Научная статья на тему 'Сопряженное развитие двигательных способностей и концентрированное обучение основным движениям детей младшего дошкольного возраста'

Сопряженное развитие двигательных способностей и концентрированное обучение основным движениям детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
919
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / БАЗОВЫЕ И ПРОФИЛИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / PRESCHOOLERS / CONCENTRATED EDUCATION / ATHLETIC TRAINING / BASIC MOVEMENTS / PHYSICAL QUALITY / BASIC AND PROFILING EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Омарова Бахтыгуль Иран-гаиповна

Представлено содержание методики комплексного концентрированного обучения основным движениям детей младшего дошкольного возраста в условиях сопряженного развития физических качеств. Рассмотрены последовательность, сочетание и чередование базовых и профилирующих упражнений в структуре занятия, недели, месяца и учебного года. Определены уровни двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения основным движениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Омарова Бахтыгуль Иран-гаиповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conjugated development of locomotive abilities and concentrated education of basic motions in pre-school children

There is introduced a method of integrated education of basic motions in pre-school children for development of physical qualities. The sequence, combination and alternation of basic and profiling exercises in the structure of exercise, weeks, and months of the school year is considered. There is defined the level of motive and physical condition in children of primary school age in integrated concentrated education to the basic movements.

Текст научной работы на тему «Сопряженное развитие двигательных способностей и концентрированное обучение основным движениям детей младшего дошкольного возраста»

М. П. МУХИНА щ Б. И-Г. ОМАРОВА И

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Представлено содержание методики комплексного концентрированного обучения основным движениям детей младшего дошкольного возраста в условиях сопряженного развития физических качеств. Рассмотрены последовательность, сочетание и чередование базовых и профилирующих упражнений в структуре занятия, недели, месяца и учебного года. Определены уровни двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения основным движениям.

Ключевые слова: дошкольники, концентрированное обучение, физкультурные занятия, основные движения, физические качества, базовые и профилирующие упражнения.

Актуальность. Современная система дошкольного образования претерпевает коренные изменения, обусловленные введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009), а также принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (2013) [1, 2].

Прогрессивная идея реализации интегрированного подхода в организации образовательного процесса дошкольников, декларированная в ФГТ, приняла в настоящее время крайнюю форму:

— отказ от занятия, как формы организации образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуется «непосредственно образовательная деятельность», в основе которой решение задач не только физического воспитания, но и задач из других образовательных областей («Художественное творчество», «Музыка», «Социализация» и т.д.), что существенно снижает моторную плотность физкультурных занятий;

— преобладание сюжетно-ролевых и тематических видов организации деятельности детей, не позволяющих качественно, в соответствии с возрастом осваивать жизненно важные двигательные умения и навыки, развивать основные физические качества;

— отказ от использования в процессе физического воспитания здоровьеформирующих технологий, позволяющих в условиях образовательной организации дошкольного образования достигать и повышать возрастной уровень двигательной и физической подготовленности.

Что касается ФГОС дошкольного образования, то содержание образовательной области «Физическое развитие» минимизировано до крайней степени. Возникает вопрос: каким образом направленно развивать координацию и гибкость, ... равновесие, координацию движения, крупную и мелкую мото-

рику обеих рук посредством «... основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)» (п. 2.5) в условиях сохранения в стране негативной тенденции ухудшения состояния здоровья дошкольников? [2].

В ходе анализа научно-методической литературы и педагогической практики был выявлен ряд противоречий между:

— необходимостью своевременного формирования жизненно важных двигательных навыков детей и сохранением в стране негативной ситуации по ухудшению состояния здоровья детей;

— слабым учетом сопряженности развития физических качеств и двигательных навыков детей в реализации дифференцированного подхода на физкультурных занятиях и отсутствием научно обоснованных последовательности, сочетания и чередования видов основных движений в структуре учебного занятия, месяца и учебного года, отвечающие моментам синхронности и гетерохронности развития основных движений и физических качеств;

— необходимостью гармоничного развития детей и отсутствием научно обоснованных программ физического воспитания для детей младшего дошкольного возраста, направленных на своевременное, в соответствии с возрастом формирование жизненно важных двигательных навыков, развитие комплекса основных физических качеств с учетом интеграции с другими видами деятельности детей.

Таким образом, формирование двигательного потенциала младших дошкольников предполагает организацию на физкультурных занятиях специальных условий посредством концентрированного обучения основным движениям и сопряженного развития физических качеств [3, 4].

Проблема исследования заключается в необходимости получения новых знаний о состоянии двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста при комплексном

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Двигательная и физическая подготовленность детей контрольной и экспериментальной групп, %

№ п/п Показатели Группа

КГ, п = 21 ЭГ, п = 34

И К И К

1 Движения руками, балл 17 11 25 76

2 Движения ногами, балл 17 17 17 64

3 Ходьба, балл 29 20 17 76

4 Бег, балл 29 11 9 94

5 Равновесие, балл 57 29 0 79

6 Лазание, балл 0 11 33 76

7 Прыжки, кол-во раз 0 11 79 88

8 Метание, балл 50 80 48 100

9 Ловкость, с 14 40 40 86

10 Выносливость, кол-во раз 43 43 5 74

11 Статическая сила, с 7 14 0 86

12 Быстрота, кол-во раз 71 46 57 78

13 Скоростная сила, см 35 37 10 74

14 Динамическая сила, кол-во раз 79 57 79 93

15 Гибкость, см 57 57 0 81

Размах 0-79 11-80 0-79 64-100

Примечание. КГ и ЭГ — контрольная и экспериментальная группы. И и К — исходные и конечные данные.

концентрированном обучении основным движениям.

Целью исследования является установление влияния комплексного концентрированного обучения основным движениям детей младшего дошкольного возраста с учетом сопряженного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей на уровень их двигательной и физической подготовленности.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить уровень двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста.

2. Разработать и экспериментально обосновать методику комплексного концентрированного обучения основным движениям младших дошкольников.

Оценка двигательной (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание, прыжки, метание) и физической (ловкость, быстрота, выносливость, статическая и скоростная сила, гибкость, динамическая сила) подготовленности дошкольников проводилась по методике А. И. Кравчука (1998) [5].

Педагогический эксперимент проводился в 2010 — 2011гг. на базе двух дошкольных образовательных учреждений БДОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида» (экспериментальная группа (ЭГ), п = 34) и «Детский сад № 214 комбинированного вида» (контрольная группа (КГ), п = 21). Контрольная группа занималась по программе Е. И. Пензулаевой [6], в экспериментальной группе реализовывалась методика концентрированного

обучения основным движениям детей. Оценка эффективности использования разработанной методики проводилась по методике А. И. Кравчука [2].

Результаты исследования. Анализ двигательной и физической подготовленности младших дошкольников, проведенный до эксперимента (октябрь 2010 г.), выявил у всех детей низкий уровень в развитии пяти основных движений (за исключением равновесия (57 %) и метания (50 %) в контрольной группе и прыжков — в экспериментальной группе (79 %)) и четырех физических качествах (за исключением быстроты (57 — 71 %), динамической силы (по 79 %) и гибкости в контрольной группе (57 %)), (табл. 1).

Настораживает факт отсутствия у детей навыков ходьбы и бега, что в будущем негативно скажется на общем физическом развитии (нарушения осанки, плоскостопие и т.д.), тогда как данные навыки должны быть сформированы к 2,5-3-м годам (В. К. Баль-севич, 1988; А. И. Кравчук, 1998) [5, 7].

Достоверные различия среднегрупповых показателей контрольной и экспериментальной групп по ^критерию Стьюдента (р0<0,05 — 0,001) отмечались в четырех движениях (движения ногами, равновесие, лазание и прыжки) и двух качествах (выносливость, скоростная сила), что обусловлено разным уровнем сформированности основных движений (0,3 — 1,4 балла, VКГ=13 — 250 %, VЭГ = 5—186 %) и развития физических качеств ^КГ=6—150 %, VЭГ=16 — 82 %) (табл. 2).

Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп выявил

Среднегрупповые показатели двигательной и физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, х+а

№ п/п Показатели Исходные данные Конечные данные

КГ V, % ЭГ V, % КГ V, % ЭГ V, %

1 Движения руками, балл 0,7±1,1 157 0,5±0,8 160 1,0±1,1 110 2,0±0,9 45

р0>0,05 р0<0,001

2 Движения ногами, балл 0,3±0,7 233 0,5±0,8 160 0,7±0,6 86 1,9±1,0 53

ро<0,01 р0<0,001

3 Ходьба, балл 0,8±0,9 113 0,7±0,7 100 1,1±0,8 73 2,1±0,8 38

р0>0,05 р0<0,001

4 Бег, балл 0,6±0,8 133 0,6±0,7 117 1,1±0,7 73 2,5±0,8 32

р0>0,05 р0<0,001

5 Равновесие, балл 1,3±0,9 69 0,4±0,5 125 1,7±0,1 6 2,2±0,9 41

р0<0,001 р0<0,001

6 Лазание, балл 0,2±0,5 250 0,9±1,2 133 1,1±0,8 73 2,2±1,1 50

р0<0,001 р0<0,001

7 Прыжки, кол-во раз 1,4±1,1 79 1,4±2,6 186 1,0±1,5 150 12,0±5,2 43

р0<0,001 р0<0,001

8 Метание, балл 1,6±1,0 63 1,3±0,6 46 1,2±0,9 75 2,8±1,1 39

р0>0,05 р0<0,001

9 Ловкость, с 8,9±1,2 13 8,9±1,6 18 8,5±0,7 8 7,7±1,2 16

р0>0,05 р0<0,001

10 Выносливость, кол-во раз 1,7±1,1 65 3,3±4,1 124 3,8±3,0 79 6,1±5,0 82

р0<0,01 р0<0,01

11 Статическая сила, с 2,5±3,3 132 2,6±3,4 131 3,2±2,2 69 7,6±3,7 49

р0>0,05 р0<0,001

12 Быстрота, кол-во раз 4,9±1,8 37 4,5±2,0 44 5,1±1,4 27 6,6±2,6 39

р0>0,05 р0<0,001

13 Скоростная сила, см 51,4±20,1 39 43,3±18,0 42 67,6±12,3 18 71,5±12,5 17

р0<0,05 р0>0,05

14 Динамическая сила, кол-во раз 13,9±2,7 19 15,1±0,7 5 16,3±5,6 34 18,9±12,8 68

р0>0,05 р0>0,05

15 Гибкость, см 4,3±1,6 37 4,0±2,8 70 4,3±1,7 40 5,7±3,7 65

р0>0,05 р0<0,05

Примечание. См. табл. 1. V — коэффициент вариации.

наличие рассогласования в развитии как основных движений (шесть и семь средних (г = 0,5) взаимосвязей из 28-ми возможных (21 и 25 %)), так и физических качеств (пять и шесть средних взаимосвязей из 21-й возможной (24 — 29 %)). Наибольшее количество взаимосвязей отмечалось в контрольной группе в ходьбе, беге и равновесии (по 3), в экспериментальной группе — ходьбе и равновесии (по 3).

С учетом возрастных особенностей развития в данном возрасте, а также выявленного отставания в формировании жизненно важных двигательных навыков дошкольников контрольной и экспериментальной групп последовательность освоения

основных движений в структуре каждого месяца следующая: прыжки, равновесие, метание, лазание (табл. 3).

На первой неделе дети осваивают разновидности прыжков, направленностью является обучение отталкивающим действиям ногами.

На второй неделе дети осваивают разновидности равновесия, направленностью являются обучение статическому или динамическому равновесиям. В подвижной игре основной части закрепляются прыжки, которые дети изучали на первой неделе.

На третьей неделе дети осваивают разновидности метания, направленностью в обучении являют-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Распределение видов основных движений в неделе

Неделя Части физкультурного занятия

II III

Подвижные игры с элементами основных движений Основные движения Подвижные игры с элементами основных движений Направленность игры малой подвижности

Вид Педагогическая направленность

Равновесие Прыжки Обучение отталкивающим действиям ногами Бег, лазание на внимание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II Метание Равновесие Обучение статическому и динамическому равновесию Прыжки на координацию движений

III Лазание Метание Обучение отталкивающим действиям руками, броскам и ловле Равновесие, бег на образное мышление

IV Прыжки Лазание Обучение ловкостным, переместительным действиям, преодолению высоты Метание на внимание

Примечание. I — подготовительная часть, II — основная часть, III — заключительная часть.

ся отталкивающие действия руками, броски и ловля мячей разных размеров, платочков, воздушных шаров и т.д. В подвижной игре закрепляются разновидности равновесий второй недели.

В четвертой неделе дети осваивают разновидности лазаний, направленностью является обучение ловкостным и переместительным действиям. В подвижной игре основной части закрепляются разновидности метаний третьей недели.

На первом физкультурном занятии недели создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором — идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование.

Сочетание видов основных движений в неделе является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждой недели, в свою очередь, вариативно.

На каждом занятии в конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, включающая в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям следующей недели. Подвижная игра основной части занятия направлена на совершенствование основных движений предыдущей недели. В заключительной части занятия используется игра малой подвижности, направленная на активизацию внимания, развитие образного мышления, координации движений (табл. 3).

В первом полугодии (сентябрь-декабрь) проводятся игровые, сюжетные, тематические и физкультурно-познавательные физкультурные занятия. Первый месяц подготовки (сентябрь) направлен на обучение детей базовым и профилирующим упражнениям [5]. В последующие два месяца (октябрь — ноябрь) помимо имитационных, подготовительных и подводящих к основным движениям упражнений применяются специальные упражнения, направленные на развитие относительно отстающих физических качеств, выявленных в результате контрольных педагогических испытаний в сентябре. В ноябре — декабре применяются специальные упражнения, направленные на развитие относительно ведущих физических качеств.

Второе полугодие направлено на освоение дошкольниками объемных упражнений, а также поочередное развитие относительно отстающих (март-апрель) и относительно ведущих физических качеств (апрель — май).

Особое внимание обращается на применение педагогами во время прогулок подвижных игр на закрепление и совершенствование освоенных на занятии основных движений.

Анализ двигательной и физической подготовленности дошкольников, проведенный по окончании педагогического эксперимента, выявил, что применение в течение учебного года (9 месяцев) комплексного концентрированного обучения основным движениям в процессе физического воспитания (это физкультурное занятие, физкультурные досуги, основное содержание которых составляют основные движения, которые дети изучали на неделе) позволяет 64—100 % детей качественно осваивать (на уровне 2—3 баллов) основные движения и развивать физические качества в соответствие с возрастом (табл. 1—2). При этом в контрольной группе возрастной уровень развития основных движений и физических качеств отмечался у 11—80 % детей. Сохранение низкого уровня развития у более половины детей контрольной группы было отмечено в семи движениях (за исключением метания (80 %)) и пяти качествах (за исключением гибкости и динамической силы (по 57 %).

Достоверные различия детей контрольной и экспериментальной групп (р0<0,01 — 0,001) отмечались во всех основных движениях и пяти качествах (за исключением скоростной и динамической силы), (табл. 2). Полная и средняя однородность детских групп отмечалась в одном движении (контрольная группа — равновесие (6 %)) и двух качествах (ловкость (8 и 16 %), скоростная сила (17 и 18 %)).

Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности детей выявил в обеих группах увеличение количества взаимосвязей в развитии движений (одиннадцать и тринадцать средних взаимосвязей) и их снижение в развитии физических качеств (одна взаимосвязь в экспериментальной группе). Это свидетельствуют о консолидации в развитии основных движений детей,

а также подтверждает данные М. А. Дмитриевой и А. И. Кравчука (1998) о сенситивном периоде в их развитии на четвертом году жизни ребенка [5]. Что касается развития физических качеств, то полученные данные подтверждают эволюционную теорию развития В. К. Бальсевича, и указывают на необходимость целенаправленного развития на 4-м году жизни детей каждого физического качества в отдельности.

Таким образом, реализация комплексного концентрированного обучения основным движениям в условиях дошкольного образовательного учреждения создает благоприятные условия для достижения и превышения 64—100 % детей младшего дошкольного возраста к концу учебного года возрастных нормативов двигательной и физической подготовленности.

Выводы.

1. До эксперимента возрастные нормативы в развитии основных движений отмечались у 0 — 79 % детей младшего дошкольного возраста. Наибольшие затруднения у детей вызывало выполнение движений руками (17 — 25 %) и ногами (по 17 %), ходьбы (17 — 29 %), бега (9 — 29 %), лазания (0 — 33 %). Низкий уровень в развитии физических качеств отмечается в статической (0 — 7 %) и скоростной силе (10 — 35 %).

2. Последовательность и сочетание основных видов движений в неделе следующие: прыжки, равновесие, метание и лазание. На первом физкультурном занятии недели создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором — идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование. Сочетание видов основных движений в неделе является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждой недели вариативно. В конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, включающая в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям последующей недели.

3. Применение комплексного концентрированного обучения основным движениям создает благоприятные условия для достижения и превышения 64— 100 % детей младшего дошкольного возраста к концу учебного года возрастных нормативов развития основных движений и физических качеств.

Библиографический список

1. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ; утв. Приказом Министер-

ства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655. Сайт Министерства образования и науки РФ. — URL: http://www.edu.ru (дата обращении: 11.11.2013).

2. ФГОС дошкольного образования ; утв. Министерством образования и науки РФ 29.08.2013 г. Сайт Министерства образования и науки РФ. — URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 11.11.2013).

3. Мухина, М. П. Обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам. Инновационные подходы / М. П. Мухина // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 6. — С. 104-108.

4. Мухина, М. П. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343, - С. 184- 188.

5. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). В 2 ч. Ч. 1 / А. И. Кравчук. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 102 с.

6. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в подготовительной группе / Л. И. Пензулаева // Дошкольное воспитание. - 1988.

№ 8. - С. 27-35.

№ 9. - С. 29-35.

№ 10. - С. 39-46.

7. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. -208 с.

МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта, соискатель докторантуры.

ОМАРОВА Бахтыгуль Иран-Гаиповна, магистрант Г12Мфо кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.

© М. П. Мухина, Б. И-Г. Омарова

Книжная полка

ББК 75/Е25

Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов/ Ю. И. Евсеев. - 8-е изд., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.-444, [1] с. :а-рис. - (Высшее образование).

Представленное учебное пособие, апробированное пятью предыдущими изданиями и дополненное с учетом результатов анализа и обобщения опыта педагогов, тренеров, с учетом мнения студенческой молодежи, соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Структура пособия — модульная форма обучения. Физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.