Научная статья на тему 'Использование современных икт в самостоятельной работе студентов'

Использование современных икт в самостоятельной работе студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / самостоятельная учебная деятельность / иностранный язык (ИЯ). / ICT / independent learning activities / foreign language.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Ж. Шойбекова

В статье рассматриваются возможности применения информационно -коммуникационных технологий в самостоятельной работе в системе высшего образования. Дается классификация самостоятельной работы студентов в вузе. Описываются дидактические свойства и функции электронного учебного контента в качестве средства организации самостоятельной работы обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MODERN OF INRORMATIVELY- COMMUNICATION TECHNOLOGIES IS IN THE STUDENTS SELF-STUDY

This article discusses the possibility of the use of information communication technologies in independent work in higher education. Classification is given independent work of students at the university. Describes the features and functions of teaching e-learning content as a means of organization of independent work of the students.

Текст научной работы на тему «Использование современных икт в самостоятельной работе студентов»

УДК 4А (ЛАТ): 378.147-322

А.Ж.ШОЙБЕКОВА Модуль латинского языка КазНМУ им. С.ДАсфендиярова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ_В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

«... знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно»

А. Дистервег

В статье рассматриваются возможности применения информационно -коммуникационных технологий в самостоятельной работе в системе высшего образования. Дается классификация самостоятельной работы студентов в вузе. Описываются дидактические свойства и функции электронного учебного контента в качестве средства организации самостоятельной работы обучаемых.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), самостоятельная учебная деятельность, иностранный язык (ИЯ).

Современные информационные и

коммуникационные технологии (ИКТ), которые еще несколько лет назад казались «далеким будущим», быстро стали «реальным настоящим». Анализ богатого опыта преподавателей вузов показывает, что на современном этапе большая часть педагогов в той или иной степени используют ИКТ в процессе обучения иностранному языку. Некоторые только делают первые шаги по внедрению ИКТ, используя задания на поиск текстового и мультимедийного материала по изучаемой теме. Другие же организуют сетевое взаимодействие между студентами одного или нескольких групп посредством электронной почты, веб-форума или блога. Благодаря своим дидактическим свойствам (наряду с развитием речевых умений и формированием языковых навыков), современные ИКТ способны значительно обогатить образовательный процесс. Использование в процессе обучения современных ИКТ создает реальные условия для развития у студентов дополнительных умений и стратегий, что было невозможно в такой степени на основе традиционных средств. Сложившаяся система лекционно-семинарских занятий устаревает и требует модернизации. Многолетнее использование этой формы обучения ориентирует студентов в основном на запоминание изучаемого материала и недостаточно мотивирует их познавательную деятельность. В результате студент пассивен, играет роль объекта обучения. Нельзя не учитывать тот факт, что новизна информации, которой владеет выпускник вуза, устаревает в течение 3-5 лет, поэтому требуется постоянное ее обновление. Одной из отличительных характеристик компетентностного подхода, который стремительно ворвался в систему образования, является «переход от обучения на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни». Совершенно очевидно, что в условиях информатизации современного общества особую важность приобретают умения людей самостоятельно извлекать информацию, получать ее, синтезировать, производить новую и распространять полученную. Такие умения самообразования позволят им быть постоянно востребованными на современном рынке труда в быстроменяющемся мире. Степень готовности обучающихся к моменту окончания вуза к самообразованию на протяжении всей жизни зависит от развития у них в процессе обучения в вузе умений самостоятельной учебной деятельности. Под самостоятельной учебной деятельностью понимается «вид познавательной

деятельности, регулируемой и управляемой учащимися как субъектом данной деятельности и направленной на освоение предметных знаний и умений. Участие в самостоятельной продуктивной учебной деятельности означает, что обучающийся:

- включается в определение целей овладения ИЯ и соотносит их со своими реальными интересами и потребностями;

- активно участвует в проектировании конечного продукта овладения ИЯ и определении критериев его оценки;

- совместно с преподавателем отбирает наиболее приемлемые и эффективные формы и приемы обучения;

- отслеживает процесс и успешность своего продвижения в овладении языком;

- оценивает свои достижения и возможности использования ИЯ в реальной деятельности;

- оценивает продуктивность и опыт своей учебной деятельности.

Таким образом, можно заключить, что современному студенту важно проявлять готовность к осуществлению самостоятельной работы, а способность к ее организации и управлению служит показателем компетентности преподавателя высшей школы.

Эффективность организации самостоятельной работы студентов, ее активизация во многом зависит от применяемых педагогических технологий обучения. Это могут быть как уже активно использующиеся, традиционные технологии (кейс-технология, кластертехнология, технология проектного, модульного, рейтингового обучения), так и современные, открывающие неограниченные возможности для обучения -компьютерные технологии.

Компьютерные технологии выполняют не менее важную функцию в процессе организации деятельности студентов. В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека, занял прочную позицию во всевозможных областях профессиональной деятельности и, конечно же, в области образования. На основе разнообразных компьютерных продуктов и технических новинок появились новые технологии обучения -информационно- коммуникационные технологии (ИКТ). Это технологии, реализующиеся с применением различных информационных и коммуникационных устройств, среди которых интерактивные доски и приставки, электронные микроскопы и лаборатории. ИКТ открывают более

широкие возможности для получения информации с помощью сети Интернет. Всемирная сеть позволяет получить доступ к обширным информационным ресурсам, виртуальным библиотекам данных, электронным журналам, справочным изданиям, сетевым образовательным сообществам, интернет-конференциям и т. д. и ко всей информации, накопленной человечеством. ИКТ позволяют создать не только новые технологии обучения, но и преобразовать, улучшить эффективность традиционных технологий.

При объединении на основе ИКТ всех средств обучения иностранному языку эффективным является использование электронного учебного контента. Электронный контент способен систематизировать практически все, что требуется для организации процесса формирования

иноязычных навыков и умений: наглядный графический материал, видео- и звукозаписи, тексты, учебники, рабочие тетради, книги для чтения, книги для преподавателя и т.д. В то же время электронный контент представляет многомерный программный комплекс, обеспечивающий средства разработки, внедрения, контроля, управления, обучения. Важнейшим функциональным преимуществом электронного контента по сравнению с системой традиционных средств обучения должна стать возможность программируемого управления самостоятельной деятельностью студентов, способное освободить от рутинной работы преподавателя и позволить максимально использовать аудиторное время для развития коммуникативных умений.

При таком разделении труда между преподавателем и компьютером форма самостоятельной работы обучаемых должна быть разделена на два подвида: а) автономную (не контролируемую во внеаудиторное время, например, пересказ, подготовка диалога, монолога) и б) программированную (управляемую и контролируемую компьютером). Оба подвида самостоятельной работы должны быть обязательными составляющими подготовки, необходимыми для развития коммуникативных умений на занятиях под руководством преподавателя.

Электронный контент заключает потенциал для качественного прорыва в плане формирования языковых навыков. Основным дефицитным ресурсом, ограничивающим прогресс в овладении иностранным языком, является время. Компьютер как виртуальный репетитор индивидуально объяснит каждому обучаемому языковой материал, который может быть значительно более информативным и полным, чем тот, который преподаватель в условиях цейтнота предлагает на занятиях. Например, для совершенствования

лексических навыков необходимо дать значительный объем информации о слове (значения, толкования, примеры применения, словосочетания, синонимы). На этапе знакомства с информацией о лексических единицах и выполнения различных упражнений у обучаемого происходит формирование образа изучаемого слова, что необходимо для его правильного употребления и восприятия и развития языкового сознания в целом. В рамках занятия это невозможно сделать без ущерба для работы над другими аспектами и видами речевой деятельности, а в режиме самостоятельной работы с компьютером это вполне осуществимо. Кроме того, система электронных упражнений, проверяемых

автоматически, обеспечивает стопроцентную проверку их выполнения (без нагрузки на преподавателя). Количество и качество этих упражнений благодаря мультимедийным возможностям ИКТ (звук, графика, анимация) позволяют достигать высокого уровня развития языковых навыков с минимальными затратами времени и сил обучаемого, а также максимально освобождать ресурсы занятия для развития коммуникативных умений.

Электронный контент становится полноценным средством организации программированной самостоятельной работы студентов. Он способен по-новому объяснять фонетический, грамматический и лексический материал, обеспечивать его тренировку в достаточном количестве упражнений и осуществлять мгновенный контроль их выполнения. Это означает, что он должен быть «электронным ассистентом преподавателя», проводником технологии обучения данным аспектам, выполняющим элементарные функции

преподавателя там, где это возможно (невысокая вариативность ответов, возможность

алгоритмизации обучения).

Специфика самостоятельной работы обучаемого с электронным контентом заключается в отсутствии подлинной коммуникативности последнего. Будучи средством формирования поликультурной языковой личности, способной к иноязычному общению, сам контент не вступает с обучаемым в подлинную коммуникацию, а лишь создает основу для формирования речевых умений. ИКТ обладают значительными возможностями интенсификации учебного процесса. Это проявляется в автоматизированном контроле, мгновенном доступе к информации, в индивидуализации обучения, в возможности определения своей образовательной траектории. Вместе с тем, их реализация в электронном контенте не может заменить преподавателя как организатора и координатора общения на иностранном языке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Коряковцева,Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - 175с.

2 Байназарова А. В., Проскурина И. К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. - 2012 -№ 3. - С. 170-174.

3 Инновационные педагогические технологии [Электронный ресурс] URL: http://revolution.allbest.ru.

4 Осадчук, О. Л. Управление самостоятельной работой студентов [Текст] : метод. пособ. / О. Л. Осадчук. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - 56 с.

5 Кряклина, Т. Ф. Модернизация образования: управление самостоятельной работой студентов [Текст] : монография / Т. Ф. Кряклина. - Барнаул: Издательство ААЭП, 2006. - 128 с.

6 Александров К.В. К вопросу о компьютерной лингводидактике. // Иностранные языки в школе. -2012 - №10. -С. 9-12.

7 Основные направления использования ИКТ в учебном процессе [Электронный ресурс]URL: http//imc-new/com/index.php/teachingpotential/teaching-technologies / 199 - ikt-inteaching.

A.ZH. SHOIBEKOVA

USE OF MODERN OF INRORMATIVELY- COMMUNICATION TECHNOLOGIES IS IN THE STUDENTS SELF-STUDY

Resume: This article discusses the possibility of the use of information - communication technologies in independent work in higher education. Classification is given independent work of students at the university. Describes the features and functions of teaching e-learning content as a means of organization of independent work of the students. Keywords: ICT, independent learning activities, foreign language.

A.W.mOHEEKOBA

KA3ipri ннoopмАЦнfl.flbIк;-кoммyннкАЦнfl.flbIк; TEXHO^oraflHbiH, HrEpymi.iri CTyflEHTTIH, AEPBEC WYMblCblHflA

TyHÏH: AHTbrnMbim Marça^aga HrepymrniKTi« MyMKiHgiKTepi нн$ормацнн^н^ - коммуннкацнн^н^ TexHo.rcorHfl.rapgbm gepôec wyMbicTa apaga o6.rcbicTa worapbi 6rniM rçapacTbipbmagbi. TonTacTbipy cTygeHTTirç gepôec wyMbicbiH yHHBepcHTeTTe ôeprnegi. MyMKiHgiKTi wsHe э^ектpонgн^ TarnM-TspÔHeHi« os;biTaTK;apaTbiH K;bi3MeTiH chhk;™ crygeHTTiH gepôec wyMbicbiHbirç yHbiMbiHbirç TscrniH cyperreflgi.

TyftiHgi ce3gep: нн$оpмaцнн^н^-коммyннкaцнн^н^ TexHo.rcorHfl.rap ^apaMacTaH gepôec o^y K;bi3MeT, meTe^giK tm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.