ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
УДК 37.037.1
М. П. МУХИНА
Институт развития образования Омской области, г. Омск
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Содержание педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается как комплексная интергативная система, включающая управление видами подготовки и контроль за развитием и моторным потенциалом детей. На основании проведенных исследований установлена эффективность использования сопряженной подготовки, что позволяет к концу учебного года большинству детей достигать перспективно-прогностических целей образовательной подготовки.
Система физического воспитания, сложившаяся в образовательных учреждениях, недостаточно эффективна и нуждается в модернизации (О. С. Филиппова, 2002; Л. И. Лубышева, 2006).
Необходимость разработки технологии обусловлена сложившейся проблемной ситуацией, для которой характерно:
• отсутствие единого четко регламентированного процесса обучения в дошкольном физическом воспитании и начальном физкультурном образовании в школе;
• распределение учебного материала, не отвечающее моментам гетерохронности развития двигательных навыков детей и физических качеств, формирования функционально-двигательных способностей, их психических свойств и качеств, исследовательского поведения;
• слабый учет сопряженности развития качеств, способностей и навыков, текущей и итоговой коррекция уровней двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей на основе структуры учебного года; формирования интереса к занятиям физической культурой, повышения двигательной активности детей; развития их умственных способностей и исследовательского поведения.
Педагогическая технология физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой комплексную интегративную систему, включающую управление видами подготовки и контроль за развитием и подготовленностью детей, которые упорядочены регламентирующими операциями, направленными на достижение перспективно-прогностических целей образовательной подготовки.
Содержание педагогической технологии физического воспитания составляют два блока: блок управления, состоящий из пяти видов подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, психологическая и исследовательская и блок контроля, включающий оперативный, промежуточный и итоговый контроль (педагогические контрольные испытания, физическое развитие, состояние здоровья).
Моделирование, планирование, программирование и педагогическое проектирование процессов интегральной подготовки и контроля осуществляется от конца учебного года (перспективно-прогностической модели) к его началу (исходному состоянию ребенка), как принято в целевом комплексном подходе (Ю. А. Ипполитов, 1988; Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин, 1995).
В основе данной комплексной интегративной системы лежит комплексное концентрированное физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет характеризовать ее как развивающуюся систему, поскольку ее прогрессивное развитие связано с усложнением, а именно, с интенсивным структурированием, интеграцией и дифференциацией ее элементов в процессе достижения требуемого результата.
Комплексное концентрированное обучение основным движениям состоит в использовании недельных микроциклов (в дошкольном физическом воспитании — три физкультурных занятия; в физическом воспитании младших школьников — четыре урока физической культуры), направленных на обучение определенным видам основных движений [1]. На первом физкультурном занятии (уроке) микроцикла создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором — идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, на третьем (и четвертом) — продолжается его совершенствование, создаются представления или изучение другого основного движения. Последовательность распределения учебного материала и сочетания микроциклов дошкольного и начального физического воспитания имеют некоторые различия, что обусловлено спецификой распределения учебного материала в школе (табл. 1).
Исследовательская подготовка направлена на формирование исследовательского поведения в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (по А. И. Савенкову), где главным двигателем является поисковая активность, а основными функциями — развития и саморазвития личности [2, 3]. В основе исследовательской подготов-
М и край ИК.ЛЫ До пі колі, н скй фи ли чсї: кобі нас гшла н и с: И а ч длинна фи ли чевс коя пості ила н №
] а к роба ти чсї: к. и с; упражнсзы и я роз ионидипгти £ж:т и прыжкоп
П рал 1-с ни а и се ти п рыж ко п и |міиіоікї:и.ч роз 1 ЮІШДІ ЕХ:ТИ МСТІН НИИ
т раз н=і вид наг ти мспыиии а кробати час кис; уп раж і-ейі-і и я
IV рал щ ііиднссти дела и № и ра ш іоіілїги я роз ион. ид 1-сети лаланим и рашюпссим
V контролі, л а витлшнюм дсйтіл-іи ас паяны ы х сгі-сншх дг.нжсі і и и или их соіш> іияі-стшшіаниа; сэцанкд у рання физической и с г к и иал!«мо-дии гатейли-юй подго-ТПйЛПНЯПСГГИ
ПгрСПЇЕТНЕНС-
ПрО-ГНОСТНЧЕЕКІТ
цодепь
ФР_
-ДН
(гаді} ФП ГІДП
ДП
(ьди-) ЇДО
Ш
г-І ДП
№1
ФП
(оте.-ртсг. ОФК)
ФДП
гЬ' —-
^ (МУ>
ФП
(ННППЕЕЕ 04К)
“ТІ І
ФДП
<*ДС>
ФР
ПЕИ
£
ФП ФДП
аж
Рис. 1 Тсхвалої ГНИ
дп, с>п, а>дп—дв
Ш1У — баювыг - фиішжк качптва; воі ФДС *Т"«ЧР°
■ цточка уіріЕісті у ^*5 во-воспитатель ним процгниэм: ^■ОЕтролшыскнЕпанп ФР—фиачахосршвпщ
— 1---------‘ІТ----1-------^--"—------ПОДГОТОВЛЕННОСТИ;
■ ир П ^ ■ IТ ]Ч1ЩТу| 1 ж тиитг ОСТ ПГП ГМ ПІ ІГ у| и ■ гит
ОФК — ю ш^ш скилбиы! ФК, аш -оігг. ФК — ашхпглыю-аплзпцагФК', |-Аватсльвыгс.поа)бво€.тг,ДУ—до пол в цел ьв ыг у ■ ри нпі
ки детей лежит методика развития исследовательских способностей средствами физической культуры, состоящая в свою очередь из нескольких методик, направленных на развитие умений: видеть проблемы и классифицировать их; наблюдать и вести эксперимент, а также на развитие конвергентного и дивергентного мышления.
Психологическая подготовка осуществляется пе-дагогами-психологами образовательных учреждений в соответствии с Программами обучения и воспитания, с акцентом на снижение тревожности средствами физической культуры по методике Кисловой О. В. [4].
Процесс управления учебно-воспитательным процессом физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста представляет собой некую технологическую цепочку с последовательным достижением цели на каждом этапе подготовки (рис. 1). На первом этапе (I) создаются условия для оптимальной избыточности двигательных действий за счет освоения детьми базовых и профилирующих упражнений, сопутствующих им физических качеств и устойчивых функционально-двигательных способностей. Целью второго этапа (II) подготовки является создание условий для опережающего развития комплекса основных физических качеств, совершенствование устойчивых и неустойчивых функциональнодвигательных способностей, оптимального развития объемных двигательных действий учебного материала. На третьем этапе (III) создаются условия для опережающего овладения новыми двигательными действиями и оптимизации развития физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Использование педагогической технологии физического воспитания (2004 — 2008 гг.) на базе образовательных учреждений г. Омска («Детский сад № 375 комбинированного вида», «Детский сад № 344», НШДС № 7 и 214) позволяет к концу каждого учебного года достигать и превышать нормативные уровни двигательной (табл. 2), физической (табл. 3) и функционально-двигательной (табл. 4) подготовленности более 70 % детей дошкольного и младшего школьного возраста. Всего в эксперименте приняли участие 1430 детей дошкольного и младшего школьного возраста, из них в экспериментальные группы входили 778 дошкольников и 331 младший школьник, в контрольные — 245 дошкольников и 76 младших школьников. Анализ двигательной, физической и функциональной подготовленности проводился по методикам А. И. Кравчука (1998) и В. И. Ляха, Л. Б. Кофмана, Г. Б. Мексона (1996), включал 21 тест на определение уровня сфор-мированности: жизненно важных двигательных навыков, комплекса основных физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Так, по окончании учебного года возрастные нормативы развития основных движений должны иметь (А. И. Кравчук, 1998): в младших группах 56-100 % детей (возможно снижение качества освоения ходьбы, бега, равновесия и прыжков); в средних группах — 44—100 % (возможно снижение качества освоения равновесия, лазания, прыжков и метания); в старших и подготовительных группах — 44 — 89 % детей (возможно снижение качества освоения равновесия).
К концу учебного года в экспериментальных детских группах нормативные показатели имели: в младших
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
Тлблвф 2.
Г руп па Год Кол-ва деггай ДР АН К Б Р А П М
Младшая 2005 п._ -17 п*..-22 Й7 Й2 Д2 Й2 Д5 ЙП, Л2 94 й2 й2 Й5 АП, 72 й2 77 76
□1 Й2 Й2 73 й2 Д2 64 77
2006 п._-31 и*..-22 74 74 Й1 77 да й4 аз 90 70 61 й7 94 70 71 ЙО 94
73 Я6 95 73 й2 77 Ей Й2
2007 п.,^-42 и*.."40 7й 76 7й аз 94 90 91 90 Д6 Й6 90 ЙП. 74 71 91 90
7Й 73 95 АД А5 94 7й 93
С ред пн и 2005 п_-2Л 0Е 9й до Дй СИ 100 й7 100 ДО Я6 02 9й ВО 64 й7 Ой
ДО 91 97 77 74 ДО 50 ЙО
2006 п._-2Л п*,-20 РА Яй Й2 71 СП 95 Й1 й2 Й1 71 А5 Д6 й2 79 СИ 95
эо Й6 100 79 90 Д6 ЙЗ 100
2007 п._ - 50 ДО ДА 90 94 Ш 9Й 94 СЕ 9й 95 9Б 95 Й2 Й4 9й СИ
эо Й4 100 97 100 97 Д1 97
Старшая 2005 п._ - ДВ п -.1.4 Л"'- □0 ос ЙЗ Я6 Ш Д6 90 СЕ саз Й6 90 94 ДО 97 саз ЕЕ
А4 79 97 РА 100 й5 61 94
2006 п._ - 21 СИ 100 94 95 СИ 95 94 95 до 71 100 100 70 71 100 100
07 94 100 94 й4 100 70 100
2007 п._ - 40 "*,-■36 37 СИ 93 ОД 100 100 96 95 т 90 97 СИ РА ЙЗ 97 СИ
100 94 100 97 94 100 94 97
Падгтгшии- талинаи 2005 п._-31 п^.-45 90 100 100 100 100 100 100 100 96 100 91 90 7й 77 90 100
СИ 100 100 100 сэа 91 7й СИ
2006 пш>а_ —25 п*-.-2Л 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 9й 100 й7 А0 100 100
100 100 100 100 100 9й 93 100
2007 п._-2Л "„..-*17 100 100 100 100 100 100 100 100 96 95 99 100 й5 93 100 100
100 100 100 100 95 95 Й1 100
Примечаний-:. ДР и ДН — дпижсния рукам км из га и и, К — хадиба.Еэ — бегг, Р — ра инашхие, Л — лазание, П — прыжки.М — метание. Над чартай — мальмики, под чартай — дамочки:
группах 74 — 94 % детей; в средних группах — 82-98 %; в старших группах — 88 — 100 % и в подготовительных — 85—100 % детей (отмеченное выше ухудшение качества освоения движений не отмечалось). В экспериментальных классах с выполнением контрольных упражнений справлялись все дети, за исключением движений руками (2005 г.: 2-е, 3-и и 4-е классы), движений ногами (2005 г.: 1-е, 2-е, 3-и классы; 2006 г.: 2-е классы), равновесия (2005 г. — 4-е классы), прыжков (2005 г.: 1-е, 2-е классы; 2006 г.: 2-е, 3-и классы) и метания (2005 г. — 3-и классы). Качество выполнения контрольных упражнений всеми детьми составляло от 2,0 до 3,0 баллов.
Таким образом, использование педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, в основе которой комплексное концентрированное обучение основным движениям позволяет преодолевать трудности в освоении отдельных движений в каждом возрасте. Это объясняется тем, что в течение учебного года для детей создаются благоприятные условия для овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками. Достоверное улучшение качества освоения основных движений отмечалось во всех детских группах (р0<0,01, р0<0,001).
Анализ физической подготовленности дошкольников показал, что к концу учебного года ими достигался и превышался возрастной норматив развития в
пяти — шести физических качествах из семи: в младшей группе — 71 — 90 % детей; в средней — 88—100%; в старшей — 91 — 100% и в подготовительной группе — 83—100 % детей (табл. 3). Так, в младших группах к концу года возрастной нормативный уровень физической подготовленности был отмечен у 71 — 90% детей. При этом возрастные нормативы развития были показаны детьми во всех качествах, за исключением статической силы. В средних группах к концу года возрастные нормативы были отмечены у 89— 100 % дошкольников. Интенсивное совершенствование имело место как в относительно отстающем качестве — динамической силе (91 %), так и в относительно ведущем — ловкости (89 %). В старших группах более 90 % детей к концу учебного года достигли и превысили возрастной уровень физической подготовленности во всех физических качествах, в подготовительных — 83—100 % детей, при этом у 99—100% из них он отмечался в пяти физических качествах (ловкость, выносливость, быстрота, скоростная и динамическая сила).
Анализ физической подготовленности младших школьников показал, что к концу учебного года 78 — 100 % из них достигали и превышали возрастные нормативы: во втором классе — все дети; в третьем и четвертом классах — 78—100 % младших школьников (табл. 3).
Следует отметить, что в третьих классах все дети сохранили высокие показатели в динамической силе
Г руппа/ класс Год Кол-во дети Ак НУ 060 СтС / СВ Е СкС Ас Г
Младшая 2005 п._- 17 77 04 72 Д2 72 76 Д2 71 77 Д2 77 Д2 Д2 04
65 70 70 Я6 70 70 76
2(306 п._ - 3 1 Д 1. 71 70 65 70 62 70 71 Д 1 Д 1 ДЗ 00 06 04
05 77 Д2 01 Д2 73 100
2007 п.^ - 42 Ъ--40 00 83 00 00 71 72 71 72 Д 4 ДД оо ДД Д5 Д6
О 3 00 70 70 ДО 03 Д5
Судиям 2005 п>м.-2Д 75 71 02 Д6 Д7 Д6 Д7 03 до 70 04 до Д 4 70
77 04 ДО ДО дз 07 Д6
2006 - 2Д -и 70 Д6 ДД Д6 74 75 70 71 75 75 ДД Д6 75 71
72 03 72 70 76 00 70
2007 п1Ы>-50 ДО 02 100 100 01 02 ДД □0 03 04 0 1 06 ДД Д 4
Д4 100 □0 Д4 00 07 04
Старшин 2005 п.^-36 66 70 00 Д6 77 7Д 76 7Д Д 4 Д6 100 100 до 75
£52 04 76 74 70 100 Д5
2006 п._ - 2 1 гг -32 ДО 76 ДІ 00 72 71 ДО 05 76 Д6 100 100 до 71
ДІ 7Д 72 ДД 75 100 Д 4
2007 п._ - 40 г^.-Зб □2 03 100 100 01. Я 5 06 03 03 05 100 100 02 00
02 100 07 07 02 100 07
П сэд їх попита л ыная 2005 п._ - .11 Д 4 04 02 00 57 61 03 07 02 07 100 100 Д2 74
ДО 03 5 3 01 ДО 100 Д7
2006 пВВ1_ — 25 ^-.-2Я 06 100 100 100 100 ИИ 100 100 100 ІШ 100 100 Д5 76
03 100 ИИ 100 ІШ 100 03
2007 п__-2Д 100 100 100 100 ё 3 Д2 100 100 00 ІШ 100 100 ДД Д6
100 100 ДЗ 100 ОД 100 ДО
І 2005 п^— 10 100 100 100 100 100 ИП 100 100 100 ІШ 100 100 оо 100
100 100 І.Ш 100 І.Ш 100 50
2006 п. —■ 11 00 Д2 100 100 100 ип 05 01 05 0 1 100 100 Д 4 Д2
100 100 ни 100 ИП 100 ДД
2 2005 п,_-25 п^.-ІД 07 06 100 100 100 ип 07 05 07 06 100 100 Д5 Д 1
100 100 ип 100 ІШ 100 06
2006 п,_ - 25 ДО ДД 04 02 100 ип Д6 Д4 04 02 100 100 100 100
00 00 ип □0 ІШ 100 100
2007 п._ -7 п*.“в 100 100 100 100 100 ип 100 100 100 ІШ 100 100 100 100
100 100 100 100 ИП 100 100
3 2005 п^-21 100 100 04 100 100 ип 03 100 100 ІШ 100 100 03 05
100 01 ип Я6 ІШ 100 04
2006 п^“ 21 |А Д6 ДІ 100 100 100 ип Д 3 ае5 Д6 Д 1 100 100 0 1 Д6
03 100 ип 70 03 100 100
2007 п^—20 04 00 01 05 04 05 04 100 04 00 100 100 70 70
100 Д5 02 Д5 ІШ 100 02
4 2005 п^— 13 ^-"23 04 00 07 100 100 ип 00 □0 100 ІШ 100 100 67 50
05 05 ип 00 ІШ 100 Д5
2006 п^— 17 "«м."15 ДД Д2 100 100 100 ип 72 71 ДД 76 100 100 07 100
100 100 ип 70 ІШ 100 03
2007 п-и.- 1Д ^-."и 04 до 07 100 100 ип Д 4 аз 100 ІШ 100 100 ДО 7Д
100 03 ип 03 ІШ 100 Дм
П ри ыв чан ип. Ак — лгаикссти, В — шлсглнпссп., 060 — общая і&мі ко и ікж:пч СтС — стагкчнс кая с ила, СВ — силона я іил-іосли іюсггі-, Б — бистрота, С к: С — скоростная с иле, ДС — ди нам и чес ка я с ила, Г — гибкости
(100 %), а также все девочки в ловкости и скоростной силе и мальчики — в быстроте. Более 90 % детей третьих классов имели возрастной уровень развития в силовой выносливости (94 %), а также мальчики — в ловкости, скоростной силе (по 90%), общей выносливости (95 %) и девочки — в гибкости (92 %). В четвер-
том классе отмечалось сохранение нормативного уровня в скоростной, динамической силе и силовой выносливости (по 100 %), в остальных качествах он отмечался у более 80 % детей. Произошедшие к концу учебного года изменения физических качеств были достоверными ^<0,01 и p0<0,001).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (66) 2008
Групрн Гад ДСН дпп ОС КС ЗД
2005 — — — 00 04 72 76 72 76
— — — Дб ей Ей
Младма н 2006 - - — 04 100 70 71 70 71
- - — АГ> 70 70
2007 100 100 аз Ш — ЕЕ Ой АП, Д2 дд
100 75 — □0 00 73
2005 07 100 60 ЗЭ 05 Ой 100 100 73 75 Дб 75
04 71 04 100 71 04
С родинн 2006 100 100 100 100 71 70 100 100 71 70 00 Дб
100 100 72 100 72 03
2007 100 100 А4 Я2 А5 А4 100 100 А5 А4 04 00
100 Л? Д7 100 00 100
2005 С1Д 100 60 67 70 72 ЕЭб 07 ДО АЗ Дб
04 31 йй 04 70 01
Старшая 2006 72 71 75 71 70 Д1 ЕЙ 100 70 71 70 76
72 7А 72 07 А4 ДА
2007 100 100 91 ЕЕ ЕЗА 100 05 100 100 100
100 Ш 100 07 ДО 100
2005 ад 7А аъ Ж 75 71 ЕЕ 00 70 Д1 Д7 Д7
Ой 62 7й Ой 7Д А7
П(5Л1\ГИ>1ЬИ- 2006 Д5 лп. Д.1 ЯО 04 Эй ЕЙ 06 АП, А4 Д7 06
ТВКЬМВЯ А2 Яб 03 100 А2 Д2
2007 06 Ж 100 100 100 100 Ой ДО 07 03
06 ЕВ 100 Ой ЕЙ 100
2005 100 100 ю 40 — — ДО до ДО ДО
100 40 — — до ЙО
2006 100 100 100 100 — - 100 100 100 100
100 100 — - 100 100
2005 ад А5 56 -Ы — — ш 06 77 ЕЕ
100 33 — - 7Д Эб
2006 74 72 77 76 — - 100 100 05 01
90 ЯО — - 100 100
2007 100 100 100 100 — - ЕЕ 100 100 100
100 100 — — АЗ, 100
2005 04 100 67 33 — — 74 76 100 100
ЕЕ — — 71 100
2006 04 ап ДО 71 — — 100 100 100 100
100 100 — — 100 100
2007 100 100 100 100 — - 07 100 07 100
100 100 — - 02 т
2005 100 100 67 ЗП, — — 100 100 100 100
100 Яб — — 100 100
2006 7Д Д2 А1 Л2 — — 100 100 100 100
73 ЕВ — — 100 100
2007 А4 АЗ □1 ЯО — — 100 100 100 100
Дб ЕВ — — 100 100
Пр имоча ии«а. Д С! Н и ДПП — диффзрян ц иранка с иле пн л х и прсхгтраыстшгы пи х ги ра метран, О С — ар исйнтоп и он пис: с гоенбне КС — каэ рдн ш I.) ю нн ые с га: об шги, ЗД — задержка дыхания (на ндрхя / пидохо)
Таким образом, использование педагогической технологии физического воспитания в процессе физического воспитания дошкольников и младших школьников позволяет не только преодолевать стабилизацию и снижение уровня развития физических качеств, обусловленные возрастными особенностями
развития (по А. И. Кравчуку, 1998), но и существенно превышать возрастные нормативы их развития, а также создает благоприятные средовые условия для развития и совершенствования, как относительно отстающих физических качеств (выносливость, статическая и динамическая сила), так и относительно веду-
щих (быстрота, скоростная сила, ловкость и гибкость).
Анализ уровня развития функционально-двигательных способностей дошкольников экспериментальных групп показал, что к концу учебного года возрастные нормативы отмечались у более 80 % из них (табл. 4). Если в первый год эксперимента довольно низкие показатели в дифференцировке пространственных параметров (40 — 67 %) отмечались у всех младших школьников, то к концу второго года эксперимента совершенствование указанной выше способности наблюдалось у 77— 100 % из них, а к концу третьего года — у 84— 100 % детей.
Несмотря на то, что в данном возрасте указанные способности развиваются умеренно и замедленно (по А. И. Кравчуку, 1998) дошкольники экспериментальных групп к концу учебного года не только достигали возрастного уровня их развития, но и значительно превышали его (более 80 %). При этом было отмечено достоверное изменение показателей, как правило, при р0<0,001, за исключением дифференцировки силовых напряжений в старших и подготовительных группах.
Анализ функционально-двигательной подготовленности младших школьников показал, что к концу второго и третьего учебного года, благодаря внесенным коррективам в содержание микроциклов, более 70 % из них достигали возрастного уровня развития функционально-двигательных способностей (табл. 4). Были преодолены затруднения в формировании дифференцировки пространственных параметров, отмеченные у всех младших школьников в 2005 г.
На основании выше изложенного можно заключить, что комплексная интегративная система физического воспитания, заключающаяся в сопряженном развитии двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных способностей в структуре учебного года, с учетом гетерохронности их развития, позволяет реализовывать перспективнопрогностическую модель дошкольников и младших школьников в каждом возрасте. В течение лета осуществляется поддержание индивидуального уровня двигательной, физической и функционально-двига-
тельной подготовленности либо в условиях образовательного учреждения, либо самостоятельно.
Практические рекомендации
1. В дошкольных и начальных образовательных учреждениях следует осуществлять педагогическую технологию физического воспитания, включающую управление видами подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, психологическая, исследовательская) и контроль за развитием и подготовленностью детей.
2. В каждом микроцикле осваиваются одно или два основных движения. Длительность микроцикла в физическом воспитании дошкольников составляет одну неделю (3 физкультурных занятия), младших школьников — две недели (4 урока физической культуры).
3. Содержание микроциклов в структуре учебного года определяется после проведения педагогических контрольных испытаний в начале и середине учебного года.
Библиографический список
1. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И.Кравчук // Омский научный вестник. — № 5 (39), 2006. — С. 244-249.
2. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников / А.И.Савенков. — СПб., 2004. — 272 с.: ил.
3. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И.Савенков. — Екатеринбург, 2004. — 272 с. (Серия «Психология детства: Практикум»).
4. Кислова, О.В. Психологические аспекты комплексного подхода к формированию здоровья дошкольников / О.В.Кисло-ва // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи. — Шуя, 2005. — С. 80 — 83.
МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессионального образования.
Статья поступила в редакцию 05.02.08 г.
© М. П. Мухина
Книжная полка
Нестеровский, Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности 033100 «Физическая культура» / Д. И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 335, [1] с.: рис. — (Высшее профессиональное образование). — Библиогр.: с. 334. — ISBN 978-5-7695-3826-1.
В учебном пособии излагаются общие закономерности процесса обучения навыкам игры в баскетбол, раскрывается технология обучения основам техники, тактики и игровой деятельности. Представленный материал содержит подробное описание всех технических приемов и тактических действий, комплексы дидактических средств и соответствующих организационно-методических указаний, перечень наиболее часто встречающихся ошибок.
Для студентов факультетов физической культуры педагогических вузов. Может быть полезно учителям школ и тренерам по баскетболу.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ