Научная статья на тему 'Язык xml как условие обучения студентов структурированию информации'

Язык xml как условие обучения студентов структурированию информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
159
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЯЗЫК XML / УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ / СТРУКТУРА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / W3C

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Меджидова Фиренгиз Аседуллаевна

Данная статья посвящена рассмотрению содержания языка XML, как средства структурирования информации в сети Интернет. На основе изучения и анализа психолого-педагогической и другой литературы можно утверждать, что обучение студентов структурированию информации является наиболее перспективной и продуктивной формой обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Язык xml как условие обучения студентов структурированию информации»

Психолого-педагогические науки

• ••

89

the “School-University” system: Abstract dis. Doctor of Pedagogy Barnaul, 2000. 48 p. 3. Ayvazova Z.N. The comprehensive socio-hygienic study of teenagers' health in the conditions of a large city: Diss... Cand. Medical Science . M. : RGMK, 2007. 167 p. 4. Tumanyan G.S. Healthy lifestyle and physical improvement: Text-book for high schools. M. : Academy, 2006.336 p. 5. Developing the healthy lifestyle culture //sportizdorove.ru/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/kultury-zdorovo-goobraza-zhizni.3. 6. Tsabybin S.A. The health-saving technologies in the educational process. Volgograd: Uchitel, 2009. 207 p.

Primechanija

1. Aleshina R.I Formirovanie motivacii zdorovogo obraza zhizni kak faktor podgotovki budushhih uchitelej//Razvitie lichnosti v obrazovatel'nyh sistemah Juzhno-Rossijskogo regiona: XXXI-e godich-noe sobranie Juzhnogo otdelenija RAO. Rostov na Donu, 2004. S. 213 2. Abaskalova N.P. Teorija praktika formirovanija zdorovogo obraza zhizni uchashhihsja i studentov v sisteme «shkola-vuz:» Avtoref. dis... d-ra ped. nauk. Barnaul, 2000. 48 s. 3. Ajvazova Z.N. Kompleksnoe social'no-gigi-enicheskoe issledovanie sostojanija zdorov'ja podrostkov v uslovijah krupnogo goroda: Diss. kand. med. nauk. M. : RGMK, 2007-167 s. 4. Tumanjan G.S. Zdorovyj obraz zhizni i fizicheskoe sovershen-stvovanie: Uchebn. Posobie dlja vuzov. M. : Akademija, 2006. 336 s. 5. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni //sportizdorove.ru/ formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni/kultury-zdorovogoo-braza-zhizni.3. 6.Cabybin S.A. Zdorov'esberegajushhie tehnologii v obrazovatel'nom processe. Volgograd: Uchitel', 2009. 207s.

Статья поступила в редакцию 07.11.2013 г.

УДК 004

ЯЗЫК XML КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТРУКТУРИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИИ

© 2°13 Меджидова Ф.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Данная статья посвящена рассмотрению содержания языка XML, как средства структурирования информации в сети Интернет. На основе изучения и анализа психологопедагогической и другой литературы можно утверждать, что обучение студентов структурированию информации является наиболее перспективной и продуктивной формой обучения.

The author of the article describes the content of the XML language (Extensible Markup Language) as a means of structure of the information in Internet. On the basis of study and analysis of psychological-pedagogical and other literature it can be argued that teaching the students the structuring information is the most promising and productive form of training.

Ключевые слова: Интернет, язык XML, условие обучения, структура,

структурирование, W3C.

Key words: Internet, XML language, condition of training, structure, structuring, W3C.

The article deals with considering the content of the XML language as a means to structure the information in the Internet network. On the basis of study and analysis of psychological and pedagogical and other literature it can be argued that teaching students structuring information is the most promising and productive form of training.

Keywords: Internet, XML language, training condition, structure, structuring, W3C

Компьютерные средства становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности субъекта, а быстро развивающийся информационный мир актуализирует проблему поиска необходимой информации, что привело к бурному

90

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

развитию Интернета, где поток доступной информации требует ее структурирования. Следует отметить значимость структурирования

информации, значимость которой во всем мире объясняется «информационным бардаком», «мусором», требующей структурирования как фактора повышения эффективности

использования данных и метаданных в глобальной сети и т.д.

Анализ причин необходимости структурирования информации в сети Интернет указывает на влияние бурного роста потока доступной информации в сети, поскольку на сегодняшний день компьютерные средства стали

доступными и обеспечивающими профессиональную деятельность

проведения времени во время досуга и т.д. [3]

В этой связи была проведена работа по созданию языка XML, который не просто отображает информацию в сети, но понимает ее в той или иной мере. Разработанный рабочей группой XML (ранее называвшейся SGML Editorial Review Board), образованной при содействии World Wide Web Consortium (W3C) в 1996 году. При этом целью разработки документов на языке XML выступает: возможность использования без проблем в Интернете, поддержка широкого спектра приложений, совместимость с SGML, простота в написании программы для обработки документов XML, минимальное число необязательных возможностей в XML в идеале должно равняться нулю, документы удобочитаемы, ясны и просто задаваемы, дизайн создается быстро, он строг и лаконичен [5].

Необходимость появления языка связана с тем, что поисковые машины возвращают слишком много ссылок -если только вы не стали специалистом в своих любимых поисковых машинах, изучив их схожий, но, тем не менее, раздражающе отличающийся нюансами синтаксис запросов, вы, несомненно, получите на сотни или тысячи ссылок больше, чем вам хватит времени и терпения просмотреть. Если вы необычайно удачливы или искусны,

ссылка, которую вы ищите, может оказаться и на первой или второй странице результатов запроса - но не расстраивайтесь на это. Проблема в том, что поисковые машины обычно могут всего лишь индексировать частоту слов, заголовков документов и иногда метатэгов, описывающих содержимое страницы. На самом деле необходим какой-то способ выделения важной части документа и передачи семантики документов, чтобы поисковые машины смогли игнорировать «белый шум» и сконцентрироваться на самом «сигнале». Иногда поиск требует большей детализации, чем может обеспечить большинство поисковых машин. Например, как бы вы стали бы искать книги, написанные Полом Маккартни и чем бы этот поиск отличался от поиска книг о нем, о «Beatles» или о «Wings»? Если бы словосочетание «Пол Маккартни» могло бы быть помечено тэгом «AUTHOR» для индикации его специфического значения, тогда такие тонко настроенные запросы могли бы иметь место. [2]

Невозможность определять выборку страниц, связанных с данной - часто это тот случай, когда вы сталкиваетесь с Web-страницей, которая явно

представляет собой часть более объемной выборки. Если вам повезло найти ссылку на содержание, главную страницу или какое-либо другое средство

представления выборки, значит, половина дела сделана. Но как вам распечатать выборку? Текущий ответ: один HTML-файл за раз. Конечно, должен быть какой-нибудь другой, более удобный способ представления внутренних взаимоотношений наборов страниц - так, чтобы они могли обрабатываться как группа. Нам нужно иметь возможность присоединять метаданные ("информацию об

информации" или "информацию,

понятную машине") к Web-страницам для отображения этих взаимоотношений.

Односторонние ссылки - это что-то ограничивающееся, хотя сегодняшняя возможность Web'a создавать

односторонние гипертекстовые ссылки доказала свою полезность. Знаете ли вы,

Психолого-педагогические науки

• ••

91

что уже много лет в издательском деле существуют гораздо более гибкие схемы? С 1992 Hypermedia/Time-based Structuring Language (HyTime) и Text Encoding Initiative (TEI)) оснастили издателей возможностью отображать сложные отношения ссылок, например, многоцелевые ссылки,

разнонаправленные ссылки и

автоматически обновляемые базы данных ссылок. Нам явно нужен более богатый язык ссылок для Web. [2]

HTML 3.2 совместно со скриптами CGI, Java-annлетами и JavaScript (и их производными), плюс устройства (plugins) типа Shockwave, RealPlayer и Quicktime обеспечивают авторам Web-страниц и коммерческим сайтам богатый выбор технических приемов для отображения содержания, которое визуально неотразимо и даже достаточно информативно. Тем не менее эти приемы не слишком способствуют отображению структурированных'данных до тех пор, пока кто-либо не предложит какие-либо связующие программные решения.

Расширяемый язык разметки (Extensible Markup Language, XML) является не взаимоисключающей

альтернативой HTML и

вышеупомянутым технологиям. «XML -это язык для создания языков разметки, описывающих данные», писал Майк Эдвардс (Microsoft). По контрасту с HTML, который описывает структуру документов и визуальное представление, XML описывает данные в формате, доступном для чтения человеком, без указания того, как эти данные будут представлены. Это нейтральный относительно баз данных и машинонезависимый формат; данные, размеченные в XML, могут быть помещены на различные машины с помощью Расширяемого языка стиля (Extensible Style Language, XSL), поскольку XML действительно расширяем. В отличие от фиксированного набора элементов, как в HTML, использование XML в конечном счете исключит необходимость в добавлениях специальных тэгов HTML (расширений) со стороны разработчиков браузеров и

промежуточного (связующего)

программного обеспечения.

Как же это возможно? Просто XML -это мета-язык, используемый для определения других, специфических для отдельной области или индустрии в целом, языков. Для построения своего собственного языка XML (также именуемого «словарь»), вы создаете специфическое Описание типа документа (Document Type Definition, DTD), которое, по сути, является контекстнонезависимой грамматикой наподобие расширенной формы Бэкуса-Наура (Extended Backus Naur Form, BNF), использующейся для описания компьютерных языков. Другими словами, DTD обеспечивает правила, определяющие элементы и структуру вашего нового языка. В нашем примере записи информации о сотруднике DTD будут включать правило, определяющее как элемент, состоящий из трех других элементов: и именно в таком порядке. Это правило также отражает обязательность этих элементов, возможность их повторного появления и/или наличия у них значения по умолчанию. Важно понимать, что любой браузер (или приложение) с XML-парсером может интерпретировать наш пример документа, «изучая» правила, определяемые DTD. (Откровенно говоря, DTD не является таким уж необходимым. XML- парсеры могут выводить структурные правила языка (включая те, с которыми они никогда ранее не сталкивались) из контекста элементов в конкретном примере документа, особенно в случаях, подобных нашему тривиальному примеру. Тем не менее в более сложном словаре XML присутствие DTD более вероятно). Новые элементы этого языка разметки информации о сотрудниках не требуют расширений браузера или комитета представителей различных компаний для того, чтобы решить, какими они должны быть. XML предоставляет вам полную свободу и возможности для создания своего собственного языка. [1]

Преимущества и приложения XML хорошо приспособлен не только для передачи данных от сервера к

92

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2013

браузеру, он также идеален для пересылки данных от приложения к приложению и от машины к машине. Поскольку XML нейтрален относительно баз данных, вполне вероятно, что он будет играть главную роль в соединении гетерогенных баз. Давайте исследуем несколько различных направлений, в которых XML может расширить наш набор Web-решений.

Отраслевые словари - XML используются для создания новых тэгов, которые будут понятны всем браузерам с XML-парсерами (например, математические, химические или музыкальные языки разметки). Словари XML будут обеспечивать стандартный путь, делающий возможным отправление врачами предписаний фармацевтам, передачу электронных транзакций, описание астрономических инструментов и др. Фирма Microsoft описывает словари, ориентированные на «горизонтальные слои» различных областей промышленности, науки и бизнеса (в частности, на распространение программ и е-коммерцию) и на «вертикальные слои» (в частности, на телекоммуникации или аэронавтику).

Структурированные данные - любое знакомое с XML приложение может извлекать именно ту информацию, которая ему нужна (например, оно может отличить Пол Маккартни and Пол Маккартни).

XML дополняет HTML - XML и HTML могут быть объединены, при этом каждый будет выполнять ту задачу, которую он делает лучше всего

(например, XML-данные могут

использоваться для наполнения форм или таблиц HTML; см. Microsoft XML/XSL Viewer Demo, для которого требуется Internet Explorer 4.x).

Само описание не требует никаких предварительных знаний о передающем приложении, поскольку синтаксис

конкретного XML-документа описывает отношения между различными

элементами (либо явно с помощью DTD, либо косвенным образом с использованием средств контекста элемента).

Метаданные - данные о данных, которые могут использоваться для описания Web-страниц, взаимосвязей страниц или в качестве канала доставки структурированной информации

подписчикам.

Поисковые машины - с использованием XML для контекстной разметки запросы с большей вероятностью извлекают подходящие файлы согласно контекстной

информации. Поисковые машины смогут извлекать специфический фрагмент

файла; кроме того, они также будут работать гораздо быстрее, если

добавленный контекст поможет отбросить множество неподходящих

совпадений.

Распространяемые приложения - в ряду XML-приложений каждое приложение может извлекать только требующиеся ему данные и передавать либо все либо, возможно, отфильтрованные данные, другим приложениям.

Детальные обновления - фирма Microsoft поясняет, что с XML, встроенным в HTML-страницы, нужно будет загружать только изменяющиеся элементы; производить обновление интерфейса без обновления всей страницы в целом (в ряде случаев); данные могут кэшироваться в клиенте.

Выбираемое пользователем

представление данных - XML дает возможность клиенту манипулировать данными; пользователь выбирает одну, несколько или все записи, сортирует их по различным атрибутам, переключает на графическое представление и т.д. без запроса данных с сервера для каждого процесса.

Специфическое для данного пользователя представление данных - подобным же образом одни и те же данные могут быть представлены по-разному, возможно даже как под набор, в зависимости от роли получателя информации (например, бухгалтерия увидит более детализированную информацию, чем покупатель).

Сервера данных промежуточного слоя - в трехуровневой архитектуре XML может использоваться на промежуточном

Психолого-педагогические науки •••

слое для интеграции данные из различных конечных баз данных.

Согласно заявлению фирмы Microsoft,

«будут разработаны специальные агенты для работы на промежуточном слое с целью обеспечения доступа ко множеству существующих СУБД и генерации выходного XML».

Представление данных независимо от структуры - страницы стиля XSL будут описывать способ размещения одних и тех же данных на различных устройствах (мониторах, принтерах, карманных компьютерах, WebTV).

Примечания

1. Кларк Дж. "Преобразования XSL (XSLT)", W3C Рекомендации, Нояб. // [электронный ресурс] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999. 2. Лизоркин Д. А. «Язык модификации данных формата XML функциональными методами» // Лизоркин Д.А. М., 2007. 3. Матушанский Г. У. «Модернизация высшего профессионального образования» // Информатика и образование. 2008. №5. 4. Стефен Эванчик, Луис Вайцман, Элистер Льюис-Боуэн «КЛУБ ЗНАТОКОВ DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: структурирование данных для Web» // [электронный ресурс] http://www. developer-works.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki Notes

1. Clark J. "Transformations XSL (XSLT)", W3C Recommendations, Now. // [electronic resource] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999. 2. Lizorkin D.A. "Language of the modification data of the format XML functional by methods" // Lizorkin D.A. M, 2007. 3. Matushanskiy G.U. "Modernization of the high vocational training" // Informatics and formation, 2008, 5. 4. Stefen Evanchik, Luis Vaycman, Elister Liyuis-Bouen "CLUB CONNOISSEUR DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: structuring given for Web" // [electronic resource] http://www.developerworks.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki Primechaniya

1. Klark Dzh. "Preobrazovanija XSL (XSLT)", W3C Rekomendacii, Nojab. // [jelektronnyj resurs] http://www.w3.org/TR/xslt/, 1999; 2. Lizorkin D.A. «Jazyk modifikacii dannyh formata XML funkcion-al'nymi metodami» // Lizorkin D.A. M, 2007. 3. Matushanskij G.U. «Modernizacija vysshego profes-sional'nogo obrazovanija» // Informatika i obrazovanie, 2008, №5 4. Stefen Jevanchik, Luis Vajc-man, Jelister L'juis-Boujen «KLUB ZNATOKOV DATA WAREHOUSE, OLAP, XML. XML: strukturirovanie dannyh dlja Web» // [jelektronnyj resurs] http://www.developerworks.ru, 2008. 5. http://ru.wikipedi-a.org/wiki

93

Преобразование в HTML и обратно от фирмы Microsoft - в декабре 1997 фирма Microsoft объявила о том, что следующая версия Microsoft Office будет использовать XML для представления различных специфических для Office форматов. Пользователи получат возможность сохранять документы Office как HTML, изменять их в виде HTML и затем импортировать их обратно в Office согласно XML как промежуточному формату. [1]

Статья поступила в редакцию 06.04.2013 г.

УДК 378

ВОСПИТАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ПРИ МОДУЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

НА ЯЗЫКОВОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

© 2013 Мурсалов А.М., Велиев О.В.

Дагестанский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.