Ивакина, В.И. Ростоцкая. В.И. Озерова [и др.] // Актуальные вопросы военной медицины. - Алматы, 1994. - Ч. 1. - С. 72-75.
2. Мельников, А.В. Эндоскопический метод в лечении внутричерепных срединно-расположенных ликворных кист : дис. ... канд. мед. наук / Мельников А.В. -М., 2003. - 130 с.
3. Мухаметжанов, Х. Врожденные внутричерепные кисты у детей / Х. Муха-метжанов, Н.И. Ивакина. - Алматы : Гылым, 1995. - 86 с.
4. Физиология развития ребенка / [В.И. Козлов, Д. А. Фарбер, Н.В. Дубровин-ская и др.] ; под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М. : Педагогика, 1983. - 297 с. : ил.
5. Arachnoid cysts of the middle cranial fossa : A clinical and radiological study of 25 cases treated surgically / Е. Galassi, G. Piazza, H. Galst, P. Frank // Surgical Neurol. -1980. - V. 14, № 3. - P. 211 - 219.
6. Supratentorial extracerebral cysts of the middle cranial fossa. A report of 23 consecutive cases of so-called temporal lobe agenesis syndrome / U. Mayr, F. Aichner, G. Bauer, J. Mohsenipour // Neurochirurgia. - 1982. - V. 25, № 2. - P. 51 - 56.
О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК),
г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается содержание педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, использование которой позволяет в условиях дошкольных образовательных учреждений, начальной школы более 70% детей качественно осваивать жизненно важные двигательные действия, достигать и превышать возрастные нормативы физической и функционально-двигательной подготовленности.
Ключевые слова: педагогическая технология; двигательная физическая и функционально-двигательная подготовленность.
ABOUT CONTINUITY OF PHYSICAL EDUCATION BETWEEN PRESCHOOL CHILDREN AND JUNIOR SCHOOL CHILDREN AT THE CONDITIONS OF USE THE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
Margarita Petrovna Mukhina, The candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Siberian state university of physical culture and sports,
Omsk
Abstract
The content of pedagogical technology in physical education of preschool children and junior school children is examined in the article. The using of this technology allows to master vitally important motor actions at the conditions of preschool educational establishment, to achieve and to exceed age standards of physical and functional-motor preparation.
Keywords: pedagogical technology, motor physical and functional-motor preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Система физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться в строгом соответствии с состоянием здоровья, на основе учета уровня индивидуального физического развития и биологической зрелости (В.К.Бальсевич, 1988; А.И.Кравчук, 1998; В.К. Спирин, 2003 и др.), иметь преемственность между собой для исключения дублирования дошкольного учебного материала в начальной школе.
Проблемная ситуация, сложившаяся в настоящее время характеризуется следующими особенностями:
• отсутствие единого четко регламентированного процесса обучения в дошкольном и начальном школьном физическом воспитании;
• распределение учебного материала, не отвечающее моментам синхронности и гетерохронности развития двигательных навыков детей и физических качеств, формирования функционально-двигательных способностей, их психических свойств и качеств, исследовательского поведения;
• слабый учет сопряженности развития качеств, способностей и навыков; текущей и итоговой коррекции уровней двигательной, физической и функциональнодвигательной подготовленности детей на основе структуры учебного года; формирования интереса к занятиям физической культурой, повышения двигательной активности детей; развития их умственных способностей и исследовательского поведения.
Анализ научно-методической литературы показал, что программа физической культуры начальной школы в первом и во втором классах состоит, в основном, из учебного материала, используемого в дошкольном физическом воспитании. В третьем и четвертом классах учебный материал усложняется только в отдельных разделах программы. В традиционных программах распределение учебного материала осуществляется по четвертям, когда перерыв в изучении и совершенствовании отдельных видов физических упражнений (акробатические упражнения, прыжки, метания, равновесия и т.д.) имеет продолжительное время и составляет от одного до шести месяцев.
В условиях модернизации образования освоение педагогом-практиком (инструктор физической культуры, педагог дополнительного образования, учитель начальной школы, тренер группы начальной подготовки) частных инновационных методик в области физического воспитания дошкольников и младших школьников, носящих, как правило, узконаправленный характер, не позволит решить проблем слабой эффективности физкультурных занятий (уроков). Необходимо освоение технологии физического воспитания детей, в основе которой «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели» [6].
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Основу педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализуемой в течение пяти лет (2004-2008) в условиях работы городской экспериментальной площадки по теме «Технология физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (научный руководитель - к.п.н., доцент М.П.Мухина, научный консультант -
д.п.н., профессор А.И.Кравчук) составляет комплексная интегративная система, состоящая из двух блоков: управления и контроля. Блок управления включает пять видов подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, психологическая и исследовательская). Блок контроля представлен оперативным, промежуточным и итоговым контролем за развитием и подготовленностью детей. Оба блока упорядочены регламентирующими операциями и направлены на достижение перспективно-прогностических целей образовательной подготовки.
Моделирование, планирование, программирование и педагогическое проектирование процессов интегральной подготовки и контроля осуществлялось от конца учебного года (перспективно-прогностической модели) к его началу (исходному состоянию ребенка), как принято в целевом комплексном подходе [1, 2].
Содержание интегративной системы составляло комплексное концентрированное физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. В его основе использование микроциклов (в дошкольном физическом воспитании - одна неделя (три физкультурных занятия); в физическом воспитании младших школьников
- две недели (четыре урока физической культуры)), направленных на обучение определенным видам основных движений [4, 5].
При освоении акробатических упражнений программа занятий была преимущественно направлена на обучение вращательным, отталкивающим, статическим видам действий, необычным положениям частей тела и позам, положениям наклонно и вниз головой.
Изучение разновидностей прыжков и равновесия предусматривало обучение отталкивающим действиям ногами, статическому и динамическому равновесию. Сочетание в одном занятии прыжков и равновесия являлось вариативным. Сложному по технике выполнения прыжку в основной части занятия предшествовало выполнение равновесия в подготовительной части и наоборот, сложному по освоению равновесию предшествовало выполнение прыжков в соответствующих частях урока. При изучении прыжков и равновесий детям предлагались цветные зрительные ориентиры. Равновесия выполнялись в вариативных условиях с опорой о гимнастическую стенку, на узкой опоре, с различными предметами.
Обучение детей навыкам метания предусматривало совершенствование отталкивающих действий руками при выполнении бросков и ловли, когда необходимо быстрое сочетание движений ногами, руками и туловища. В организации занятий использовались фронтальный или групповой способы. При этом совершенствование бросковых действий осуществлялось в постоянно меняющихся условиях выполнения упражнений, с использованием различных предметов. При изучении метания, бросков и ловли применялись малые, средние, утяжеленные (до 500 гр.), с шипами (массажные) мячи, платочки и другие предметы, резиновые и пластмассовые, использовались горизонтальные, вертикальные различного цвета и размера цели.
При освоении разновидностей лазания и равновесия обучение направлено на изучение ловкостных, переместительных действий, преодоление высоты, на совершенствование статического и динамического равновесия. Сочетание в одном занятии лазания и равновесия являлось вариативным и зависело от сложности выполнения основных движений. Обучение разновидностям лазания проводилось в условиях наклонных и вертикальных лестниц, гимнастической стенки, веревочной лестницы «паутинка».
Пятый микроцикл, содержащий неполную неделю, предусматривал контроль качества освоенных основных движений или их совершенствования, оценку уровня двигательной, физической, функционально-двигательной, психической и исследовательской подготовленности. В этом микроцикле широко использовались подвижные игры, эстафеты, игровые задания и тесты, развлечения, контрольные упражнения и упражнения в форме активного отдыха по инициативе детей.
Сочетание видов основных движений в недельных микроциклах являлось стабильным и повторялось каждый месяц в дошкольном физическом воспитании и два месяца - в физическом воспитании младших школьников. Содержание каждого микроцикла в свою очередь было вариативным. Общей особенностью каждого микроцикла являлось то, что в конце подготовительной части занятия (урока) проводилась подвижная игра, которая включала в себя простые упражнения, изученные прежде, и являющиеся подводящими к основным движениям последующего микроцикла. Подвижная игра в основной части занятия была направлена на совершенствование основных движений предыдущего микроцикла.
Для эффективной организации проведения физкультурных занятий (уроков), создания творческой атмосферы, а также воспитания самостоятельности у дошкольников, использовались карточки с графическим изображением упражнений. Применение карточек возможно также и на этапе совершенствования выполнения движений в подвижных (спортивных) играх.
На первом физкультурном занятии (уроке) микроцикла создавалось представление об основном движении, оно изучалось или закреплялось. На втором - шло даль-
нейшее изучение или закрепление двигательного навыка, на третьем (и четвертом) -продолжалось его совершенствование, создавались представления или изучалось другое основное движение. Последовательность распределения учебного материала и сочетания микроциклов дошкольного и начального физического воспитания имело некоторые различия, что обусловлено спецификой распределения учебного материала в школе.
Исследовательская подготовка была направлена на формирование исследовательского поведения в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (по А.И. Савенкову), где главным двигателем являлась поисковая активность, а основными функциями - развитие и саморазвитие личности [7, 8].
Психологическая подготовка осуществлялась педагогами-психологами образовательных учреждений в соответствии с Программой обучения и воспитания, с акцентом на снижение тревожности средствами физической культуры по методике О.В.Кисловой [3].
Анализ эффективности педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста включал определение:
• состояния здоровья (группа здоровья, биологический возраст);
• физического развития (длина и масса тела, ручная динамометрия, экскурсия грудной клетки);
• уровня тревожности;
• двигательной (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, прыжки, метание);
• физической (выносливость, статическая и динамическая сила, гибкость, ловкость, быстрота, скоростная сила);
• функционально-двигательной подготовленности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности, задержка дыхания на вдохе и выдохе) по методикам А.И.Кравчука (1998) и В.И.Ляха, Л.Б.Кофмана, Г.Б.Мейксона (1996).
К результатам работы экспериментальной площадки следует отнести:
• увеличение на 3-12% количества детей дошкольного и младшего школьного возраста по медицинским показаниям отнесенным к первой группе здоровья;
• снижение уровня тревожности в детских группах на 19,6-24%;
• качественное освоение более 70% детей дошкольного и младшего школьного возраста двигательных действий;
• достижение и превышение 76-100% детей дошкольного и младшего школьного возраста возрастных нормативов развития физических качеств и функциональнодвигательных способностей.
Таким образом, комплексное научное и методическое обновление содержания образовательного процесса по физическому воспитанию в соответствии с требованиями современной жизни позволяет гарантированно достигать и превышать детям дошкольного и младшего школьного возраста возрастные нормативы двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности, а также совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального школьного образования в области физического воспитания и оздоровления детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 11. - С. 17-25.
2. Ипполитов, Ю.А. Обучение гимнастическим упражнениях на основе их моделирования / Ю.А. Ипполитов // Теория и практика физической культуры. - 1997. -№ 11. - С. 55-57.
3. Кислова, О.В. Психологические аспекты комплексного подхода к формированию здоровья дошкольников // Физкультурное образование детей и учащейся молодежи : международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой отечественной войне (12-14 сентября 2005 г. Щелоково). - Шуя, 2005.
- 216 с. - С. 80-83.
4. Мухина, М.П. Рабочая программа физической культуры для детей среднего и старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / М.П. Мухина. -Омск : Изд-во Сибирского гос. ун-та физ. культуры, 2004. - 120 с.
5. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П. Мухина, А.И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2006.
- № 5 (39). - С. 244-249.
6. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 527 с. : ил.
7. Савенков, А.И. Путь к одаренности : исследовательское поведение дошкольников / А.И. Савенков. - СПб. : Питер, 2004. - 272 с. : ил.
8. Савенков, А.И. Одаренный ребенок дома и в школе / А.И. Савенков. - Екатеринбург : У-Фактория, 2004. - 272 с. - (Серия «Психология детства : Практикум»).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ОПЫТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И МЕТОДИК ТРЕНИРОВКИ С
РАЗВИВАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА СТАРШИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Леонид Валерьевич Никулин, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В статье разработана и экспериментально обоснована программа физической подготовки с развивающей и оздоровительной направленностью, предназначенная для офицеров запаса старших возрастных групп, ведущих преподавательскую деятельность в военных вузах. Проведенный педагогический эксперимент показал высокую эффективность данной программы.
Ключевые слова: офицер запаса, старший возраст, физическая подготовка, оздоровительная направленность.
EXPERIMENTAL CHECK OF THE SKILLED PROGRAM ON PHYSICAL PREPARATION AND TECHNIQUES OF TRAINING WITH A DEVELOPING AND IMPROVING ORIENTATION OF RESERVE OFFICERS OF THE SENIOR AGE
GROUPS
Leonid Valerevich Nikulin, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract
In article the program of physical preparation with the developing and improving orientation, intended for reserve officers of the senior age groups leading teaching activity in military high schools is developed and experimentally proved. The lead pedagogical experiment has shown high efficiency of the given program.
Keywords: the reserve officer, advanced age, physical preparation, improving orientation.
Физическая подготовка офицеров-преподавателей старших возрастов как прикладной аспект физического воспитания, составная часть физической культуры, культуры и социальной сферы общества переживает те же трудности, что и все общество, высшая школа, в том числе высшая военная школа в условиях реформирования. Все вышеизложенное было положено в основу построения системы физической подготовки офицеров-преподавателей старших возрастов и находящихся в запасе.