Научная статья на тему 'Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование»)'

Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грядкина Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины «Теория и технологии физического воспитания детей» (по направлению «Педагогическое образование», профили «дошкольное образование», «начальное образование»)»

А лицо у неё - как солнце. Руки у неё - просто золотые! А волосы у неё, как музыка, сияют! А сама она - как сердце! Она у меня в душе, и люблю я её».

Соединение двух подходов - каждодневное развитие образной речи детей в их обычной деятельности (с регулярным ведением дневника детского речевого творчества) и организация литературных творческих мастерских, раскрывающих словесно-речевой потенциал ребёнка, - это эффективная комплексная технология, которая позволяет развить и укрепить дар образного высказывания у большинства детей. «...Где ещё, как не в России, такая тоска по духовному», - писал Ф.А. Абрамов (Так что же нам делать? (Из дневников, записных книжек, писем. Размышления, сомнения, предостережения, итоги) / сост. А.В. Крутиковой-Абрамовой. СПб.: Нева, 1995. С. 37). Детское творчество постоянно подтверждает нам: стремление к духовному и жажда духовного в сегодняшних детях огромны.

Т. С. Грядкина

Организация самостоятельной деятельности студентов при изучении дисциплины

«Теория и технологии физического воспитания детей»

(по направлению «Педагогическое образование», профили

«дошкольное образование», «начальное образование»)

Высшее педагогическое образование, ориентируясь на подготовку бакалавра, несет ответственность перед обучающимися за то, насколько успешно оно сможет подготовить их к жизни, к профессиональной деятельности.

Анализ компетентностей выпускника в соответствии со стандартом третьего поколения как совокупного ожидаемого результата образования по завершении освоения ООП ВПО позволяет выделить те из них, которые могут формироваться у студентов при освоении курса «Теории и технологии физического развития детей». К ним могут быть отнесены общепрофессиональные компетенции: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. В области педагогической деятельности - способность реализовывать комплексные и парциальные образовательные программы в дошкольных образовательных учреждениях различных видов и начальной школе, применять современные методы диагностирования достижений воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста; использовать воз-

35

можности образовательной среды, в том числе информационной, организовывать взаимодействие с детьми раннего, дошкольного, младшего школьного возраста; готовность применять современные методики и технологии в образовательных учреждениях, включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества педагогического процесса; обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в педагогическом процессе.

В связи с этим по мере освоения студентами учебной дисциплины необходимо решить следующие основные задачи: 1) сформировать базовую систему научных знаний в области теории и технологий физического развития детей, целостного подхода к физическому воспитанию как педагогической системе, обеспечивающей полноценное развитие и воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста; 2) развивать умение видеть особенности каждого ребенка в образовательном процессе, направленном на укрепление его здоровья, освоение разнообразных видов физических упражнений; 3) сформировать готовность к установлению взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами дошкольного образовательного учреждения и младшей школы с целью успешной реализации современных образовательных программ, подходов, методик в области физического развития детей; 4) содействовать развитию готовности создавать и использовать образовательную среду в целях реализации эффективных современных технологий физического развития детей; 5) сформировать умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области физического развития детей раннего, дошкольного, младшего школьного возраста.

Важнейшей формой овладения профессиональной компетентностью является самостоятельная работа студентов. Она организуется в форме выполнения практических заданий по решению профессиональных педагогических задач и разработки проектов в разнообразных контекстах физического развития детей.

Наряду с внеаудиторной самостоятельная работа может проводиться и в аудиторных условиях, в компьютерном классе, где решение педагогических задач организуется через моделирование образовательных и педагогических ситуаций, близких к реальным, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, их психомоторным развитием.

Типовые задания для самостоятельной работы формулируются по направлениям профессионально-педагогической деятельности с учетом интересов студентов, традиций научно-педагогических школ. По мере овладения учебной дисциплиной студенты получают возможность поупражняться в выполнении следующих заданий: анализ

36

образовательных ситуаций и педагогических проблем, возникающих в процессе реализации различных технологий физического развития детей; анализ педагогического опыта, обеспечивающего успешное овладение дошкольниками и младшими школьниками различных видов физических упражнений; разработка программы педагогической диагностики физической подготовленности детей; прогноз последствий принятия различных педагогических решений в области обогащения двигательного опыта ребенка, повышения уровня физической подготовленности; проектирование этапов педагогической деятельности, анализ и проектирование образовательных, оздоровительных программ в области физического воспитания дошкольников и младших школьников; конструирование различных форм сотрудничества и взаимодействия с детьми разного возраста на отдельных этапах обучения двигательным действиям в разных формах работы по физическому воспитанию; построение многообразных отношений с людьми ближнего окружения (межличностных, деловых, профессиональных), с социокультурной средой, профессиональными сообществами для успешного решения задач физического развития детей; освоение различных профессиональнопедагогических ролей, необходимых для решения оздоровительных, воспитательных и образовательных задач в области физического воспитания детей.

Особым видом самостоятельной работы студентов является разработка и защита педагогического проекта. Проблема, лежащая в основе проекта, выбирается индивидуально каждым студентом или подгруппой, исходя из научных и профессиональных интересов, а также уровня владения исследовательскими педагогическими умениями. Примерными темами проектов могут быть следующие: «Интеграция образовательной области "Физическое развитие" с другими образовательными областями», «Современные инновационные технологии использования общеразвивающих упражнений», «Преемственность в физическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Формирование универсальных учебных действий в процессе физического воспитания школьников», «Развитие интереса у детей к физической культуре», «Развитие познавательной активности в процессе физического воспитания детей», «Физические упражнения как средство развития детского творчества», «Конструирование содержания образования на разных этапах обучения детей сложным двигательным действиям», «Здоровьесберегающие технологии физического развития детей в современном ДОУ», «Индивидуализация и дифференциация в физическом воспитании детей», «Технологическое обеспечение образовательного процесса, направленного на развитие двигательных качеств и формирование двигательных навыков в разных возраст-

37

ных группах дошкольной образовательной организации», «Суъект-субъектное взаимодействие педагога и ребенка при освоении различных физических упражнений», «Взаимосвязь детского сада, школы и семьи в вопросах физического развития детей», «Воспитание социально значимых личностных качеств личности ребенка в процессе освоения физических упражнений», «Профессиональная карьера педагога в области физического развития детей», «Специалист XXI века в области физического воспитания детей» «Особенности освоения физических упражнений мальчиками и девочками», «Наукоемкие технологии в физическом воспитании дошкольников (младших школьников), «Спортизация физического воспитания детей», «Использование современных компьютерных технологий в физическом воспитании детей», «Трехступенчатая модель интеграции в физическом воспитании детей», «Интеграция в начальной школе учебных предметов "Окружающий мир" и "Физическая культура"», «Своеобразие формирования УУД у учащихся начальной школы на уроках физической культуры».

Наряду с вышеперечисленными повышают активность студентов в самостоятельной работе такие инновационные технологии, как реализация консультационной модели; модели корреспонденции (переписки) и модели кейс-технологии.

Четкой организации самостоятельной работы студентов помогает использование технологических карт по предмету, в которых представлен график прохождения отдельных тем, формы и сроки отчетности и возможное количество засчитываемых баллов за разное качество выполнения работы.

Наш педагогический опыт показывает, что применение вышеперечисленных вариантов организации самостоятельной деятельности студентов не только содействует лучшему освоению учебного материала, но и повышению интереса к научно-исследовательской деятельности.

Т. В. Закутняя

Место социокультурной компетентности в условиях современного образования

Любые изменения в образовательной политике строятся на основе определения новых целей, предвосхищающих завтрашний день. Принцип «образование через всю жизнь, а не образование на всю жизнь» отражен в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором обучение определяется как целенаправленный процесс по овладению не только умениями и навыками, приобретению опы-

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.