Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода'

Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодезникова Сардаана Ивановна, Тарасов Ариан Егорович

В современных условиях содержание, принципы многоуровневого образования требуют поиска новых моделей организации самостоятельной работы. Обосновывается значимость исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов как важнейшего направления работы в реализации компетентностного подхода. Дается обзор подходов к пониманию компетентностного подхода, самостоятельной работы. Подчеркивается, что при компетентностном подходе результат образования достигается не только через полученные профессиональные знания и умения, но и, что важнее, добиваться результата через способность действовать в различных ситуациях, пусть даже ошибочных. Определяются компоненты, типы самостоятельной работы, условия повышения ее эффективности. Предлагается модель организации самостоятельной работы студентов, выделены задачи, принципы, этапы, механизмы организации самостоятельной работы студентов вуза в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

In modern conditions, the content of the principles of multi-level education need to find new models of organization of independent work. Substantiates the significance of the research problems of the organization of independent work of students as the most important areas of work in the implementation of the competency approach. A review of approaches to the understanding of the competence approach, independent work. The essence of the competence approach in education isunderlined in orientation on the result, moreover the quality of the result is considered to be not the sum of mastered information but readiness and person’s ability to act in different professional and non-standard situations. The components, types of independent work, conditions of efficacy. A model of the organization of independent work of students, marked objectives, principles, stages, mechanisms of the organization of independent work of students of the university today.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода»

УДК 378.388 (571.56)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© 2016

Колодезникова СардаанаИвановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Тарасов Ариан Егорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск (Россия)

Аннотация. В современных условиях содержание, принципы многоуровневого образования требуют поиска новых моделей организации самостоятельной работы. Обосновывается значимость исследования проблемы организации самостоятельной работы студентов как важнейшего направления работы в реализации компетентностного подхода. Дается обзор подходов к пониманию компетентностного подхода, самостоятельной работы. Подчеркивается, что при компетентностном подходе результат образования достигается не только через полученные профессиональные знания и умения, но и, что важнее, добиваться результата через способность действовать в различных ситуациях, пусть даже ошибочных. Определяются компоненты, типы самостоятельной работы, условия повышения ее эффективности. Предлагается модель организации самостоятельной работы студентов, выделены задачи, принципы, этапы, механизмы организации самостоятельной работы студентов вуза в современных условиях.

Ключевые слова: компетенция, самостоятельная работа студентов, высшее профессиональное образование, федеральный государственный образовательный стандарт.

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONTEXT

OF COMPETENCE APPROACH

© 2016

Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport Tarasov Arian Egorovich, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov, Yakutsk (Russia)

Abstract. In modern conditions, the content of the principles of multi-level education need to find new models of organization of independent work. Substantiates the significance of the research problems of the organization of independent work of students as the most important areas of work in the implementation of the competency approach. A review of approaches to the understanding of the competence approach, independent work. The essence of the competence approach in education isunderlined in orientation on the result, moreover the quality of the result is considered to be not the sum of mastered information but readiness and person's ability to act in different professional and non-standard situations. The components, types of independent work, conditions of efficacy. A model of the organization of independent work of students, marked objectives, principles, stages, mechanisms of the organization of independent work of students of the university today.

Keywords: competence, independent work of students, higher education, federal state educational standard.

Постановка проблемы. Об изменениях, происходящих в системе высшего образования в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство, написано достаточно, в частности, речь идет об образовании в течение всей жизни, повышении качества высшего профессионального образования за счет внедрения уровневой системы образования и компетентностного подхода, мобильности студентов и аспирантов, а также за счет использования систем зачетных единиц. Стандарт современного образования направлен на формирование компетенций у бакалавров и магистров.

Нужно отметить, что компетентностный подход в определении целей, задач и содержания образования не является совершенно новым для российской школы. Основополагающим развитие личностных качеств обучающихся считали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский и другие российские педагоги. Всестороннему изучению фундаментальных основ компетентностного подхода посвящены работы В. И. Байденко, А. А. Вербицкого, И. А. Зимней, А. И. Субетто, А.В. Хуторского и др.

Анализ исследований. Анализ вышеуказанных работ позволяет выделить в них общую идею о том, что при компетентностном подходе результат образования достигается не только через полученные профессиональные знания и умения, но и, что важнее, добиваться результата через способность действовать в различных ситуациях, пусть даже ошибочных. Вслед за И.А. Зимней, компетентность можно трактовать «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт» [1].

Компетентный в своем деле человек (от лат. сompetents — соответствующий, способный) означает его осведомленность в определенном вопросе, способность к конкретной деятельности. По мнению, М.В. Журавлевой, его характеризует целая совокупность качеств:

- образованность (разносторонние знания, умения,

навыки, интеллектуальные интересы, стремление и умение постоянно обогащать свои знания, мировоззрение);

- воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание);

- социализированность (готовность к активной социальной и профессиональной деятельности, к рациональному досугу, успешная самореализация);

- культура (интериоризация культурных ценностей человечества, культура труда и общения);

- выраженные индивидуальные черты (творческие способности, аналитические умения, сформированность познавательных процессов) и др. [2].

На основе изучения исследований, посвященных проблемам компетентностного подхода [3-9], можно выделить несколько подходов к классификации компетенций.

В.И. Байденко [10] предлагает следующую классификацию:

- социально-личностные компетенции раскрывают способность личности к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию, а также обеспечивают жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом;

- экономические компетенции включают в себя способность личности к эффективному предпринимательскому поведению;

- общенаучные компетенции выражают готовность и способность личности к конструктивному использованию знаний, методов и технологий, которые постоянно обновляются и развиваются;

- организационно-управленческие компетенции представляют собой способность личности к целесообразной деятельности по формированию производственных коллективов, управленческих команд;

- общепрофессиональные компетенции очерчивают

круг способностей личности к методологическому использованию теоретических основ их профессиональной деятельности;

- специальные компетенции выражают собственно профессиональный профиль выпускника, идентифицирующий его профессиональную деятельность в конкретной предметной области на соответствующем квалификационном уровне.

Представляет интерес структура компетенций, предложенная Э.Ф. Зеером [11]:

- базовые (ключевые) компетентности, овладение ими позволяет решать проблемные ситуации в повседневной, профессиональной и социальной сферах, они надпредметны и междисциплинарны;

- социально-профессиональные компетенции определяются как способность и готовность мобилизовывать в профессиональной деятельности собственные знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные в процессе обучения;

- ключевые квалификации - комплекс психологических качеств, способностей в структуре общей квалификации специалиста, которые имеют широкий радиус действия, обеспечивая доступ к эффективному выполнению общепрофессиональных функций.

Всесторонний анализ основных положений обновления содержания профессионального образования, в частности, Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной основной образовательной программы по направлениям образования, локальных нормативных документов конкретного вуза (в нашем случае Северо-Восточного федерального университета) позволяет резюмировать, что реализация компетентностного подхода предполагает подготовку конкурентоспособных специалистов, обладающих готовностью к непрерывному самообразованию, способных адаптироваться к изменяющимся социальным условиям и требованиям рынка труда [12]. Одним из условий решения данной задачи является обновление самостоятельной работы студентов, содержание которой направлено на активную исследовательскую деятельность студентов [13-19], умеющих грамотно сформулировать проблему, найти подходы к ее решению, добиваться конкретного результата, защищать свою точку зрения.

Локальными документами, регламентирующими активизацию самостоятельной работы, являются:

-СМК-ОПД-4.2.3-016-11 «Положение о самостоятельной работе студентов СВФУ от 27.05 2011 г.».

- СМК-ОПД-4.2.3-10-11 «Положение о балльно-рей-тинговой системе в СВФУ. Версия 2.0^ос от 25.04.2012 г.».

- СМК-0ПД-4.2.3.-09-11 «Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц от 27.05.2011г.».

- СМК-П-2.2-32-14 «Положение о фонде оценочных средств по дисциплине (модулю)».

В письме Министерства образования Российской Федерации от 27.11.2002 г. №14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» определены основные задачи профессионального образования: «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, свободного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

Решение этих задач невозможно «без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей

за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы» [20].

Понятно, что самостоятельная работа студентов как деятельность будет трактоваться исследователями по-разному в зависимости от личного опыта работы в данной сфере. В рамках исследования представляют интерес некоторые определения.

С.И. Архангельский трактует понятие "самостоятельная работа" как состоятельный поиск необходимой информации, приобретенией знааний, использование этих знаний для решения учебных, научных и профессиональных задач [20].

А.Г. Молибог понимает самостоятельную работу как многоаспектную деятельность, складывающуюся из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала в ходе лекции, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ и т.д. [21].

Р.И. Платонова дает следующее определение: «самостоятельная работа есть средство организации и управления познавательной деятельностью обучаемых» [22].

В «Положении оборганизации самостоятельной работы студентов в СВФУ" под самостоятельной работой понимается процесс активного, целенаправленного приобретения студентом теоретических знаний и практических умений без непосредственного участия преподавателя,как в ходе аудиторных занятий, так и во внеучебное время [23].

Можно констатировать, что самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, направленный на развитие активности, самостоятельности, познавательного интереса, самообразования, с другой - как комплекс мероприятий, направленный на управление, координацию и контроль за данной деятельностью студентов.

Очевидно, что самостоятельная работа определяется несколькими признаками, характеризующимися разнообразными подходами к ее классификации. Наиболее упорядоченную классификацию, на наш взгляд, предлагает Ситаров В.А. [24], распределяя самостоятельную работу студентов по следующим признакам:

1) по дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;

2) по типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.;

3) по уровням проблемности - репродуктивная, ре-продуктивно-исследовательская, исследовательская;

4) по характеру коммуникативного воздействия студентов - фронтальная, групповая, индивидуальная;

5) по месту ее выполнения - аудиторная и внеаудиторная;

6) по методам научного познания - теоретическая и экспериментальная.

Не секрет, что в сегодняшнем обилии потока информации студенты научились к избирательному и свободному восприятию потоков информации. Для них важен процесс получения знаний через диалоги и обмен информацией.

Учиться последовательно, скрупулезно изучая и конспектируя учебники, не свойственно современному студенту. Получение знаний осуществляется через обучение в форме участия, экспериментирования, социальной практики, соответственно модели и виды самостоятельной работы студентов тоже претерпевают в связи с этим значительные изменения.

Результаты и обсуждение. Анализ научной литературы и сложившейся практики вузовского процесса обучения, а также собственный педагогический опыт позволили нам структурировать основные понятия, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, и представить концепцию в виде структурно-функциональной модели (рис.1):

Рис. 1. Структурно-функциональная модель организации самостоятельной работы студентов

Выводы. Описанная модель организации самостоятельной работы в условиях формирования компетенций у студентов позволяет, на наш взгляд, внести необходимые коррективы в учебные планы, в рабочие программы дисциплин, в фонды оценочных средств, тем самым способствуя выпуску бакалавров, квалификация которых отвечает современным требованиям к профессиональной деятельности в современных условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Журавлева М. В. Региональная модель непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 8.- С. 117-120.

3. Слесарев Ю.В. Разработка модели обучения студентов в вузе на основе компетентностного подхода // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 163-168.

4. Рыбакова М.В. Реализация компетентностного подхода в процессе отбора педагогического персонала образовательных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 61-66.

5. Скоробогатов А.В., Скоробогатова А.И. Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания юридических дисциплин профессионального цикла: инновационные формы и методы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 65-68.

6. Третьякова Е.М. реализация компетентностного подхода в системе практикоориентированного обучения // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 88-90.

7. Путилова А.В. Компетентностный подход при проектировании образовательного процесса, как меха-

низм повышения качества образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 53-56.

8. Андросова Л.А., Мананникова Ю.В. Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 46-51.

9. Сысоева Ю.Ю. Компетентностный подход при формировании иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов в условиях ФГОС третьего поколения // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 36-40.

10. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.- 2004. - №11. -С. 3-14.

11. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компе-тентностный подход: учеб. пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.

12. Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ от 27.11.2002 №14-55-996 ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lawmix.ru/expertlaw/157904.

13. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 66-68.

14. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 62-64.

15. Артамонова Г.В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7-9.

16. Власенко С.В., Батырбаева Н.К. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации как основное условие профессионального развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 17-21.

17. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов во внеучебной деятельности колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 10-12.

18. Энбом Е.А., Иванова В.А. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 79-82.

19. Куликова Е.В. Педагогическое сопровождение научно-исследовательской работы студентов педвузов в процессе выполнения курсовой работы с использованием облачных технологий // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 22-25.

20. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы.

- М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

21. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. - Минск: Высшая школа, 1975.

22. Платонова Р.И. Теоретические и проблемные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование.

- 2008. - №4. С.108-113.

23. Положение о самостоятельной работе студентов в СВФУ: версия 1.0. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.s-vfu.ru/upload/iblock/a09/a09080d97 1c5fdd411332363289e88e1.pdf

24. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - С. 256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.