УДК. 373.203.71
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
М. П. Мухина, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск. Контактная информация для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144, e-mail: [email protected]
Современное состояние здоровья детей требует обновления подходов в реализации физического воспитания, что возможно при учёте современных данных относительно развития двигательных способностей.
Лонгитудинальные исследования проводились в 2003-2015 гг. на базе образовательных учреждений г. Омска в условиях комплексного физического воспитания. В исследовании приняли участие 248 детей 4-11 лет. Педагогическое тестирование проводилось по методикам А.И. Кравчука и В.И. Ляха, Г.Б. Мейк-сона, Л.Б. Кофмана. Определение этапов формирования двигательных способностей проводилось на основе: сравнительного анализа двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей, учёта сенситивных периодов их развития, а также достоверных корреляционных связей, имевших место внутри и между видами подготовки.
Развитие двигательных способностей детей характеризуется следующими этапами:
5-й год жизни - формирование в соответствии с возрастом за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;
6-7-й годы жизни - совершенствование за счёт сохранения оптимизации развития, а также опережающего развития отдельных из них независимо от пола;
8-й год жизни - формирование за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;
9-й год жизни - формирование двигательных навыков за счёт накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - опти-
мизация, у девочек - опережающее развитие;
10-й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и оптимизации в развитии функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - опережающее развитие, у девочек - оптимизация;
11-й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек - опережающее развитие.
Ключевые слова: дошкольники, младшие школьники, двигательные способности, физическое воспитание, оптимизация, опережающее развитие, накопление резервных возможностей.
Актуальность. Современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста, низкий уровень физической подготовленности у более половины из них [12] требуют обновления подходов в реализации как организованного физического воспитания, так и тренировочного процесса. Это возможно при учёте современных данных относительно развития двигательных способностей ребёнка.
Анализ научной и методической литературы по вопросу развития двигательных способностей детей выявил, что подавляющее большинство исследований представлены данными срезовых исследований развития либо отдельных двигательных способностей, либо их группы в специально организованных условиях, как
правило, с однонаправленным воздействием.
Таким образом, проблема исследования состоит в недостатке знаний об особенностях формирования с возрастом двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания.
Целью исследования является определение возрастных периодов формирования двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания.
Организация исследования. Лонгитудиналь-ные исследования проводились в период с 2003 г. по 2015 г. на базе образовательных учреждений г. Омска (МОУ «Начальная школа - детский сад № 7» (БДОУ «Детский сад № 7 комбинированного вида»), МОУ «Начальная школа - детский сад № 214» (БДОУ «Детский сад № 214 комбинированного вида»), БДОУ «Детский сад № 344 комбинированного вида», БДОУ «Детский сад № 375 комбинированного вида»), БОУ «Лицей № 66» в условиях комплексного физического воспитания.
В исследовании приняли участие 248 детей 4-11 лет, из них 155 дошкольников (77 мальчиков и 78 девочек) среднего и старшего дошкольного возраста, распределенные в шесть групп, и 93 младших школьника (45 мальчиков и 48 девочек), распределённые в три группы (табл. 1).
В основе комплексного физического воспитания лежало концентрированное обучение детей двигательным действиям с учётом сопряжённого развития физических качеств и функционально-двигательных способностей. Концентрированное обучение реализо-вывалось в условиях применения технологического и системно-технологического подходов. Планирование образовательного процесса по физической культуре в дошкольных учреждениях и начальной школе предполагало учёт предметных занятий (уроков), тематических мероприятий разной направленности и режимных моментов.
Педагогические контрольные испытания проводились по методикам А.И. Кравчука (1998) [2, с. 48-54] и В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона, Л.Б. Кофмана (1995) [1, с. 5-7] и включали оценку:
- по восьми тестам двигательной подготовленности: движения руками (балл), движения ногами (балл), ходьба (балл), бег (балл), равновесие (с), прыжки (см), метание (балл), лазание (балл);
- семи тестам физической подготовленности у дошкольников: выносливость (кол-во раз за 30 с), ловкость (с), быстрота (кол-во раз за 5 с), скоростная сила (см), динамическая сила (кол-во раз), статическая сила (с), гибкость (см) и девяти тестам у младших школьников: те же и общая выносливость (м), силовая выносливость (кол-во раз);
- четырем тестам функционально-двигательной подготовленности: дифференцировка силовых напряжений (кг), дифференцировка пространственных параметров (см), ориентационная способность (с) и коорди-
нация движений рук и ног (град).
Определение этапов формирования двигательных способностей проводилось на основе [13]:
- сравнительного анализа двигательной, физической и функционально-двигательной подготовленности детей (учитывалось количество детей, имевших по окончании учебного года нормативный уровень развития двигательных способностей, соответствующий возрасту);
- учёта сенситивных периодов развития двигательных действий, физических качеств и функционально-двигательных способностей;
- учёта достоверных корреляционных связей с высоким коэффициентом корреляции (г > 0,7), имевших место как внутри вида подготовки (между показателями двигательной, физической или функционально-двигательной подготовленности), так и между видами подготовки (между всеми показателями).
Учитывались только те двигательные способности, которые совпадали в четырех группах дошкольников из шести и двух группах младших школьников из трёх.
Результаты исследования. В условиях комплексного физического воспитания к окончанию учебного года качественное освоение двигательных действий отмечалось у около 80 % детей дошкольного и младшего школьного возраста и его сохранение на начало следующего года - у более половины из них.
Независимо от пола сенситивными периодами в развитии двигательных способностей являются 5-й и 8-й годы жизни.
В развитии двигательных способностей детей в условиях комплексного физического воспитания после достижения нормативного уровня развития и его совершенствования отмечаются этапы:
- оптимизация в развитии двигательной способности - совпадение высокого уровня развития двигательной способности с её сенситивным периодом;
- резервное развитие двигательной способности -увеличение во времени периода умеренного или ускоренного роста двигательной способности в сравнении с возрастными особенностями её развития, либо сохранение на начало учебного года возрастного уровня в развитии двигательной способности у более половины детей [2, с. 13];
- опережающее развитие двигательной способности - несмотря на замедленное развитие двигательной способности, в определённом возрасте отмечается её рост.
К закономерностям формирования двигательных навыков детей, выявленным в ходе анализа результатов исследования, относятся (табл. 2):
- в дошкольном возрасте оптимизация в развитии на 5-м году жизни мальчиков и девочек сменяется на 6-м и 7-м году жизни опережающим развитием: у девочек независимо друг от друга на основе индивидуально-дифференцированного развития, у мальчиков - поэтапно: на 5-м и 6-м году жизни независимо друг от друга, на 7-м году - сопряжённо;
Таблица 1
Особенности комплексного физического воспитания
Годы Направленность Образовательные учреждения
Физическое воспитание дошкольников
2004-2007 Программа комплексного концентрированного обучения основным движениям [5] МДОУ (БОУ) г. Омска «Детский сад №375 комбинированного вида», МДОУ (БОУ) г. Омска «Детский сад №344 комбинированного вида»
2005-2008 Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания технологический подход) [12]
2006-2009 Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно- технологический подход) [8] (2009-2012 гг. - основное содержание - базовые элементы лыжной подготовки (А.Г. Шабалина, 2014) [7]
2007-2010
2008-2011
2009-2012
Физическое воспитание школьников
2004-2008 Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть (30%) - спортивное ориентирование (Е.В. Штыкова, 2006) МОУ «Начальная школя - детский сад №7» г. Омска МОУ «Начальная школа - детский сад №214» г. Омска
2005-2009 Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть (30%) - базовые элементы туристского многоборья (Н.Ю. Ломовцева, 2009) [10]
2006-2010 Программа комплексного концентрированного физического воспитания (в основе реализации программного содержания системно-технологический подход, вариативная часть 30% - базовые элементы волейбола)
- в младшем школьном возрасте оптимизация в развитии на 8-м году жизни сменяется развитием резервных возможностей в последующие три года (9-11-й годы жизни) у мальчиков и девочек независимо от пола.
Развитие физических качеств характеризуется гете-рохронностью и поэтапностью (табл. 2):
- в дошкольном возрасте оптимизация в развитии на 5-м году жизни сменяется в последующие два года (6-й и 7-й годы жизни) опережающим развитием с накоплением резервных возможностей в отдельных физических качествах у мальчиков и девочек независимо от пола;
- в младшем школьном возрасте оптимизация в развитии на 8-м году жизни сменяется на 9-м году жизни опережающим развитием одних физических качеств и сохранением оптимизации в развитии других, на 10-м году жизни сохранение опережающего развития и проявление оптимизации на 11-м году жизни.
В развитии функционально-двигательных способностей детей отмечается два сенситивных периода - 8-й и 10-й годы жизни, в связи с чем отмечается (табл. 2):
- в дошкольном возрасте оптимизация в развитии на 5-м году жизни, которая сменяется развитием резервных возможностей на 6-м году жизни и оптимизацией в развитии на 7-м году жизни у мальчиков и девочек, независимо от пола;
- в младшем школьном возрасте оптимизация на
8-м году жизни сменяется опережающим развитием на
9-м и 11-м году жизни. На 10-м году жизни у более 80% мальчиков и девочек отмечается сохранение и превышение возрастного уровня развития функционально-двигательных способностей, достигнутого к 9-му году жизни. При этом резкого скачка, обусловленного сенситивным периодом развития, отмечено не было, что создало условия для их совершенствования в неблагоприятный период.
Заключение. В период с 5-го по 11-й год жизни развитие двигательных способностей (двигательных навыков, физических качеств, функционально-двигательных способностей) детей в условиях комплексного физического воспитания характеризуется следующими этапами (табл. 3:)
5-й год жизни - формирование двигательных способностей в соответствии с возрастом за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;
6-7-й годы жизни - совершенствование двигательных способностей за счёт сохранения оптимизации в развитии, а также опережающего развития отдельных из них независимо от пола;
8-й год жизни - формирование двигательных способностей за счёт оптимизации в развитии независимо от пола;
9-й год жизни - формирование двигательных навы-
00
Таблица 2
Этапы развития двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного физического воспитания
Оптимизация в развитии Опережающее развитие Развитие резервных возможностей
двигательные навыки функционально-двигательные способности физические качества двигательные навыки функционально-двигательные способности физические качества двигательные навыки функционально-двигательные способности физические качества
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
5 лет
мал П,ДН,Л, М,ДР ОС, КС, ДПП СкС, Л к, ДС, СтС, Бс, Г Х,Р - - - - -
дев П,ДН,Л, М,ДР ОС, КС СкС,Лк, ДС, СтС, Бс, Г Х,Р ДПП - - - -
6 лет
мал Б, Р - Лк, В, СкС, ДС ДР,ДН,П, м, х,л - СтС, Бс, ДС, В - ОС, КС СкС, ДС
дев Б, Р - Лк, В ДР,ДН,П, м, х,л - СтС, Бс, ДС, СкС - ОС, КС В
7 лет
мал - ОС, КС, ДСН, ДПП - ДР, ДН, Б, Л, П,Р - Лк, Бс, СкС, ДС, Г, СтС - - -
дев - ОС, КС, ДСН, ДПП - ДР, ДН, Б, Л, П,Р - Лк, Бс, СкС.ДСГ - - СтС
8 лет
мал п,х,дн,л,м, ДР. Б ДСН, ДПП СкС, Лк, ДС, СкВ, В, Г, ОбВ - - - - - -
дев П,Х,ДН,Л, М,ДР ДСН, ДПП СкС,Лк, ДС, СкВ, СВ, Бс - - Г - - -
9 лет
мал П, X, ДР, Б - Г, СкВ, СтС - ДСН, ДПП Бс, СкС, ДС,Л к, СВ.ОбВ ДР, ДН, X, Б, Р, Л,П,М - -
дев п,х - Г, СкВ, ОбВ, СВ - ДСН, ДПП Бс, СкС, ДС ДР, ДН, X, Б, Р, Л,П,М - -
1 2 3 4 5 б 7 8 9 10
10 лет
мал Р, Б - Бс - СкС, ДС, Лк, СВ, СкВ, ОбВ, ДР,ДН,Х, Б, Р, Л,П,М - ОбВ
дев Р - Бс - СкС, ДС, Лк, СВ, СкВ, ОбВ, СтС ДР,ДН,Х, Б, Р, Л, П,М - СтС
11-12 лет
мал Р - СкС, Лк, СВ, ДС, СтС, ОбВ, СкВ, Г - ДПП - ДР,ДН,Х, Б, Р, Л, П,М - -
дев Р - СкС.Лк, СВ, ДС, СтС, ОбВ, СкВ, Г - ДПП Лк ДР,ДН,Х, Б, Р, Л, П,М - -
И ■ч
Примечание. Двигательные навыки: ДР и ДН - движения руками и ногами, X - ходьба, Б - бег, П - прыжки, Р - равновесие, Л - лазанье, М - метание. Физические качества: Лк - ловкость, Бс - быстрота, СтС - статическая сила, В - выносливость, ОбВ - общая выносливость, СкС - скоростная сила, ДС - динамическая сила, Г - гибкость, СВ - силовая выносливость. Функционально-двигательные способности: ДСН - дифференцировка силовых напряжений, ДПП- дифференцировка пространственных параметров, ОС - ориентационная способность, КС - координация движений рук и ног.
Таблица 3
Особенности развития двигательных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста
Двигательные способности Пол Возраст, лет
5 6 7 8 9 10 11-12
Двигательные навыки мал оптимизация, независимо друг от друга оптимизация, сопряженно оптимизация накопление резервных возможностей, независимо друг от друга
мал/ дев ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СТАНОВЛЕНИЕ
дев оптимизация, независимо друг от друга оптимизация и опережающее развитие оптимизация накопление резервных возможностей, независимо друг от друга
Функционально-двигательные способности мал оптимизация накопление резервных возможностей оптимизация накопление резервных возможностей
мал/ дев ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
дев оптимизация накопление резервных возможностей оптимизация накопление резервных возможностей
Физические качества мал оптимизация опережающее развитие и накопление резервных возможностей оптимизация опережающее развитие оптимизация
мал/ дев РАЗВИТИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
дев оптимизация опережающее развитие и накопление резервных возможностей оптимизация опережающее развитие оптими-зция
ков за счёт накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек -опережающее развитие;
10-й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и оптимизации в развитии функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - опережающее развитие, у девочек - оптимизация;
11-й год жизни - становление двигательных навыков за счёт продолжающегося накопления резервных возможностей и опережающего развития функционально-двигательных способностей независимо от пола; в развитии физических качеств у мальчиков - оптимизация, у девочек - опережающее развитие.
С учетом выше изложенного можно констатировать, что реализация комплексного физического воспитания по истечении двух лет позволяет сформировать фундамент для освоения детьми сложных по структуре двигательных действий с высоким уровнем координации, что, в свою очередь, создаёт условия для привлечения детей к активным занятиям физкультурно-спортивной направленности, а также для предварительного спортивного отбора.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Комплексная программа физического воспитания: Программа для учащихся 1-11 классов / под ред. В. И. Ляха, А. А. Зданевича. - М.: Просвещение, 2006. - 127 с.
2. Кравчук А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). Часть 2, 3. А. И. Кравчук. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. -136 с.
3. Мухина М. П. Закономерности формирования двигательных способностей младших школьников в условиях комплексного физического воспитания / М. П. Мухина // Международный научно-исследовательский журнал. - № 7(49). - 2016. - С. 46-49.
4. Мухина М.П. К вопросу о необходимости совершенствования учебной программы предмета «Физическая культура» начального общего образования / М. П. Мухина. - Научные труды: ежегодник. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 244-250.
5. Мухина М.П. Концентрированное обучение основным движениям в развитии детей дошкольного возраста: учебное пособие / М. П. Мухина, А. И. Кравчук. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2006. - 60 с.
6. Мухина М. П. Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в детском саду / М. П. Мухина, О. Б. Вишнякова, М. Ю. Петрова // Дошкольное воспитание. - № 7. - 2013. - С. 58-71.
7. Мухина М. П. Концентрированное обучение старших дошкольников элементам классического лыжного хода / М. П. Мухина, А. Г. Шабалина // Омский научный вестник. - № 1 (125). - 2014. - С. 178-184.
8. Мухина М.П. Обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам. Инновационные подходы / М. П. Мухина // Дошкольное воспитание. - № 6. - 2011. - С. 104-108.
9. Мухина, М.П. Спортивно-ориентированное физическое воспитание младших школьников на основе использования базовых элементов волейбола / М. П. Мухина, Л. Н. Данилова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы респ. науч.-практ. конф. - Караганда : Изд-во КарГУ, 2012. -С. 73-80.
10. Мухина М. П. Спортивно-ориентированное физическое воспитание на основе использования элементов туристского многоборья в начальном физкультурном образовании / М. П. Мухина, Н. Ю. Ломовце-ва // Омский научный вестник. - № 6 (82). - 2009. - С. 169-173.
11. Мухина М. П. Становление моторного потенциала
дошкольников в условиях использования педагогической технологии и организации педагогической системы физического воспитания / М. П. Мухина // Физическая культура, спорт - наука и практика. -№ 4. - 2011. - С. 26-33.
12. Мухина М.П. Физическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Омский научный вестник. - №5 (39). - 2006. - 300с. - С. 244-249.
13. Мухина М. П. Формирование двигательных способностей дошкольников / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. -№ 3. - 2015. - С. 62-65.
14. Сайт Союза педиатров России. - 1Ж1-: http://www. pediatr-russia.ru (дата обращения 19. 04. 2017 г.).
FORMATION OF MOTOR ABILITIES OF PRESCHOOL CHILDREN AND PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN IN THE COMPLEX PHYSICAL EDUCATION
М. Mukhina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Siberian State University of Physical Education and Sports, Omsk. Contact information for correspondence: 644009, Omsk, Maslennikova str., 144, e-mail: [email protected].
Current state of children's health requires updating of approaches in the implementation of physical education, what can be possible with an allowance for the present data regarding development of motor abilities.
The long-term studies were conducted in 2003-2015 at the educational establishment in Omsk city within the conditions of complex physical education. 248 children at the age of 4-11 took part in the study. The pedagogical testing was conducted according to the methods of A. I. Kravchuk and V. I. Lyakha, G. B. Meixon, L. B. Kofman. The stages of the motor abilities formation were determined on the basis of: comparative analysis of motor, physical and functional-motor preparedness of children, consideration of sensitive periods of their development, as well as reliable correlation relationships, which were found inside and between types of training.
Development of children's motor abilities is characterized by the following stages:
- the fifth year of life is a formation in accordance with their age due to the optimization in the development regardless of gender;
- the sixth and the seventh years of life is a perfection due to keeping the optimization in the development, as well as the rapid growth of some of them regardless of gender;
- the eighth year of life is a formation due to the optimization in the development regardless of gender;
- the ninth year of life is a formation of motor activities due to accumulation of the reserve capacities and the rapid growth of functional-motor abilities regardless of gender; the optimization in the development of boys' physical qualities was discovered, the girls showed their rapid growth;
- the tenth year of life is a formation of motor skills due to ongoing accumulation of the reserve capacities and the optimization in the development of functional-motor abilities regardless of gender; the rapid growth in the development of boys' physical qualities was found and girls showed optimization;
- the eleventh year of life is a formation of motor skills due to ongoing accumulation of the reserve capacities and the rapid growth of functional-motor abilities regard-
less of gender; the optimization in the development of boys' physical qualities was discovered, the girls showed their rapid growth.
Keywords: preschool children; primary school age children; motor abilities; physical education; optimization; rapid growth; accumulation of reserve capacities.
References:
1. Ljaha V. I., Zdanevicha A. A. Kompleksnaja programma fizicheskogo vospitanija [Comprehensive program of physical training]. Moscow, 6 Prosveshhenie, 2006, 127 p. (in Russian)
2. Kravchuk, A. I. Fizicheskoe vospitanie detej rannego i doshkol'nogo vozrasta nauchno-metodicheskie i orga-nizacionnye osnovy garmonichnogo doshkol'nogo kom-pleksnogo fizicheskogo vospitanija [Physical training of children of early and preschool age scientific and methodical and organizational bases of harmonious preschool complex physical training]. Novosibirsk, NGPU, vol. 2, 3, 1998, 136 p. (in Russian)
3. Muhina M. P. Regularities of formation of motive abilities of younger school students in the conditions of complex physical training. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal [International research journal], no 7(49), 2016, pp. 46-49. (in Russian)
4. Muhina M. P. K voprosu o neobhodimosti sovershenst-vovanija uchebnoj programmy predmeta «Fizicheskaja kul'tura» nachal'nogo obshhego obrazovanija [To a question of need of improvement of the training program of the subject "Physical culture" of the primary general education]. Omsk, SibGUFK, 2010, pp. 244-250. (in Russian)
5. Muhina M. P., Kravchuk A. I. Koncentrirovannoe obuche-nie osnovnym dvizhenijam v razvitii detej doshkol'nogo vozrasta [The concentrated training in the main movements in development of children of preschool age]. Omsk, SibGUFK, 2006, 60 p. (in Russian)
6. Muhina M. P., Vishnjakova O. B., Petrova M. Ju. Complex and thematic planning of educational work in kindergarten Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], no 7, 2013, pp. 58-71. (in Russian)
7. Muhina M. P., Shabalina A. G. The concentrated training of the senior preschool children in elements of the classical ski course. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific bulletin], no 1 (125), 2014, pp. 178-184. (in Russian)
8. Muhina M. P. Training of preschool children in the vital movement skills. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], no 6, 2011, pp. 104-108. (in Russian)
9. Muhina M. P., Danilova L. N. The sports focused physical training of younger school students on the basis of use of basic elements of volleyball. Current problems of physical culture and sport. Proceedings of scientifically practical konfrention. Karaganda, 2012, pp. 73-80.
10. Muhina M. P., Lomovceva N. Ju. The sports focused physical training on the basis of use of elements of tourist all-round in primary sports education. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific bulletin], no 6 (82), 2009, pp. 169-173. (in Russian)
11. Muhina M. P. Formation of motor potential of preschool children in the conditions of use of pedagogical technology and the organization of pedagogical system of physical training. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], no 4, 2011, 26-33. (in Russian)
12. Muhina M. P., Kravchuk A. I. Physical training of children of preschool and younger school age in the conditions of the complex concentrated training in physical actions. Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific bulletin], no 5 (39), 2006, 300 p. 244-249. (in Russian)
13. Muhina M. P., Kravchuk A. I. Formation of motive abilities of preschool children. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], no 3, 2015, pp. 62-65. (in Russian).
14. Site of the Union of pediatricians of Russia Available at: http://www.pediatr-russia.ru (Accessed 19.04.2017).