УДК 37.037.1
М. П. МУХИНА Л. И. КРАВЧУК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Рассматривается вопрос дошкольного и начального школьного физического воспитания, состояние физического развития и моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста г.Омска, а также содержание комплексного концентрированного физического воспитания. На основании исследования влияния разработанной методики делаются практические рекомендации по повышению эффективности проведения занятий по физической культуре.
В настоящее время не может не вызывать тревоги состояние здоровья детей. По данным Н.Ф.Герасименко, Г.К.Зайцева, В.Н.Кузнецова (2000), лишь 10-15% детей России практически здоровы и не имеют отклонений в функционировании жизненно важных систем организма. Более 50-65% детей дошкольников имеют низкий уровень двигательной и физической подготовленности (В.Т.Кудрявцев, 2000; Б.Б.Егоров, 2000; Е.Ю.Смирнова, 2005; Г.Л.Диджи-ева, 2005 и др.).
Анализ состояния здоровья юных омичей (550 детей дошкольного и младшего школьного возраста), проведенный нами в течение двух лет (2003-2005) в рамках работы областной экспериментальной площадки с целью разработки технологии комплексного концентрированного физического воспитания на базе городских образовательных учреждений МДОУ №375, НШДС №7 и 214 (Омск), подтвердил отмеченную выше тенденцию, когда более 68% дошкольников и 72% младших школьников имели нарушения опорно-двигательного аппарата, плоскостопие и другие заболевания.
Оценка уровней физического развития дошкольников выявила отставание от возрастных нормативов (ОГМА, 2000), в ддине тела у 2-32% детей, и превышение массы тела - у 5-20%. Причем по обоим показателям положение усугубляется, и наибольшее отставание в физическом развитии отмечалось у детей среднего дошкольного возраста. Можно предположить, что в ближайшем будущем к группе риска по задержке физического развития может быть отнесено от 2 до 32% детей, а вероятность возникновения экзоген-но-конституционального ожирения может наблюдаться у 5-20% детей. Анализ данных выносливости дыхательной системы к недостатку кислорода (задержка дыхания на вдохе и выдохе), выявил наличие возрастного уровня развития лишь 0-28% дошкольников. Следует отметить, что наше исследование проводилось на образцовых образовательных площадках города, имеющих в своей структуре детские плавательные бассейны.
Исследование состояния моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста (267 детей) по методике А.И.Кравчука (1998) в условиях традиционного физического воспитания (ДОУ — Э. С. Вильчковский, 1971; Л.И.Пензулаева, 1983,1986; Л.Д.Глазырина, 1994, 1999 и др.; начальная школа — В.И.Лях, Л.Б.Кофман, Г.Б.Мексон, 1996; Н.И.Алексеев, В.З.Афанасьев, А.И.Бессудновидр.) было направлено на выявление уровней развития и соответствие возрастным нормативам основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Было выявлено, что на конец учебного года возрастные нормативы в двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности показывают от 0 до 83% дошкольников и от 6 до 100% младших школьников (табл. 1). В двигательной подготовленности отсутствовали возрастные нормативы у более половины всех дошкольников: в семи основных движениях (за исключением метания в младшей и бега в средней группах) - в младших и средних группах; в пяти движениях (движения ногами, равновесие, лазание, прыжки и метание) - в старших группах; и в четырех (движения ногами, лазание, прыжки и метание) - в подготовительных.
Полученные данные выявили неэффективность использования традиционной методики физического воспитания, поскольку она не позволяет большинству детей к концу учебного года качественно освоить жизненно важные двигательные умения и навыки. К причинам такого положения можно также отнести: перенасыщение одного физкультурного занятия несколькими видами основных движений (3-4); недостаточная дозировка упражнений и их повторяемость в течение месяца и года; отсутствие учета взаимовлияния одних движений на другие.
У младших школьников наибольшее затруднение вызывали движения руками в первом классе и прыжки — в третьем и четвертом классах (см. табл. 1). Это согласуется с данными А.И. Кравчука (1998) о том, что нормативный уровень двигательной подготовлен-
Показатели моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях традиционного физического воспитания (2003-2004 гг.), %
Детские1руппы Классы школь*
МП 3 я щ !■■= сч Средняя, п = 52 Старшая, п = 52 Подготовительная, п = 52 1 класс, п= 16 -1 К <о « С ' ..... т 4 класс, п=-20 Размах
ДР 11 40 58 67 19 63 83 95 11-95
АН 12 18 32 '10 100 69 83 100 12-100
X 19 45 60 70 81 100 100 100 19-100
ДП Б 17 61 58 65 81 ' 100 100 100 17-100
Р 31 28 16 56 ва 100 100 85 16-100
Л 14 14 21 20 74 69 74 95 14-95
П 0 2 2 23 68 75 44 35 0-75
М 83 14 14 33 81 100 100 100 14-100
Размах 0-83 2-61 2-60 20-70 19-100 63-100 44-100 35-100
Лк 62 30 25 27 56 56 96 100 25-100
В 42 43 55 41 100 100 100 90 41-100
СгС 0 25 12 9 25 0 9 15 0-25
ФП Бс 20 50 36 29 62 69 25 35 20-69
СкС 31 22 53 71 56 ,56 79 75 22-79
АС 57 70 83 80 93 100 100 90 57-100
Г 59 31 39 27 50 38 54 50 27-59
Размах 0-62 25-70 12-83 9-80 25-100 0-100 9-100 15-100
ДСН 0 3 15 17 88 63 24 65 0-88
ДПП 0 25 40 43 12 25 29 65 0-65
ФДП ОС 76 78 30 61 69 100 100 100 0-100
КС 0 14 14 28 81 100 100 100 0-100
ВД/С 12 6 И 2 25 17 29 17 33 0 0 17 63 56 44 27 0-63
Размах 0-76 3-78 14-40 17-61 12-88 0-100 24-100 27-100
Примечание. МП — моторный потенциал; ДП - двигательная подготовленность: ДР и ДН - движения руками и ногами, X — ходьба, Б - бег, Р - равновесие, Л — лазание, П — прыжки. М - метание; ФП - физическая подготовленность: Лк — ловкость. В - выносливость, СтС - статическая сила, Бс - быстрота, СкС - скоростная сила, ДС - динамическая сила, Г - гибкость; ФДП — функционально-двигательная подготовленность: ДСН и ДПП — дифференцировка силовых и пространственных параметров, ОС - ориентацмонные способности, КС — координационные способности, ВД/С — выносливость дыхательной системы (на вдохе / выдохе)
ности дошкольников в условиях традиционного физического воспитания достигается младшими школьниками в основном к окончанию начальной школы.
В физической подготовленности более половины детей не достигало возрастных нормативов: в четырех физических качествах (выносливость, статическая сила, быстрота и скоростная сила) - в младших группах; в пяти (ловкость, выносливость, статическая и скоростная сила, гибкость) - в средних; в четырех (ловкость, статическая сила, быстрота и гибкость) -в старших; и в пяти (ловкость, выносливость, статическая сила, быстрота и гибкость) - в подготовительных группах. Низкий уровень развития комплекса
основных физических качеств отражает существенные недостатки в распределении программного учебного материала в неделе, месяце и годе, а также слабую организацию самого занятия, построенного без учета целесообразности используемых в нем способов и методов проведения.
В младшем школьном возрасте более чем у половины всех детей отсутствовал возрастной уровень развития в статической силе, атакже в гибкости (второй класс) и быстроте (третий и четвертый классы).
Было выявлено, что традиционная методика физического воспитания не создает условий для развития комплекса основных физических качеств (за исклю-
чением выносливости и динамической силы), в результате чего с возрастом отмечается не только стабилизация развития, но и их регресс.
В функционально-двигательной подготовленности к концу учебного года возрастные нормативы отсутствовали у более половины всех дошкольников во всех способностях, за исключением ориентационной способности в младших, средних и подготовительных группах. Следует отметить, что качество овладения гимнастическими упражнениями имеет прямую зависимость от степени развития функциональных способностей. Чем выше уровень функциональных способностей, тем выше и уровень качества овладения упражнениями (А.И.Кравчук, 1998). Однако, несмотря на благоприятный (сенситивный) период развития функциональных способностей в данном возрасте, активное их развитие нами не было отмечено, что и не позволило большинству детей достигнуть и превысить возрастной уровень их развития.
В начальной школе низкий уровень развития выносливости дыхательной системы отмечался во всех классах, а также в дифференцировке пространственных параметров (с первого по третий классы) и в дифференцировке силовых напряжений - третьем классе. Можно заключить, что использование традиционной методики физического воспитания не позволяет большинству детей качественно осваивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
Таким образом, проблема повышения эффективности физкультурных занятий в дошкольном и младшем школьном возрасте путем изменения их содержания и комплексного использования оздоровительных средств и методов физической культуры на основе учета региональных особенностей, состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей, в настоящее время, является весьма актуальной.
Система физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста должна осуществляться в строгом соответствии с состоянием здоровья, учете уровня индивидуального физического развития, биологической зрелости, показателей моторного потенциала детей (В . К. Бальсевич, 1988; А. И. Кравчук, 1998; В.К.Спирин, 2003 и др.) и иметь преемственность между собой с исключением дублирования дошкольного учебного материала в начальной школе.
Анализ научной и методической литературы показал, что программа физической культуры начальной школы в первом и во втором классах состоит, в основном, из учебного материала, используемого в дошкольном физическом воспитании. В третьем и четвертом классах учебный материал усложняется только в отдельных разделах программы. В традиционных программах распределение учебного материала осуществляется по четвертям, когда перерыв в изучении и совершенствовании отдельных видов физических упражнений (акробатические упражнения, прыжки, метания, равновесия и т.д.) имеет продолжительное время и составляет от одного до шести месяцев.
Использование нами в течение семи лет в практике дошкольного физического воспитания комплексного концентрированного обучения позволяет 65100% детей достигнуть и превысить возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей (А.И.Кравчук, 1998, 2003; М.П.Мухина, 1998-2005).
Комплексное концентрированное обучение основным движениям состоит в использовании недельных микроциклов (три физкультурных занятия), на-
правленных на обучение определенным видам основных движений. На первом физкультурном занятии микроцикла создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором - идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование, создание представлений или изучение другого основного движения.
В первом микроцикле осваиваются акробатические упражнения, направленного на обучение вращательным, статическим видам действий, необычным положениям частей тела и позам, положениям наклонно и вниз головой.
Второй микроцикл посвящен освоению разновидностей прыжков и равновесия, т.е. обучению отталкивающим действиям ногами, статическому и динамическому равновесию. Сочетание в одном занятии прыжков и равновесия является вариативным. Сложному по технике выполнения прыжку в основной части занятия предшествует выполнение равновесия в подготовительной части и наоборот, сложному по освоению равновесию предшествует выполнение прыжков в соответствующих частях урока. При изучении прыжков и равновесий детям предлагаются цветные зрительные ориентиры. Равновесия выполняются с опорой о гимнастическую стенку, на узкой опоре, с различными предметами.
Третий микроцикл направлен на обучение детей навыкам метания, т.е. отталкивающим действиям руками, броскам и ловле, когда необходимо сочетать движения ногами, туловищем и руками. Обучение разновидностям метания рекомендуется проводить фронтальным или групповым способами, в постоянно меняющихся условиях выполнения упражнений, с использованием различных предметов. При изучении метания, бросков и ловли применяются малые, средние, утяжеленные (до 500 гр.), с шипами (массажные) мячи, платочки и другие предметы, резиновые и пластмассовые, используются горизонтальные, вертикальные различного цвета и размера цели.
В четвертом микроцикле используется сочетание разновидностей лазания и равновесия, т.е. обучение ловкостным, переместительным действиям, преодолению высоты, статическому и динамическому равновесию. Как и второй микроцикл, он вариативен и зависит от сложности выполнения основных движений. Обучение разновидностям лазания проводится в условиях наклонных и вертикальных лестниц, гимнастической стенки, веревочной лестницы «паутинка».
Пятый микроцикл, содержащий неполную неделю, направлен на контроль за выполнением детьми освоенных основных движений или на их совершенствование, оценку уровня физической и специально-двигательной подготовленности. В этом микроцикле широко используются подвижные игры, эстафеты, игровые задания, развлечения, упражнения в форме активного отдыха по инициативе детей.
Сочетание видов основных движений в недельных микроциклах является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждого микроцикла, в свою очередь, обладает вариативностью. Общей особенностью каждого микроцикла является то, что в конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, которая включает в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям последующего микроцикла. Подвижная играв основной части занятия направлена на совершенствование основных движений предыдущего микроцикла. Для эффектив-
Показатели моторного потенциала детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного физического воспитания (2004-2005 гг.), %
Детские группы Классы школы
МП 2 младшая Средняя -1 Старшая я О 'О И X з < 0) О н с 1 1 « и 2 класс т и с 1С1 3 П и и ГО й т Размах
ДР 87 92 85 97 100 83 87 93 83-100
ДН 80 89 80 100 91 94 87 100 80-100
X 90 98 85 100 100 100 100 100 85-100
ДП Б 90 87 84 100 100 . 100 100 100 84-100
Р 83 80 89 93 100 100 100 93 83100
Л 86 92 86 84 100 100 100 100 84-100
П 78 80 58 76 70 90 100 100 58-100
м 85 87 86 97 100 100 94 100 85-100
Размах 78-90 80-98 58-89 76-100 70-100 83-100 87-100 93-100
Лк 91 92 79 93 91 88 100 100 88-100
В 74 92 89 96 100 100 100 100 74-100
СтС 73 87 85 63 27 33 44 15 15-87
ФП Бс 82 84 62 89 46 94 75 93 46-94
СкС 81 84 ВЗ 98 100 ■ 97 100 100 81-100
АС 84 94 98 100 100 100 100 100 84 100
Г 87 84 80 84 90 85 93 67 67-90
Размах 73-91 84-92 62-98 63-100 27-100 33-100 44-100 15-100
ДСН 100 100 100 100 100 88 94 100 88 100
ДПП - 95 83 72 40 56 67 67 40-95
ФДП ОС - 87 84 76 90 100 100 100 76-100
КС - 95 94 100 100 100 100 100 94-100
ВД/С 90 ВО 89 89 93 85 87 90 88 93 93 90 85:93 87-93
Размах 90-100 80-100 83-100 72-100 40-100 56-100 67-100 67-100
Б (30 м) - - - 100 97 93 90 93-100
ФП Лк (340 м) - - - - 100 97 100 94 94-100
ОбВ - - - - 100 100 94 97 94-100
С - - - 100 100 100 100 100
Размах - - - 100 97-100 93-100 90-100
Примечание. См. табл. 1. ОбВ — общая выносливость, С — сила.
ной организации проведения физкультурных занятий, создания творческой атмосферы, а также воспитания самостоятельности у дошкольников, используются карточки с графическим изображением упражнений. Применение карточек возможно также и на этапе совершенствования выполнения движений в подвижных играх.
Поскольку традиционная методика физического воспитания в начальной школе не справляется с предъявляемыми к ней требованиями по достижению детьми качества освоения жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению возрастных нормативов развития физических качеств и функционально-двигательных способностей, мы
Интенсивность ГТР основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей при комплексном концентрированном физическом воспитании, у.е.
МП/ Группы Средняя Старшая Подготовительная 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
АР 2,9 3,2 0,6 0 0 -0,5 0,7
АН 2,6 2.В 1,5 0,1 0,1 -0,1 0,2
X 2,3 2,8 1,8 0 0,2 0,4 -0,4
дп Б 2,4 3,0 1,4 0,1 0,1 0,3 -0,4
Р 2,9 3,9 1,6 -1,3 1,3 -1,1 -0,4
Л 2,5 2,5 1,9 0,5 0,2 0 -0,5
п 1,9 2,9 1,8 -0,2 0,4 0,2 0.1
м 1,5 3,2 2,3 0,2 0,3 -0,3 -0,2
ФП Лк 1,9 1.9 1,7 0,9 0 1,8 -1,3
В 3,4 1,5 1,3 0,6 -0,3 0,7 -0,2
СтС 3,3 3,В 2,0 -2,4 0,9 0,4 -0,7
Бс 2,4 1,8 2,2 0,3 0,9 -0,8 0,1
СкС 2,0 1,5 0,9 0,3 0,5 1,4 0,4
дс 1,6 1.0 0,9 1,2 0,6 0,7 1,0
Г 1,2 0,8 1,6 1,2 0,4 1,3 0,5
ФДП ДСН - 4,2 2,1 2,2 -2,5 -0,9 0,9
дпп 2,9 4,1 -0,7 2,0 -0,8 -1,6
ОС 1,7 1,4 1,1 0,6 0.6 0,7 0,9
КС 2,1 1,7 1,1 1,1 0,3 0,2 0,5
ВД/С Ш 2,5 Ы 2,2 № 1,4 Ь5 0,7 М 0,5 су. 2,9 ш -3,3
ФП Б (30м) - - 0,2 1,0 1,2 1,6
Лк (З'Юм) - 2,2 0,5 0,4
ОбВ - 9,2 0,7 0,8 1,4
С - - 1,2 1.2 0,9 0,7
Примечание. См. табл. 1
предположили, что использование комплексного концентрированного физического воспитания позволит детям достигнуть и превысить возрастные нормативы развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Рациональное распределение программного материала в уроке, предполагающее определенную периодичность в использовании видов основных движений (базовых, профилирующих и объемных) позволит преодолеть периоды стабилизации в их освоении, а также повысить эффективность занятий. Однако более приемлемая длительность микроцикла в начальной школе - две недели, с повторением микроцикла в каждой четверти. Первый микроцикл направлен на освоение разновидностей бега и прыж-
ков; второй - метания; третий - акробатических упражнений; четвертый -лазания и равновесия. Сопутствующие основным движениям физические качества и функционально-двигательные способности формируются в соответствии с рекомендациями В.А.Гу-ляйкина, А.И.Кравчука (1985), Л.Т.Майоровой (1986), В.Л.Мустаева (1996), В.Г.Хромина (2002).
Использование комплексного концентрированного распределения программного материала в каждом микроцикле позволяет повысить уровень двигательной подготовленности у 78-100% дошкольников (за исключением прыжков в старшей группе) и 83-100% младшим школьникам (табл. 2). Возрастных нормативных уровней физической подготовленности во всех физических качествах к концу года достигли
62-100% дошкольников, причем 81-100% из них - в гибкости, скоростной и динамической силе.
В начальных классах 85-100% детей в шести физических качествах имели возрастные нормативы, за исключением статической силы, быстроты в первом классе и гибкости — в четвертом. Видимо, это связано с трудностями в их развитии с возрастом, а также недостатком их воспитания.
Развитие основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей в дошкольном и младшем школьном возрасте характеризуется гетерохронностью и синхронностью. Имеют место сенситивные периоды их развития, отличающиеся величиной годовых и максимальных темпов роста (В.А.Гуляйкин, А.И.Кравчук, 1986; А.И.Кравчук, 1998). В ходе настоящего исследования нами были определены годовые темпы роста (ГТР) основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. На основании полученных данных определялась интенсивность ГТР основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей в каждом возрасте (табл. 3).
Особенностями динамики двигательной подготовленности детей дошкольного возраста были высокие и умеренные ГТР во всех основных движениях за исключение движений руками в подготовительных группах. Это позволяет предположить о наличии влияния комплексного концентрированного обучения основным движениям на уровень развития жизненно важных двигательных умений и навыков, что выражается в продлении сенситивных периодов их развития. В младшем школьном возрасте в развитии основных движений отмечались замедленный рост и регресс, что можно связать с неблагоприятным периодом для их развития н данном возрасте (см. табл. 3).
Динамика физической подготовленности дошкольников свидетельствуют о наличии благоприятных периодов развития физических качеств за исключением скоростной и динамической силы в подготовительных группах и гибкости — в старших группах. Следует отметить, что использование комплексного концентрированного физического воспитания позволяет дошкольникам преодолеть периоды стабилизации и замедления роста во всех качествах, выявленные А.И.Кравчуком (1998). Младший школьный возраст характеризуется замедленным ростом и его отсутствием за исключением в первом классе динамической силы, гибкости, общей выносливости и силы; во втором — быстроты и силы; в третьем — ловкости, скоростной силы, гибкости и быстроты; в четвертом — динамической силы и общей выносливости (см. табл. 3).
Анализ функционально-двигательной подготовленности показал наличие высоких и умеренных темпов роста в дошкольном возрасте для развития всех способностей, что согласуется с данными А.И.Кравчука (1998), и отсутствием и замедленным ростом способностей в младшем школьном возрасте, за исключением в первом классе дифференцировки силовых напряжений, координационных способностей и выносливости дыхательной системы, во втором классе — дифференцировки пространственных параметров и в третьем — задержки дыхания на выдохе.
Таким образом, использование комплексного концентрированного физического воспитания позволяет 65-100% детей дошкольного и младшего школьного возраста достигать и превышать возрастные нормативы двигательной, физической и функци-
онально-двигательной подготовленности, качественно осваивать основные движения, а также преодолевать стабилизацию и замедление роста.
Практические рекомендации
1. В дошкольных и начальных образовательных учреждениях следует осуществлять концентрированное обучение основных движений в недельных микроциклах:, разработанных с учетом учебной программы базового дошкольного и начального школьного физического воспитания.
2. В каждом недельном микроцикле осваиваются одно или два основных движения. В содержание физкультурного занятия (урока физической культуры) в конце подготовительной части рекомендуется вводить дополнительную подвижную игру, которая включает в себя простые упражнения, изученные прежде, являющиеся подводящими к основным движениям последующего микроцикла. Подвижная игра в основной части занятия должна быть направлена на совершенствование основных движений предыдущего микроцикла. Первое физкультурное занятие (урок физической культуры) в микроцикле используется для создания представлений, изучения или закрепления основного движения. Второе — для дальнейшего изучения или закрепления, а третье и четвертое (начальная школа) — для совершенствования изученных основных движений.
3. Содержание недельных микроциклов в структуре учебного года определяется после проведения педагогических контрольных испытаний в начале и середине учебного года. При этом учитывается индивидуальный уровень двигательной, физической и функциональной подготовленности дошкольников и младших школьников, соответствие их возрастным нормативным показателям развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей.
Библиографический список
1. Кравчук, А Н, Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) Часть 1./АИ.Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998,- 102с.
2. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и до школьного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2,3. / АИ.Кравчук. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998 -136с.
3. Мухина, М.П. Влияние концентрированного обучения основным движениям на гармоничность физического состояния и здоровье дошкольников // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2003. С,75-79.
4. МухинаМ.П. Рабочая программа физической культуры для детей среднего и старшего дошкольного возраста: Научно-методическое пособие/М.П.Мухина. - Омск, СибГУФК,2004. - 129с.
МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики туризма и социально-культурного сервиса. КРАВЧУК Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики гимнастики.
Поступила в редакцию 24.05.06. © Мухина М. П., Кравчук А. И.