Э.А. Фактор, В.И. Журавков ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. -СПб. : [б.и.], 1997. - 31 с.
7. Фактор, Э.А. Перекисное окисление при физических нагрузках и его коррекция экзогенными антиоксидантами с целью повышения физической работоспособности спортсмена : дис. ... д-ра биол. наук / Фактор Э.А. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1995. - 338 с.
КОМПЛЕКСНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Анатолий Иосифович Кравчук, доктор педагогических наук, профессор,
Маргарита Петровна Мухина, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), г. Омск
Аннотация
В статье рассматривается система управления повышением квалификации педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений на основе реализации компонентов технологии физического воспитания.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательный процесс.
COMPLEX SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL APPROACH TO THE INCREASE OF TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCE IN SPHERE OF
PHYSICAL EDUCATION
Anatoly Iosifovich Kravchuk, the doctor of pedagogical sciences, the professor, Margarita Petrovna Muhina, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Siberian state university of physical training and sports
Omsk
Abstract
The system of management in teachers' qualification increase is discussed in the article. The teachers work at the preschool and school educational establishments. The system is based on the realization of components physical education technology.
Key words: professional competence, educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1]. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
В качестве приоритетов образовательной политики определяются следующие направления:
• обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования;
• формирование эффективных экономических отношений в образовании;
• создание условий для повышения качества профессионального образования.
Реализация последнего направления в области физического воспитания детей
дошкольного и младшего школьного возраста предполагает модернизацию дополнительного профессионального образования, в частности системы повышения квалификации педагогов, как преподавателей физической культуры, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, так и учителей начальных классов и обусловлена сложившейся в настоящее время проблемной ситуацией, для которой характерно:
• сохранение тревожной тенденции прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей, когда лишь 10-15% детей России могут быть отнесены к группе практически здоровых и не имеющих отклонений в функционировании жизненно важных систем организма, в том числе обусловленных напряженной учебной деятельностью;
• недостаточная эффективность системы физического воспитания, сложившаяся в образовательных учреждениях, вследствие реализации на местах устаревших методик либо увлечения авторскими программами, носящими, как правило, однонаправленный и односторонний характер педагогических воздействий;
• отсутствие преемственности между дошкольным и начальным физкультурным образованием;
• необходимость повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания.
Создание системы непрерывного повышения квалификации «ВУЗ - городское методическое объединение - педагог образовательного учреждения» позволит педаго-гам-практикам своевременно осваивать научно-обоснованные педагогические технологии физического воспитания, в основе которых лежит научное проектирование, а образовательные цели задаются однозначно, при этом сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
В 2006г. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (г.Омск) на базе работы городской экспериментальной площадки по теме «Технология физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» (научный руководитель - к.п.н., доцент М.П.Мухина, научный консультант - д.п.н., профессор А.И.Кравчук, 2004-2010г.г.) инициировал создание выше указанной системы непрерывного повышения квалификации педагогов в творческом сотрудничестве с МОУ Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» и образовательными учреждениями дошкольного и начального школьного образования.
Проблема исследования экспериментальной площадки была обусловлена сложившейся ситуацией, характерной, как для омского региона, так и других регионов России, а именно:
• отсутствие единого четко регламентированного процесса обучения в дошкольном физическом воспитании и начальном физкультурном образовании в школе;
• распределение учебного материала, не отвечающее моментам гетерохрон-ности развития двигательных навыков и физических качеств, формирования функционально-двигательных способностей детей, их психических свойств и качеств, исследовательского поведения;
• слабый учет сопряженности развития качеств, способностей и навыков, текущей и итоговой коррекции уровня двигательной, физической и функциональнодвигательной подготовленности детей на основе структуры учебного года; формирования интереса к занятиям физической культурой, повышения двигательной активности детей; развития их умственных способностей и исследовательского поведения.
Первоначально (2004 г.) в состав городской экспериментальной площадки входили четыре образовательных учреждения (МОУ «Детский сад №375 комбинированного вида», МОУ НШДС №7 и 214, МОУ «Лицей №66»), в 2007г. присоединилось еще одно дошкольное образовательное учреждение (МОУ «Детский сад №344»).
В период с 2004г. по 2007г. в эксперименте приняли участие 1430 детей дошкольного и младшего школьного возраста, из них в экспериментальные группы входили 778 дошкольников и 331 младших школьников, в контрольные - 245 и 76 соответственно.
Основу педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста составляла комплексная интегративная система, включающая управление видами подготовки (двигательная, физическая, функционально-двигательная, психологическая и исследовательская) и контроль за развитием,
подготовленностью детей (оперативный, промежуточный и итоговый) [5]. Содержание интегративной системы составляло комплексное концентрированное физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [4].
Анализ эффективности педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста включал определение: состояния здоровья; физического развития; уровня тревожности; двигательной; физической и функционально-двигательной подготовленности.
РЕЗУЛЬТАТЫ
К результатам работы городской экспериментальной площадки следует отнести:
• некоторое увеличение числа детей, отнесенных к первой группе здоровья -с 30-32% дошкольников и 5-35% младших школьников к концу 2004-2005 учебного года до 38-50% дошкольников и 8-24% младших школьников к концу 2006-2007 учебного года;
• снижение уровня тревожности в экспериментальных детских группах на 19,6-24% против 5,9% - в контрольных группах; достижение адекватной самооценки 59% детей экспериментальных групп против 35% детей контрольных;
• достижение и превышение возрастных нормативов ручной динамометрии более 70% детей экспериментальных групп против 24-61% детей контрольных групп дошкольного и младшего школьного возраста;
• достижение и превышение к концу каждого учебного года нормативных уровней двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности 74-100% детей экспериментальных групп против 0-83% детей контрольных групп дошкольного и младшего школьного возраста;
• создание системы непрерывного повышения квалификации на основе постоянно действующих творческих групп позволяет педагогам-практикам без отрыва от работы осваивать современные методики физического воспитания и оздоровления детей, знакомиться с передовым педагогическим опытом, совершенствовать профессиональные знания, умения и навыки;
• повышение самооценки педагогами собственной профессиональной деятельности (1 место инструктора физической культуры МОУ «Детский сад №375 комбинированного вида» С.В. Бакшеевой на городском конкурсе профессионального мастерства «Педагог года - 2006»; участие педагогов-практиков в работе вузовских и всероссийских научно-практических конференций; увеличение количества педагогов, получивших впервые первую и высшую категории на 31 и 12%).
Творческое сотрудничество с МОУ ЦТР ГО «Перспектива» с 2006г. позволило значительно расширить состав участников экспериментальной площадки за счет реализации совместной программы «Методическое сопровождение педагога по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста здорового образа жизни» (2006-2010г.г.), а также организации при методических объединениях творческих групп педагогов дошкольного и начального образования. Целью работы являлось овладение педагогами системой знаний по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста здорового образа жизни за счет создания новых представлений о процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: новых знаний о процессе обучения; особенностях развития физических качеств; формирования двигательных навыков и функционально-двигательных способностей; развития исследовательского поведения, психофункциональной устойчивости в детской деятельности.
К итогам совместной работы коллектива экспериментальной площадки и педа-гогов-практиков следует отнести проведение межрегиональной научно-практической конференции «Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирование здорового образа жизни дошкольников и младших школьников», кото-
рая состоялась в г. Омске, в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта 18-19 апреля 2007г.
В работе конференции приняли участие 81 человек (из них 6 - иногородние). Это ученые-педагоги, специалисты-практики, докторанты, аспиранты, магистранты г.г. Биробиджана, Омска, Кемерово, Новосибирска, Красноярска, Павлодара Респуб-лии Казахстан. В соответствии с программой конференции, сформулированной ее оргкомитетом, работа конференции охватывала три направления: «Инновационные технологии физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста», «Управление образовательным процессом в дошкольном учреждении и начальной школе», «Психолого-педагогические аспекты формирования здоровья дошкольников и младших школьников». С докладами выступили 44 участника, из них пять - на пленарном заседании. По итогам конференции опубликован сборник материалов, куда вошли 65 статей ученых и практиков из различных регионов Сибири и Казахстана.
С 2007г., в связи с неоднократными обращениями педагогов области, сотрудничество «ВУЗ - городское методическое сообщество» постепенно расширяется за счет участия ГОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». В июне 2008г. планируется проведение научно-практической конференции «Профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы», где вопросам здоровьесберегающей педагогики будет посвящена работа секции.
ВЫВОД
Комплексное научное и методическое обновление содержания образовательного процесса по физическому воспитанию в соответствии с требованиями современной жизни позволяет гарантированно достигать и превышать детям дошкольного и младшего школьного возраста возрастные нормативы двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности, а также совершенствовать уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного и начального школьного образования в области физического воспитания и оздоровления детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (Утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005г., №803).
2. Мухина, М.П. Рабочая программа физической культуры для детей среднего и старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / М.П.Мухина. -Омск: Изд-во СибГУФК, 2004. - 120с.
3. Мухина, М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М.П.Мухина, А.И.Кравчук // Омский научный вестник. - №5 (39) август, 2006. - С. 244-249.
4. Мухина, М.П. Комплексное концентрированное физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.П.Мухина / Образовательная направленность процесса физического воспитания и формирование здорового образа жизни дошкольников и младших школьников: Материалы межрегиональной научнопрактической конференции. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2007. - С. 72-74.