М. П. МУХИНА щ Б. И-Г. ОМАРОВА И
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представлено содержание методики комплексного концентрированного обучения основным движениям детей младшего дошкольного возраста в условиях сопряженного развития физических качеств. Рассмотрены последовательность, сочетание и чередование базовых и профилирующих упражнений в структуре занятия, недели, месяца и учебного года. Определены уровни двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения основным движениям.
Ключевые слова: дошкольники, концентрированное обучение, физкультурные занятия, основные движения, физические качества, базовые и профилирующие упражнения.
Актуальность. Современная система дошкольного образования претерпевает коренные изменения, обусловленные введением Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009), а также принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (2013) [1, 2].
Прогрессивная идея реализации интегрированного подхода в организации образовательного процесса дошкольников, декларированная в ФГТ, приняла в настоящее время крайнюю форму:
— отказ от занятия, как формы организации образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время в дошкольных учреждениях реализуется «непосредственно образовательная деятельность», в основе которой решение задач не только физического воспитания, но и задач из других образовательных областей («Художественное творчество», «Музыка», «Социализация» и т.д.), что существенно снижает моторную плотность физкультурных занятий;
— преобладание сюжетно-ролевых и тематических видов организации деятельности детей, не позволяющих качественно, в соответствии с возрастом осваивать жизненно важные двигательные умения и навыки, развивать основные физические качества;
— отказ от использования в процессе физического воспитания здоровьеформирующих технологий, позволяющих в условиях образовательной организации дошкольного образования достигать и повышать возрастной уровень двигательной и физической подготовленности.
Что касается ФГОС дошкольного образования, то содержание образовательной области «Физическое развитие» минимизировано до крайней степени. Возникает вопрос: каким образом направленно развивать координацию и гибкость, ... равновесие, координацию движения, крупную и мелкую мото-
рику обеих рук посредством «... основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)» (п. 2.5) в условиях сохранения в стране негативной тенденции ухудшения состояния здоровья дошкольников? [2].
В ходе анализа научно-методической литературы и педагогической практики был выявлен ряд противоречий между:
— необходимостью своевременного формирования жизненно важных двигательных навыков детей и сохранением в стране негативной ситуации по ухудшению состояния здоровья детей;
— слабым учетом сопряженности развития физических качеств и двигательных навыков детей в реализации дифференцированного подхода на физкультурных занятиях и отсутствием научно обоснованных последовательности, сочетания и чередования видов основных движений в структуре учебного занятия, месяца и учебного года, отвечающие моментам синхронности и гетерохронности развития основных движений и физических качеств;
— необходимостью гармоничного развития детей и отсутствием научно обоснованных программ физического воспитания для детей младшего дошкольного возраста, направленных на своевременное, в соответствии с возрастом формирование жизненно важных двигательных навыков, развитие комплекса основных физических качеств с учетом интеграции с другими видами деятельности детей.
Таким образом, формирование двигательного потенциала младших дошкольников предполагает организацию на физкультурных занятиях специальных условий посредством концентрированного обучения основным движениям и сопряженного развития физических качеств [3, 4].
Проблема исследования заключается в необходимости получения новых знаний о состоянии двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста при комплексном
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
Двигательная и физическая подготовленность детей контрольной и экспериментальной групп, %
№ п/п Показатели Группа
КГ, п = 21 ЭГ, п = 34
И К И К
1 Движения руками, балл 17 11 25 76
2 Движения ногами, балл 17 17 17 64
3 Ходьба, балл 29 20 17 76
4 Бег, балл 29 11 9 94
5 Равновесие, балл 57 29 0 79
6 Лазание, балл 0 11 33 76
7 Прыжки, кол-во раз 0 11 79 88
8 Метание, балл 50 80 48 100
9 Ловкость, с 14 40 40 86
10 Выносливость, кол-во раз 43 43 5 74
11 Статическая сила, с 7 14 0 86
12 Быстрота, кол-во раз 71 46 57 78
13 Скоростная сила, см 35 37 10 74
14 Динамическая сила, кол-во раз 79 57 79 93
15 Гибкость, см 57 57 0 81
Размах 0-79 11-80 0-79 64-100
Примечание. КГ и ЭГ — контрольная и экспериментальная группы. И и К — исходные и конечные данные.
концентрированном обучении основным движениям.
Целью исследования является установление влияния комплексного концентрированного обучения основным движениям детей младшего дошкольного возраста с учетом сопряженного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей на уровень их двигательной и физической подготовленности.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить уровень двигательной и физической подготовленности детей младшего дошкольного возраста.
2. Разработать и экспериментально обосновать методику комплексного концентрированного обучения основным движениям младших дошкольников.
Оценка двигательной (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание, прыжки, метание) и физической (ловкость, быстрота, выносливость, статическая и скоростная сила, гибкость, динамическая сила) подготовленности дошкольников проводилась по методике А. И. Кравчука (1998) [5].
Педагогический эксперимент проводился в 2010 — 2011гг. на базе двух дошкольных образовательных учреждений БДОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида» (экспериментальная группа (ЭГ), п = 34) и «Детский сад № 214 комбинированного вида» (контрольная группа (КГ), п = 21). Контрольная группа занималась по программе Е. И. Пензулаевой [6], в экспериментальной группе реализовывалась методика концентрированного
обучения основным движениям детей. Оценка эффективности использования разработанной методики проводилась по методике А. И. Кравчука [2].
Результаты исследования. Анализ двигательной и физической подготовленности младших дошкольников, проведенный до эксперимента (октябрь 2010 г.), выявил у всех детей низкий уровень в развитии пяти основных движений (за исключением равновесия (57 %) и метания (50 %) в контрольной группе и прыжков — в экспериментальной группе (79 %)) и четырех физических качествах (за исключением быстроты (57 — 71 %), динамической силы (по 79 %) и гибкости в контрольной группе (57 %)), (табл. 1).
Настораживает факт отсутствия у детей навыков ходьбы и бега, что в будущем негативно скажется на общем физическом развитии (нарушения осанки, плоскостопие и т.д.), тогда как данные навыки должны быть сформированы к 2,5-3-м годам (В. К. Баль-севич, 1988; А. И. Кравчук, 1998) [5, 7].
Достоверные различия среднегрупповых показателей контрольной и экспериментальной групп по ^критерию Стьюдента (р0<0,05 — 0,001) отмечались в четырех движениях (движения ногами, равновесие, лазание и прыжки) и двух качествах (выносливость, скоростная сила), что обусловлено разным уровнем сформированности основных движений (0,3 — 1,4 балла, VКГ=13 — 250 %, VЭГ = 5—186 %) и развития физических качеств ^КГ=6—150 %, VЭГ=16 — 82 %) (табл. 2).
Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп выявил
Среднегрупповые показатели двигательной и физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп, х+а
№ п/п Показатели Исходные данные Конечные данные
КГ V, % ЭГ V, % КГ V, % ЭГ V, %
1 Движения руками, балл 0,7±1,1 157 0,5±0,8 160 1,0±1,1 110 2,0±0,9 45
р0>0,05 р0<0,001
2 Движения ногами, балл 0,3±0,7 233 0,5±0,8 160 0,7±0,6 86 1,9±1,0 53
ро<0,01 р0<0,001
3 Ходьба, балл 0,8±0,9 113 0,7±0,7 100 1,1±0,8 73 2,1±0,8 38
р0>0,05 р0<0,001
4 Бег, балл 0,6±0,8 133 0,6±0,7 117 1,1±0,7 73 2,5±0,8 32
р0>0,05 р0<0,001
5 Равновесие, балл 1,3±0,9 69 0,4±0,5 125 1,7±0,1 6 2,2±0,9 41
р0<0,001 р0<0,001
6 Лазание, балл 0,2±0,5 250 0,9±1,2 133 1,1±0,8 73 2,2±1,1 50
р0<0,001 р0<0,001
7 Прыжки, кол-во раз 1,4±1,1 79 1,4±2,6 186 1,0±1,5 150 12,0±5,2 43
р0<0,001 р0<0,001
8 Метание, балл 1,6±1,0 63 1,3±0,6 46 1,2±0,9 75 2,8±1,1 39
р0>0,05 р0<0,001
9 Ловкость, с 8,9±1,2 13 8,9±1,6 18 8,5±0,7 8 7,7±1,2 16
р0>0,05 р0<0,001
10 Выносливость, кол-во раз 1,7±1,1 65 3,3±4,1 124 3,8±3,0 79 6,1±5,0 82
р0<0,01 р0<0,01
11 Статическая сила, с 2,5±3,3 132 2,6±3,4 131 3,2±2,2 69 7,6±3,7 49
р0>0,05 р0<0,001
12 Быстрота, кол-во раз 4,9±1,8 37 4,5±2,0 44 5,1±1,4 27 6,6±2,6 39
р0>0,05 р0<0,001
13 Скоростная сила, см 51,4±20,1 39 43,3±18,0 42 67,6±12,3 18 71,5±12,5 17
р0<0,05 р0>0,05
14 Динамическая сила, кол-во раз 13,9±2,7 19 15,1±0,7 5 16,3±5,6 34 18,9±12,8 68
р0>0,05 р0>0,05
15 Гибкость, см 4,3±1,6 37 4,0±2,8 70 4,3±1,7 40 5,7±3,7 65
р0>0,05 р0<0,05
Примечание. См. табл. 1. V — коэффициент вариации.
наличие рассогласования в развитии как основных движений (шесть и семь средних (г = 0,5) взаимосвязей из 28-ми возможных (21 и 25 %)), так и физических качеств (пять и шесть средних взаимосвязей из 21-й возможной (24 — 29 %)). Наибольшее количество взаимосвязей отмечалось в контрольной группе в ходьбе, беге и равновесии (по 3), в экспериментальной группе — ходьбе и равновесии (по 3).
С учетом возрастных особенностей развития в данном возрасте, а также выявленного отставания в формировании жизненно важных двигательных навыков дошкольников контрольной и экспериментальной групп последовательность освоения
основных движений в структуре каждого месяца следующая: прыжки, равновесие, метание, лазание (табл. 3).
На первой неделе дети осваивают разновидности прыжков, направленностью является обучение отталкивающим действиям ногами.
На второй неделе дети осваивают разновидности равновесия, направленностью являются обучение статическому или динамическому равновесиям. В подвижной игре основной части закрепляются прыжки, которые дети изучали на первой неделе.
На третьей неделе дети осваивают разновидности метания, направленностью в обучении являют-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
Распределение видов основных движений в неделе
Неделя Части физкультурного занятия
II III
Подвижные игры с элементами основных движений Основные движения Подвижные игры с элементами основных движений Направленность игры малой подвижности
Вид Педагогическая направленность
Равновесие Прыжки Обучение отталкивающим действиям ногами Бег, лазание на внимание
II Метание Равновесие Обучение статическому и динамическому равновесию Прыжки на координацию движений
III Лазание Метание Обучение отталкивающим действиям руками, броскам и ловле Равновесие, бег на образное мышление
IV Прыжки Лазание Обучение ловкостным, переместительным действиям, преодолению высоты Метание на внимание
Примечание. I — подготовительная часть, II — основная часть, III — заключительная часть.
ся отталкивающие действия руками, броски и ловля мячей разных размеров, платочков, воздушных шаров и т.д. В подвижной игре закрепляются разновидности равновесий второй недели.
В четвертой неделе дети осваивают разновидности лазаний, направленностью является обучение ловкостным и переместительным действиям. В подвижной игре основной части закрепляются разновидности метаний третьей недели.
На первом физкультурном занятии недели создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором — идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование.
Сочетание видов основных движений в неделе является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждой недели, в свою очередь, вариативно.
На каждом занятии в конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, включающая в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям следующей недели. Подвижная игра основной части занятия направлена на совершенствование основных движений предыдущей недели. В заключительной части занятия используется игра малой подвижности, направленная на активизацию внимания, развитие образного мышления, координации движений (табл. 3).
В первом полугодии (сентябрь-декабрь) проводятся игровые, сюжетные, тематические и физкультурно-познавательные физкультурные занятия. Первый месяц подготовки (сентябрь) направлен на обучение детей базовым и профилирующим упражнениям [5]. В последующие два месяца (октябрь — ноябрь) помимо имитационных, подготовительных и подводящих к основным движениям упражнений применяются специальные упражнения, направленные на развитие относительно отстающих физических качеств, выявленных в результате контрольных педагогических испытаний в сентябре. В ноябре — декабре применяются специальные упражнения, направленные на развитие относительно ведущих физических качеств.
Второе полугодие направлено на освоение дошкольниками объемных упражнений, а также поочередное развитие относительно отстающих (март-апрель) и относительно ведущих физических качеств (апрель — май).
Особое внимание обращается на применение педагогами во время прогулок подвижных игр на закрепление и совершенствование освоенных на занятии основных движений.
Анализ двигательной и физической подготовленности дошкольников, проведенный по окончании педагогического эксперимента, выявил, что применение в течение учебного года (9 месяцев) комплексного концентрированного обучения основным движениям в процессе физического воспитания (это физкультурное занятие, физкультурные досуги, основное содержание которых составляют основные движения, которые дети изучали на неделе) позволяет 64—100 % детей качественно осваивать (на уровне 2—3 баллов) основные движения и развивать физические качества в соответствие с возрастом (табл. 1—2). При этом в контрольной группе возрастной уровень развития основных движений и физических качеств отмечался у 11—80 % детей. Сохранение низкого уровня развития у более половины детей контрольной группы было отмечено в семи движениях (за исключением метания (80 %)) и пяти качествах (за исключением гибкости и динамической силы (по 57 %).
Достоверные различия детей контрольной и экспериментальной групп (р0<0,01 — 0,001) отмечались во всех основных движениях и пяти качествах (за исключением скоростной и динамической силы), (табл. 2). Полная и средняя однородность детских групп отмечалась в одном движении (контрольная группа — равновесие (6 %)) и двух качествах (ловкость (8 и 16 %), скоростная сила (17 и 18 %)).
Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности детей выявил в обеих группах увеличение количества взаимосвязей в развитии движений (одиннадцать и тринадцать средних взаимосвязей) и их снижение в развитии физических качеств (одна взаимосвязь в экспериментальной группе). Это свидетельствуют о консолидации в развитии основных движений детей,
а также подтверждает данные М. А. Дмитриевой и А. И. Кравчука (1998) о сенситивном периоде в их развитии на четвертом году жизни ребенка [5]. Что касается развития физических качеств, то полученные данные подтверждают эволюционную теорию развития В. К. Бальсевича, и указывают на необходимость целенаправленного развития на 4-м году жизни детей каждого физического качества в отдельности.
Таким образом, реализация комплексного концентрированного обучения основным движениям в условиях дошкольного образовательного учреждения создает благоприятные условия для достижения и превышения 64—100 % детей младшего дошкольного возраста к концу учебного года возрастных нормативов двигательной и физической подготовленности.
Выводы.
1. До эксперимента возрастные нормативы в развитии основных движений отмечались у 0 — 79 % детей младшего дошкольного возраста. Наибольшие затруднения у детей вызывало выполнение движений руками (17 — 25 %) и ногами (по 17 %), ходьбы (17 — 29 %), бега (9 — 29 %), лазания (0 — 33 %). Низкий уровень в развитии физических качеств отмечается в статической (0 — 7 %) и скоростной силе (10 — 35 %).
2. Последовательность и сочетание основных видов движений в неделе следующие: прыжки, равновесие, метание и лазание. На первом физкультурном занятии недели создается представление об основном движении, оно изучается или закрепляется. На втором — идет дальнейшее изучение или закрепление двигательного навыка, а на третьем — продолжается его совершенствование. Сочетание видов основных движений в неделе является стабильным и повторяется каждый месяц. Содержание каждой недели вариативно. В конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, включающая в себя простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям последующей недели.
3. Применение комплексного концентрированного обучения основным движениям создает благоприятные условия для достижения и превышения 64— 100 % детей младшего дошкольного возраста к концу учебного года возрастных нормативов развития основных движений и физических качеств.
Библиографический список
1. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ; утв. Приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655. Сайт Министерства образования и науки РФ. — URL: http://www.edu.ru (дата обращении: 11.11.2013).
2. ФГОС дошкольного образования ; утв. Министерством образования и науки РФ 29.08.2013 г. Сайт Министерства образования и науки РФ. — URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 11.11.2013).
3. Мухина, М. П. Обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам. Инновационные подходы / М. П. Мухина // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 6. — С. 104-108.
4. Мухина, М. П. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 343, - С. 184- 188.
5. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). В 2 ч. Ч. 1 / А. И. Кравчук. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. - 102 с.
6. Пензулаева, Л. И. Физкультурные занятия в подготовительной группе / Л. И. Пензулаева // Дошкольное воспитание. - 1988.
№ 8. - С. 27-35.
№ 9. - С. 29-35.
№ 10. - С. 39-46.
7. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. - М. : Физкультура и спорт, 1988. -208 с.
МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта, соискатель докторантуры.
ОМАРОВА Бахтыгуль Иран-Гаиповна, магистрант Г12Мфо кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.
© М. П. Мухина, Б. И-Г. Омарова
Книжная полка
ББК 75/Е25
Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов/ Ю. И. Евсеев. - 8-е изд., испр. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.-444, [1] с. :а-рис. - (Высшее образование).
Представленное учебное пособие, апробированное пятью предыдущими изданиями и дополненное с учетом результатов анализа и обобщения опыта педагогов, тренеров, с учетом мнения студенческой молодежи, соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Структура пособия — модульная форма обучения. Физическая культура, спорт и туризм рассматриваются как основной компонент подготовки высококвалифицированных специалистов. Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ