зультаты проведенной работы выступают мощным стимулом, активирующим дальнейшую самостоятельную деятельность студентов, стимулируют их творчество, креативность. Работа с предложенным учебным пособием является своеобразным
естественнонаучного образования // Научно-теоретический журнал Российской академиии образования. М.: Педагогика, 2015. № 8. С. 1015.
2. Ахметова Д. З. Инновационные подходы к оценке качества образования // Педагогическое образование и наука. 2015. № 4. С. 5559.
3. Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании Электронный ресурс // Центр развития инноваций: [сайт] /Ин-т гуманитар, образования. [М., 2005].
иРиИИрУ/шшш.тпоуайка.ги /ЫЫ^2.1"|1:т1 (дата обращения 10.09.2015)
1. Andreeva I. G. Educational potential of natural science education. Nauchno-teoreticheskiy zhurnal Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Scientific theoretical journal of Russian Academy of Education]. Moscow, Pedagogika Publ., 2015. No. 8. Pp. 10-15. (In Russian)
2. Akhmetova D. Z. Innovative approaches to the assessment of the quality of education. Peda-gogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. 2015. No. 4. Pp. 55-59. (In Russian)
3. Volynkina M. V О meste innovacij v obra-zovanii [The place of innovations in education]. Available at:_http://www.innovatika.ru/bibl/ st2.html (accessed 10.09.2015)
4. Golant E. Ya. The development of autonomy and creativity of students. O razvitii sa-mostoyatel'nosti i tvorcheskoj aktivnosti uchash-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Березко Аида Маратовна, старший преподаватель кафедры естествознания, естественно-географический факультет (ЕГФ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: sirizhat @ mail.ru
Салихова Асият Магомедаминовна, кандидат химических наук, доцент кафедры естествознания, ЕГФ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Гаписова Умаган Абдулмуслимовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры естествознания, ЕГФ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2016 г.
полигоном, на котором студенты могут самостоятельно отрабатывать свои профессиональные умения в условиях приближенных к реальности при соответствующих психолого-педагогическом, методическом и техническом контроле.
сти и творческой активности учащихся // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969. 327 с.
5. Лосев П. Н., Аликин И. А. Самостоятельная работа студентов педагогических учебных заведений. Методические рекомендации. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. 32 с.
6. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогичесое общество Россия, 2005. 53 с.
7. Хуторский А. В. Педагогическая иннова-тика, методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦДО, 2005. 222 с.
chihsya [Developing the pupils' cognitive activity and individuality]. Kazan, 1969. 327 р. (In Russian)
5. Losev P. N., Alikin I. A Samostoyatel'naya rabota studentov pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy [Individual work of students of pedagogical educational institutions]. Methodical recommendations. Krasnoyarsk, KSPU Publishing. 1997. 32 p. (In Russian)
6. Pidkasisty P. I. Organizaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti studentov [Organization of educational-cognitive activity of students]. Moscow, Pedagogical Society of Russia, 2005. 53 p. (In Russian)
7. Khutorsky A. V. Pedagogicheskaya innovati-ka, metodologiya, teoriya, praktika [Educational Innovations, methodology, theory, practice]. Moscow, UNC DO Publ., 2005. 222 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Aida M. Berezko, senior lecturer, the chair of Natural Science, faculty of Nature and Geography (FNG), DSPU, Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Asiyat M. Salikhova, Ph. D. (Chemistry), assistant professor, FNG, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected].
Umagan A. Gapisova, Ph. D. (Biology), assistant professor, FNG, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Article was received 18.05.2016.
Литература
1. Андреева И. Г. Воспитательный потенциал 4. Голант Е. Я. О развитии самостоятельно-
References