Научная статья на тему 'Воспитание педагогической культуры у студентов при модульном обучении на языковом факультете'

Воспитание педагогической культуры у студентов при модульном обучении на языковом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурсалов Абдулла Магомедович, Велиев Омар Велиханович

В статье обосновываются перспективные пути в обучении студентов необходимому словарю и развитию речи по содержанию с помощью модульных технологий в целях воспитания у обучаемых педагогической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание педагогической культуры у студентов при модульном обучении на языковом факультете»

Психолого-педагогические науки •••

слое для интеграции данные из различных конечных баз данных.

Согласно заявлению фирмы Microsoft,

«будут разработаны специальные агенты для работы на промежуточном слое с целью обеспечения доступа ко множеству существующих СУБД и генерации выходного XML».

Представление данных независимо от структуры - страницы стиля XSL будут описывать способ размещения одних и тех же данных на различных устройствах (мониторах, принтерах, карманных компьютерах, WebTV).

Примечания

1. Кларк Дж. "Преобразования XSL (XSLT)", W3C Рекомендации, Нояб. // [электронный ресурс] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999. 2. Лизоркин Д. А. «Язык модификации данных формата XML функциональными методами» // Лизоркин Д.А. М., 2007. 3. Матушанский Г. У. «Модернизация высшего профессионального образования» // Информатика и образование. 2008. №5. 4. Стефен Эванчик, Луис Вайцман, Элистер Льюис-Боуэн «КЛУБ ЗНАТОКОВ DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: структурирование данных для Web» // [электронный ресурс] http://www. developer-works.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki Notes

1. Clark J. "Transformations XSL (XSLT)", W3C Recommendations, Now. // [electronic resource] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999. 2. Lizorkin D.A. "Language of the modification data of the format XML functional by methods" // Lizorkin D.A. M, 2007. 3. Matushanskiy G.U. "Modernization of the high vocational training" // Informatics and formation, 2008, 5. 4. Stefen Evanchik, Luis Vaycman, Elister Liyuis-Bouen "CLUB CONNOISSEUR DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: structuring given for Web" // [electronic resource] http://www.developerworks.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki Primechaniya

1. Klark Dzh. "Preobrazovanija XSL (XSLT)", W3C Rekomendacii, Nojab. // [jelektronnyj resurs] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999; 2. Lizorkin D.A. «Jazyk modifikacii dannyh formata XML funkcion-al'nymi metodami» // Lizorkin D.A. M, 2007. 3. Matushanskij G.U. «Modernizacija vysshego profes-sional'nogo obrazovanija» // Informatika i obrazovanie, 2008, №5 4. Stefen Jevanchik, Luis Vajc-man, Jelister L'juis-Boujen «KLUB ZNATOKOV DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: strukturirovanie dannyh dlja Web» // [jelektronnyj resurs] http://www.developerworks.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedi-a.org/wiki

93

Преобразование в HTML и обратно от фирмы Microsoft - в декабре 1997 фирма Microsoft объявила о том, что следующая версия Microsoft Office будет использовать XML для представления различных специфических для Office форматов. Пользователи получат возможность сохранять документы Office как HTML, изменять их в виде HTML и затем импортировать их обратно в Office согласно XML как промежуточному формату. [1]

Статья поступила в редакцию 06.04.2013 г.

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ПРИ МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© 2013 Мурсалов А.М., Велиев О.В.

Дагестанский государственный педагогический университет

94

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

В статье обосновываются перспективные пути в обучении студентов необходимому словарю и развитию речи по содержанию с помощью модульных технологий в целях воспитания у обучаемых педагогической культуры.

The authors of the article substantiate the perspective way in learning the necessary vocabulary and training in oral expression by means of module technologies for the purpose of training pedagogical culture.

Ключевые слова: перспективные пути, развитие речи, педагогическая культура, модульные технологии, речевой этикет.

Keywords: perspective ways, training in oral expression, pedagogical culture, module technologies, speech etiquette.

По свидетельству литературных источников модульное обучение предполагает организацию

образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). [1] Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности обучаемых.

Обучающий модуль необходимо представить как логически завершенную форму части содержания учебной дисциплины, включающей в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых завершается соответствующей формой контроля. Необходимо иметь в виду, что в рамках различных концепций модульные образовательные программы имеют различные структуры, представленные в документах в различных формах.

Однако основными компонентами для включения являются: а)

целесодержательная программа для обучения; б) банк информации в виде пакетов «Учебных элементов»; в) контролирующие пакеты, включающие тесты и практические задания. [4] При всем этом модульная образовательная программа предусматривает воспитание педагогической культуры у студентов в качестве важнейшей части

целесодержания. Если рассмотреть содержание педагогической культуры как термина, имеющего важное значение для процесса обучения и воспитания, то необходимо иметь в виду воспитание,

образование, развитие человека, его творческие силы и способности, выраженные в различных положительных формах организации деятельности людей, а также в их взаимоотношениях.

Педагогической культурой в обучающем процессе учитывается сфера духовной жизни людей, совокупность духовных ценностей, способами выражения которых являются: наука,

литература и искусство. Язык и культура находятся в тесном взаимодействии друг с другом, поскольку существует вне культуры. На языковых факультетах культура является предметом

рассмотрения в рамках страноведения, культурологи, лингвострановедения,

этнолингвистики.

Педагогическая культура неотделима от культуры речи и совокупности присвоенных педагогом знаний, умений и навыков, что означает владение нормами языка в его устной и письменной формах, а также нормативным, этическим и коммуникативным компонентами.

При обучении студентов на языковых факультетах в контексте воспитания педагогической культуры на основе модульной организации учебновоспитательного процесса

предпринимаются «системный» и «синергетический» подходы. При системном подходе к модульной организации управления учебным процессом предъявляются такие требования как адекватность по разнообразию быстроты управляющей части системы и воздействующей на среду обучения; управление как способ решения проблемы; формирование целей как основа управления;

Психолого-педагогические науки •••

коммуникативность управления;

управленческая культура и этика.

«Синергетический» подход [3] предполагает выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах самой различной природы, в том числе и модульной.

В центре изучения синергетики находятся качественные изменения в динамическом или статическом поведении открытых систем. Ведущими принципами существования таких систем являются самоорганизация и

саморазвитие на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, поскольку современная цель обучения языковым дисциплинам формируется как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. При модульном обучении синергетический подход учитывает естественную самоорганизацию субъекта и объекта.

Таким образом, системный и синергетический подходы реализуют деятельностный принцип, необходимость которого обусловлена учетом структуры деятельности в процессе управления развитием личности студента на модульных занятиях. Необходимо

отметить, что цикл модульного обучения педагогической культуре связан с проблемной ситуацией, обусловленной

поэтапным осуществлением целевой установки. Конкретно, на

предварительном этапе создается мотивация, формируется сознательный

интерес субъекта; на втором этапе выделяется состав необходимой

деятельности; на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в русле педагогической культуры.

Необходимо отметить, что

результативность цикла обучения в контексте воспитания педагогической культуры на конкретном языковом материале основывается на принципах корректности логики структурирования действий педагога. При модульном обучении это положение является основополагающим [6]. Модульная система организации учебного процесса имеет некоторые отличия

95

принципиального характера от традиционной системы, поскольку содержание обучения в данной системе представлено в законченных,

самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъект - объектные отношения между преподавателем и студентом. Здесь обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса [5]. Данный фактор играет важную роль в формировании у студентов

выразительности речи и логической стройности высказываний на материале уроковедения.

При обучении студентов языковым дисциплинам и формировании у них педагогической культуры важно также «усиливать роль ответственности обучаемых при освоении ими предметных знаний и овладении компетенциями, ибо качественный результат их работы определяется в первую очередь их собственными усилиями и устремлениями. И, наконец, надо создавать условия, в которых обучаемый проявляет самостоятельность, имеет возможность не только оценить, но и обсудить с преподавателем свои результаты и возможности» [2].

Особый интерес в развитии педагогической культуры в системе модульного обучения студентов языковым дисциплинам представляют устойчиво повторяющиеся речевые конструкции или педагогические стереотипы, характерный для типичных педагогических ситуаций, то есть речевой этикет, выполняющий функции созидания комфортных условий для воспитания педагогической культуры [7]. Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824-1871) в разработке теории педагогики, отстаивая идею гармонично развитой личности сделал акцент на нравственном воспитании и потому требует от учителя нравственного отношения к детям. Дурные привычки ребенка К.Д

96

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

Ушинский предлагает удалять не хирургическим путем, а пользуясь

приемом вытеснения, продвигаться к формированию нравственности

постепенно, не унижая при этом одного ребенка сравнением с другим [8].

Таким образом, делая акцент на

нравственном воспитании будущего

учителя-культуроведа в системе

модульного обучения речь должна идти о развитии языковой личности с расширенным профессиональным

диапазоном, владеющим педагогической культурой. Такой уровневый подход к содержанию обучения и организации учебного процесса бесспорно способствует реализации непрерывности развития языковой личности, расширяет возможности ее совершенствования. Представляется необходимым кратко остановиться на сторонах

взаимодействия педагогической

культуры. Данную культуру изначально следует рассматривать с точки зрения коммуникативной стороны

педагогической деятельности

преподавателя в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины в единстве с практическими, общеобразовательными и

воспитательными целями обучения. Прежде всего, педагогическая культура специалиста способствует обеспечению управления социально-психологическими процессами в коллективе преподавателей и студентов. «Педагогическая культура позволяет максимально использовать личностные особенности преподавателя»

[9].

От педагогической культуры, приобретенной преподавателем, зависит: 1) умение работать с людьми, владение педагогическими функциями и общением; 2) умение ставить и решать конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом индивидуально-психологичес-ких и профессиональных интересов обучаемых; 3) умение использовать разнообразные методы и средства обучения.

К педагогической культуре также относится ряд умений учителя-педагога, которые входят в круг его повседневной деятельности: умение прогнозировать и

планировать учебный процесс, налаживать правильные

взаимоотношения с коллегами и

учащимися, умения в организации коммуникативно-обучающей деятельности студентов, осуществление умственного и нравственного воспитания обучаемых, умение налаживать межличностные отношения, выявлять уровень обученности, а также условия, влияющие на успешность обучения и воспитания.

К элементам педагогической культуры следует отнести и умение анализировать, а также оценивать материал учебных пособий для определения их полезности в повседневной работе образовательного процесса. Здесь речь идет также о культуре речи педагога, овладении студентами нормами литературного языка в его устной и письменной формах, поскольку культуру педагога следует понимать как способ его социальной жизнедеятельности, определяющей

совокупность присвоенных им знаний, умений и навыков. В педагогической культуре, как известно,

коммуникативный компонент играет важную роль в достижении целей обучения, который включает и

нормативность речи, ясность, чистоту, богатство словаря, разнообразие

грамматических конструкций,

художественную выразительность и логическую стройность. Применительно к речевой деятельности педагога, обладающего педагогической культурой, должна идти речь о компетенциях, включающих профессионально-

предметную, языковую, речевую и коммуникативную, а в современных

условиях социокультурную. При получении филологического образования диапазон педагогической культуры студентов обогащается компетенциями в области родного языка,

литературоведения. Таким образом, филолог, владеющий педагогической культурой, имеет фундаментальные теоретические знания и большой репертуар практических навыков.

Таким образом, модульная система образования создает новую систему оценки знаний и профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога.

Психолого-педагогические науки

• ••

97

Примечания

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2010. С. 146. 2. Галльская Н.Д. Проблема иноязычного образования на современном этапе и возможности их решения // Иностранные языки в школе. 2012. №9. С. 2. 3. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 2. С. 46. 4. Пирмагомедов З. К. Педагогические условия применения модульных технологий в дагестанском обучении. Сб. «Гуманитарные науки: новые технологии образования». Материалы XIII -й региональной научно-практической конференции 15-16 мая 2008 г., Ч.2, Махачкала, ИПЦ, ДГУ, 2008. С. 82. 5. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. «Российское педагогическое агентство», М., 1997. С. 10. 6. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 2-е издание. М., 1984. С. 30. 7. Хитрик К.Н. Лингводидактическая концепция обучения культуре иноязычного речевого общения в специальном языковом вузе: Автореф. дис. ... док. пед. наук. М., 2000. 8. Ушинский К.Д. Собр. соч. М. Л. 1950, т. 8, с. 18. 9. Юцявиченс П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989, 271 с.

Notes

1. Azimov E.G., Shchukin A.N. The new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of the linguistic teaching). M., 2010. P. 146. 2. Gallskaya N.D. The problem of foreign language education at the present stage and possibilities of their solution // Foreign languages at school. 2012. № 9. P. 2. 3. Knyazeva E. N., Kurdyumov S. P. Synergetics as a new world-vision // Problems of philosophy. 1992. № 2. P. 46. 4. Pirmagomedov N. K. Pedagogic conditions of modular technologies in Dagestan training. Collected papers “The Humanities: new technologies of education”. Proceedings of the 8th Regional scientific-practical conference, May 15-16, 2008, Part 2, Makhachkala, EPC, DSU, 2008. P. 82. 5. Pityukov V.Yu. Fundamentals of educational technology. Russian Pedagogical Agency. M., 1997. P. 10 6. Talyzina N.F. Management of the learning process (basics). 2nd edition. M., 1984. P. 30. 7. Khitrik K.N. Linguo-didactical concept of learning the culture of a foreign-language speech communication in the special linguistic University: Abstract dis. ... Doctor of Pedagogy. M., 2000. 8. Ushinsky K.D. Collected works M.L. 1950, Vol. 8. P. 18. 9. Yut-syavichens P.A. Theory and practice of modular training. Kaunas, 1989, 271 p.

Primechanija

1. Azimov Je. G., Shhukin A. N. Novyj slovar' metodicheskih terminov i ponjatij (teorija i praktika obuchenija jazykam). M., 2010. S. 146. 2. Gall'skaja N.D. Problema inojazychnogo obrazovanija na sovremennom jetape i vozmozhnosti ih reshenija // Inostrannye jazyki v shkole. 2012. №9. S. 2.

3. Knjazeva E. N., Kurdjumov S. P. Sinergetika kak novoe mirovidenie // Voprosy filosofii. 1992.

№ 2. S. 46. 4. Pirmagomedov Z. K. Pedagogicheskie uslovija primenenija modul'nyh tehnologij v dagestanskom obuchenii. Sb. «Gumanitarnye nauki: novye tehnologii obrazovanija». Materialy XIII -regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 15-16 maja 2008., Ch.2, Mahachkala, IPC, DGU, 2008. S. 82. 5. Pitjukov V. Ju. Osnovy pedagogicheskoj tehnologii. «Rossijskoe pedagogicheskoe agentstvo», M., 1997. S. 10. 6. Talyzina N.F. Upravlenie processom usvoenija znanij (psiholo-gicheskie osnovy). 2-e izdanie. M., 1984. S. 30. 7. Hitrik K.N. Lingvodidakticheskaja koncepcija obuchenija kul'ture inojazychnogo rechevogo obshhenija v special'nom jazykovom vuze: Avtoref. dis. ... dok. ped. nauk. M., 2000. 8. Ushinskij K.D. Sobr. soch. M. L. 1950, t. 8, s. 18. 9. Jucjavichens P.A. Teorija i praktika modul'nogo obuchenija. Kaunas, 1989, 271 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 09.03.2013 г.

УДК 54

ГУМАНИЗАЦИЯ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

РЕФОРМЫ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2013 Османов Х.А., Муртазалиева М.К., Абакаргаджиева П.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.