Научная статья на тему 'Системный подход к организации самостоятельной работы студентов'

Системный подход к организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КОНСУЛЬТАЦИИ / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурсалов Абдулла Магомедович, Мусаев Омар Каирович

В статье рассматриваются механизмы включения студентов в самостоятельную работу с позиции формирования целостной системы знаний. При этом самостоятельная работа опирается на индивидуальный подход, на конкретное планирование управляемой самостоятельной работы, на организацию систематического контроля за работой студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к организации самостоятельной работы студентов»

Психолого-педагогические науки

• • •

109

УДК 378

СИСТЕМНЫЙ ПО/УСОД к ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

© гою Мурсалов А.М., Мусаев О.К.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматриваются механизмы включения студентов в самостоятельную работу с позиции формирования целостной системы знаний. При этом самостоятельная работа опирается на индивидуальный подход, на конкретное планирование управляемой самостоятельной работы, на организацию систематического контроля за работой студентов.

The article deals with the mechanisms of self-directed students’ activity. More over the self-directed students’ activity is based: on the individual approach to the rising generation; b) on the concrete planning of governing self-directed activity; c) on the organization of systematic control the teachers’ and students’ work.

Ключевые слова: самостоятельная работа, уровень знаний, самообразование, планирование, внеаудиторные занятия, консультации, система контроля.

Keywords: students’ activity, knowledge level, check on the students’ progress, planning of the work, system of control, extra-curricular activities.

Необходимость рассмотрения системного подхода в организации самостоятельной работы в условиях вуза вызвана тем, что в практике работы за последние годы наметилась тенденция замены творческой реализации познавательно-

самообразовательного процесса подготовки специалистов эклектичным набором (т.е. отсутствием единства, целостности и последовательности) мероприятий конъюнктурного характера. При этом необходимо указать на отсутствие целостности и последовательности в развитии интеллекта обучаемых вследствие общего содержания самостоятельной работы студентов как системы.

Формирование системы знаний должно происходить, на наш взгляд, в системе составляющих элементов образовательного процесса. Данная точка зрения мыслится как решение этой важнейшей задачи в комплексе

взаимосвязанных вопросов, находящихся в поле деятельности всех подразделений учебного заведения по строгому, заранее продуманному плану, с регламентированием времени, а также с учетом специфики образовательной деятельности каждой дисциплины. В системе организации самостоятельной работы студентов по каждому объекту первоочередным представляется определение содержания самостоятельной работы и создание условий для самостоятельной и исследовательской работы бакалавров и магистров образования при изучении каждой дисциплины учебного плана.

Самостоятельная работа студента по изучению программных дисциплин специальности в стенах вуза определяется как деятельность, опосредованно направляемая и контролируемая преподавателем, в организации которого предусмотрено управ-

110

Известия ДГПУ, №1, 2010

ление, органическая связь с аудиторными занятиями, контроль, самоконтроль самих студентов, регулярность и систематичность проведения и т.д. В современных условиях модернизации образовательного процесса студентов самостоятельная работа выступает основополагающим видом учебной и научно-познаватель-ной деятельности, поскольку по всем учебным дисциплинам предлагается большой объем учебного материала для самостоятельного освоения обучаемыми. Между тем, учету подлежит и такое важное обстоятельство, связанное с адаптацией студента к научноучебному труду, согласно которому студент в процессе самостоятельной работы начинает адаптироваться к изучаемому предмету, как бы пробуя себя в нем, примеряя и определяя расход воли, сил и способностей в единицу учебного времени. Таким образом, образовательный процесс в высшем учебном заведении является целостной педагогической системой, для управления которой требуется системный подход.

В условиях перестройки системы высшего профессионального образования организация самостоятельной работы студентов требует глубокого анализа сущности образовательного процесса как системы, закономерностей его функционирования и развития с опорой на знание принципов, методов, организационных форм и технологических приемов достижения цели. Следует отметить, что квалифицированное управление процессом организации самостоятельной работы студентов предполагает реализацию известных принципов научной организации труда.

Система научной организации интеллектуального труда предусматривает реализацию принципов, среди которых в контексте рассматриваемой проблемы наиболее важными представляются:

- индивидуальный подход к педагогическому коллективу и личности

• • •

студента, способствующий развитию инициативы и активности, формированию навыков самоуправления, позволяющий согласовать деятельность руководителей и сотрудников подведомственных подразделений, исключающий дублирование и нерациональный расход рабочего времени;

- планирования самостоятельной работы студентов с учетом фактора времени, организации рабочего места, обеспеченности учебно-научной литературой, современными техническими средствами, а также необходимыми методическими рекомендациями.

С позиций системно-деятельного подхода рассмотрим организацию самостоятельной работы студентов, содержание их деятельности, которая в рамках учебной дисциплины включает:

- самостоятельное углубленное изучение отдельных вопросов дисциплины, обеспеченных рекомендованной литературой по специальности;

- углубленное изучение отдельных тем дисциплины в зависимости от задач, поставленных программой с использованием интернет-ресурсов;

- составление словаря специальных терминов и понятий, характеризующих основные положения изучаемой дисциплины в области приобретаемой профессии;

- написание реферата по основным разделам изучаемой дисциплины;

- разработку аналитических схем, предполагающих графическое, а также обобщенное изображение изучаемого материала, активизирующего внимания студентов в самостоятельном познании материала.

Следует отметить, что самостоятельная деятельность студентов обеспечивается совокупностью типовых заданий, способствующих организации познавательного процесса, в числе которых следует указать:

- анализ учебной и методической литературы;

Психолого-педагогические науки • • •

- составление понятийного и терминологического словаря;

- графическое оформление материалов в виде сравнительных таблиц, схем, диаграмм обеспечивающих наглядное изображение исследуемого материала;

- разработка опорных конспектов по узловым вопросам;

- работа над методическим материалом по основной дисциплине;

- создание материала, используемого с помощью компьютерной техники в учебном процессе;

- проведение исследовательских работ по выбору;

- составление диагностических заключений и рекомендаций;

- разработка развивающих программ.

При планировании самостоятельной работы студентов по каждой дисциплине специальности, как правило, присутствует тематика, ориентированная на:

- формирование учебных умений и навыков в области методики обучения, предполагающая ознакомление студентов с различными способами записей (столбцом, в строку, в таблицу), с прямым и косвенным методами измерений величин, структурой учебного материала; составление простейшего плана алгоритмического характера, а также использование его при подготовке и выполнения лабораторных работ; составление развернутого плана по осознанию, теоретическому обоснованию и проектированию избираемого варианта эксперимента и т.д.;

- формирование умений самостоятельной образовательной деятельности студентов посредством знакомства с ее спецификой, особенностями составления профессиограм-мы, психодиагностики профессионально важных качеств, составления программы психологической коррекции и развития личности и группы, особенностями анализа и оценки эффективности психокоррекционной программы;

111

- знакомство с профессиональным самоопределением через овладение методами релаксации, игровой коррекции, статусной и арт-терапии, критериями оценки эффективности психокоррекционной программы, методами психологического анализа содержания и основных форм образовательной деятельности, сущностью психологической компетенции и психологической культуры и т.д.

В качестве ориентиров оптимизации самостоятельной работы студентов старших курсов в педагогическом вузе в области методики обучения иностранным языкам могут выступать следующие темы, связанные с подготовкой и проведением уроков в условиях общеобразовательной школы:

- способы проведения фонетической зарядки на уроках иностранного языка;

- компьютерные игры в обучении иноязычной орфографии;

- формирование навыков иноязычного письма в 5-6 классах СШ;

- совершенствование иноязычных речевых умений учащихся в 7-8 классах средней школы;

- методическая организация тестового контроля речевых навыков и умений по иностранному языку в школе;

- организация игр на иностранном языке в процессе обучения младших школьников;

- обучение иноязычной диалогической речи учащихся средней школы на начальном этапе;

- выбор способа семантизации речевых образцов, исходя из трудностей и возможностей учащихся;

- способы анализа текста на иностранном языке, исходя из трудностей его содержания;

- организация имитационных, трансформационных тренировочных упражнений на уроке иностранного языка и т.д.

Как известно, важной частью системы самостоятельной работой студентов выступает контроль, осуще-

112

Известия ДГПУ, №1, 2010

ствляемый в ходе консультирования, которому предшествует самоконтроль, выступающий одним из компонентов мастерства студента учиться. Под самоконтролем следует понимать умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, регулировать свое поведение и управлять им.

В самостоятельной работе самоконтроль представляет собой процесс сопоставления достигнутых результатов с заданной программой на данном этапе обучения.

Контроль как сопутствующий метод проверки и наблюдения должен постоянно присутствовать в планировании и организации самостоятельной работы студентов, управлении видами и формами, осуществляемыми кафедрами и деканатами с учетом особенностей профиля обучения. В практике организации самостоятельной работы студентов контроль усвоения знаний, умений и навыков как результат осуществляется преподавателями в рамках учебной деятельности. Что касается метода контроля во всех его видах и формах, то данный вопрос представляется темой отдельного рассмотрения. Относительно масштабности мероприятий, с точки зрения организации самостоятельной работы студентов в различных видах и формах, то они должны быть запланированы и проведены во всех звеньях учебного заведения, функционируя как в аудиторных, так и во внеаудиторных формах. Следует отметить, что аудиторная самостоятельная работа студентов протекает как:

- самостоятельная работа, проводимая со студентами в самом начале поступления их в вуз в условиях аудитория в присутствии преподавателя для формирования у обучаемых системы общеучебных умений, привития им элементов культуры умственного труда;

- аудиторная самостоятельная работа, осуществляемая во всех видах занятий на основе научной организа-

ции учебного труда, которая предполагает: четкое распределение функций между участниками учебного процесса (преподаватель, студент и современные технические средства обучения и т.д.); управление учебным процессом, где студент получает специальную подготовку средствами обратной связи; привлечение студентов к использованию приемов и методов, которые с наименьшей затратой времени и сил дают эффективные результаты.

Внеаудиторная форма самостоятельной работы, организуемой в условиях вуза, преимущественно осуществляется на основе специально разработанных и методически обеспеченных заданий для студентов по всем курсам и специальностям. Данная форма самостоятельной работы студентов дифференцируется в зависимости от вида выполняемых заданий и уровня их сложности. В условиях высшего учебного заведения в индивидуальных планах преподавателей, как правило, должно быть указано количество часов, отведенных для руководства самостоятельной работой студентов стационара, по крайней мере 30% на академическую группу от общего числа семинарских занятий по дисциплине.

В организации системы самостоятельной работы студентов важным составляющим выступает создание соответствующих условий, позволяющих эффективно осуществить эту работу. Здесь наиболее существенным, по-нашему мнению, является создание и функционирование кафедральных кабинетов, в которых сосредоточена учебно-методическая литература по дисциплинам кафедры, где студенты под руководством преподавателя-консультанта занимаются самостоятельной поисковой, исследовательской работой, выполняя задания различного характера и содержания.

Следует отметить, что руководство самостоятельной работой студентов предполагает увеличение

Психолого-педагогические науки • • •

объема учебно-методической и консультационной работы преподавателей, эффективность которой во многом зависит от степени мотивации преподавателя, осуществляющего управление.

В этом смысле важно определить разумный объем учебной деятельности, в рамках самостоятельной работы исходя из общего количества часов на дисциплину, а не от количест-

113

ва часов, отводимых на практические занятия, которые абсолютно не мотивируют преподавателя к организации и руководству самостоятельной работой студентов.

Таким образом, рационально организованная система управления самостоятельной работой оказывает существенное влияние на формирование целостной личности студента-буду-щего специалиста.

Примечания

1. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов. М., 2000. 2. Загвязинский В. И. Теория обучения: «современная интерпретация». М. : Academia,

2008. 3. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002. 4. Мусаев О. К. Самообразование студента как средство подготовки к труду учителя // Об. трудов преподавателей ДГПУ «Совершенствование профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях многоуровневого образования». Махачкала, 2002. 5. Мурсалов А. М. Методика организации системы спецзаданий в самостоятельной работе студентов // Об. трудов преподавателей ДГПУ. Махачкала, 1992. 6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Изд-во «Академия»,

2009. 7. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М., 2004.

Статья поступила в редакцию 28.02.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.