ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
©20П Мурсалов А.М., Алипулатова Н.С.
Дагестанский государственный педагогический университет
Рассматриваются методологические подходы современной высшей школы, которые обеспечивают эффективность процесса обучения студентов иностранному языку посредством использования информационнокоммуникативных технологий.
The article deals with methodological approaches of modern higher pedagogical school, which provide the efficiency of the students’ educational process in foreign language learning by means of modern informational and communicational technologies.
Ключевые слова: учебная деятельность, коммуникативный подход, новые технологии, активизация, профессиональные навыки, модульные технологии.
Keywords: study work, communicative approach, new technologies, stimulation (activation), professional skills, module technologies.
На современном этапе развития высшей школы серьезные изменения связаны с внедрением в учебный процесс информационно-
коммуникацион-ных технологий, использование которых позволяет решить важное противоречие,
связанное с быстрым темпом приращения знаний и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Проблема активизации учебной деятельности будущего учителя иностранного языка, на наш взгляд, делает актуальным создание системы использования
информационно-коммуника-ционных технологий для формирования
иноязычной речи и умений по
адаптированию к целям и задачам образовательной дисциплины
«Иностранный язык»
соответствующих моделей.
Говоря о средствах обучения иностранным языкам, необходимо
отметить, что активизация учебной деятельности будущих учителей иностранных языков в Институте
иностранных языков ДГПУ возможна посредством различных программноаппаратных средств и устройств,
функционирующих на базе
компьютерной техники, а также систем
информационного обмена,
обеспечивающих сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации.
В этих целях необходимы: обеспечение коммуникативной
направленности «иноязычного
образования»; реализация
индивидуального подхода в обучении; межпредметная интеграция;
самообразование и формирование «культурного пространства»
индивида-личности; управление процессом иноязычного образования с помощью набора контрольных средств; коррекция качества и уровня
сформированности коммуникативной компетенции и т.д.
Основополагающим звеном
активизации познавательной
деятельности будущего учителя следует считать создание в Институте иностранных языков
информационной базы для
преподавателей и студентов, поскольку у них отсутствуют умения и навыки пользования компьютерными средствами. Наличие в
образовательном учреждении
подобной базы позволит повысить у преподавателей информационную культуру, включающую умение пользоваться компьютерными
средствами и информационными технологиями и сетями.
В активизации учебной деятельности будущего учителя иностранных языков видное место занимают обеспечение
коммуникативной направленности и реализация индивидуального
подхода в обучении. Для обеспечения коммуникативной направленности изучения иностранного языка важное место занимает мотивированность речевых поступков в деятельности обучаемых; наличие речевой стратегии и ориентированность студента на конечную цель; наличие личностного смысла деятельности обучаемого по овладению иноязычной культурой; наконец, речемыслительная активность как показатель постоянной
вовлеченности в процессе общения на иностранном языке.
При этом важное место занимает обеспечение коммуникативной
направленности с коммуникативной установкой, предполагающей
интеллектуальную
предрасположенность и
настроенность на определенные отношения к людям, предметам и событиям - объектам. Естественно, в учебном процессе данную установку может обеспечить преподаватель, который с успехом применяет технические устройства
(информационно-поисковые системы, видео, телетекст и другие способы ввода речи).
Индивидуализация обучения
иностранным языкам с точки зрения активизации учебно-познавательной деятельности предполагает
использование в учебном процессе ролевых игр и технических средств, рассматриваемых в качестве эффективных форм. В данном аспекте средства кинонаглядности при обучении иностранным языкам обеспечивают динамичность, живость разговорной речи и ее активизацию в учебном процессе. Динамичность придает речи наглядность, не достижимую никакими статическими изображениями.
Следует отметить, что в обучении студентов иноязычной речевой деятельности особое внимание уделяется личностной
индивидуализации через применение разговорных тем на иностранном языке, привлечение аудиовизуальных средств для того, чтобы учебные задания как можно полнее соотносились с компонентами личностной структуры студента. При этом личностная индивидуализация обеспечивает коммуникативную мотивацию, поскольку предлагаемые сюжеты к ситуации в разговорной теме отвечают требованиям максимальной жизненной
достоверности.
Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов в индивидуальном и групповом обучении полезным представляется проведение телеконференции,
использование программных средств интернета, электронной доски. При этом система алгоритмов применения компьютерных обучающих программ и осуществления контроля знаний студентов в учебном процессе выступает средством активизации познавательной и самостоятельной деятельности будущих учителей.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии способствуют
формированию и развитию умений самоконтроля, оптимизации процесса введения, тренировки, применения и коррекции учебной информации, развитию и наиболее продуктивному функционированию объектно-
субъект-ных отношений
преподавателя и студента, где ключевой задачей выступает повышение эффективности занятий и профессиональной подготовки.
Решение приведенной задачи в педагогическом вузе может быть осуществлено именно путем иноязычной межкультурной
коммуникации, активизации учебной деятельности обучаемых
посредством применения
современных технических устройств, с позиций повышения учебной мотивации, развития познавательной активности и формирования навыков общения на иностранном языке.
В этой связи на занятиях иностранного языка необходимо обеспечить коммуникативную
направленностью обучения, связь аудиторной и внеаудиторной деятельности, выбор оптимальных для каждого курса приемов обучения, способов организации
самостоятельной работы и соответствующие формы контроля.
Педагогически оправданной
формой активизации учебной деятельности студентов,
способствующей формированию социокультурной и межкультурной компетенции, выступает воспитание готовности к самостоятельному учебному труду, характеризующей уровень сформированности знаний, а также желание учиться. Для формирования самостоятельности студентов начиная с первого курса необходимо применить систему методически целесообразных
способов и форм обучения и организации самостоятельной работы с помощью технологий,
направленных на интенсификацию процесса мышления.
Одной из форм вовлечения студентов в познавательную деятельность является внедрение модульной технологии, направленной на развитие способности и готовности студентов к самостоятельному изучению иностранного языка. При этом модуль трактуется как блок информации, подлежащий
самостоятельному усвоению учебного материала по иностранному языку, как особая процедура,
обеспечивающая овладение учебным материалом.
Как показывает практика, внедрение модульной технологии обучения иноязычной речевой деятельности ставит студента в такие условия, при которых он должен добывать комплекс знаний с помощью предоставленных ему возможностей, что формирует умения и навыки оперирования учебным материалом с помощью
предначертанных инструкций.
Следовательно, преподаватель управляет учебной деятельностью студента, постоянно мотивируя его на самостоятельную творческую работу и поощряя ее. Для активизации учебной деятельности с помощью модульной технологии вычисляются циклы реализации, включающие:
- первичное ознакомление обучаемых с новым материалом по путеводителю;
- самостоятельную аудиторную и
внеаудиторную работу с
самоконтролем по ключам;
- итоговый контроль и анализ выполненной работы студентами.
Таким образом, активизации учебной деятельности студента способствуют внедрение в процесс подготовки технологий,
мультимедийных средств, интернета, которые дадут возможность в полном объеме овладеть социокультурными компетенциями и получить исчерпывающую информацию по необходимым вопросам.
1. Азимов Э. Г , Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. Коммуникативная направленность. М. : Изд-во «ИКАР», 2010. С. 99. 2. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. 2002. № 2. С. 28. 3. Бухаркина М. Ю. Телекоммуникационные проекты и их специфика // Телекоммуникация в учебно-воспитательном процессе в школе. Методические рекомендации / под ред. Е. С. Полат. М., 1993. 4. Власов Е. А. Роль и место технических средств в учебном процессе при обучении иностранным языкам. Харьков,
1987. С. 48-50. 5. Мурсалов А. М. Обеспечение научного подхода в педагогических технологиях обучения иностранным языкам в условиях школы и вуза // Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам. Материалы региональной научно-практической конференции. Махачкала, ДГПУ. 2011. 6. Мурсалов А. М. Основы технологии индивидуализации и дифференциации обучения иноязычной речевой деятельности // Современные педагогические технологии обучения иностранным языкам. Махачкала, ДГПУ, 2007. С. 108. 7. Хаджиалиев К. И. Анализ опыта применения модульноблочного обучения и рейтинговой системы контроля учебной работы студентов // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XII всероссийской научно-практической конференции 17-18 мая 2007 г. Ч. II. Махачкала : ИПЦДГУ, 2007. С. 170.
Статья поступила в редакцию 18.08.2011 г.