Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы бакалавров и магистров в контексте компетентностного подхода'

Организация самостоятельной работы бакалавров и магистров в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / SELF-STUDY / UNDERGRADUATE / GRADUATE / PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION / CONTINUITY / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кильмасова Ирина Артемовна, Шарипова Эльвира Фоатовна

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза в условиях двухуровневой системы образования. В статье представлена модель организации самостоятельной работы бакалавров и магистров, даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на разных этапах обучения с учетом специфических задач каждого этапа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кильмасова Ирина Артемовна, Шарипова Эльвира Фоатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of bachelors and masters in context of competence approach

This article discusses the theoretical and practical aspects of the organization of independent work of students of pedagogical high school in a two-tier education system. in the article presents a model of self-organization of the bachelor's and master's degrees, recommendations on the organization of independent work of students at different stages of training with regard to the specific tasks of each stage.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы бакалавров и магистров в контексте компетентностного подхода»

УДК 378.937 ББК 74.480.26

Кильмасова Ирина Артемовна

преподаватель

кафедра технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск kilmasovaia@yandex.ru Шарипова Эльвира Фоатовна кандидат педагогических наук кафедра технологии и предпринимательства и методики преподавания технологии и предпринимательства Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Sharipova Elvire Foatovna Candidate pedagogical sciences Department of technology and business and the teaching methods of technology and

business

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kilmasova Irina Artemovna

teacher

Department of technology and business and the teaching methods of technology and

business

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Elvira-shar@bk.ru

Организация самостоятельной работы бакалавров и магистров в контексте компетентностного подхода Organization of independent work of bachelors and masters in context of competence approach

В данной статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза в условиях двухуровневой системы образования. В статье представлена модель организации самостоятельной работы бакалавров и магистров, даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на разных этапах обучения с учетом специфических задач каждого этапа.

This article discusses the theoretical and practical aspects of the organization of independent work of students of pedagogical high school in a two-tier education system. in the article presents a model of self-organization of the bachelor's and master's degrees, recommendations on the organization of independent work of students at different stages of training with regard to the specific tasks of each stage.

Ключевые слова: самостоятельная работа, бакалавриат, магистратура, формирование профессиональных компетенций, преемственность, компетент-ностный подход.

Key words: self-study, undergraduate, graduate, professional competence formation, continuity, competence approach.

Задачи, стоящие перед образованием Российской Федерации на современном этапе, предъявляют принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить одному из центральных умений — «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса.

Образование сегодня, решая проблему формирования специалиста, соответствующего требованиям современного общества, обращается к компетентности как интегративному качеству личности, способствующему не только усвоению знаний, умений, но способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним. В этой связи самостоятельная работа будущего специалиста должна рассматривается в качестве одного из средств формирования профессиональных компетенций.

Реализация компетентностного подхода - это задача организации образовательного процесса, разработки и использования соответствующих образовательных технологий. Компетентностный подход переводит студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов становится не просто важной формой образовательного процесса, а

должна стать его основой, обеспечивающий успешную социализацию студента в условиях высшего образования.

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако по прежнему особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов. Необходимо построение целостной педагогической системы, учитывающей индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся с учетом перехода на двухуровневую систему образования.

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В литературе отсутствует единый подход к данному понятию. Авторы определяют самостоятельную работу как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как форма организации учебной деятельности (В.И. Андреев) и т.д.

Мы определяем самостоятельную работу как форму организации учебной деятельности, следуя позиции Б.П. Есипова: самостоятельная работа учащихся - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств [2]. Однако близким по смысловому содержанию является понимание самостоятельной работы как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Цель самостоятельной работы не в традиционном усвоении знаний, а в

приобретении умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности, «развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношение к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию самообучения» [1,с. 105].

Выстраивая стратегию организации самостоятельной работы бакалавров и магистров важно помнить о необходимости сквозного формирования компетенций. При этом одной из приоритетных задач становится определение общих и специфических позиций в компетентностной модели бакалавра и магистра. Понимание принципиальных различий между ступенями бакалавриата и магистратуры позволит обеспечить преемственность в организации самостоятельной работы бакалавров и магистров, выражающуюся как в поэтапности формирования компетенций и сохранении привычных для студентов форм самостоятельной работы, так и в качественном изменении содержания деятельности, обеспечивающем достижение специфических задач каждой ступени образова-

гтч /—' " " "

ния. Таким образом, отправной точкой в проектировании самостоятельной работы бакалавров и магистров является анализ компетенций.

Анализ компетенций бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование» показывает, что линейная зависимость между формируемыми на каждой ступени компетенциями отсутствует [4,5]. Лишь между некоторыми формулировками можно наметить прямую зависимость, но это скорее исключение. Можно говорить, что речь идет не столько об углублении знаний и умений, полученных бакалаврами, а о формировании принципиально нового продукта - магистра. В связи с этим важно определить, каковы эти принципиальные различия. Сопоставление содержания профессиональных компетенций показывает, что у магистров диапазон направлений шире и включает в себя, помимо педагогической и культурно-просветительской деятельности еще и такие направления, как

• Компетенции в области методической деятельности

• Компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

• Компетенции в области проектной деятельности

• Компетенции в области управленческой деятельности

Научно-методическая и инновационная направленность магистров подтверждается и результатам анализа глаголов, применяемых для формулировки

компетенций (Таблица 1).

Таблица 1

_Анализ формулировок компетенций бакалавров и магистров_

Бакалавры Магистры

• Использовать -11 • Использовать -11

• Реализовывать - 2 • Реализовывать - 1

• Применять -3 • Применять -3

• Организовывать-1 • Организовывать-2

• Разрабатывать (Проектиро- • Разрабатывать (Проектиро-

вать)- 1(0) вать)- 3 (5)

• Управлять (руководить)- 0 • Управлять (руководить)- 5

• Формировать - 0 Формировать - 4

Таким образом, можно предположить, что магистр - это не просто субъект,

V-* V-* V-* И—V V-*

действующий в рамках образовательной системы. Это человек, созидающий эту систему, управляющий ее развитием. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что бакалавр - это, прежде всего, добросовестный исполнитель, а магистр - это управленец и потенциальный ученый. Можно предположить, что ключевое различие между этими позициями заключается в следующем: исполнитель, каким бы творческим и самостоятельным он не был, всегда ограничен рамками целей, которые определены кем-то и результатов, которые также подлежат внешней проверке. В этих границах исполнитель может быть сколь угодно свободен - пользоваться готовым инструментарием или предлагать свой, планировать свою деятельность, корректировать ее и т.п. Магистр-управленец, в свою очередь - тот, кто определяет цели, проверяет результаты и разрабатывает тот инструментарий, которым может пользоваться бакалавр. Именно это

различие в сферах ответственности должно, на наш взгляд, прослеживаться в

96

подготовке бакалавров и магистров. Модель организации самостоятельной работы бакалавров и магистрантов, обеспечивающая решение этой задачи, может иметь следующий вид (рис.1). За основу была взята модель организации самостоятельной работы студентов, разработанная авторским коллективом под руководством А.П. Тряпициной [3, с. 17]. В исходный вариант были внесены изменения в соответствии со спецификой организации самостоятельной работы в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Данная модель представляет общий вид системы самостоятельной работы бакалавров и магистров. Если же вести речь о различиях, то можно отметить следующее:

1. Целевой компонент. При постановке целевого компонента у бакалавров акцент делается на общепрофессиональную подготовку, подготовка профессионала-исполнителя, готового самостоятельно, творчески действовать в рамках установленных норм и правил, планировать деятельность по достижению поставленных целей, осуществлять самооценку деятельности. При этом содержание целевого компонента полностью определяется преподавателем. У магистров во главу угла ставится профессиональная подготовка, подготовка профессионала-управленца, готового устанавливать нормы и правила, определять цели и стратегии развития профессиональной сферы на разных уровнях, осуществлять оценку деятельности собственной деятельности и деятельности коллег (подчиненных). При этом целесообразно привлекать магистрантов к постановке целей заданий определению критериев достижения цели.

Профессиональный и социальный заказ

Формируемые компетенции

Содержание образования (ФГОС, ООП)

Студент научится Студент получит возможность научиться

Инв ариантная часть Обязательная вариативная часть Вариативная часть Внеурочная деятельность и т.п. НОС

Организация условий самостоятельной работы

Типологизация заданий по группам профессионально-педагогичеких задач, определяющих профессиональную компетентность.

Планирование самостоятельной работы в УМК дисциплины; Дифференциация содержания учебного материала в соответствии:

- с группами проф. задач

- с повышением уровня сложности предлагаемых заданий внутри курса;

- с многообразием видов деятельности.

Бакалавры Регламент самостоятельной работы

Магистры Индивидуальный план работы магист-

Рис. 1. Модель организации самостоятельной работы бакалавров и магистров.

2. Содержательный компонент. У бакалавров преобладает инвариантный компонент. Преобладают задания следующих типов:

- Задания, ориентированные на приобретение, анализ, систематизацию и усвоение информации

- Задания, направленные на закрепление умений и навыков, полученных в ходе аудиторной работы.

- Индивидуальные творческие задания

Для магистрантов предусматривается преобладание вариативного компонента, вплоть до построения индивидуальных, самообразовательных маршрутов. Можно рекомендовать задания следующих типов:

- Задания, ориентированные на непосредственную работу с реальными педагогическими системами (в том числе организационного, управленческого и исследовательского характера).

- Задания, предполагающие создание методического (научно методического продукта и его внедрение в практику)

3. Процессуальный компонент. Для студентов - бакалавров должна быть предусмотрена возможность как полностью самостоятельного выполнения работы, так и работы с опорой на инструкцию, последовательность, алгоритм. В случае с магистрантами стоит задача подготовить их к эффективной деятельности в условиях, когда готовые алгоритмы деятельности отсутствуют. Это предполагает высокую степень самостоятельности в планировании самостоятельной работы и определении методов и способов достижения поставленной цели. Целесообразным также представляется привлечение студентов к самостоятельному созданию инструкций, последовательностей, алгоритмов, в том числе для применения их в подготовке бакалавров. Важно также помнить, что ключевым направлением в подготовке магистров была и остается научно-исследовательская работа. Как следствие - значительная доля самостоятельной работы студентов должна быть организована в этом ключе.

4. Результативный компонент. У студентов-бакалавров преобладает внешняя оценка результатов, с постепенным увеличением доли самооценки. У магистрантов само и взаимооценка должны стать ведущими формами оценивания результатов самостоятельной работы.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что подход к организации самостоятельной работы магистров, продолжая традиции бакалавриата и опираясь на компетенции, сформированные на данном этапе профессиональной подготовки, должны перейти на новый уровень, приближаясь к стратегиям самообразования. Между тем и бакалавр, и магистр являются самостоятельными профессиональными продуктами, ориентированными на решение несколько отличающихся задач в рамках одной профессиональной сферы, что находит отражение во всех аспектах их профессиональной подготовки. Решение задачи формирования конкурентоспособного специалиста, будь то бакалавр, или магистр, обеспечение социализации студента в условиях высшего образования невозможно без построения взвешенной и сбалансированной системы самостоятельной работы на каждой ступени подготовки.

Библиографический список

1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов//Высшее образование в России. - 2003. - №6. - С.105-109.

2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 839с.

3. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. Часть I. / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. - СПб., 2008.- 215с.

4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень): бакалавр) [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИЛНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень): магистр) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.щ/document^ons_doc_LAW_П6266/?frame=1#p40

Bibliography

1. Belyaeva management independent work of students / / Higher Education in Russia . - 2003 . - № 6. - P.105 -109. (1)

2 . Esipov BP Independent work of students in the classroom. - Moscow: Uchpedgiz , 1961 . - 839s.

3 . Organization of independent work of students on educational subjects: Study guide for high school teachers . Part I. / Edited by Professor , Corresponding Member of the RAO A.P.Tryapitsynoy . - St. Petersburg. , 2008 . - 215c .

4 . Federal state educational standards HIGHER EDUCATION PROFESSILNALNOGO on direction 050100 Teacher Education (qualification (degree ) Bachelor ) [electronic resource] . - Mode of access : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf

5 . Federal state educational standards HIGHER EDUCATION PROFESSILNALNOGO on direction 050100 Teacher Education (qualification (degree ) Master) [electronic resource] . - Mode of access : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116266/?frame=1 # p40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.